Напоминание

"Современный урок русского языка и литературы с использованием активных методов обучения"


Автор: Пискунова Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кировская гимназия им.Героя Советского Союза С.Баймагамбетова"
Населённый пункт: Ленинградская область, г.Кировск
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок русского языка и литературы с использованием активных методов обучения"
Раздел: полное образование





Назад




Пискунова Наталья Николаевна

г. Кировск, Ленинградская область

МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза

С. Баймагамбетова»

Современный урок русского языка и литературы с использование технологии

модерации и АМО

Все мы прекрасно помним, как в детстве нам нравилось играть с друзьями

в игры на переменах или во дворе, и как порой не хотелось идти на урок, где

учитель заставлял читать черно-белые учебники и запоминать длинные заумные

фразы. Прошло время. Учебники стали цветными, мел и тряпку заменили

интерактивные доски и документ-камеры, но только дети остались детьми: им

все также хочется играть. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на

уроках, запоминать большой объем неинтересной информации, а потом еще и

пересказывать ее. Тут-то и возникает вопрос: «Зачем мы используем на уроках

те методы обучения, которые вызывали скуку у нас?»

Думаю, если дети любят играть, то нужно

применять игровую форму

деятельности

обучающихся

для

достижения

образовательных

целей.

Мотивационный

потенциал

игры

будет

направлен

на

более

эффективное

освоение школьниками образовательной программы. А игровая среда, где нет

принуждения,

даст

возможность

каждому

ребенку

реализовать

свои

способности, проявить самостоятельность и инициативу. И помогут это сделать

в образовательном процессе активные методы обучения.

Мы

должны

принять

тот

факт,

что

в

нашем

обществе

стремительно

происходят изменения, и от человека требуется быстрая адаптация к новым

условиям, умение находить решения на самые сложные вопросы, проявляя

творчество и гибкость. Задача школы – подготовить выпускника с современным

запасом знаний, который даст возможность уверенно себя чувствовать в жизни

и

стать

успешным

человеком.

Для

этого

нужна

высокая

мотивация

как

учеников, так и учителей. Традиционное репродуктивное обучение, где ученику

отводится пассивная роль, уже не может решать таких задач. Требуются новые

педагогические технологии.

Хочу представить вам технологию, которая называется модерацией. Она

позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет

усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации

познавательной

деятельности

учащихся.

На

уроке

создается

творческая

обстановка,

благоприятная

психологическая

атмосфера.

Эффективность

модерации

определяется

еще

и

тем,

что

методы

и

формы

организации

познавательной

деятельности

направлены

на

активизацию

аналитической

и

рефлексивной

деятельности

обучающихся,

развитие

исследовательских

и

проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков

работы

в

команде.

На

уроке

происходит

процесс

совместной

работы,

где

снимаются

барьеры

общения,

создаются

условия

для

развития

творческого

мышления,

принятия

нестандартных

решений.

Учитель

и

ученик

являются

равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них

зависит

успех

обучения.

Ученик

перестает

быть

пассивным

объектом

обучения,

теперь

он

занимает

активную

позицию.

А

учитель

становится

консультантом, наставником, который играет в одной команде с учащимися. И

в

этом

заключаются

большие

трудности,

потому

что

нам,

учителям,

перестроится

очень

сложно.

Кроме

психологической

перестройки,

нужна

специальная подготовка учителя по проектированию такого урока или системы

уроков, знания технологии модерации, АМО. Но все эти вложения окупаются

достигаемыми результатами.

Цели применения модерации – эффективное управление классом на уроке,

вовлечение

всех

учащихся

в

работу,

поддержание

высокой

познавательной

активности

на

всех

этапах

урока.

Это

легко

решается

путем

организации

групповой работы учащихся с использованием активных методов обучения.

В основу технологии модерации положены следующие принципы:

- структурированность (все содержание урока делится на определенные этапы);

- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следуют

одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы

нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);

- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем

участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и

итоговые результаты).

Структурированность

образовательного

процесса

обеспечивается

разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части),

каждая

из

которых

имеет

свои

цели,

задачи

и

методы.

В

результате

чего

создается ясный и четкий план урока, задается направленное поступательное

движение к поставленным целям урока, обеспечивается методичная проработка

каждой фазы и последовательный переход от одной фазы урока к другой,

о с у щ е с т в л я е т с я

э ф ф е к т и в н ы й

м о н и т о р и н г

ход а

и результатов

образовательного процесса.

Технология модерации состоит из следующих фаз (этапов):

- инициация (начало урока);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминка).

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при

использовании

технологии

модерации,

получение

запланированных

результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся

обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

- взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;

-

упорядоченный

обмен информацией

(коммуникация) между

всеми

участниками образовательного процесса;

-

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса

(визуализация);

- мотивация всех участников образовательного процесса;

- мониторинг образовательного процесса;

- рефлексия педагога и обучающихся;

- анализ деятельности участников и оценка результатов.

Рассмотрим подробнее этапы урока.

1.Инициация.

Урок, построенный на основе модерации, начинается с интеракции.

Без

взаимодействия

всех

участников образовательного

процесса

нет

модерации,

нет

и

ожидаемых

эффектов.

Необходимо сформировать малые

группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа.

