Напоминание

«Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС»


Автор: Барт Ирина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №23 "Ёлочка"
Населённый пункт: посёлок Новокавказский
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23 «Ёлочка»

Углубленная работа на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с

ФГОС»

Воспитатель: Барт Ирина Анатольевна

п. Новокавказский 2018 год

ВВЕДЕНИЕ

«Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

Г. Гегель

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в

это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов,

функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного

формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

К.Д.Ушинский

говорил,

что

родное

слово

является

основой

всякого

умственного

развития

и

сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим

условием

полноценного

психического

развития

и

одним

из

направлений

в

педагогической

работе

дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в

учении.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и

педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не

владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает

столь сложной знаковой системой, как язык.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь,

который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того,

чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка

формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по

развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение

речью

перестраивает

психику

малыша,

позволяет

воспринимать

ему

явления

более

осознанно

и

произвольно. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития

детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях,

различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в

процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с

детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи

детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает

образность речи. Традиционно в отечественной

методике

развития

речи

выделяется

значение,

которое

объединяет

большое

разнообразие

жанров

произведения,

сюда

относятся

сказки,

рассказы,

стихотворения,

загадки

и

т.д.

Воспитательные

и

образовательные возможности загадки многообразны. Особенности содержания и структуры загадки как

литературного

жанра

позволяют

развивать

логическое

мышление

детей

и

формировать

у

них

навыки

восприятия.В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного

возраста.

Они

должны

достигнуть

определенного

уровня

развития

речевой

активности,

словаря,

грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только

навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника - одна из важных задач в общей

системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в

общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться

со

сверстниками

о

совместной

игре.

И

наоборот,

неясная

речь

ребёнка

весьма

затрудняет

его

взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Нам нужно воспитать полноценную личность, поэтому надо устранить всё, что мешает свободному

общению ребёнка с коллективом. Необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей

родной речью, говорили правильно и красиво.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Тема выбрана мной не случайно. Данная проблема очень актуальна для дошкольного образования, ведь

овладение

правильной

речью

способствует

формирование

у

ребенка

уверенности

в

себе,

развитию

мышления, коммуникативных качеств.

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие

психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые

условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо

устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.В последнее время

у

детей

довольно

часто

наблюдается

задержка

в

развитии

речи,

хотя

они

здоровы,

не

страдают

нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?

ПРОБЛЕМА:

Проблема

владения

языком

издавна

привлекала

внимание

известных

исследователей

разных

специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что

развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует

современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора,

чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить

карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям

всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует

ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка,

прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми.

Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития.

Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое

высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность

поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное

высказывание

дошкольника

свидетельствует,

насколько

он

владеет

богатством

родного

языка,

его

грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

ЦЕЛЬ ОПЫТА:

- Создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста,

обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности.

ЗАДАЧИ:

- Овладение речью как средством общения и культуры.

- Обогащение активного словаря.

- Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.

- Развитие речевого творчества.

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных

жанров детской литературы.

- Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную активность,

речь чистая, грамматически правильная, выразительная, ребенок владеет всеми средствами

звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место

звука в слове, является инициатором событий в группе организатором коллективных игр,

предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует

сюжеты творческих игр), проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап подготовительный

- изучение нормативно – правовых документов и материалов 2018 -2019 года;

- подбор и изучение методической литературы по данной теме;

- изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких для получения прогнозирующих

результатов)

- построение плана действий;

- изучение интернет-ресурсов;

- проведение мониторинга с целью выявления знаний и умений у детей дошкольного возраста речевого

развития;

- мониторинг осведомлённости родителей по данной теме;

- Разработка программно-методического обеспечения учебно – воспитательного процесса: - Разработка

рабочей программы кружка «ЧИТАРИКИ»

- Изготовление дидактических пособий.

II этап основной

- реализация рабочей программы кружка «ЧИТАРИКИ»;

- разработка критериев мониторинга по теме;

- накопление практического и методического материала по теме;

- разработка плана работы с педагогами и родителями по данной теме;

III этап обобщаюший

- итоговый мониторинг по реализации поставленных задач по теме «Развитие речи детей дошкольного

возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС»

- обобщение опыта работы по данной теме.

Теоретическое обоснование темы:

«Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с

ФГОС»

«Прекрасная сама по себе детская речь

имеет, кроме того, научную ценность,

так как, исследуя ее, мы тем самым

открываем причудливые закономерности

детского мышления».

К. И. Чуковский.

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с

другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные

труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается

опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах

человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью,

умеющих

говорить

красиво,

способных

воздействовать

на

чувства

и

умы

собеседников.

Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий

период

жизни

продолжительностью

всего

в

несколько

лет

ребенок

проходит

удивительный

по

своей

стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым

набором слов, грамматическим строением языка.

Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь

связана

с

познанием

окружающего

мира,

развитием

сознания

и

личности.

Формирование

речевой

деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью

материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной

среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности.

Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми

с р е д с т в а м и

о б щ е н и я ,

ф о р м а м и

р е ч и .

Детской

речью

интересовались

с

древнейших

времен.

Еще

в

работах

римского

оратора

и

педагога

Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской

речи

и

выводы

о

том,

что

речь

является

фундаментом

формирования

личности

ребенка.

Мыслитель, гуманист Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам:

разуму,

действию

и

речи

«научить

дитя

правильно

понимать,

правильно

делать

и

правильно

высказываться».

Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда

развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах

задержки речевого развития, и советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным,

состоящим

из

различных

упражнений

для

выработки

ясности,

четкости

и

связности

речи.

В 19 веке интерес к детской речи усиливается – ее исследуют, изучают, описывают не только известные

у ч е н ы е ,

н о

и

п и с а т е л и .

Так, создатель методики начального обучения родному языку К. Д. Ушинский отмечал: дети очень рано

начинают

проявлять

интерес

к

языку,

что

является

важным

признаком

интеллекта.

