Напоминание

Структура проведения педагогических советов в ДОУ


Автор: Панкова Наталья Сергеевна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 11 Центр развития ребенка"
Населённый пункт: город Гусев Калининградская область
Наименование материала: Педагогический совет в ДОУ
Тема: Структура проведения педагогических советов в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Система работы в подготовке и проведении педагогического

совета в ДОУ»

Педагогический

совет

в

дошкольной

организации

постоянно

действующий

коллегиальный

орган

руководства

всем

образовательным

процессом, который решает конкретные задачи ООП ДОО.

Главная цель педагогического совета - объединить усилия коллектива

дошкольного

образовательного

учреждения

для

повышения

уровня

воспитательно-образовательного

процесса,

использования

в

практике

достижений педагогической науки и передового опыта.

Кроме того, педагогический совет осуществляет сопоставительный

анализ решаемых задач в соответствии с ООП дошкольного образования.

Система работы в данном направлении позволит выявить проблемы, стоящие

перед коллективом образовательного учреждения на сегодняшний момент и

определить главные задачи: объединение усилий педагогов для улучшения

работы

ДОО

в

соответствии

с

новыми

разработками

психолого-

педагогических наук с опорой на лучший педагогический опыт; сплочение

коллектива, разъяснение каждому его роли в коллективе.

К.Ю.Белая выделяет следующие функции педагогического совета:

- определяет направления образовательной деятельности дошкольного

образовательного учреждения;

- отбирает и утверждает образовательные программы для использования в

дошкольном образовательном учреждении;

-

обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного

процесса,

планирования

образовательной

деятельности

дошкольного

образовательного учреждения;

-

рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки

кадров;

- выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;

- рассматривает вопросы организации дополнительных услуг;

- заслушивает отчёты зам. заведующего по ВМР о создании условий для

реализации образовательных программ.

Педагогические советы подразделяются на виды.

Виды педагогических советов:

установочный, или аналитическо-планирующий, проводится до начала

учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего

года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;

тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из

годовых задач педагогического коллектива;

итоговый, или итогово-организационный, проводится в конце учебного

года, на нем подводятся итоги года.

Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто

встречающаяся структура годового цикла формируется из четырех

составляющих: установочный педсовет, три тематических и еще один

итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один

раз в два месяца в соответствии с планом работы ДОУ.

При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут

охватить все проблемы ДОУ. Возникает необходимость планировать тематику

на более продолжительный период.

Педсоветы различают и по формам организации:

1. традиционный — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с

четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений

по ним; с использованием отдельных методов активизации педагогов;

2. нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры,

конференции и др.). Его подготовка требует написания сценария, разделения

участников на команды и распределения ролей.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным

применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером

содержания, деловым стилем общения администрации с педагогами.

В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельные методы

активизации педагогов: коллективный просмотр ОД и других мероприятий;

использование видеоматериалов; показ и анализ результатов

образовательного процесса деятельности дошкольников. В практике ДОУ как

при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться

следующие методы и формы активизации педагогов:

В последние время получили широкое распространение нетрадиционные

педагогические советы в форме деловой игры, конференций, круглый стол,

дискуссия, философский стол и другие.

Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета

должно стать принятие решений по совершенствованию работы

коллектива!

На заседаниях педагогического совета могут обсуждаться:

- вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми;

- использование в работе новых достижений и педагогических практик;

- имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения;

- вопросы обмена опытом, и др.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ПЕДСОВЕТА

1. Определение целей и задач.

Цель педсовета должна быть связана с годовой задачей: внедрить новые

технологии в образовательную деятельность ДОО, повысить компетентность

педагогов или совершенствовать одно из направлений деятельности

педагогического коллектива (например, работу ДОО по укреплению здоровья

воспитанников, экологическому воспитанию или взаимодействие с

родителями).

2. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.

3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу, публикаций, материалов

об успешном опыте педагогов (пособия, конспекты, проекты и другое)

4. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы

педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров

вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета

и литература по заявленной теме — за 2 месяца).

5. Разработка анкет и проведение анкетирования.

6. Посещение открытых просмотров педагогического процесса.

7. Проведение семинаров, творческих мастерских, конкурсов, смотров-

конкурсов по теме педсовета.

8. Обсуждение, обработка материалов аналитической проверки, обработка

цифрового материала силами творческой группы. Подготовка вопросов для

обсуждения на педсовете.

9. Систематизация и подготовка окончательного материала (аналитическая

справка)

10. Разработка проекта анализирующего приказа по теме педсовета.

11. Подготовка проекта решения педсовета, предложение его на обсуждение.

12. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения.

ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДСОВЕТА

Как правило, заседание начинается с анализа решений предыдущего

педсовета.

Это может сделать и руководитель, и заместитель заведующего по ВМР,

старший воспитатель или секретарь педагогического совета детского

сада, и опытный педагог, которому это поручается.

Затем председатель обозначает актуальность темы педагогического

совета вообще и для данного дошкольного учреждения в частности.

Далее зачитывается повестка дня, регламент работы. Если членами

педсовета предлагаются коррективы, то данные изменения выносятся на

обсуждение педагогов. Повестка и регламент утверждаются.

Проводятся выступления и др. формы в соответствии с повесткой дня.

Каждому выступающему могут быть заданы вопросы председателем или

участниками педсовета.

Проводится обсуждение по теме педсовета.

В заключении предлагается проект анализирующего приказа, проект

решения педсовета, который обсуждается, дополняется и утверждается

голосованием.

Все пункты решения должны быть конкретными и иметь реальные сроки

выполнения.

Заключительное слово принадлежит председателю педсовета. Он ещё раз

подводит итог проделанной работы и итог проведения педсовета (оценка

его подготовки, персонального участия педагогов, др.).

Целесообразно ещё раз заострить внимание всех педагогов на

недостатках и перспективах в работе по теме педсовета, направить

коллектив на совершенствование деятельности всего учреждения.

Нацелить педагогов на тему следующего педсовета.

Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное

размещение его участников.

Например, в зависимости от цели совета педагогов их рабочие места

можно расположить следующим образом:

фронтальное расположение (председатель против присутствующих)

необходимо, когда совещание носит информативный характер;

"круглый стол" полезен при равноправном коллективном обсуждении

насущных вопросов;

"треугольник" позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить

всех в обсуждение проблемы;

работа в "малых группах", т. е. по 3—4 человека за отдельными столами

(решение педагогических ситуаций);

Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена

не позднее чем за две-три недели до проведения педагогического совета.

В методическом кабинете оформляется выставка методических пособий и

публикаций, новинок литературы по теме педсовета.

В

течение

двух

месяцев

идет

подготовка

к

педсовету,

на

это

время

рекомендуется создать рабочую группу, которая и будет осуществлять его

организацию.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДСОВЕТА

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются

обязательно. Они фиксируются в протоколах. Грамотное составление

протокола — это своего рода искусство, поэтому рекомендуется избирать

секретаря как минимум на учебный год.

Проект протокола обычно составляется накануне, во время заседания он

может корректироваться, и затем, в течение пяти дней, оформляется

надлежащим образом.

Протоколы — обязательная отчетная документация. Поэтому необходимо

стремиться к тому, чтобы секретарь четко фиксировал выступления

участников совещания, т. е. его записи должны отражать объективную

картину того, как шло обсуждение, по каким вопросам развернулась

дискуссия, каким образом педсовет пришел к тем или иным решениям. Если

участники педагогического совета выступают с докладом, отчетом,

сообщением, представленными в письменном виде, то в протоколе делается

запись: "Текст доклада (отчета, сообщения) прилагается". При принятии

решений, требующих голосования, обязательно отмечается, сколько голосов

"за", "против", "воздержались". Примерная структура ведения протокола

заседания педсовета вам дана в раздаточном материале.

Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического

совета.

Число решений педсовета зависит от повестки дня, следовательно, если в

ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из

вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут

справиться с возникшей проблемой. Формулировки решений должны быть

конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими

словами, такими, чтобы их можно было проверить.

Датой протокола является дата проведения заседания педагогического

совета.

ХОЧЕТСЯ

ОТМЕТИТЬ,

что

Педагогический

совет – это собрание

педагогов,

которые

действительно

советуются,

а

не

«заседают».

Мы

стараемся

строить

заседания

таким

образом,

чтобы

совет

приносил

профессиональное

удовлетворение,

новые

знания

и

умения,

уверенность,

желание осуществлять намеченное, а не наоборот.

ПРИТЧА:

Однажды человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким

тропинкам,

каждый

раз

надеясь,

что

они

выведут

его

из

леса,

все

они

приводили его обратно в то же место, откуда он начинал. Еще оставалось

несколько тропинок, по которым можно было попробовать пройти, и человек,

усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь

выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему

идет другой путешественник Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я

заблудился.» тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился.» когда они

рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они

уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать

неверных дорог, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись

над своими приключениями и, забыв усталость и голод, вместе шли по лесу.

Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать. Но если мы

будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие по жизни

станет не таким уж плохим и скучным, и мы сможем находить лучшие пути.



В раздел образования