Автор: Куруленко Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - детский сад №30 "Светлячок"
Населённый пункт: город Орехово-Зуево Московская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой"
Раздел: дошкольное образование
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом
развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и
характер,
активно
развивается
воображение,
творчество,
общая
инициативность,
формируется
определенное
отношение
к
людям,
вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Однако все эти
важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и
главной деятельности дошкольника – в игре.
Игра –
добровольная
деятельность,
она
несет
в
себе
чувство
свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника это
единственная
деятельность,
в
которой
он
пользуется
свободой
и
может
выбирать, во что играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он
готов открыть себя миру и мир для себя.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые
создаются
самими
детьми,
это
творческие
или
сюжетно-ролевые
игры.
Сложно недооценить вклад сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.
Через игровую деятельность идет социализация ребенка, вхождение
в
общество,
присвоение
культурно-исторического
опыта.
Во
время
игры
ребенок
усваивает
принятые
в
обществе
правила,
копирует
поведение
взрослых, учится строить взаимоотношения с окружающими его людьми.
Ребенок
начинает
осознавать
себя
частью
общества,
причисляет
себя
к
определенной его группе, формируется самоидентичность.
Игровая деятельность способствует адаптация к новым ситуациям.
Так,
к
примеру,
первоклашке
будет
легче
адаптироваться
к
школьной
ситуации, если ребенок играет в школу дома, в детском саду. При этом он
может примерять на себя роль как учителя, так и ученика, проигрывать
важные
для
него
школьные
моменты,
а
также
конфликтные
ситуации
с
одноклассниками и учителями.
И гр а
д а е т
уд и в и т е л ь н у ю
во зможн о с т ь
с п р а в и т ь с я
с
эмоциональными переживаниями, страхами и фобиями. Так, походы к врачу
будут переживаться менее болезненно, если ребенок проиграет эту ситуацию.
В сюжетно-ролевую игру, как правило, включены несколько детей, с
которыми, играя, ребенок учится строить взаимоотношения. Играя вместе,
дети
учатся
отстаивать
свою
точку
зрения,
учитывать
желания
другого
ребенка, организовывать совместную деятельность.
Во время игры идет развитие всех познавательных процессов. Это и
развитие мышления и воображения (ребенок планирует сюжет, моделирует
игровые
ситуации),
и
развитие
памяти
(удержание
сюжетной
линии,
запоминание
значимых
для
игры
моментов),
и
развитие
произвольного
внимания (концентрация внимания на текущих игровых событиях), и т.д.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают
жизнь
детей
полной,
удовлетворяют
их
потребность
в
активной
деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок
будет
плохо
развиваться,
станет
вялым,
если
он
лишен
увлекательной
игры. Играющий ребенок – это здоровый ребенок. Сбережение и обогащение
здоровья ребенка – актуальная и приоритетная задача для взрослых. И игра
является незаменимым средством решения этой задачи.
Но в последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят
о тенденции исчезновения игры из жизни детей. Современный ребёнок всё
реже включён в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства.
Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых –
детям. Современная система воспитания и обучения не только выделила
детей из мира взрослых, но и отделила их друг от друга.
Жизнь
современного
ребенка
заполнена
телевидением,
компьютерными играми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается
крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть,
считают игру самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые
остаются в игровой деятельности детей многие десятилетия: «Больница»,
«Магазин», «Семья», «Парикмахерская». При организации таких игр важно
учитывать
особенности
современной
социальной
жизни.
Например,
поменялся
образ
типичного
магазина,
теперь
–
это
супермаркет;
вместо
обычной
парикмахерской
мы
чаще
встречаемся
с
салоном
красоты
с
широким
спектром
услуг.
У
дошкольников
XXI
века
появились
новые
игровые роли: банкир, агент, визажист, дизайнер и т.д. и новые игровые
сюжеты:
«Салон
сотовой
связи»,
«Агентство
недвижимости»,
«Банк»,
«Макдональдс» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста играют в военных
и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Голос». Игры детей отражают
ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие
семьи
и
человека,
новые
социальные
роли
взрослых
«Бизнесмен»,
«Телезвезда», «Модель».
Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть,
как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что
в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих
также, как и он сам. Современному ребенку негде научиться играть. В такой
ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада,
научить его играть.
Руководство
творческими
играми
–
один
из
самых
сложных
разделов
методики
дошкольного
воспитания.
Педагог
не
может
заранее
предвидеть, что придумают дети, ведь игра – это всегда импровизация, и как
они будут себя вести в игре. Своеобразие детской деятельности требует и
своеобразных приёмов управления.
Необходимо
заметить,
что
вмешательство
в
детскую
игру
предполагает наличие у педагога необходимых знаний и умений, а также
авторитета, уважения и доверия у детей. В противном случае произойдёт
отрицательный эффект.
Игровая
деятельность
детей
основана
на
знаниях,
умениях
и
навыках, приобретенных детьми в прошлом. Педагогу надо стараться увидеть
мир глазами ребенка, понять, что он знает, и в соответствии с этим побуждать
ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение. От
взрослых требуется такое поведение, которое помогает детям почувствовать
себя
осведомлёнными
и
уверенными
в
своей
способности
преодолевать
трудности.
Для того чтобы процесс осведомленности и познания не стоял на
месте, от педагога требуется:
-
умение
наблюдать
игру,
анализировать
ее,
оценивать
уровень
развития
игровой
деятельности,
и
в
соответствии
с
этим
уровнем
планировать приемы, направленные на ее развитие;
-
для
дальнейшего
развития
игрового
сюжета
обогащать
впечатления детей;
- с целью разнообразия сюжета детских игр необходимо обращать
внимание детей на различные впечатляющие стороны жизни детей;
-
от
педагога
требуется
умение
организовать
начало
игры,
заинтересовать детей сюжетом какой-либо игры;
-
педагог должен уметь создавать благоприятные условия для
перехода игры на более высокий уровень;
- устанавливать игровые отношения с детьми;
- уметь обучать игре прямыми способами (ролевое участие в игре,
участие
в
сговоре
детей,
показ
образца
игрового
действия,
предложение
готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, совет по ходу игры,
разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней
ролей,
помощь
в
распределении
ролей,
подборе
игрушек,
атрибутов,
обучение ролевому поведению);
- использовать косвенные методы руководства игрой (обогащение
знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на
прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании
картинок,
иллюстраций;
формирование
знаний
о
структуре
конкретной
игровой
деятельности,
ее
цели,
средства,
последовательность
действий,
результат,
взаимодействие
и
взаимоотношения
людей
в
процессе
труда,
распределение между ними обязанностей; использование игрушек и создание
игровой обстановки; напоминание о прошлых играх детей, о том, что они
видели;
организация
изобразительной,
трудовой,
конструктивной
деятельности, которая может подтолкнуть к игре);
- уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных
ролях;
- предлагать новые роли, игровые ситуации, игровые действия для
дальнейшего развития игры;
-
важный
момент
по
урегулированию
взаимоотношений,
разрешению конфликтов, возникающих в процессе игры также должен брать
на себя педагог.
От педагога требуется умение вовлекать в игру детей с низким
социометрическим статусом, предлагая им яркие игровые роли, включать в
игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей.
Для закрепления положительных моментов, для более глубокого
понимания
и
усвоения
каких-либо
качеств,
действий,
приобретённых
во
время игры, взрослый должен учить детей обсуждать игру и оценивать ее.
В
современной
дошкольной
педагогике
можно
выделить
несколько
подходов к руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников:
Традиционный
подход (Д.В.
Менджерицкая,
Р.С.
Жуковская
и
др.), суть которого заключается в том, что его разработчики считают – игра,
как
самостоятельная
деятельность,
не
требует
вмешательства
педагога,
взрослому важно дать знания об окружающей ребенка действительности и
актуализировать их в личном опыте ребенка.
Комплексный
подход (Е.В.
Зворыгина,
С.Л.