«Родное

слово

сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», - утверждал

К.Д.Ушинский.

Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно

сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего

складывается

способность

говорить

в

этом-то

и

вся

сложность.

Говорить

это

значит

владеть

определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою

мысль, понимать речь окружающих, слушать и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому

р е б е н о к

у ч и т с я

с

п о м о щ ь ю

в з р о с л о г о

в

д о ш к о л ь н ы е

г о д ы .

Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни

ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же самое время без

овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного

психического и личностного развития ребенка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь

дошкольника, делает возможным многие собственно человеческие формы поведения. Своевременное и

полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития

ребенка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а

т а к ж е

н а

е г о

д е я т е л ь н о с т и

в

р а з л и ч н ы х

е е

ф о р м а х .

Коммуникативная

компетентность

дошкольника

проявляется

в

возможности

посредством

речи

решать

задачи

в

условиях

разных

видов

деятельности:

коммуникативной,

познавательно-исследовательской,

игровой, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает

деятельность.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

определяет содержание речевого развития детей: владение речью как средством общения и культуры;

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов

различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте (ФГОС ДО п.2.6).

Образовательный процесс по развитию речи и коммуникативной компетентности дошкольника в

условиях ДОУ зависит от выбранных форм работы, учета индивидуальных особенностей детей, специфики

и оснащенности дошкольного учреждения, компетентности педагога.

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в

настоящее

время

претерпевает

серьёзные

изменения. Разработан

и

вступил

в

силу

Федеральный

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были

необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного

развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров

дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть

устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств,

желания,

выделять

звуки

в

словах.

Речевое

развитие

по-прежнему

остается

наиболее

актуальным

в

дошкольном возрасте.

Основная

цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с

окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную

речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со

сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и

зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются

благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша

связная

речь

состоит

из

двух

частей-диалога

и

монолога.Строительным

материалом

для

неё

является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их

в предложения);

развитие

речевого

творчества,

(работа

не

простая,

предполагает

что,

дети

самостоятельно

составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз,

придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем

для этого условия);

знакомство

с

книжной

культурой,

детской

литературой,

понимание

на

слух

текстов

различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала

быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга

должна стать спутником детей);

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения

грамоте;

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает

систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип

коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип

формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными

сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной

языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи детей

Развитие

словаря:

освоение

значений

слов

и

их

уместное

употребление

в

соответствии

с

контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;

Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения;

Формирование

грамматического

строя:

Морфология

(изменение

слов

по

родам,

числам,

падежам)

Синтаксис

(освоение

различных

типов

словосочетаний

и

предложений).

Словообразование.

Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание);

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова,

нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развития речи

Наглядные:

Непосредственное

наблюдение

и

его

разновидности

(Наблюдения

в

природе,

экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и

картин, рассказывание по игрушкам, картинам);

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ,

обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал;

Практические:

дидактические

игры,

игры

-

драматизации,

инсценировки,

дидактические

упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде,

бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь

использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте

ведущей

деятельности.

Применительно

к

детям

раннего

возраста

ведущей

является

предметная

деятельность, детей дошкольного возраста — игровая деятельность.

Д л я

р а з в и т и я

р е ч и

и с п о л ь з у ю т с я

р а з н о о б р а з н ы е

с р е д с т в а

:

о б щ е н и е

в з р о с л ы х

и

д е т е й ,

ф о р м и р о в а н и е

к о м м у н и к а т и в н ы х

н а в ы к о в ;

к у л ь т у р н а я

я з ы к о в а я

с р е д а ,

р е ч ь

в о с п и т а т е л я ;

о б у ч е н и е

р о д н о й

р е ч и

и

я з ы к у

н а

з а н я т и я х ;

х у д о ж е с т в е н н а я

л и т е р а т у р а ;

р а з л и ч н ы е

в и д ы

и с к у с с т в а

( и з о б р а з и т е л ь н о е ,

м у з ы к а ,

т е а т р ) .

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Важнейшим средством развития речи является общение. Речь, являясь средством общения, возникает на

определенном этапе развития общения. Она не возникает из самой природы ребенка, а формируется в

процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями

общения,

нуждами

жизнедеятельности

ребенка.

Противоречия,

возникающие

в

общении,

ведут

к

возникновению

и

развитию

языковой

способности

ребенка,

к

овладению

им

все

новыми

средствами

общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с

у ч е т о м

в о з р а с т н ы х

о с о б е н н о с т е й

и

в о з м о ж н о с т е й

м а л ы ш а .

Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит

малышей

в

благоприятные

условия

для

восприятия

речи

и

ее

активизации:

они

активно

подражают

действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами

рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи.

Е г о

с о д е р ж а н и е

и

ф о р м ы

о п р е д е л я ю т

с о д е р ж а н и е

и

у р о в е н ь

р е ч и

д е т е й .

В этом нам помогают игры, направленные на развитие навыков общения

« Кто к нам пришел?», « Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови»,

«Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», « Поздоровайся !», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу»,

«Узнай по голосу»

Р а з в и т и е

р е ч и

и

и г р о в а я

д е я т е л ь н о с т ь

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером

определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все

в и д ы

и г р о в о й

д е я т е л ь н о с т и .

В

творческой

ролевой

игре,

коммуникативной

по

своей

природе,

происходит

дифференциация

функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной

монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей

ф у н к ц и й

р е ч и .

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-

драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову,

в ы р а з и т е л ь н о с т и

р е ч и ,

х у д о ж е с т в е н н о - р е ч е в о й

д е я т е л ь н о с т и .

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития.

Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и

образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость,

темп,

эмоциональная

окрашенность,

звукоподражание

и

пр.)

.

Он

учится

планировать

замысел

игры,

развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций,

поскольку он исполняет несколько ролей.

В

театрализованных

играх,

дети

разыгрывают

сюжеты

и

берут

на

себя

роли

из

литературных

произведений,

сказок,

мультфильмов

и

пр.

