Автор: Панкова Наталья Сергеевна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 11 Центр развития ребенка"
Населённый пункт: город Гусев Калининградская область
Наименование материала: Педагогический совет в ДОУ
Тема: Структура проведения педагогических советов в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Система работы в подготовке и проведении педагогического
совета в ДОУ»
Педагогический
совет
в
дошкольной
организации
–
постоянно
действующий
коллегиальный
орган
руководства
всем
образовательным
процессом, который решает конкретные задачи ООП ДОО.
Главная цель педагогического совета - объединить усилия коллектива
дошкольного
образовательного
учреждения
для
повышения
уровня
воспитательно-образовательного
процесса,
использования
в
практике
достижений педагогической науки и передового опыта.
Кроме того, педагогический совет осуществляет сопоставительный
анализ решаемых задач в соответствии с ООП дошкольного образования.
Система работы в данном направлении позволит выявить проблемы, стоящие
перед коллективом образовательного учреждения на сегодняшний момент и
определить главные задачи: объединение усилий педагогов для улучшения
работы
ДОО
в
соответствии
с
новыми
разработками
психолого-
педагогических наук с опорой на лучший педагогический опыт; сплочение
коллектива, разъяснение каждому его роли в коллективе.
К.Ю.Белая выделяет следующие функции педагогического совета:
- определяет направления образовательной деятельности дошкольного
образовательного учреждения;
- отбирает и утверждает образовательные программы для использования в
дошкольном образовательном учреждении;
-
обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного
процесса,
планирования
образовательной
деятельности
дошкольного
образовательного учреждения;
-
рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки
кадров;
- выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;
- рассматривает вопросы организации дополнительных услуг;
- заслушивает отчёты зам. заведующего по ВМР о создании условий для
реализации образовательных программ.
Педагогические советы подразделяются на виды.
Виды педагогических советов:
установочный, или аналитическо-планирующий, проводится до начала
учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего
года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из
годовых задач педагогического коллектива;
итоговый, или итогово-организационный, проводится в конце учебного
года, на нем подводятся итоги года.
Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто
встречающаяся структура годового цикла формируется из четырех
составляющих: установочный педсовет, три тематических и еще один
итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один
раз в два месяца в соответствии с планом работы ДОУ.
При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут
охватить все проблемы ДОУ. Возникает необходимость планировать тематику
на более продолжительный период.
Педсоветы различают и по формам организации:
1. традиционный — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с
четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений
по ним; с использованием отдельных методов активизации педагогов;
2. нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры,
конференции и др.). Его подготовка требует написания сценария, разделения
участников на команды и распределения ролей.
Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным
применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером
содержания, деловым стилем общения администрации с педагогами.
В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельные методы
активизации педагогов: коллективный просмотр ОД и других мероприятий;
использование видеоматериалов; показ и анализ результатов
образовательного процесса деятельности дошкольников. В практике ДОУ как
при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться
следующие методы и формы активизации педагогов:
В последние время получили широкое распространение нетрадиционные
педагогические советы в форме деловой игры, конференций, круглый стол,
дискуссия, философский стол и другие.
Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета
должно стать принятие решений по совершенствованию работы
коллектива!
На заседаниях педагогического совета могут обсуждаться:
- вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми;
- использование в работе новых достижений и педагогических практик;
- имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения;
- вопросы обмена опытом, и др.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ПЕДСОВЕТА
1. Определение целей и задач.
Цель педсовета должна быть связана с годовой задачей: внедрить новые
технологии в образовательную деятельность ДОО, повысить компетентность
педагогов или совершенствовать одно из направлений деятельности
педагогического коллектива (например, работу ДОО по укреплению здоровья
воспитанников, экологическому воспитанию или взаимодействие с
родителями).
2. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.
3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу, публикаций, материалов
об успешном опыте педагогов (пособия, конспекты, проекты и другое)
4. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы
педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров
вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета
и литература по заявленной теме — за 2 месяца).
5. Разработка анкет и проведение анкетирования.
6. Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
7. Проведение семинаров, творческих мастерских, конкурсов, смотров-
конкурсов по теме педсовета.
8. Обсуждение, обработка материалов аналитической проверки, обработка
цифрового материала силами творческой группы. Подготовка вопросов для
обсуждения на педсовете.
9. Систематизация и подготовка окончательного материала (аналитическая
справка)
10. Разработка проекта анализирующего приказа по теме педсовета.
11. Подготовка проекта решения педсовета, предложение его на обсуждение.
12. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения.
ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДСОВЕТА
Как правило, заседание начинается с анализа решений предыдущего
педсовета.
Это может сделать и руководитель, и заместитель заведующего по ВМР,
старший воспитатель или секретарь педагогического совета детского
сада, и опытный педагог, которому это поручается.
Затем председатель обозначает актуальность темы педагогического
совета вообще и для данного дошкольного учреждения в частности.
Далее зачитывается повестка дня, регламент работы. Если членами
педсовета предлагаются коррективы, то данные изменения выносятся на
обсуждение педагогов. Повестка и регламент утверждаются.
Проводятся выступления и др. формы в соответствии с повесткой дня.
Каждому выступающему могут быть заданы вопросы председателем или
участниками педсовета.
Проводится обсуждение по теме педсовета.
В заключении предлагается проект анализирующего приказа, проект
решения педсовета, который обсуждается, дополняется и утверждается
голосованием.
Все пункты решения должны быть конкретными и иметь реальные сроки
выполнения.
Заключительное слово принадлежит председателю педсовета. Он ещё раз
подводит итог проделанной работы и итог проведения педсовета (оценка
его подготовки, персонального участия педагогов, др.).
Целесообразно ещё раз заострить внимание всех педагогов на
недостатках и перспективах в работе по теме педсовета, направить
коллектив на совершенствование деятельности всего учреждения.
Нацелить педагогов на тему следующего педсовета.
Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное
размещение его участников.
Например, в зависимости от цели совета педагогов их рабочие места
можно расположить следующим образом:
фронтальное расположение (председатель против присутствующих)
необходимо, когда совещание носит информативный характер;
"круглый стол" полезен при равноправном коллективном обсуждении
насущных вопросов;
"треугольник" позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить
всех в обсуждение проблемы;
работа в "малых группах", т. е. по 3—4 человека за отдельными столами
(решение педагогических ситуаций);
Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена
не позднее чем за две-три недели до проведения педагогического совета.
В методическом кабинете оформляется выставка методических пособий и
публикаций, новинок литературы по теме педсовета.
В
течение
двух
месяцев
идет
подготовка
к
педсовету,
на
это
время
рекомендуется создать рабочую группу, которая и будет осуществлять его
организацию.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДСОВЕТА
В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются
обязательно. Они фиксируются в протоколах. Грамотное составление
протокола — это своего рода искусство, поэтому рекомендуется избирать
секретаря как минимум на учебный год.
Проект протокола обычно составляется накануне, во время заседания он
может корректироваться, и затем, в течение пяти дней, оформляется
надлежащим образом.
Протоколы — обязательная отчетная документация. Поэтому необходимо
стремиться к тому, чтобы секретарь четко фиксировал выступления
участников совещания, т. е. его записи должны отражать объективную
картину того, как шло обсуждение, по каким вопросам развернулась
дискуссия, каким образом педсовет пришел к тем или иным решениям. Если
участники педагогического совета выступают с докладом, отчетом,
сообщением, представленными в письменном виде, то в протоколе делается
запись: "Текст доклада (отчета, сообщения) прилагается". При принятии
решений, требующих голосования, обязательно отмечается, сколько голосов
"за", "против", "воздержались". Примерная структура ведения протокола
заседания педсовета вам дана в раздаточном материале.
Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического
совета.
Число решений педсовета зависит от повестки дня, следовательно, если в
ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из
вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут
справиться с возникшей проблемой. Формулировки решений должны быть
конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими
словами, такими, чтобы их можно было проверить.
Датой протокола является дата проведения заседания педагогического
совета.
ХОЧЕТСЯ
ОТМЕТИТЬ,
что
Педагогический
совет – это собрание
педагогов,
которые
действительно
советуются,
а
не
«заседают».
Мы
стараемся
строить
заседания
таким
образом,
чтобы
совет
приносил
профессиональное
удовлетворение,
новые
знания
и
умения,
уверенность,
желание осуществлять намеченное, а не наоборот.
ПРИТЧА:
Однажды человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким
тропинкам,
каждый
раз
надеясь,
что
они
выведут
его
из
леса,
все
они
приводили его обратно в то же место, откуда он начинал. Еще оставалось
несколько тропинок, по которым можно было попробовать пройти, и человек,
усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь
выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему
идет другой путешественник Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я
заблудился.» тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился.» когда они
рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они
уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать
неверных дорог, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись
над своими приключениями и, забыв усталость и голод, вместе шли по лесу.
Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать. Но если мы
будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие по жизни
станет не таким уж плохим и скучным, и мы сможем находить лучшие пути.