Напоминание

"Воспоминания..." (по мемуарам ребенка блокады Ленинграда Милы Аниной)


Автор: Кротова Ольга Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦТР "Октябрьский"
Населённый пункт: УР, город Ижевск
Наименование материала: Литературно-музыкальная композиция
Тема: "Воспоминания..." (по мемуарам ребенка блокады Ленинграда Милы Аниной)
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

«ОКТЯБРЬСКИЙ»

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

СОСТАВИТЕЛЬ

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРОТОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА

ИЖЕВСК, 2019

Пояснительная записка

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе

духовно-нравственных

ценностей

народов

Российской

Федерации,

исторических

и

национально-культурных

традиций»,

так

президент

Владимир

Путин

в

Указе

«О

национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до

2024 года» определил один из целевых показателей в сфере образования.

Сегодня вся страна активно вовлечена в глобальную информатизацию. Современные

дети и подростки живут в информационном обществе, где одним из важнейших аспектов

деятельности

становится

умение

оперативно

и

качественно

работать

с

информацией,

привлекая для этого различные

технические средства: компьютер, мобильные телефоны,

планшеты, гаджеты. Все это позволяет им чувствовать себя увереннее в жизни. Но, с другой

стороны,

чтение

художественной

литературы

стало

подменяться

просмотром

фильмов,

компьютерные игры заменили человеческое общение.

В этих условиях важно сохранять в подрастающем поколении любовь к литературе, к

поэзии,

к

искусству,

решать

важные

образовательные

задачи

по

эстетическому,

нравственному и патриотическому воспитанию. Именно сфера искусства рассматривается как

пространство, способствующее формированию этих качеств личности.

И здесь особое место

занимает

театральное

творчество.

Детский

театр,

по

мнению

современных

ученых,

способствует

формированию

гуманитарной

культуры,

активизации

образовательного

процесса,

является

средой

развития

творческих

интересов

и

творческого

потенциала

обучающихся, формирует личность ребенка.

Одной из форм театрализованной деятельности, где органически сочетаются главным

образом литературно-художественные, музыкальные и хореографические элементы, является

литературно-музыкальная

композиция. Литературно-музыкальная композиция, как и любое

театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно

литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что

это - творческий процесс,

результатом которого становится создание произведения, где все

номера особенно тесно

стыкуются друг с другом, включая в себя литературу, документальные материалы, музыку,

танец, пластические этюды и создается впечатление их слитности.

Литературно-музыкальная композиция широко используется в организации учебной

деятельности

обучающихся

музыкального

театра-студии

«Камертон».

Опыт

работы

в

театральной

студии

убеждает

в

необходимости

проведения

литературно-музыкальных

композиций,

потому

что

каждый

обучающийся

получает

возможность

проявить

свой

творческий потенциал, реализовать себя в том виде деятельности, в котором он может

проявить свои способности.

Составление сценария, прослушивание и отбор музыкальных

произведений,

чтение

стихов

и

литературных

отрывков,

разыгрывание

сцен-эпизодов,

оформление сцены и продумывание костюмов – вся эта совместная работа способствует

формированию

потребности

творить

самим,

видеть

прекрасное,

чувствовать

свою

ответственность за взятые на себя обязательства, сближает педагога и обучающихся, создаёт

прекрасные

условия

для

самовыражения,

самореализации

каждого

участника

театра,

способствует

сплочению

коллектива,

объединяет

детей

и

родителей,

которые

являются

помощниками при создании декораций и атрибутов, в пошиве костюмов.

С

другой

стороны,

данный

вид

творчества

помогает

познакомить

обучающихся

с

большим

разнообразием

литературных

и

музыкальных

произведений,

с

интересными

авторами, обратить их внимание на многие исторические события, которыми гордится наша

страна, что помогает формировать нравственную личность, любящую свою страну и свой

народ. Таким образом, решается одна из главных педагогических задач: воспитание духовно-

нравственной и

развитой личности, направленной на

формирование их гражданского

сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к Родине.

В

качестве

примера

представлена

литературно-музыкальная

композиция

«Воспоминания…».

Данная литературно-музыкальная композиция - это мощное средство патриотического

воспитания

подрастающего

поколения,

задачей

которого

является

привитие

священного

чувства любви к Родине, к своему народу, к его героическому прошлому, а именно, к теме

блокады Ленинграда, дает возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. В

этом проявляется

образовательная и воспитательная ценность литературно-музыкальной

композиции «Воспоминания…».

Обращаясь к данной форме работы в студии «Камертон», педагоги ставят перед собой

следующие задачи:

развивать

творческие

способности

обучающихся

средствами

театральной

деятельности.

формировать

интерес

обучающихся

к

поэтическому,

музыкальному

и

хореографическому искусству;

воспитывать трудолюбие, ответственность за взятые на себя обязательства, умение

работать сообща, во взаимодействии;

осваивать нравственные понятия, как: честь, совесть, героизм, самоотверженность,

благородство.