Театрализованная

игра

способствуют

более

глубокому

пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать

и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети

усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют

анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети

овладевают

словарем,

то

есть

обогащается

речь,

выражающая

названия

геометрических

тел,

пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом

в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты- особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых

задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В

результате

усвоения

детьми

причинно-следственных

связей

обогащается

словарный

запас

детей,

улучшается грамматический строй, развивается связная речь. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-

либо деятельность, невозможно!

Развитие речи и познавательно-исследовательская деятельность. Развивая речь ребенка, не включая его

в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует

познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

способствовать

обогащению

активного

словаря

детей

через

познавательно-исследовательскую

деятельность

обогащать

эмоционально

чувственный

опыт

детей

в

процессе

непосредственного

общения

с

предметами, явлениями, людьми

— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их

проявлять

создать

условия,

способствующие

выявлению

и

поддержанию

интересов

у

детей,

проявления

самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

— поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах

деятельности.

Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает «оречевлять» свою деятельность. После

занятия например по рисованию, можно обсудить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Развитие речи и музыкальная деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с

трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование

голосового

аппарата

для

пения,

одновременно

совершенствуется

и

для

речи

дошкольника;

— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

— развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль

изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной

литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в

которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким

образом

у

детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас,

развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.

Развитие речи и трудовая деятельность

Через

трудовую

деятельность

развиваются

навыки

диалогической

речи,

стимулируются

активные

высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти

задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и

др. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских

представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий,

качеств, результатов.

Непосредственно-образовательная деятельность

Одним

из

основных

средств

речевого

развития

является

обучение.

Это

целенаправленный,

систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают

определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком

подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Е. И. Тихеева,

первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно

к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие речи и

я з ы к а

д о л ж н ы

л е ж а т ь

в

о с н о в е

в с е й

с и с т е м ы

в о с п и т а н и я

в

д е т с к о м

с а д у » .

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия,

на

которых

ставят

и

целенаправленно

решают

определенные

задачи

речевого

развития

детей.

Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей.

Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела

программы, где бы не существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно

отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения,

к о т о р ы е

т р у д н о

с ф о р м и р о в а т ь

в

д р у г и х

в и д а х

д е я т е л ь н о с т и .

Занятия

помогают

реализовать

возможности

речевого

развития

в

дошкольном

детстве,

самом

б л а г о п р и я т н о м

п е р и о д е

д л я

о в л а д е н и я

я з ы к о м .

На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей

д р у г

н а

д р у г а .

О б у ч е н и е

в

к о л л е к т и в е

п о в ы ш а е т

о б щ и й

у р о в е н ь

и х

р а з в и т и я .

Положительную

оценку

в

нашей

практике

получили

интегративные

занятия,

построенные

по

принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как

правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и

интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное

р и с о в а н и е

п т и ц

и

3 )

р а с с к а з ы в а н и е

д е т е й

п о

р и с у н к а м .

Развитие речи осуществляется также в организованных образовательных видах деятельности по другим

разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык

в ы с т у п а е т

с р е д с т в о м

о б у ч е н и я

д р у г и х

о б р а з о в а т е л ь н ы х

о б л а с т е й .

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи

детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает

образность речи.

Культурная языковая среда

Средством

развития

речи

в

широком

смысле

является

культурная

языковая

среда.

Подражание

речи

взрослых

является

одним

из

механизмов

овладения

родным

языком.

Внутренние

механизмы

речи

образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин).

Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения,

словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их

речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно

точность,

логичность;

соответствие

возрасту

детей;

лексическая,

фонетическая,

грамматическая,

орфоэпическая

правильность;

образность;

выразительность,

эмоциональная

насыщенность,

богатство

интонаций,

неторопливость,

достаточная

громкость;

знание

и

соблюдение

правил

речевого

этикета;

с о о т в е т с т в и е

с л о в а

в о с п и т а т е л я

е г о

д е л а м .

В нашем детском саду мы тоже уделяем большое значение речи педагога в связи с этим в методической

работе

включены

мероприятия

«Среда-день

русского

языка»,

в

этот

день

педагоги

пишут

диктанты,

отвечают на вопросы тестов по русскому языку, прослушиваем записи вебинаров. В вопросе повышения

квалификации педагогов нашего сада мы активно взаимодействуем с КПК ТывГУ, преподаватели читали

лекции по методике «развития речи» в детском саду в контексте новых требований. На педагогических

советах используем активные формы взаимодействия, такие как «круглый стол», «дебаты», «аукционы

педагогических идей», «Мозговой штурм», «деловые игры».

Современные образовательные технологи

Педагоги ДОУ в своей деятельности используют современных образовательных технологий, которые

позволяют интересно, без принуждения активизировать речь воспитанников.

В ДОУ используются :

- технологии проектной деятельности

- технология исследовательской деятельности

-

-

информационно-коммуникационные

технологии;(сегодня

ИКТ

начинают

занимать

свою

нищу

в

воспитательном

-образовательном

пространстве

ДО

,компьютерные

программы

,интерактивный DVD,

система презентаций по развитию речи, компьютерные игры)

- игровая технология «Лэпбук»

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap

–колени, book-

книга).

Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим

проработать.

Учебный

материал

интересно

оформлен

вразличного

рода

мини-книжечках,

кармашках,

окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т.п. Также лэпбук обязательно включает в себя

различные творческие задания.

Ведь лэпбук, прежде всего – это средство обучения! От постоянного контакта с книгой ребенок усваивает

материал просто великолепно и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со

стороны родителя/педагога – все происходит само-собой. Лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс

е г о

и з г о т о в л е н и я

о ч е н ь

з а н я т е н

и

и н т е р е с е н .

Приемущества «Лэпбука»

Помогает:

структурировать

сложную

информацию; развивать

познавательный

интерес

и

творческое

мышление

ребёнка; разнообразить даже самую скучную тему; научить простому способу запоминания;

объединить всю семью ( группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.

