Авторы: Недвига Наталья Александровна, Львова Наталья Александровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №32
Населённый пункт: город Новочеркасск Ростовская область
Наименование материала: проект
Тема: "Арт - терапия , как метод оздоровления в работе с логопедическими детьми"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №32
Проект по здоровому образу жизни
«Арт – терапия, как метод
оздоровления в работе с
логопедическими детьми»
Выполнили Львова Н.А. Недвига Н.А. педагоги первой категории.
Паспорт проекта
ТИП ПРОЕКТА: творческо – познавательный, здоровье сберегающий
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: групповой
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: средне - срочный
Цель:
создание условий для формирования у дошкольников основ здоровьесбережения,
через использование элементов арт –
терапии.
Задачи:
- Продолжать формировать коммуникативные отношения в процессе художественно
творческой деятельности используя изотерапию.
- Продолжать развивать познавательно-речевую активность, детей ОВЗ через
использование элементов арт-терапии.
- Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для
развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.
Актуальность.
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на
пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования. На данном этапе
происходит пересмотр содержания дошкольного образования. На смену Временным
(примерным) пришли Федеральные государственные требования, которые предполагают
написание программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей
контингента воспитанников.
В эти инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного
образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям,
вовлечены и педагоги. Анализ результатов педагогической диагностики позволил обнаружить
общие для всей вертикали недостатки по развитию речи. Общеизвестным фактом является то,
что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не является исключительно
логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности
детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная
сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими
детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому,
необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное
развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые
коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.
Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе
различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества,
которые делают ее высоко конкурентно способной:
Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна,
безоценочна, свободна.
Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную
оценку, проследить динамику развития. Арт-терапия создает возможности осознания
собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством
невербального общения.
В-третьих, это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо
владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;
Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе,
которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или
художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются
объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать
их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В
большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции,
помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную
жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение,
возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем.
Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ОВЗ.
Этапы реализации работы над проектом
1 этап – организационный
(изучение литературы по данной теме, выявление проблемы,
планирование работы)
2 этап практический
( использование элементов арт – терапии в практике)
3 этап – итоговый
Принципы реализации проекта:
1. Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка
на базе уже имеющихся.
2. Принцип компенсации - уравновешивание негативных эмоций с помощью элементов арт
терапии
3. Принцип интеграции предполагает объединение детей в подгруппы с целью формирования
эффективных навыков общения со сверстниками и взрослым и приобретения новых форм
сотрудничества.
4. Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и
безопасности.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Предполагаемый результат:
Сформированость творческих способностей детей с ОВЗ в процессе работы с
использование элементов арт терапии.
Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой
моторики дошкольников.
Сформированость коммуникативных навыков сотрудничества в общении со
сверстниками и взрослым, необходимых для успешного протекания процесса обучения.
I - этап организационный
Цель: планирование и прогнозирование предстоящей работы
1.Составление плана работы
2. Подбор материала (составление картотек нетрадиционных техник рисования,
пальчиковых гимнастик, утренних гимнастик в стихотворной форме, русских народных
игр)
3. Анкетирование родителей
4. Подбор разнообразных техник рисования
изучение методической литературы, интернет ресурсов.
5. Подбор консультаций, буклетов для родителей; выпуск газеты.
II – этап практический
Цель:
реализация плана проекта с детьми и родителями.
НОД: «Что такое здоровье?»
Цель: Познакомить детей с понятием «здоровье»; формировать положительную
мотивацию к здоровому образу жизни.
НОД: «Чистота – залог здоровья».
Цель: Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами,
зубами, кожей); учить видеть красоту в чистоте и опрятности.
НОД: «Овощи и фрукты – полезные продукты».
Цель: Закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей и
фруктов; познакомить с приготовлением салата.
НОД: «Спорт – это здоровье».
Цель: Уточнить представления детей о спорте, его значении; формировать привычку
ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики; заботиться о своем здоровье.
Использование элементов арт -терапии в непосредственно образовательной деятельности
художественно
творческой
направленности
с
использованием
нетрадиционных
техник
рисования
НОД Художественно – творческое «В гости к осьминогам», «Грустное дерево», «Медузы»
Цель: Обучать технике рисования коктейльными палочками.
«Ёлка» (рисование сухими листьями)
Аппликация «По морям, по волнам» (используя салфетки)
Коллективная аппликация с использованием коктейльных палочек
«Грибы на поляне»
Лепка «Ёжик»(пластилинография)
НОД Художественно творческое «Грустное дерево»,
Цель: составление рассказа о своём дереве.
Сенсорная тропа для ног – это дорожка, на которой закреплены разные по фактуре “кочки”:
Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Ходьба по ней
используется для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики
плоскостопия
сухие бассейны с разнообразными природными наполнителями (каштанами, орехами,
косточками, фасолью, горохом)
дидактическая игра «Тактильные дорожки»
Цель этих игр: развивать речь, координацию движений и тактильных анализаторов, мелкую
моторику рук, ориентировку в пространстве, познавательное развитие, способствовать
обогащению чувственного опыта детей через разные виды предметов.
III этап - итоговый
Итог: на занятиях дети стали более активны, проявляют интерес к результатам
своей деятельности, стали больше самостоятельно рисовать, лепить; не стесняясь
высказывают своё мнение, составляют рассказы.
В процессе всей этой работы для родителей был предложен следующий материал:
газета «Азбука здоровья»,
буклеты: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»,
«Развиваем пальчики», «Дыхательная гимнастика и её роль в закаливании и
оздоровлении»,
разнообразными техниками изо терапии, предложили подборку пальчиковых
игр «Развиваем мелкую моторику рук, играем с пальчиками.
Лепбук для педагогов «Арт терапия»,
Презентация к педсовету.
Используемая литература
Светлана Филяева,психолог, арт-терапевт.
"Арт - терапия - стань художником своего настроения!"
«Что такое арт-терапия. Убираем заблуждения»
МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ в РАБОТЕ с ДЕТЬМИ логопедических групп. Оксана Дон
Оптимизация коррекционной помощи детям дошкольного возраста в
условиях реализации ФГОС дошкольного образования Бобровникова А.В., Бородина А.Н. и
…
Башкирова Е.Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт- терапии
Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика