Автор: Суворова Мария Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ – детский сад № 176
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
Суворова М.А.
Воспитатель
МБДОУ - детский сад №176
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.
Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования
является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в
успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка
играет сформированная мелкая моторика - движения пальцев и кисти рук.
Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности
является важнейшим условием психического и физического развития ребенка на
протяжении всего дошкольного детства. Всестороннее представление об
окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-
двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые
впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его
артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3-х лет
является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры – занятия, в
которых усвоение какого- либо материала протекает незаметно для малышей, в
практической деятельности. Следовательно, главное, в этом возрасте, обогащение
чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего
мира, и в первую очередь, пополнение представления о свойствах предметов,
положении в пространстве и т.п.
Значение мелкой моторики в гармоничном и всестороннем развитии ребенка
очень велико. Во-первых, движение рук – это основа для формирования навыков
самообслуживания у детей. Во-вторых, уровень развития тонкой моторики является
одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. В-третьих,
движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют
развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Функция
человеческой руки уникальна и универсальна.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые
упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии
элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы,
завязывать шнурки и т.д. Дети любят махать ручкой, играть в «Сороку-белобоку»,
показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку.
Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками.
Позже - с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку
приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных
частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем
самым стимулировали речевое развитие малыша.
Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо
выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с
мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем
взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать,
выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия, рисование
карандашом (фломастером, кистью и т.д.); застегивание и расстегивание молний,
пуговиц и т.д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные
висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке). Такие упражнения
укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому
позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные
непосредственно на мелкую моторику. Проведение игр – занятий способствует
развитию мелкой моторики рук, совершенствует координацию движений, формирует
сенсомоторные способности детей.
Определенную ценность представляет центр «песка и воды». Песочная терапия,
игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют
развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт,
способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу
жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как:
«Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у
ребят».
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые
игры. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо форм рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что
дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз»,
«вверх» и т.д.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки
оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа,
разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые
бассейны с различными наполнителями.
«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих
элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют
к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию
движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей
целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями,
проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем бусы для мамы» - помогут
скоординировать движения обеих рук, что способствует координации системы «глаз-
рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные
эталоны (цвет, форма, величина).
«Игры – шнуровки» - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику
рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий
«вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование,
завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие
способности; усидчивость; координацию движений; гибкость кисти и раскованность
движений, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Например,
«Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица» и другие.
Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на
части и собирать снова.
Огромная роль в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста
отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает
через игру. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по
развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует
формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые
зоны головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и
психического здоровья ребенка.