Работа по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста должна проводиться не только в

условиях

дошкольных

образовательных

учреждений,

но

и

в

семье.

Родители

должны

самостоятельно

заниматься с детьми, в соответствии с задачами речевого развития детей, учитывая возраст ребёнка.

Большое

значение

в

ознакомлении

с

правилами

речевого

поведения

имеет

индивидуальная

работа

с

отдельным ребенком, в которой педагоги учитывают особенности развития психики ребенка, его статус в

семье и уровень речевого развития.

Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи — главный фактор решения общей задачи —

воспитания культуры речевого общения дошкольников.

Педагоги ДОУ постоянно привлекают родителей к тому, чтобы они вместе с ребенком могли составить

рассказ, сделать к нему рисунки. Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения является

привлечение внимания педагогов к проблемам речевой культуры родителей. Нередко в семье с детьми

разговаривают так называемым «детским» языком, подлаживаются под неправильное произношение детей.

Поэтому

необходимо

вести

педагогическую

пропаганду

среди

родителей,

показывать

роль

примера

окружающих взрослых в развитии детской речи, советовать, о чем и как разговаривать с маленьким

ребенком, какие книжки читать, как учить вежливо и правильно общаться с окружающими взрослыми и

сверстниками (В.И. Яшина).

Таким образом, развитие языковых способностей во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи

рассматриваются

как

стержень

полноценного

формирования

личности

ребенка-дошкольника,

который

предоставляет

большие

возможности

для

решения

многих

задач

умственного,

эстетического

и

нравственного воспитания.

План углубленной работы по теме:

«Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с

ФГОС»

2018 - 2019 год

I этап организационно – подготовительный

Цель: мотивация, целеполагание.

сентябрь – май

2018 -2019 год

- изучение нормативно – правовой базы 2018 -2019 года;

- подбор и изучение методической литературы по

данной теме;

- изучение образовательных технологий (выбор одной

или нескольких для получения прогнозирующих

результатов)

- построение плана действий;

- изучение интернет-ресурсов;

- проведение мониторинга с целью выявления знаний и

умений

у

детей

дошкольного

возраста

речевого

развития;

-

мониторинг

осведомлённости

родителей

по

данной

теме;

- Разработка программно-методического обеспечения

учебно – воспитательного процесса: - Разработка

рабочей программы кружка «ЧИТАРИКИ»

- Изготовление дидактических пособий.

Повышение педагогической

компетентности по данной

теме.

2019 -2020 год

II этап практическая системность

Цель: получение продукта, результата углубленной работы за счёт расширения определённых задач.

сентябрь – май

2019–2020 год

- реализация рабочей программы кружка «ЧИТАРИКИ»;

- разработка критериев мониторинга по теме;

- накопление практического и методического материала

по теме;

- разработка плана работы с педагогами и родителями по

данной теме;

Работа с детьми:

- проведение гимнастики для мимических мышц лица;

-проведение артикуляционной гимнастики и игр на

развитие речи;

- изучение пальчиковых игр;

- работа над пересказами с использованием опорных

схем, пересказ рассказа "Лесной голосок»

Г.Скребицкого; «Осень под водой»Н.Сладкова; «Пушок»

Г.Скребицкого;

- использование сказкотерапии: «Зайка – зазнайка»,

«Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Помочь

детям представить собственную позицию в выборе

способа воплощения действий, образа литературного

персонажа;

- работа по составлению рассказов по сюжетным

картинам, с загадками;

- работа над интонацией, дикцией, выразительностью

речи во время заучивания стихотворений;

- работа над развитием речи через театральную

деятельность, инсценирование различных сказок;

- работа над интонацией, дикцией, выразительностью

речи во время заучивания стихотворений;

- драматизация русских народных сказок с

использованием различных видов театра: настольного,

Овладение детьми

практическими навыками и

умениями по данной теме;

Повышение уровня

педагогической

компетентности родителей и

педагогов.

на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске;

- Развитие речи посредством дидактических игр по

ПДД;

- создание картотеки «Подвижных игр» с пением и

речитативом;

Работа с родителями:

- тематические консультации для родителей по данной

теме;

- анкетирование по данной теме;

- совместное изготовление дидактических пособий для

развития речи;

-

Знакомство родителей

с

играми,

которые

можно

предложить

детям

на

семейном

празднике

(игра

драматизация, пальчиковые игры, обыгрывание песенок

- потешек, кукольный театр и т. д.);

- Формировать представление у родителей о том,

что развитие мелкой моторики рук стимулирует

умственное и речевое развитие ребёнка;

- Тренинговые игровые упражнения и задания помогают

дать оценку различным способам взаимодействия с

ребенком и особенно с ребенком, имеющим нарушения

речи; выбрать более удачные формы обращения к нему и

общения с ним, заменять нежелательные

конструктивными.

2020 – 2021 год

III этап аналитический, контрольно-коррекционный

Цель: рефлексия и коррекция деятельности

сентябрь-май

2020-2021 год

- разработка системы индивидуальной работы по данной

теме;

- самоанализ по итогам первого и второго этапа

углубленной работы;

- мониторинг по реализации поставленных задач;

- обобщение опыта работы по данной теме

Перспективное планирование

работы с родителями по развитию речи детей.

2018 – 2019 учебный год.

месяц

Работа

с

родителями

.

сентябрь

Памятка «Читаем дома» (ежемесячно).

октябрь

Тест на познавательно – речевую активность детей (с родителями детей младшего

возраста).

ноябрь

Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии речи детей».

декабрь

Развлечение совместно с родителями «Зимние чудеса».

январь

Консультация «Помощь ребёнку 3-х лет с задержкой речевого развития».

февраль

Папка – передвижка «Загадки как средство развития речи детей».

март

Памятка «Что можно посоветовать взрослым в развитии речи ребёнка на 2 -3 году жизни».

апрель

Встреча с учителем начальных классов «Критерии готовности ребёнка к школьному

обучению» (с родителями выпускников).

май

Консультация «Игротека в кругу семьи».

2019 – 2020 учебный год

месяц

Работа

с

родителями

.

сентябрь

Уголок «Развивайте речь дошкольника».

октябрь

Индивидуальные беседы по результатам диагностики детей.

ноябрь

Открытое занятие «Дорога в страну сказок на сказочном автобусе» (коммуникация +

художественное творчество).

декабрь

Рекомендации родителям по речевому развитию ребёнка.

январь

Уголок «Ребёнок плохо говорит. Почему?»

февраль

Консультация «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с

речевыми нарушениями».

март

Справочное бюро для родителей.

апрель

Выставка книг и дидактических пособий по развитию речи.

май

Консультация «Что такое цветотерапия и как она влияет на развитие детской речи».

2020 – 2021 учебный год.

месяц

Работа

с

родителями

.

сентябрь

Анкетирование по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

октябрь

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего

возраста». Практикум «Домашние задания с детьми по

лексическим темам».

ноябрь

Уголок «Кризис 3-х лет в развитии речи детей».

декабрь

Папка – передвижка «Артикуляционная гимнастика для малышей». Информационный лист

«Выполнение артикуляционных упражнений».

январь

День открытых дверей. Занятие «Секрет

волшебных слов». Практикум «Игры по

развитию речи».

февраль

Рекомендации логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков.

март

Индивидуальные беседы с родителями «Как беседовать с детьми по содержанию

прочитанного».

апрель

Итоговый речевой праздник «Красивую речь – приятно слушать».

май

Индивидуальные беседы по результатам диагностики детей «Достижения детей в речевом

развитии».

Календарно-тематический план работы с детьми

Меся

ц

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Навыки чтения

октяб

рь

1

Речь

письменная

и

устная.

Звуки

речи. Слова,

слоги.

Диагностика

р а з в и т и е

р е ч е в о г о

и

фонематического

слуха

дошкольников

Подготовка

дошкольников

к

во сприятию

звуков

и

бу к в

русского

языка;

формирование

мотивации к занятиям

2

Гласный звук IаI,; буква А,

а; стр 4.

знакомство дошкольников с

буквой «А»; совершенствование

тонкой моторики пальцев рук

дошкольников

Р а з в и т и е

ф о н е м а т и ч е с к и х

представлений;

закрепление

п р а в и л ь н о й

а р т и к у л я ц и и

изуч а е м ы х

звуков ;

у м е н и е

ориентироваться

на

странице

книги;

выкладывание

букв

из

палочек.

3

Гласный звук, IуI; буква У,

у. стр 5.

формирование

у

де те й

стойких

представлений

о

букве «У».

4

Гласный звук IоI, буква О,о

стр 6.

знакомство

со

звуком

и

буквой«О»,

совершенствование

артикуляционной

моторики.

5

Закрепление

букв

А.

О,

У.

Чтение и составление слогов

п о

р а з р е з н о й

а з б у к е .

Печатание букв.

Закрепление

навыков

и

умений

звуко-слогового

анализа и синтеза.

Чтение

и

составление

слогов

с

буквами

А,О,У

по

разрезной

а з б у к е ,

п е ч а т а н и е

б у к в ,

раскрашивание

картинок

на

определенную букву.

6

Согласные

звуки

IмI,

IмI;

буквы М;стр7. Печатание

Обучение

дошкольников

правильному

Р а з в и т и е

ф о н е м а т и ч е с к и х

представлений;

закрепление

букв.

произношению

звуков

[М]

и

[М'],

различению

буквы

«М»

п р а в и л ь н о й

а р т и к у л я ц и и

изучаемых звуков, выкладывание

букв из палочек.

7

Согласные

звуки

IсI

,

IсI;

буквы С, с стр 8. Печатание

букв.

формирование

представления

дошкольников о звуках [С]

и

[С'],

познакомить

с

буквой «С»

8

Закрепление

букв

М,С.

Чтение и составление слогов

п о

р а з р е з н о й

а з б у к е .

Печатание слогов.

совершенствование

артикуляционной

м о т о р и к и ,

р а з в и т и е

интонационной

стороны

речи.

Чтение

и

составление

слогов

с

буквами

М,

С

по

разрезной

азбуке, печатание букв.

нояб

рь

9

Учимся

соединять

буквы

А,У.стр 9.

Обучение

с о е д и н е н и ю

б у к в ; развитие

навыков

звукового анализа и синтеза

слоговых сочетаний.

Соединение

букв

А

У,У

А;

в ы к л а д ы в а н и е

с л о г о в ,

раскрашивание

картинок

на

определенную букву.

10

Чтение

буквы,

чтение

слогов. УА,АУ. стр 10.

Обучение

чтению

слогов;

Закрепление

навыков

и

умений

звуко-слогового

анализа и синтеза

Чтение

сочетания

АУ-УА;

выкладывание слогов.

11

Соединяем

буквы,

читаем

слоги. АМ,УМ, УА,АУ. стр

11-12.

Совершенствование умения

соединять

буквы, чтение

слогов; развитие

навыков

звукового анализа и синтеза

слоговых сочетаний.

Чтение

сочетания

АМ,УМ,

УА,АУ.

12

Соединяем

буквы,

читаем

с л о г и .

А С , У С , О С .

О преде ле ние

с логов

в

словах.; стр13.

О б у ч е н и е

у м е н и ю

соединять

буквы,

читать

слоги;

с п о с о б с т в о в ат ь

р а з в и т и ю

в н и м а н и я ,

памяти, мышления, речи.

Чтение

слогов

АС,

ОС,УС;

умение

ориентироваться

на

с т р а н и ц е

к н и г и ;

р а б от а

с

разрезной азбукой.

13

Учимся

соединять

буквы

МА, МУ; стр14-15.

О б у ч е н и е

у м е н и ю

соединять

буквы; развитие

навыков звукового анализа

и

с и н т е з а

с л о г о в ы х

сочетаний.

Чтение слогов МА, МУ; работа с

р а з р е з н о й

а з б у к о й ,

раскрашивание

картинок

на

определенную букву.