Данная

литературно-музыкальная

композиция «Воспоминания…» создана по книге

Л.В. Пожедаевой «Война, блокада, я и другие…».

Сценарий написан на основе мемуаров

ребенка войны - Милы Аниной.

Книга обжигает и потрясает… Горе и радость, мужество и трусость, верность и

предательство,

жизнь

и

смерть,

голод,

одиночество,

жгучий

холод

были

«блокадными

подружками» маленькой девочки Милы…

Город и люди, живые и мертвые, 900 дней и ночей вопреки всему противостояли

разрушению, голоду, смерти… И в этом аду самыми верными и самыми хрупкими солдатами

были дети…

Эта

книга

-

укор

о

забытом

долге

перед

ними,

детьми

Ленинградской

блокады,

умершими,

замерзшими,

раздавленными

фашистской

танковой

атакой,

разорванными

самолетной бомбежкой… И нам нужно этот долг отдать и живым, и мертвым…

Цель:

Формировать

у

обучающихся

нравственно-патриотические

качества,

уважительное отношение к одному из главных исторических моментов своей страны.

Работая

над

литературно-музыкальной

композицией,

можно

выделить

несколько

этапов:

отбор, обсуждение и систематизация литературного материала;

разработка сценария и распределение ролей;

подбор музыкального оформления;

разучивание текстов, песен, танцевальных композиций;

обсуждение и изготовление костюмов, реквизита, оформления сцены;

репетиции;

презентация литературно-музыкальной композиции.

В

работе

над

литературно-музыкальной

композицией

участвуют

три

педагога

дополнительного образования: педагог по актерскому мастерству и сценической речи, педагог

по вокалу и педагог по хореографии. Такое сотрудничество дает достойные результаты,

музыка

и

хореография

эмоционально

дополняют

литературный

материал,

позволяют

достучаться до каждого слушателя

.

Литературно-музыкальная композиция «Воспоминания…»

(воспоминания по мемуарам ребенка блокадного Ленинграда – Милы Аниной).

«И город съёжился под бременем войны…

Стоял за хлебом долгими часами…

Теряя горожан – детей своих

Смотрел на мир голодными глазами…»

Звучит музыка. Место действия – музей. Дети на экскурсии. На сцене появляется группа ребят с экскурсоводом

ЭКСКУРСОВОД: (голос за кулисами: Проходим в другой зал…выходят на сцену)

ЭКСКУРСОВОД: Ребята. Сегодня мы вспомним об одной из самых трагичных и жестоких страниц

Великой Отечественной Войны, блокаде города Ленинграда, которая длилась 872 дня. Героическим

защитникам, кому пришлось пережить страшные годы, как и одной маленькой 7 –ми летней девочке

Миле Аниной. Она оказалась лицом к лицу с жестокой военной реальностью, чудом выжила и сделала

записи спустя 5 лет после войны.В этом зале собраны рисунки и записи Милы Аниной…

ЭКСКУРСОВОД: Ну, а теперь пройдем в следующий зал

(экскурсовод с частью ребят уходят, а остальные на

сцене возле картин)

РЕБЕНОК:

(он во время экскурсии отстал от группы и остановился возле книги):

Ребята, посмотрите, что я нашёл!

ВСЕ: Что это???

ВСЕ: Ух ты! Откуда это?

РЕБЕНОК: Здесь и была.

РЕБЁНОК: Тетрадь, какая то старая.

РЕБЕНОК: Это же - Мемуары.

РЕБЕНОК: Давайте откроем?

Все: Давайте. Почему бы и нет.

РЕБЕНОК: (смотрит

мемуары)

Ребята,

это

же

воспоминания

той,

девочки,

Милы

Аниной,

пережившей блокаду Ленинграда.

РЕБЕНОК: Да уж. Здесь же целый сборник стихов…(открывает книгу)

Мерцание света. Звук тревожной сирены, гул самолетов и выстрелов. Фоном звучит тревожная музыка. Ребята

оказываются в блокадном Ленинграде.

(дети читают по очереди)

Война обрушилась нежданно…

И подхватив, несла с собой…

И танки с черными крестами

Уже гремели за спиной…

Земля взметнулась на дыбы…

Меня куда-то вдруг швырнуло,

И я от страха, боли, слез

К земле, как к матери, прильнула.

Кому пожалуюсь теперь

Я этой памятью больною,

Когда шарахнуло меня

Безжалостно взрывной волною…

Когда летела кувырком,

Не понимая, что случилось…

Меня пометила война —

Вот так судьба распорядилась…

С войной слепою и жестокой

Я бок о бок теперь пойду…

Четыре очень долгих года

Свой Крест недетский понесу…

Но войны жалости не знают,

Война не ведает добро…

Шел по земле жестокий молох –

Не разбирая никого…

(Отрывок из стихотворения «Война»)

Мила Анина: (на фоне музыки появляется Мила) Когда началась война, мне было неполных 7 лет.

