Напоминание

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Автор: Суворова Мария Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ – детский сад № 176
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

Суворова М.А.

Воспитатель

МБДОУ - детский сад №176

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.

Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования

является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в

успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка

играет сформированная мелкая моторика - движения пальцев и кисти рук.

Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности

является важнейшим условием психического и физического развития ребенка на

протяжении всего дошкольного детства. Всестороннее представление об

окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-

двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые

впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его

артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3-х лет

является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры – занятия, в

которых усвоение какого- либо материала протекает незаметно для малышей, в

практической деятельности. Следовательно, главное, в этом возрасте, обогащение

чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего

мира, и в первую очередь, пополнение представления о свойствах предметов,

положении в пространстве и т.п.

Значение мелкой моторики в гармоничном и всестороннем развитии ребенка

очень велико. Во-первых, движение рук – это основа для формирования навыков

самообслуживания у детей. Во-вторых, уровень развития тонкой моторики является

одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. В-третьих,

движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют

развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Функция

человеческой руки уникальна и универсальна.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые

упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии

элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы,

завязывать шнурки и т.д. Дети любят махать ручкой, играть в «Сороку-белобоку»,

показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку.

Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками.

Позже - с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку

приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных

частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем

самым стимулировали речевое развитие малыша.

Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо

выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с

мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем

взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать,

выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия, рисование

карандашом (фломастером, кистью и т.д.); застегивание и расстегивание молний,

пуговиц и т.д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные

висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке). Такие упражнения

укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому

позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные

непосредственно на мелкую моторику. Проведение игр – занятий способствует

развитию мелкой моторики рук, совершенствует координацию движений, формирует

сенсомоторные способности детей.

Определенную ценность представляет центр «песка и воды». Песочная терапия,

игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют

развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт,

способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу

жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как:

«Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у

ребят».

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые

игры. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо форм рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что

дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз»,

«вверх» и т.д.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки

оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа,

разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые

бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих

элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют

к ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию

движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей

целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями,

проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем бусы для мамы» - помогут

скоординировать движения обеих рук, что способствует координации системы «глаз-

рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные

эталоны (цвет, форма, величина).

«Игры – шнуровки» - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику

рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий

«вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование,

завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие

способности; усидчивость; координацию движений; гибкость кисти и раскованность

движений, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Например,

«Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица» и другие.

Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на

части и собирать снова.

Огромная роль в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста

отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает

через игру. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по

развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует

формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые

зоны головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и

психического здоровья ребенка.



В раздел образования