14

Ч и т а е м

с л и т н о

С А ,

СУ,СО,МА,МУ,МО,АС,ОС,

УС,АМ,ОМ,УМ.

О преде ле ние

с логов

в

словах; стр16.

Закреплять умение

читать

слитно

слоги,

развивать

навыки звукового анализа и

с и н т е з а

с л о г о в ы х

сочетаний.

Ч т е н и е

с л о г о в :

С А ,

СУ,СО,МА,МУ,МО,АС,ОС,УС,А

М , О М , У М ;

н а х о ж д е н и е

определенного звука в слоге.

15

Звуковой

анализ

слогов.

Деление

слов

на

слоги,

о п р е д е л е н и е

с л о го в

в

словах;стр 17.

З а к р е п л я т ь

у м е н и я

и

навыки

звукового

анализа

слогов,

деления

слов

на

слоги.

Чтение слогов МА-МА, СА-МА,

С А М ,

С О М ,

О - С А ,

СМА,СМО,СМУ;

отчетливое

произнесение слогов.

16

Предложение.

Д е л е н и е

предложения

на

с л о в а .

Выкладывание

слов:

сам,

сама; стр 17.

Закреплять

умения

делить

предложение на слова.

Чтение слов в предложениях О-

СА, МА-МА; выкладывание слов

из разрезной азбуки; составление

предложений с заданным словом.

Дека

брь

17

Согласные

звуки

IхI,

IхI;

буквы Х, х. Чтение слогов и

слов. Звуковой анализ слова:

МУХА.

С о с т а вл е н и е

предложений

со

словом

С У Х О .

П е ч а т а н и е

слогов;стр 18-19.

познакомить дошкольников

со звуками [Х] и [Х'], с их

графическим обозначением

– буквой «Х»

Ра зв итие

ф о н е м ат и ч е с ко го

восприятия; закрепление верного

п р о и з н о ш е н и я

з в у к о в ,

выкладывание

букв

из

палочек;

определение места звука в слове;

умение

ориентироваться

на

странице книги;

18

Согласные

звуки

IрI,

IрI;

буквы

Р,

р.

З а гл а в н ы е

бу к в ы ,

с л о ва

с

э т и м и

б у к в а м и .

П е ч а т а н и е

слогов.стр 20-21.

обучить

дошкольников

с и н т е з у

с л о г о в ы х

сочетаний,

содержащих

звуки [Р] и [Р']

19

Согласный звук IшI, всегда

твердый

;

буквы

Ш,

ш.

Составление

предложений

из

трех

слов.

Печатание

слогов; стр22.

сформировать

п р е д с т а в л е н и я

у

дошкольников

о

звуке

и

букве «Ш»

20

Дифференциация

звуков

и

б у к в

С , Ш

Ч т е н и е

и

со ставление

слогов

п о

разрезной азбуке; стр23.

Уп р а ж н я т ь

в

у м е н и и

дифференцировать звуки и

буквы, работать с разрезной

азбукой.

Чтение

слов

СА-ША,

МАРШ,

ХО-РО-ШО,

ХО-РОШ,

СУ-ША,

МА-ША,ШАР, ХОР, ШУМ, САМ;

отчетливое произнесение слогов.

21

Гласный звук IыI; буква ы. В

русском

языке

нет

слов,

которые

начинаются

на

Ы.

Звуковой

анализ

слов

М И Ш К А ,

М Ы Ш К А .

Печатание слогов;стр24.

познакомить дошкольников

с буквой «Ы»

Р а з в и т и е

ф о н е м а т и ч е с к и х

представлений;

закрепление

п р а в и л ь н о й

а р т и к у л я ц и и

изучаемых звуков, выкладывание

букв

из

палочек;

понимание

смысла прочитанного.

22

Согласные

звуки

IлI,

IлI;

буквы

Л,

л.

Точка.

Схема

предложений. Точка. Учить

отвечать

на

вопросы

по

п р оч и т а н н о м у

т е к с т у.

Печатание слогов;стр25

.

познакомить

детей

с о

з в у к а м и

[ Л ]

и

[ Л ' ] ,

о б о з н а ч а е м ы м

и х

графическим

символом

буквой «Л»

Ра зв итие

ф о н е м ат и ч е с ко го

восприятия; закрепление верного

п р о и з н о ш е н и я

з в у к о в ,

выкладывание

букв

из

палочек;

определение места звука в слове.

23

Дифференциация

звуков

и

б у к в

Л ,

Р. Ч т е н и е

и

со ставление

слогов

п о

разрезной азбуке; стр26.

Уп р а ж н я т ь

в

у м е н и и

дифференцировать звуки и

буквы, работать с разрезной

азбукой.

Чтение слов ЛУ-ША, ЛА-РА, РО-

МА, ЛО-РА, СЛУХ, МЫ-ЛО, СЫ-

РО и др.

24

Согласные

звуки IнI,

IнI;

буквы Н, н. Звуковой анализ

слов.

Ударный

слог.

Учить

отвечать

на

вопросы

по

прочитанному тексту;стр28-

30.

познакомить дошкольников

со

звуками

[Н]

и

[Н'],

буквой «Н»

Р а з в и т и е

ф о н е м а т и ч е с к и х

представлений;

закрепление

п р а в и л ь н о й

а р т и к у л я ц и и

изучаемых

звуков,

нахождение

определенного

звука

в

слове;

выкладывание букв из палочек.

Янва

рь

25

Согласные

звуки

IкI,

IкI;

буквы

К,

к.

Закрепление

написания

больших

букв

в

и м е н а х ,

н а ч а л е

п р е д л о ж е н и й .

У ч и т ь

в ы ч л е н я т ь

с л о в е с н о е

ударение,

определять

его

место в словах;стр31-32.

сформировать

представления о звуках [К]

и

[ К '

] ,

б у к в е

« К »

способствовать

развитию

интереса и способностей к

чтению;

26

Согласные

звуки

IтI,

IтI;

буквы

Т,

т.

З а к р е п и т ь

умение

называть

слова

с

заданным звуком и буквой,

в ы ч л е н я т ь

с л о в е с н о е

ударение,

определять

его

место

в

словах.