Для формирования мини-команд можно использовать различные методы:

можно

объединить

рядом

сидящих

учеников

либо

попросить ребят

рассчитаться

на

первый-второй-третий-четвертый

и

затем сформировать

группы по номерам. Для более интересных методов формирования малых групп

требуется предварительная подготовка. Можно заранее заготовить небольшие

карточки

разных

цветов,

на

уроке

раздать

обучающимся

и

попросить

объединиться в группы по цвету карточек (можно использовать и форму

карточек),

либо

придумать

игру,

в

ходе

которой

происходит постепенное

формирование групп. После этого учащиеся приветствуют друг друга внутри

своей группы.

2.Вхождение или погружение в тему (выяснение целей урока).

3.Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)

Провести

выяснения

ожиданий,

опасений

и

поставить

цели

обучения

помогут такие АМО, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на

приобретение знаний», «Разноцветные листы». Допускается личная фантазия

педагога, но без нарушения методики.

Например, учитель объявляет, что нужно составить «Список покупок», в

который войдут ожидания и опасения. Учащиеся на стикерах пишут, что им бы

хотелось узнать на уроке, что ожидают и

чего

опасаются. Ожиданий и

опасений может быть несколько. К ним относятся формы и методы обучения,

стиль и способы работы на уроке, атмосфера в классе. Все это приклеивается в

нарисованную

сумку

и

вешается

на

доску.

Ученик

от

каждой

группы

комментирует

записи

группы.

После

озвучивания

идет

комментирование.

Учитель подводит итоги.

4.Интерактивная лекция (передача и объяснение информации).

В процессе проведения урока учителю необходимо презентовать новый

материал. Вместо привычного устного рассказа учителя можно использовать

метод

«Инфо-угадайка»,

целью

которого

является

представление

нового

материала, его структурирование, оживление внимания обучающихся.

Можно

использовать

компьютер

с

проектором,

документ-камеру,

лист

ватмана или доску. В центре указано название темы, остальное пространство

разделено на секторы. Начиная с сектора один, учитель вписывает в сектор

название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения.

Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее

пойдет речь. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее

существенные моменты первого раздела. Закончив изложение материала по

первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго

раздела темы, и так далее.

Таким

образом,

в

четко

структурированном

виде

представляется

весь

новый материал. Существующие на момент начала презентации «белые пятна»

по данной теме постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает

вопрос,

не

осталось

ли

каких-то

неупомянутых

аспектов

темы.

После

презентации

идет

краткое

обсуждение

по

теме.

Если

есть

вопросы

у

обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот

метод

изложения

материала

помогает

учащимся

следить

за

аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект

темы.

Отчетливое

разделение

общего

потока

информации

способствует

лучшему

восприятию.

«Белые

пятна»

стимулируют

многие

участники

начинают обдумывать, какими будут следующие разделы темы.

5.Проработка содержания темы (групповая работа).

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы

обучающимся

было

интересно

прорабатывать

новый

материал.

Для

этого

учитель подбирает интересные вопросы по количеству групп. Используется

метод

«Автобусная

остановка».

Цель

метода

научиться

обсуждать

и

анализировать заданную тему в малых группах.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке

расположен лист большого формата с вопросом. Учитель ставит задачу группам

– записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В

течение

5

минут

в

группах

идет

обсуждение

и

записываются

ключевые

моменты.

По

команде

учителя

группы

переходят

по

часовой

стрелке

к

следующей

автобусной

остановке,

знакомятся

с

имеющимися

записями

и

дополняют. Исправлять записи, сделанные другой группой нельзя. Когда группа

возвращается

на

свою

остановку,

она

знакомится

со

всеми

записями

и

определяет человека, который будет представлять материал. После этого каждая

группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель

резюмирует сказанное, подводит итоги работы, вносит коррективы.

6.Подведение итогов (рефлексия, оценка урока).

7.Эмоциональная

разрядка

(может

использоваться

после

любого

этапа

урока).

Подвести грамотно и интересно итоги урока и завершить работу помогут

такие

АМО,

как:

«Мудрый

совет»,

«Письмо

самому

себе»,

«Ресторан»,

«Комплименты» и т.д. Этот этап урока для учителя очень важен, поскольку

позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что нужно обратить

внимание

на

следующем

уроке.

А

обратная

связь

от

учеников

позволяет

учителю скорректировать урок на будущее.

Участники

пишут

свои

ответы

на

карточки,

приклеивают

на

лист.

Начинается

комментирование.

Рефлексия.

В

завершении

подводятся

итоги

урока, дается задание на дом.

Нужно заметить, что на каждом этапе урока используются визуализация,

рефлексия и АМО. В этом и состоит отличие уроков технологии модерации от

традиционных.

Приведенные

мною

активные

методы

это

маленькая

часть

методов

игрообучения.

Цель

моего

выступления

показать

логику

и

смысл

использования

АМО

на

уроке,

так

как

они

составляют

систему,

обеспечивающую

активность

мыслительной

и

практической

деятельности

учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводя к полноценному

освоению учебного материала.

Технология модерации очень интересна. В России она пользуется большой

популярностью. Дополнительный материал можно получить на сайте «Мой

университет», где представлен широкий спектр АМО.

Опыт

показывает,

что

новаторство

невозможно

без

использования

традиции,

поэтому

не

стоит

говорить

о

создании

новой

формы

обучения.

Можно

сказать,

что

это

корректирование

традиционных

этапов

урока

и

внесение новшеств, связанных с АМО.

Технология модерации была

опробована на базе Кировской гимназии.

Распространение опыта состоялось на

районных семинарах для директоров

школ и учителей русского языка, где были представлены открытые уроки и

мастер-классы.



В раздел образования