Автор: Кротова Ольга Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦТР "Октябрьский"
Населённый пункт: УР, город Ижевск
Наименование материала: Литературно-музыкальная композиция
Тема: "Воспоминания..." (по мемуарам ребенка блокады Ленинграда Милы Аниной)
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
«ОКТЯБРЬСКИЙ»
ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
СОСТАВИТЕЛЬ
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРОТОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА
ИЖЕВСК, 2019
Пояснительная записка
«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных
ценностей
народов
Российской
Федерации,
исторических
и
национально-культурных
традиций»,
–
так
президент
Владимир
Путин
в
Указе
«О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года» определил один из целевых показателей в сфере образования.
Сегодня вся страна активно вовлечена в глобальную информатизацию. Современные
дети и подростки живут в информационном обществе, где одним из важнейших аспектов
деятельности
становится
умение
оперативно
и
качественно
работать
с
информацией,
привлекая для этого различные
технические средства: компьютер, мобильные телефоны,
планшеты, гаджеты. Все это позволяет им чувствовать себя увереннее в жизни. Но, с другой
стороны,
чтение
художественной
литературы
стало
подменяться
просмотром
фильмов,
компьютерные игры заменили человеческое общение.
В этих условиях важно сохранять в подрастающем поколении любовь к литературе, к
поэзии,
к
искусству,
решать
важные
образовательные
задачи
по
эстетическому,
нравственному и патриотическому воспитанию. Именно сфера искусства рассматривается как
пространство, способствующее формированию этих качеств личности.
И здесь особое место
занимает
театральное
творчество.
Детский
театр,
по
мнению
современных
ученых,
способствует
формированию
гуманитарной
культуры,
активизации
образовательного
процесса,
является
средой
развития
творческих
интересов
и
творческого
потенциала
обучающихся, формирует личность ребенка.
Одной из форм театрализованной деятельности, где органически сочетаются главным
образом литературно-художественные, музыкальные и хореографические элементы, является
литературно-музыкальная
композиция. Литературно-музыкальная композиция, как и любое
театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно
литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что
это - творческий процесс,
результатом которого становится создание произведения, где все
номера особенно тесно
стыкуются друг с другом, включая в себя литературу, документальные материалы, музыку,
танец, пластические этюды и создается впечатление их слитности.
Литературно-музыкальная композиция широко используется в организации учебной
деятельности
обучающихся
музыкального
театра-студии
«Камертон».
Опыт
работы
в
театральной
студии
убеждает
в
необходимости
проведения
литературно-музыкальных
композиций,
потому
что
каждый
обучающийся
получает
возможность
проявить
свой
творческий потенциал, реализовать себя в том виде деятельности, в котором он может
проявить свои способности.
Составление сценария, прослушивание и отбор музыкальных
произведений,
чтение
стихов
и
литературных
отрывков,
разыгрывание
сцен-эпизодов,
оформление сцены и продумывание костюмов – вся эта совместная работа способствует
формированию
потребности
творить
самим,
видеть
прекрасное,
чувствовать
свою
ответственность за взятые на себя обязательства, сближает педагога и обучающихся, создаёт
прекрасные
условия
для
самовыражения,
самореализации
каждого
участника
театра,
способствует
сплочению
коллектива,
объединяет
детей
и
родителей,
которые
являются
помощниками при создании декораций и атрибутов, в пошиве костюмов.
С
другой
стороны,
данный
вид
творчества
помогает
познакомить
обучающихся
с
большим
разнообразием
литературных
и
музыкальных
произведений,
с
интересными
авторами, обратить их внимание на многие исторические события, которыми гордится наша
страна, что помогает формировать нравственную личность, любящую свою страну и свой
народ. Таким образом, решается одна из главных педагогических задач: воспитание духовно-
нравственной и
развитой личности, направленной на
формирование их гражданского
сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к Родине.
В
качестве
примера
представлена
литературно-музыкальная
композиция
«Воспоминания…».
Данная литературно-музыкальная композиция - это мощное средство патриотического
воспитания
подрастающего
поколения,
задачей
которого
является
привитие
священного
чувства любви к Родине, к своему народу, к его героическому прошлому, а именно, к теме
блокады Ленинграда, дает возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. В
этом проявляется
образовательная и воспитательная ценность литературно-музыкальной
композиции «Воспоминания…».
Обращаясь к данной форме работы в студии «Камертон», педагоги ставят перед собой
следующие задачи:
развивать
творческие
способности
обучающихся
средствами
театральной
деятельности.
формировать
интерес
обучающихся
к
поэтическому,
музыкальному
и
хореографическому искусству;
воспитывать трудолюбие, ответственность за взятые на себя обязательства, умение
работать сообща, во взаимодействии;
осваивать нравственные понятия, как: честь, совесть, героизм, самоотверженность,
благородство.