Печатание

слогов;стр33.

познакомить дошкольников

со

звуками

[Т]

и

[ Т ' ] ,

соответствующим

этим

з в у к а м

г р а ф и ч е с к и м

символом

Ра зв итие

ф о н е м ат и ч е с ко го

восприятия; закрепление верного

произношения

звуков;

умение

ориентироваться

на

странице

книги;

выкладывание

букв

из

палочек.

27

Гласный

звук IиI; буквы И,

и.

Звуковой

анализ

слогов

МЫ-МИ,

РЫ-РИ,

СЫ-СИ,

ТЫ-ТИ. Учить

составлять

предложения

со

словом

И.

Печатание слогов;стр34-36.

сформировать

представления

дошкольников о звуке [И],

познакомить с буквой «И».

Чтение слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ,

С Ы - С И ,

Т Ы - Т И ;

р а б от а

с

р а з р е з н о й

а з б у к о й ;

раскрашивание

картинок

на

определенную букву.

28

Согласные

звуки IпI,

IпI;

буквы

П,п.

Учить

отвечать

н а

в о п р о с ы

п о

п р оч и т а н н о м у

т е к с т у.

Печатание слогов;стр37-38.

сформировать

представления

у

детей

о

звуках

[П]

и

[П'],

и х

графическим обозначением

Р а з в и т и е

ф о н е м а т и ч е с к и х

представлений;

закрепление

п р а в и л ь н о й

а р т и к у л я ц и и

изучаемых

звуков;

понимание

смысла

прочитанного;

работа

в

тетрадях.

29

Согласные

звуки

IзI,

I;

буквы

З,

з.

З а к р е п и т ь

умение

называть

слова

с

заданным звуком и буквой,

в ы ч л е н я т ь

с л о в е с н о е

ударение,

определять

его

место

в

словах.

Печатание

слогов;стр39.

познакомить дошкольников

с новыми звуками [З] и [З'],

обозначаемой их буквой –

«З»

30

Согласные звуки звонкие и

глухие.

Дифференциация

звуков и букв З,С;стр 40-41.

совершенствовать

артикуляционную

м о т о р и к у,

р а з в и в а т ь

интонационную

сторону

речи.

Чтение слов КО-ЗА, КО-СА, РО-

ЗА,

КО-СЫ,

РО-СЫ,

У-ЗО-РЫ;

отчетливое произнесение слов.

Февр

аль

31

Согласный

звук

IйI;

буквы

Й,

й.

Совершенствовать

навыки

чтения.

У ч и т ь

придумывать

слова

п о

заданной

звуковой

модели.

Печатание слогов;стр42-44.

познакомить дошкольников

со звуком и буквой «Й»

Р а з в и т и е

ф о н е м а т и ч е с к и х

представлений;

закрепление

п р а в и л ь н о й

а р т и к у л я ц и и

изучаемых звуков; выкладывание

букв

из

палочек;

нахождение

определенного звука в слове.

32

Согласные

звуки

IгI,

IгI;

б у к в ы

Г,

г.

Р а б о т а

с

предложением.

Вопросительные

предложения.

Учить

отвечать

на

вопросы

по

п р оч и т а н н о м у

т е к с т у.

Печатание слогов;стр45-46.

научить

детей

различению

звуков [Г] и [Г'], закрепить

представления о букве «Г»

33

Согласные

звуки IвI,

IвI;

буквы

В,

в.

Чтение

и

со ставление

слогов

п о

разрезной азбуке. Печатание

слогов.стр47-50.

научить

дошкольников

различению

звуков

[В]

и

[ В ' ] ,

п о з н а к о м и т ь

с

соответствующей

буквой

«В»

Чтение и составление слогов по

разрезной

азбуке;

печатание

слогов;

раскрашивание

картинок

на определенную букву.

34

Согласные

звуки

IдI,

IдI;

буквы

Д,

Сопоставление

з в у к о в

и

б у к в

Д - Т .

Закрепление

понятий

слог,

с л о в о ,

п р е д л о ж е н и е .

Печатание слогов.стр51-52.

обучить

детей

различению

з в у к о в

[ Д ]

и

[ Д '

] ,

сформировать

представления о букве «Д».

35

Согласные

звуки

IбI,

IбI;

буквы

Б,

б.

Печат ание

слогов.стр53.

сформировать

представления

дошкольников о звуках [Б]

и [Б'], познакомить с буквой

«Б»

36

Дифференциация

звуков и

б у к в

Б - П .

Ч т е н и е

и

со ставление

слогов

п о

разрезной азбуке;

стр54-57.

Уп р а ж н я т ь

в

у м е н и и

дифференцировать звуки и

буквы,

составлять

слоги,

р а б от ат ь

с

р а з р е з н о й

азбукой.

Чтение

и

составление

слогов

БАЛ-КА, ПАЛ-КА, БЫ-ЛИ, ПЫ-

ЛИ;

отчетливое

произнесение

слогов.

37

Согласный

звук IжI; буквы

Ж, ж. Сопоставление звуков

и

букв

.

Познакомить

с

п р а в и л о м

н а п и с а н и я

сочетания – ЖИ. Печатание

слогов.стр58.

сформировать

представления

дошкольников

о

звуке

и

букве «Ж».

Р а з в и т и е

ф о н е м а т и ч е с к и х

представлений;

закрепление

п р а в и л ь н о й

а р т и к у л я ц и и

изучаемых звуков; раскрашивание

картинок на определенную букву.

38

Дифференциация

звуков и

букв

Ж,З,Ш.

Чтение

и

со ставление

слогов

п о

разрезной азбуке;стр59-60.

Уп р а ж н я т ь

в

у м е н и и

дифференцировать звуки и

буквы, работать с разрезной

азбукой.

Чтение и составление слогов по

разрезной

азбуке;

выкладывание

букв

из

палочек;

понимание

смысла прочитанного.

Март

39

Буквы Е, е. Звуковой анализ

слов с буквой Е. Печатание

слогов; стр 61-63.

