Напоминание

"Арт - терапия , как метод оздоровления в работе с логопедическими детьми"


Авторы: Недвига Наталья Александровна, Львова Наталья Александровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №32
Населённый пункт: город Новочеркасск Ростовская область
Наименование материала: проект
Тема: "Арт - терапия , как метод оздоровления в работе с логопедическими детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №32

Проект по здоровому образу жизни

«Арт – терапия, как метод

оздоровления в работе с

логопедическими детьми»

Выполнили Львова Н.А. Недвига Н.А. педагоги первой категории.

Паспорт проекта

ТИП ПРОЕКТА: творческо – познавательный, здоровье сберегающий

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: групповой

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: средне - срочный

Цель:

создание условий для формирования у дошкольников основ здоровьесбережения,

через использование элементов арт –

терапии.

Задачи:

- Продолжать формировать коммуникативные отношения в процессе художественно

творческой деятельности используя изотерапию.

- Продолжать развивать познавательно-речевую активность, детей ОВЗ через

использование элементов арт-терапии.

- Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для

развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.

Актуальность.

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на

пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования. На данном этапе

происходит пересмотр содержания дошкольного образования. На смену Временным

(примерным) пришли Федеральные государственные требования, которые предполагают

написание программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей

контингента воспитанников.

В эти инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного

образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям,

вовлечены и педагоги. Анализ результатов педагогической диагностики позволил обнаружить

общие для всей вертикали недостатки по развитию речи. Общеизвестным фактом является то,

что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не является исключительно

логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности

детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная

сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими

детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому,

необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное

развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые

коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.

Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе

различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества,

которые делают ее высоко конкурентно способной:

Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна,

безоценочна, свободна.

Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную

оценку, проследить динамику развития. Арт-терапия создает возможности осознания

собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством

невербального общения.

В-третьих, это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо

владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;

Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе,

которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или

художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются

объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать

их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В

большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции,

помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную

жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение,

возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем.

Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ОВЗ.

Этапы реализации работы над проектом

1 этап – организационный

(изучение литературы по данной теме, выявление проблемы,

планирование работы)

2 этап практический

( использование элементов арт – терапии в практике)

3 этап – итоговый

Принципы реализации проекта:

1. Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка

на базе уже имеющихся.

2. Принцип компенсации - уравновешивание негативных эмоций с помощью элементов арт

терапии

3. Принцип интеграции предполагает объединение детей в подгруппы с целью формирования

эффективных навыков общения со сверстниками и взрослым и приобретения новых форм

сотрудничества.

4. Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и

безопасности.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Предполагаемый результат:

Сформированость творческих способностей детей с ОВЗ в процессе работы с

использование элементов арт терапии.

Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой

моторики дошкольников.

Сформированость коммуникативных навыков сотрудничества в общении со

сверстниками и взрослым, необходимых для успешного протекания процесса обучения.

I - этап организационный

Цель: планирование и прогнозирование предстоящей работы

1.Составление плана работы

2. Подбор материала (составление картотек нетрадиционных техник рисования,

пальчиковых гимнастик, утренних гимнастик в стихотворной форме, русских народных

игр)

3. Анкетирование родителей

4. Подбор разнообразных техник рисования

изучение методической литературы, интернет ресурсов.

5. Подбор консультаций, буклетов для родителей; выпуск газеты.

II – этап практический

Цель:

реализация плана проекта с детьми и родителями.

НОД: «Что такое здоровье?»

Цель: Познакомить детей с понятием «здоровье»; формировать положительную

мотивацию к здоровому образу жизни.

НОД: «Чистота – залог здоровья».

Цель: Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами,

зубами, кожей); учить видеть красоту в чистоте и опрятности.

НОД: «Овощи и фрукты – полезные продукты».

Цель: Закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей и

фруктов; познакомить с приготовлением салата.

НОД: «Спорт – это здоровье».

Цель: Уточнить представления детей о спорте, его значении; формировать привычку

ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики; заботиться о своем здоровье.

Использование элементов арт -терапии в непосредственно образовательной деятельности

художественно

творческой

направленности

с

использованием

нетрадиционных

техник

рисования

НОД Художественно – творческое «В гости к осьминогам», «Грустное дерево», «Медузы»

Цель: Обучать технике рисования коктейльными палочками.

«Ёлка» (рисование сухими листьями)

Аппликация «По морям, по волнам» (используя салфетки)

Коллективная аппликация с использованием коктейльных палочек

«Грибы на поляне»

Лепка «Ёжик»(пластилинография)

НОД Художественно творческое «Грустное дерево»,

Цель: составление рассказа о своём дереве.

Сенсорная тропа для ног – это дорожка, на которой закреплены разные по фактуре “кочки”:

Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Ходьба по ней

используется для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики

плоскостопия

сухие бассейны с разнообразными природными наполнителями (каштанами, орехами,

косточками, фасолью, горохом)

дидактическая игра «Тактильные дорожки»

Цель этих игр: развивать речь, координацию движений и тактильных анализаторов, мелкую

моторику рук, ориентировку в пространстве, познавательное развитие, способствовать

обогащению чувственного опыта детей через разные виды предметов.

III этап - итоговый

Итог: на занятиях дети стали более активны, проявляют интерес к результатам

своей деятельности, стали больше самостоятельно рисовать, лепить; не стесняясь

высказывают своё мнение, составляют рассказы.

В процессе всей этой работы для родителей был предложен следующий материал:

газета «Азбука здоровья»,

буклеты: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»,

«Развиваем пальчики», «Дыхательная гимнастика и её роль в закаливании и

оздоровлении»,

разнообразными техниками изо терапии, предложили подборку пальчиковых

игр «Развиваем мелкую моторику рук, играем с пальчиками.

Лепбук для педагогов «Арт терапия»,

Презентация к педсовету.

Используемая литература

Светлана Филяева,психолог, арт-терапевт.

"Арт - терапия - стань художником своего настроения!"

«Что такое арт-терапия. Убираем заблуждения»

МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ в РАБОТЕ с ДЕТЬМИ логопедических групп. Оксана Дон

Оптимизация коррекционной помощи детям дошкольного возраста в

условиях реализации ФГОС дошкольного образования Бобровникова А.В., Бородина А.Н. и

Башкирова Е.Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт- терапии

Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика



В раздел образования