На сцене за спинами ребят стоит Мила Анина (девочка 7 лет).

Танцевальная композиция «ДЕТИ ВОЙНЫ»,

(Музыка: О. Юдахиной; Текст: И. Резника)

Мила: Когда началась война, мне было неполных 7… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в

первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…

Четыре девочки, подходят к авансцене.

МИЛА:

Меня, измученную болью,

В крови, в бинтах, в полубреду…

Нёс на руках солдат усталый,

Через кровавую войну…

И я, обняв его за шею,

Прильнула головой к плечу…

Он нес меня, забыв усталость,

Через внезапную войну.

Меня спасли, меня прикрыли,

Меня не бросили тогда…

И до сих пор я вспоминаю

Его прощальные слова…

РЕБЕНОК:

Кем был солдат тот безымянный? (пауза)

Что ты наделала, война!

РЕБЕНОК:

Нас дома ждали наши мамы,

Его – солдата и меня…

И я живу, живу и помню,

Такое забывать нельзя…

Меня моя дождалась мама,

Его – не встретит никогда…

А мне бы ей сказать спасибо

И поклониться до земли,

Что сын ее, меня, чужую,

Спасал от смерти и войны…

(Отрывок из стихотворения «Мой спаситель»)

Песня «Тишина»

(Музыка и слова: Л. Гурова)

Голос: Мы жили на улице Стачек. Нас было четверо – мама, папа, брат и я. Отец был единственный

мужчина в квартире. В соседней комнате жили Зойка с мамой и бабушкой.

Когда меня привезли домой после неудачной эвакуации,

в самом начале июля 1941 г.,

я долго болела и

не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим.

Выходят дети с фотокарточками в руках. Появляется Мила.

Мила:

Фотокарточки довоенные…

Папа, мама, братишка и я…

Вот я плачу, а тут с мороженым…

Вот мы с Зойкой держим кота.

Я в матроске, с косою до пояса,

На качелях у коки в саду.

Здесь мы все на веранде обедаем…

В довоенном ушедшем раю…

Вот в снегу я, катаюсь с горки…

Вот на даче…цветы…река…

Это – бабушки, это – дедушки,

Только все зачеркнула война…

Это мама поет под гитару,

Здесь вот с братиком на руках…

Я в блокадной холодной комнате

Над альбомом сижу в слезах…

(Отрывок из стихотворения «Фотокарточки»)

Песня «Светлая память»

(Музыка Д. Дерябина, слова Е. Горшуновой)

Голос: С наступлением холодов дома стало очень холодно, голодно, очень страшно и одиноко. Я все

чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала

долго. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и

нам велел». Она всегда во всех случаях вспоминала Бога и часто молилась и мне говорила, чтобы я

тоже молилась своими словами.

Выходят девочки на авансцену.

РЕБЕНОК:

Молилась мама, стоя на коленях,

Молилась без иконы и креста…

Молила Николая Чудотворца…

Просила Мать распятого Христа…

РЕБЕНОК:

Просила чуда – сохранить от смерти

Меня – ее голодное дитя…

Тянула в угол худенькие руки

И горестно смотрела в никуда.

РЕБЕНОК:

И призывала всех святых на помощь,

Всех мучеников, самого Христа…

Взывала к небесам и Божьим Храмам,

Не верившая в Бога никогда.

(Отрывок из стихотворения «Отчаяние»)

Танцевальная композиция «Ромашки опаленные войной…»

(музыка Владимира Хвойницкого, слова Валентины Сааковой)

Мила опускается на колени, все дети подбегают к ней, замирают, поднимают глаза на зал.

Дети блокады — странные дети,

Если их встретишь, сразу заметишь.

Глаза у них цвета глубокой печали,

Но лица улыбки дарить не устали.

Дети блокады — странные дети,

Нет им подобных на всем белом свете!

Дети блокады — добрые дети.

Их уж почти не осталось на свете.

(Отрывок из стихотворения «Дети блокады»)

Мерцание света. Звуки взрыва, а после взрывов звучит легкая музыка.

ЭКСКУРСОВОД: (голос за кадром) Ну а в этом зале у нас…(Дети возвращаются снова в наше время)

Девочка играющая роль Милы: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните.

Каждый повторяет: Помните… Помните… Помните…

Передают мемуары друг другу. Кладут их на место.

Финальная песня «Не отнимайте солнца у детей»,

муз. Е. Лучников, Е. Бондаренко, сл. В. Попков.

Литература

1.

Л.В. Пожедаевой «Война, блокада, я и другие…», КАРО, 2013

2.

Н.В. Логинова Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основа

формирования культуры и ценностных ориентаций школьников. - 2011.

3.

Е. Шестакова. Говори красиво и уверенно Изд. Питер 2016.



В раздел образования