познакомить

детей

с о

звуком и буквой «Е»

Р а з в и т и е

ф о н е м а т и ч е с к и х

представлений;

закрепление

п р а в и л ь н о й

а р т и к у л я ц и и

изучаемых звуков; выкладывание

букв из палочек.

40

Б у к в а

Ь .

Б у к в а

Ь

-

показатель мягкости в конце

слога

или

слова.Работа

с

разрезной

азбукой:

ЕЛ-

ЕЛЬ,УГОЛ-УГОЛЬ.

Учить

н а з ы в а т ь

с л о в а .

определенной

структуры.

Печатание слов;стр64-67.

с формировать

с то й к и е

п р е д с т а в л е н и я

у

дошкольниках о буквах [Ь]

и [Ъ]

41

Буквы Я, я. Звуковой анализ

слов

с

буквой

Я.

Анализ

слогов

с буквой

Я: МА-

М Я ,

Л А - Л Я ,

Б А - Б Я .

Печатание слогов;стр68.

сформировать

представления

у

детей

о

звуке и букве «Я»; развивать

навык

самоконтроля

и

самооценки.

42

Чтение

текстов

с

буквой

Я;стр69-71.

Закреплять

умение

читать

тексты,

совершенствовать

артикуляционную

м о т о р и к у,

р а з в и в а т ь

интонационную

сторону

Чтение

текстов

«Зоя

Ваня»,

«Наша

семья»,

«Дикая

яблоня»,

«Наша

яблоня»;

отчетливо е

произнесение слов.

речи

43

БуквыЮ, ю.Анализ слогов с

буквой

Ю:

ТУ-ТЮ,

СУ-

СЮ,

ДУ-ДЮ.

Печатание

слогов;стр72-73.

Научить детей различению

звука и буквы «Ю», синтезу

с л о г о в ы х

с о ч е т а н и й ,

содержащих этот звук.

З а к р е п л е н и е

п р а в и л ь н о й

артикуляции

изучаемых

звуков;

выкладывание

букв

из

палочек;

печатание слогов;

44

Буквы Ё, ё. Звуковой анализ

слов с буквой Е. Печатание

слогов;стр74-77.

Познакомить дошкольников

со звуком и буквой «Ё»

45

Дифференциация

звуков и

б у к в

Е - Е .

Ч т е н и е

текста;стр78-79.

Уп р а ж н я т ь

в

у м е н и и

дифференцировать звуки и

буквы, составлять слоги;

ф о р м и р о в а т ь

н а в ы к

самоконтроля и самооценки.

Чтение

текстов

«Кот

Буся

и

дождь», «Еж и кот»; отчетливое

произнесение слов в тексте.

46

Мягкий согласный звук IчI;

буквы Ч, ч. Звуковой анализ

с л о в .

П е ч а т а н и е

слогов;стр80-81.

научить

дошкольников

верному

произношению

звука [Ч], синтезу слоговых

сочетаний,

содержащих

изучаемый звук.

Р а з в и т и е

ф о н е м а т и ч е с к и х

представлений;

закрепление

п р а в и л ь н о й

а р т и к у л я ц и и

изучаемых звуков; выкладывание

букв из палочек.

Апре

ль

47

Дифференциация

звуков и

букв

Ч,Ш,С,Ть.

Чтение

текста;стр82-83.

Уп р а ж н я т ь

в

у м е н и и

дифференцировать звуки и

буквы,

составлять

слоги,

закреплять навыки в работе

с текстом

Ч т е н и е

т е к с т а

« Ч а й н и к -

н а ч а л ь н и к » ;

о т ч е т л и в о е

произнесение слов.

48

Гласный звук IэI; буквы Э, э.

З а к р е п и т ь

у м е н и е

составлять

предложения

с

предлогами (в, на. за и др.).

Печатание слогов;стр84.

сформировать

представления у

детей о

звуке и букве «Э»

З а к р е п л е н и е

п р а в и л ь н о й

артикуляции

изучаемых

звуков;

выкладывание

букв

из

палочек;

работа с разрезной азбукой.

49

Согласный

звук

IцI;

буквы

Ц ,

ц .

П е ч а т а н и е

слогов;стр85.

познакомить

детей

с о

звуком и буквой «Ц»

50

Дифференциация

звуков и

б у к в

Ц , Ч , С .

Ч т е н и е

текста;стр86-87.

Уп р а ж н я т ь

в

у м е н и и

дифференцировать звуки и

буквы, составлять слоги.

Чтение текстов «Подарок», «Зиме

конец»,

«Весеннее

солнце»;

отчетливое произнесение слов.

51

Согласные

звуки

IфI,

IфI;

буквы

Ф,

ф.

Печатание

слогов;стр88-89.

познакомить дошкольников

со звуками [Ф] и [Ф' ], с

обозначаемой

их

буквой

«Ф».

З а к р е п л е н и е

п р а в и л ь н о й

артикуляции

изучаемых

звуков;

Печатание слогов; Чтение текстов

«Светофор»,

«Свинья

Фефела»,

«Три

щетки»,

«Про

маленького

щенка».

52

Согласный

звук

IщI;буквы

Щ,

щ.

Дифференциация

звуков и букв Щ,Ч,С. Чтение

текста;стр90-92.

научить

дошкольников

с и н т е з у

с л о г о в ы х

сочетаний,

содержащих

звук «Щ»

53

Бу к в а

Ъ .

Бу к в а

Ъ

п о ка з ат е л ь

т в е р д о с т и .

П е ч а т а н и е

с л о г о в ;

Алфавит.стр93-95.

с формировать

с то й к и е

п р е д с т а в л е н и я

у

дошкольниках о буквах [Ь]

и [Ъ]

54

Итоговое занятие.

закрепить

полученные

на

протяжении

всего

курса

обучения умения и навыки

чтения.

Чтение и составление слогов по

разрезной

азбуке;

отчетливое

произнесение

слов;

чтение

текстов,

понимание

смысла

прочитанного;

умение

ориентироваться

на

странице

книги;



В раздел образования