Данная
литературно-музыкальная
композиция «Воспоминания…» создана по книге
Л.В. Пожедаевой «Война, блокада, я и другие…».
Сценарий написан на основе мемуаров
ребенка войны - Милы Аниной.
Книга обжигает и потрясает… Горе и радость, мужество и трусость, верность и
предательство,
жизнь
и
смерть,
голод,
одиночество,
жгучий
холод
были
«блокадными
подружками» маленькой девочки Милы…
Город и люди, живые и мертвые, 900 дней и ночей вопреки всему противостояли
разрушению, голоду, смерти… И в этом аду самыми верными и самыми хрупкими солдатами
были дети…
Эта
книга
-
укор
о
забытом
долге
перед
ними,
детьми
Ленинградской
блокады,
умершими,
замерзшими,
раздавленными
фашистской
танковой
атакой,
разорванными
самолетной бомбежкой… И нам нужно этот долг отдать и живым, и мертвым…
Цель:
Формировать
у
обучающихся
нравственно-патриотические
качества,
уважительное отношение к одному из главных исторических моментов своей страны.
Работая
над
литературно-музыкальной
композицией,
можно
выделить
несколько
этапов:
отбор, обсуждение и систематизация литературного материала;
разработка сценария и распределение ролей;
подбор музыкального оформления;
разучивание текстов, песен, танцевальных композиций;
обсуждение и изготовление костюмов, реквизита, оформления сцены;
репетиции;
презентация литературно-музыкальной композиции.
В
работе
над
литературно-музыкальной
композицией
участвуют
три
педагога
дополнительного образования: педагог по актерскому мастерству и сценической речи, педагог
по вокалу и педагог по хореографии. Такое сотрудничество дает достойные результаты,
музыка
и
хореография
эмоционально
дополняют
литературный
материал,
позволяют
достучаться до каждого слушателя
.
Литературно-музыкальная композиция «Воспоминания…»
(воспоминания по мемуарам ребенка блокадного Ленинграда – Милы Аниной).
«И город съёжился под бременем войны…
Стоял за хлебом долгими часами…
Теряя горожан – детей своих
Смотрел на мир голодными глазами…»
Звучит музыка. Место действия – музей. Дети на экскурсии. На сцене появляется группа ребят с экскурсоводом
ЭКСКУРСОВОД: (голос за кулисами: Проходим в другой зал…выходят на сцену)
ЭКСКУРСОВОД: Ребята. Сегодня мы вспомним об одной из самых трагичных и жестоких страниц
Великой Отечественной Войны, блокаде города Ленинграда, которая длилась 872 дня. Героическим
защитникам, кому пришлось пережить страшные годы, как и одной маленькой 7 –ми летней девочке
Миле Аниной. Она оказалась лицом к лицу с жестокой военной реальностью, чудом выжила и сделала
записи спустя 5 лет после войны.В этом зале собраны рисунки и записи Милы Аниной…
ЭКСКУРСОВОД: Ну, а теперь пройдем в следующий зал
(экскурсовод с частью ребят уходят, а остальные на
сцене возле картин)
РЕБЕНОК:
(он во время экскурсии отстал от группы и остановился возле книги):
Ребята, посмотрите, что я нашёл!
ВСЕ: Что это???
ВСЕ: Ух ты! Откуда это?
РЕБЕНОК: Здесь и была.
РЕБЁНОК: Тетрадь, какая то старая.
РЕБЕНОК: Это же - Мемуары.
РЕБЕНОК: Давайте откроем?
Все: Давайте. Почему бы и нет.
РЕБЕНОК: (смотрит
мемуары)
Ребята,
это
же
воспоминания
той,
девочки,
Милы
Аниной,
пережившей блокаду Ленинграда.
РЕБЕНОК: Да уж. Здесь же целый сборник стихов…(открывает книгу)
Мерцание света. Звук тревожной сирены, гул самолетов и выстрелов. Фоном звучит тревожная музыка. Ребята
оказываются в блокадном Ленинграде.
(дети читают по очереди)
Война обрушилась нежданно…
И подхватив, несла с собой…
И танки с черными крестами
Уже гремели за спиной…
Земля взметнулась на дыбы…
Меня куда-то вдруг швырнуло,
И я от страха, боли, слез
К земле, как к матери, прильнула.
Кому пожалуюсь теперь
Я этой памятью больною,
Когда шарахнуло меня
Безжалостно взрывной волною…
Когда летела кувырком,
Не понимая, что случилось…
Меня пометила война —
Вот так судьба распорядилась…
С войной слепою и жестокой
Я бок о бок теперь пойду…
Четыре очень долгих года
Свой Крест недетский понесу…
Но войны жалости не знают,
Война не ведает добро…
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого…
(Отрывок из стихотворения «Война»)
Мила Анина: (на фоне музыки появляется Мила) Когда началась война, мне было неполных 7 лет.
