Автор: Дугина Ирина Радиковна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: с.Александров-Гай, Саратовская область
Наименование материала: Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС
Тема: Метод «Кейс-стади»
Раздел: полное образование
Инновационная деятельность педагога в условиях
реализации ФГОС
Метод «Кейс-стади»
В
рамках
нового
федерального
государственного
образовательного
стандарта
происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы,
иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Меняются
роли
педагогов
и
обучающихся,
ученики
не
сидят
пассивно,
а
становятся
главными
действующими лицами на уроке, ученики на уроке думают, вспоминают, делятся, рассуждают,
читают, пишут, обсуждают. Роль учителя в основном координирующая. Важно не в готовом
виде давать знания, а добывать их совместно.
Задачи, предлагаемые на традиционных школьных уроках, как известно, имеют четко
сформулированное условие и известные методы решения, от ученика же требуется просто
взять из учебника определенные формулы и применить их на практике.
В реальной же жизни задачи и проблемы почти всегда заданы неявно, не имеют четких
границ,
«засорены»
посторонней
информацией,
и
человеку,
никогда
раньше
не
сталкивающемуся с подобными задачами, приходится очень трудно.
В связи с этим возникает необходимость качественно пересмотреть методы обучения,
используемые
в
учебно-воспитательном
процессе.
Последние
годы
ознаменованы
резким
снижением мотивации обучающихся в изучении дисциплин школьной программы, что вызвано
большой нагрузкой и перенасыщением информацией и знаниями.
Одной из таких современных технологий является кейс-метод (case-study). Метод case-
study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод
активного
проблемно-ситуационного
анализа,
основанный
на
обучении
путем
решения
конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). [1]
В 1870 году кейс-метод был впервые применен в Гарвардском университете, а уже в 20-
ых годах XX века внедрен в Гарвардской школе бизнеса. В отечественной системе образования
стал
применяться
только
в
середине
80-ых
годов XX века при подготовке специалистов
экономического
и
управленческого
профилей.
На
сегодняшний
день case-study
широко
применяется в американской и европейской высших школах и считается одним из наиболее
эффективных
методов
обучения
навыкам
решения
типичных
проблем
не
только
при
подготовке менеджеров, но и в областях других наук (политологии, культурологии и др.).
Обучение
с
помощью
кейсов
помогают
ученикам
приобрести
разнообразные
навыки:
аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные, самоанализа.
•
Виды кейсов:
Печатный
кейс
(может
содержать
графики,
таблицы,
диаграммы,
иллюстрации)
Видео кейс
Мультимедиа-кейс
•
Кейс должен:
o
быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
o
отличаться
«драматизмом»
и
проблемностью,
выразительно
определять
«сердцевину» проблемы;
o
показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
o
содержать необходимое и достаточное количество информации.
•
Структура процесса обучения по кейс – стади:
1.
Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный).
- он должен быть проблемным;
- имеющий прецеденты;
- должен допускать альтернативныеварианты решения
•
Структура процесса обучения по кейс – стади:
2.
ОТБОР
ИНФОРМАЦИИ
из
кейса,
самостоятельный
поиск
информации
–
ученики
учатся
самостоятельно
добывать
информацию,
ее
обрабатывать,
анализировать
(формируются учебно-информационные способности)
•
Структура процесса обучения по кейс – стади:
3.
Выявляется
ПОЗИЦИЯ
школьника
по
сути
ситуации
(формируется
альтернативное мышление)
4.
Коллективное
обсуждение
вариантов
решения
-
сравниваются
результаты,
обсуждаются инновационные идеи и подходы (формируются социальные умения
•
Стратегии учителя в ходе работы с кейсом:
1.
Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или
дополнительной информации;
2.
В определённых условиях учитель будет давать ответ сам;
3.
Учитель ничего не будет делать (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над
проблемой.
•
Действия учителя при использовании кейс – стади:
1.
Создание кейса или использование уже имеющегося.
2.
Распределение учеников по малым группам.
3.
Знакомство
учащихся
с
ситуацией,
системой
оценивания
решений
проблемы,
сроками выполнения заданий.
•
Действия учителя при использовании кейс – стади:
4.
Организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков.
5.
Работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах.
6.
Организация общей дискуссии.
7.
Обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации.
8.
Оценивание учащихся преподавателем.
Изучаемая
программа
К
ласс
Содержание
кейса
З а д а н и е
д л я
учащихся
Электронные
9
Набор
таблиц,
Вы
–
менеджер
таблицы
M i c r o s o f t
Excel,
содержащие
и н ф о р м а ц и ю
п р о
футболистов,
хоккеистов и т.д.
спортивной
команды.
Вам
дано X
денежных
средств.
Необходимо
п о д о б р а т ь
с о с т а в
команды
и
построить
диаграммы
для
анализа
состава игроков.
Программа
создания
презентаций
Microsoft PowerPoint,
7
,8
Набор текстовых
файлов или распечаток,
а
также
фотографии
в
э л е к т р о н н о м
в и д е ,
посвященные
одной
из
тем.
Пример:
история
развития
вычислительной
техники,
семь
чудес
света, ордена России и
т.д.
Отобрать
м а т е р и а л ы
д л я
презентации.
Оформить
презентацию,
добавить
на
слайды
элементы
анимации.
Текстовый
процессор
M i c r o s o f t
Word
7
Предлагается
текст
На основе текста
с о с т а в и т ь
т а б л и ц у,
построить
диаграмму
или схему
Растровый
р е д а к т о р Gimp
и л и
Adobe Photoshop
7
,8
Набор
фотографий
овощей
и
фруктов
Создать
фруктового человечка (по
мотивам произведений Д.
Арчимбольдо).
При обучении программирования можно предложить учащимся программу на языке
программирования, содержащую ошибки и комплекс заданий к ней. Вот один из примеров:
1.
Докажите, что программа содержит ошибки. Доказательство оформите в
виде блок-схемы.
2.
Исправьте ошибки в предложенной программе.
3.
Опишите другой алгоритм предлагаемой задачи.
4.
Реализуйте альтернативный алгоритм на компьютере.
Делая выводы, мы можем утверждать, что метод кейсов актуален и перспективен в
обучении различным областям науки, в том числе и информатике, однако его необходимо
использовать
в
органическом
единстве
с
другими
методами
обучения,
в
том
числе
традиционными,
закладывающими
у
обучающихся
обязательное
нормативное
знание.
Ситуационное
обучение
учит
поиску
и
использованию
знания
в
условиях
динамичной
ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления; чрезмерное увлечение ситуационным
анализом
может
привести
к
тому,
что
будущий
специалист
окажется
без
необходимого
«нормативного скелета», все его знания будет сводиться к знанию множества ситуаций без
определенного методологического принципа или системы.
Применение метода case-study должно быть методически обосновано и обеспечено.
Это необходимо как на уровне организации учебного процесса по образовательной программе
в целом, так и на уровне планирования его отдельным преподавателем. Необходима экспертная
оценка специальностей, учебных дисциплин и их разделов, где применение метода case-study
дает гораздо больший эффект, чем традиционные технологии обучения. Эти вопросы должны
быть
предметом
обсуждения
на
методическом
совете
и
являться
целью
повышения
квалификации преподавателей.