Напоминание

Метод «Кейс-стади»


Автор: Дугина Ирина Радиковна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: с.Александров-Гай, Саратовская область
Наименование материала: Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС
Тема: Метод «Кейс-стади»
Раздел: полное образование





Назад




Инновационная деятельность педагога в условиях

реализации ФГОС

Метод «Кейс-стади»

В

рамках

нового

федерального

государственного

образовательного

стандарта

происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы,

иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Меняются

роли

педагогов

и

обучающихся,

ученики

не

сидят

пассивно,

а

становятся

главными

действующими лицами на уроке, ученики на уроке думают, вспоминают, делятся, рассуждают,

читают, пишут, обсуждают. Роль учителя в основном координирующая. Важно не в готовом

виде давать знания, а добывать их совместно.

Задачи, предлагаемые на традиционных школьных уроках, как известно, имеют четко

сформулированное условие и известные методы решения, от ученика же требуется просто

взять из учебника определенные формулы и применить их на практике.

В реальной же жизни задачи и проблемы почти всегда заданы неявно, не имеют четких

границ,

«засорены»

посторонней

информацией,

и

человеку,

никогда

раньше

не

сталкивающемуся с подобными задачами, приходится очень трудно.

В связи с этим возникает необходимость качественно пересмотреть методы обучения,

используемые

в

учебно-воспитательном

процессе.

Последние

годы

ознаменованы

резким

снижением мотивации обучающихся в изучении дисциплин школьной программы, что вызвано

большой нагрузкой и перенасыщением информацией и знаниями.

Одной из таких современных технологий является кейс-метод (case-study). Метод case-

study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод

активного

проблемно-ситуационного

анализа,

основанный

на

обучении

путем

решения

конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). [1]

В 1870 году кейс-метод был впервые применен в Гарвардском университете, а уже в 20-

ых годах XX века внедрен в Гарвардской школе бизнеса. В отечественной системе образования

стал

применяться

только

в

середине

80-ых

годов XX века при подготовке специалистов

экономического

и

управленческого

профилей.

На

сегодняшний

день case-study

широко

применяется в американской и европейской высших школах и считается одним из наиболее

эффективных

методов

обучения

навыкам

решения

типичных

проблем

не

только

при

подготовке менеджеров, но и в областях других наук (политологии, культурологии и др.).

Обучение

с

помощью

кейсов

помогают

ученикам

приобрести

разнообразные

навыки:

аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные, самоанализа.

Виды кейсов:

Печатный

кейс

(может

содержать

графики,

таблицы,

диаграммы,

иллюстрации)

Видео кейс

Мультимедиа-кейс

Кейс должен:

o

быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

o

отличаться

«драматизмом»

и

проблемностью,

выразительно

определять

«сердцевину» проблемы;

o

показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

o

содержать необходимое и достаточное количество информации.

Структура процесса обучения по кейс – стади:

1.

Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный).

- он должен быть проблемным;

- имеющий прецеденты;

- должен допускать альтернативныеварианты решения

Структура процесса обучения по кейс – стади:

2.

ОТБОР

ИНФОРМАЦИИ

из

кейса,

самостоятельный

поиск

информации

ученики

учатся

самостоятельно

добывать

информацию,

ее

обрабатывать,

анализировать

(формируются учебно-информационные способности)

Структура процесса обучения по кейс – стади:

3.

Выявляется

ПОЗИЦИЯ

школьника

по

сути

ситуации

(формируется

альтернативное мышление)

4.

Коллективное

обсуждение

вариантов

решения

-

сравниваются

результаты,

обсуждаются инновационные идеи и подходы (формируются социальные умения

Стратегии учителя в ходе работы с кейсом:

1.

Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или

дополнительной информации;

2.

В определённых условиях учитель будет давать ответ сам;

3.

Учитель ничего не будет делать (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над

проблемой.

Действия учителя при использовании кейс – стади:

1.

Создание кейса или использование уже имеющегося.

2.

Распределение учеников по малым группам.

3.

Знакомство

учащихся

с

ситуацией,

системой

оценивания

решений

проблемы,

сроками выполнения заданий.

Действия учителя при использовании кейс – стади:

4.

Организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков.

5.

Работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах.

6.

Организация общей дискуссии.

7.

Обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации.

8.

Оценивание учащихся преподавателем.

Изучаемая

программа

К

ласс

Содержание

кейса

З а д а н и е

д л я

учащихся

Электронные

9

Набор

таблиц,

Вы

менеджер

таблицы

M i c r o s o f t

Excel,

содержащие

и н ф о р м а ц и ю

п р о

футболистов,

хоккеистов и т.д.

спортивной

команды.

Вам

дано X

денежных

средств.

Необходимо

п о д о б р а т ь

с о с т а в

команды

и

построить

диаграммы

для

анализа

состава игроков.

Программа

создания

презентаций

Microsoft PowerPoint,

7

,8

Набор текстовых

файлов или распечаток,

а

также

фотографии

в

э л е к т р о н н о м

в и д е ,

посвященные

одной

из

тем.

Пример:

история

развития

вычислительной

техники,

семь

чудес

света, ордена России и

т.д.

Отобрать

м а т е р и а л ы

д л я

презентации.

Оформить

презентацию,

добавить

на

слайды

элементы

анимации.

Текстовый

процессор

M i c r o s o f t

Word

7

Предлагается

текст

На основе текста

с о с т а в и т ь

т а б л и ц у,

построить

диаграмму

или схему

Растровый

р е д а к т о р Gimp

и л и

Adobe Photoshop

7

,8

Набор

фотографий

овощей

и

фруктов

Создать

фруктового человечка (по

мотивам произведений Д.

Арчимбольдо).

При обучении программирования можно предложить учащимся программу на языке

программирования, содержащую ошибки и комплекс заданий к ней. Вот один из примеров:

1.

Докажите, что программа содержит ошибки. Доказательство оформите в

виде блок-схемы.

2.

Исправьте ошибки в предложенной программе.

3.

Опишите другой алгоритм предлагаемой задачи.

4.

Реализуйте альтернативный алгоритм на компьютере.

Делая выводы, мы можем утверждать, что метод кейсов актуален и перспективен в

обучении различным областям науки, в том числе и информатике, однако его необходимо

использовать

в

органическом

единстве

с

другими

методами

обучения,

в

том

числе

традиционными,

закладывающими

у

обучающихся

обязательное

нормативное

знание.

Ситуационное

обучение

учит

поиску

и

использованию

знания

в

условиях

динамичной

ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления; чрезмерное увлечение ситуационным

анализом

может

привести

к

тому,

что

будущий

специалист

окажется

без

необходимого

«нормативного скелета», все его знания будет сводиться к знанию множества ситуаций без

определенного методологического принципа или системы.

Применение метода case-study должно быть методически обосновано и обеспечено.

Это необходимо как на уровне организации учебного процесса по образовательной программе

в целом, так и на уровне планирования его отдельным преподавателем. Необходима экспертная

оценка специальностей, учебных дисциплин и их разделов, где применение метода case-study

дает гораздо больший эффект, чем традиционные технологии обучения. Эти вопросы должны

быть

предметом

обсуждения

на

методическом

совете

и

являться

целью

повышения

квалификации преподавателей.



В раздел образования