Новоселова),
в
котором руководство игрой сводится к использованию педагогом комплекса
методов и приемов. Эти методы и приемы направлены на предварительную
подготовку
детей
к
игре
посредством
ознакомления
с
окружающим,
организации
конкретных
игр детей
с
целью
овладения
ими
игровыми
умениями.
Структура комплексного метода представлена следующими компонентами:
- ознакомление с окружающей действительностью в активной деятельности;
-
совместные
обучающие
игры
педагога
с
детьми,
направленные
на
обогащение
игрового опыта;
- создание развивающей предметно-игровой среды;
- проблемное общение взрослого с детьми в процессе игры.
Партнерский подход к руководству игрой (Н.Я. Михайленко, Н.А.
Короткова).
Авторы
этого
подхода
считают,
что
цель
педагогического
воздействия на игру заключается в формировании у детей игровых умений,
обеспечивающих
самостоятельную
творческую
игру,
в
которой
дети
по
собственному
желанию
реализуют
содержание.
Основной
принцип этого
подхода: взрослый
—
играющий
партнер.
Воспитатель
должен
играть
с
детьми
на
протяжении
всего
дошкольного
детства,
но
на
каждом
этапе
разворачивать совместную игру так, чтобы воспитанниками осваивался более
сложный способ ее построения.
Все эти подходы не противоречат положениям и требованиям ФГОС
ДО, поэтому могут быть применены в практике работы педагога.
Руководство
игровой
деятельностью
дошкольника
–
сложный
и
многогранный процесс. От него зависит эффективность решения многих
задач, поставленных перед педагогом.
Игра – наиболее доступный вид деятельности, в процессе которого
ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним. Но детская жизнь в
играх не может правильно развиваться, если она будет предоставлена на
усмотрение самих детей. Воспитатель должен быть в центре этой жизни,
входить в интересы играющих, умело их направлять. Для этого воспитателю
необходимо знать методы и формы руководства игровой деятельности детей.
Анализ роли взрослого в развитии игровой деятельности показал,
что взрослый играет главную роль в возникновении и развитии игровой
деятельности
детей.
Однако,
по
мере
взросления
детей,
роль
взрослого
претерпевает
изменения.
Если
в
младшем
дошкольном
возрасте
вся
ответственность
за
игровую
ситуацию
лежит
на
взрослом,
то,
по
мере
взросления, у детей происходит накопление опыта игровых действий, знаний
об окружающем мире, умение манипулировать с предметами, понимание
социальных
явлений.
Происходит
постепенное
усвоение
правил
и
общественных норм поведения.
С
накоплением
социального
опыта
и
базы
знаний,
происходит
становление
личности
ребенка,
его
индивидуальности.
Являясь
ведущей
деятельностью
в
дошкольном
возрасте,
игра
отражает
эти
личностные
изменения, прежде всего в умении играть, строить свою линию поведения.
Но в силу своей незрелости, дети еще не могут обойтись без руководства
взрослых. Кроме того, для успешного протекания игровой деятельности, для
успешного решения задач, которые необходимо решить в процессе той или
иной
игры,
для
успешного
руководства
игрой,
необходимо
создать
определенные условия. Создание таких условий зависит от самого педагога,
его
личностных
качеств,
отношения
к
детям,
от
его
знаний,
умений
и
навыков.
Эти
условия
являются
базой
для
эффективности
руководства
игровой деятельностью детей.
В
старшем
возрасте
методы
и
подходы
в
руководстве
играми
претерпевают
изменения
–
происходит
их
усложнение
–
от
активных
к
пассивным.
Если
активность
в
игровой
деятельности
младшего
ребенка
зависит
от
взрослых,
то
к
старшему
возрасту,
при
наличии
у
ребенка
необходимых знаний, умений и навыков, инициатива в игре переходит к
последнему.
Конечно,
есть
малоактивные,
пассивные
дети,
к
которым
необходим особый индивидуальный подход.
Итак, руководство игровой деятельностью предполагает прямые и
косвенные
методы.
В
основном,
педагоги
применяют
прямые
методы
воздействия. Но жизнь показывает, что детям требуется прививать все больше
самостоятельности.
Поэтому
педагогам
следует
рекомендовать
применять
больше косвенных методов руководства игровой деятельностью.