На сцене за спинами ребят стоит Мила Анина (девочка 7 лет).
Танцевальная композиция «ДЕТИ ВОЙНЫ»,
(Музыка: О. Юдахиной; Текст: И. Резника)
Мила: Когда началась война, мне было неполных 7… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в
первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…
Четыре девочки, подходят к авансцене.
МИЛА:
Меня, измученную болью,
В крови, в бинтах, в полубреду…
Нёс на руках солдат усталый,
Через кровавую войну…
И я, обняв его за шею,
Прильнула головой к плечу…
Он нес меня, забыв усталость,
Через внезапную войну.
Меня спасли, меня прикрыли,
Меня не бросили тогда…
И до сих пор я вспоминаю
Его прощальные слова…
РЕБЕНОК:
Кем был солдат тот безымянный? (пауза)
Что ты наделала, война!
РЕБЕНОК:
Нас дома ждали наши мамы,
Его – солдата и меня…
И я живу, живу и помню,
Такое забывать нельзя…
Меня моя дождалась мама,
Его – не встретит никогда…
А мне бы ей сказать спасибо
И поклониться до земли,
Что сын ее, меня, чужую,
Спасал от смерти и войны…
(Отрывок из стихотворения «Мой спаситель»)
Песня «Тишина»
(Музыка и слова: Л. Гурова)
Голос: Мы жили на улице Стачек. Нас было четверо – мама, папа, брат и я. Отец был единственный
мужчина в квартире. В соседней комнате жили Зойка с мамой и бабушкой.
Когда меня привезли домой после неудачной эвакуации,
в самом начале июля 1941 г.,
я долго болела и
не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим.
Выходят дети с фотокарточками в руках. Появляется Мила.
Мила:
Фотокарточки довоенные…
Папа, мама, братишка и я…
Вот я плачу, а тут с мороженым…
Вот мы с Зойкой держим кота.
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях у коки в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем…
В довоенном ушедшем раю…
Вот в снегу я, катаюсь с горки…
Вот на даче…цветы…река…
Это – бабушки, это – дедушки,
Только все зачеркнула война…
Это мама поет под гитару,
Здесь вот с братиком на руках…
Я в блокадной холодной комнате
Над альбомом сижу в слезах…
(Отрывок из стихотворения «Фотокарточки»)
Песня «Светлая память»
(Музыка Д. Дерябина, слова Е. Горшуновой)
Голос: С наступлением холодов дома стало очень холодно, голодно, очень страшно и одиноко. Я все
чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала
долго. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и
нам велел». Она всегда во всех случаях вспоминала Бога и часто молилась и мне говорила, чтобы я
тоже молилась своими словами.
Выходят девочки на авансцену.
РЕБЕНОК:
Молилась мама, стоя на коленях,
Молилась без иконы и креста…
Молила Николая Чудотворца…
Просила Мать распятого Христа…
РЕБЕНОК:
Просила чуда – сохранить от смерти
Меня – ее голодное дитя…
Тянула в угол худенькие руки
И горестно смотрела в никуда.
РЕБЕНОК:
И призывала всех святых на помощь,
Всех мучеников, самого Христа…
Взывала к небесам и Божьим Храмам,
Не верившая в Бога никогда.
(Отрывок из стихотворения «Отчаяние»)
Танцевальная композиция «Ромашки опаленные войной…»
(музыка Владимира Хвойницкого, слова Валентины Сааковой)
Мила опускается на колени, все дети подбегают к ней, замирают, поднимают глаза на зал.
Дети блокады — странные дети,
Если их встретишь, сразу заметишь.
Глаза у них цвета глубокой печали,
Но лица улыбки дарить не устали.
Дети блокады — странные дети,
Нет им подобных на всем белом свете!
Дети блокады — добрые дети.
Их уж почти не осталось на свете.
(Отрывок из стихотворения «Дети блокады»)
Мерцание света. Звуки взрыва, а после взрывов звучит легкая музыка.
ЭКСКУРСОВОД: (голос за кадром) Ну а в этом зале у нас…(Дети возвращаются снова в наше время)
Девочка играющая роль Милы: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните.
Каждый повторяет: Помните… Помните… Помните…
Передают мемуары друг другу. Кладут их на место.
Финальная песня «Не отнимайте солнца у детей»,
муз. Е. Лучников, Е. Бондаренко, сл. В. Попков.
Литература
1.
Л.В. Пожедаевой «Война, блокада, я и другие…», КАРО, 2013
2.
Н.В. Логинова Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основа
формирования культуры и ценностных ориентаций школьников. - 2011.
3.
Е. Шестакова. Говори красиво и уверенно Изд. Питер 2016.