Автор: Московская Мария Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1726 дошкольное подразделение
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Программа
Тема: "Кружок речевого самовыражения"
Раздел: дошкольное образование
Программа
платной образовательной услуги
«Кружок речевого самовыражения»
на 2018-2019 учебный год
Учитель - логопед: Московская М.А.
Содержание
1. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………3
1.3. Содержание программы ………………………………………………………………..…5
1.
Планируемые результаты освоения программы…………..…....…..…....…..…....……..8
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
2.1.Условия реализации программы …………………………………………………………9
2.2. Формы отчетности, образовательных результатов……………………………………..12
2.3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов ………………12
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………………………...13
2.5. Методические материалы ………………………………………………………………13
2.6. Список литературы ……………………………………………………………………...16
1. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительных логопедических услуг предназначена для организации коррекции фонетических речевых
расстройств у детей 4-6 лет, имеющих дислалию или стёртую форму дизартрии, посещающих группы
ДО №3 ГБОУ Школа № 1726.
Направленность программы: социально – педагогическая.
Исследования современной педагогической науки подтверждают необходимость своевременной коррекции речевых
нарушений детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как у детей с отклонениями в речевом развитии
выявляются значительные трудности в овладении программным материалом при обучении в школе; речевые нарушения
в той или иной степени препятствуют общению, создают трудности в социальной адаптации ребенка. Своевременно не
осуществленная коррекционно–логопедическая помощь приводит к школьной дизадаптации , расстройствам в
эмоциональной и личностной сфере, в дальнейшем возникает фактор социальной депривации.
Поэтому по запросу родителей или воспитателей детей, которые нуждаются в дополнительных занятиях с узким
специалистом по исправлению фонетических дефектов речи, проводится диагностика речевых возможностей детей и
набираются группы для индивидуальных занятий с целью компенсировать имеющиеся у детей дефекты речи.
Характеристика контингента детей, посещающих платную образовательную услугу :
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение
ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие
речи маленького человека.
Речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, мягкого
нёба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех
звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно, так, шипящие звуки могут быть
усвоены только к шести годам. Помимо задержек в овладении правильным звукопроизношением, могут быть и
нарушения формирования звуков. Встречаются нарушения дифференциации звуков, особенно если смешиваемые звуки
присутствуют в слове одновременно или если в данном словосочетании много смешиваемых звуков. У некоторых детей
движения губ, языка, мягкого нёба недостаточны, что требует активизации артикуляции как одного из условий
исправления звукопроизношения.
Дети с нормальной речью и функциональной дислалией имеют достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и
нормальный темп речи. В отдельных случаях у детей с функциональной дислалией темп речи был убыстренным. У детей
с легкой формой дизартрии активный словарь был несколько ограниченным, фраза - короткая, голос - у некоторых тихий,
речь быстрая, неотчетливая. Характерным признаком как для детей с функциональной дислалией, так и с легкой формой
дизартрии является нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства проявлялись виде замены одних звуков
другими, смешения звуков, отсутствия звуков, нечеткое искаженное произношение звуков. У детей с легкой формой
дизартрии отмечается расхождение между умением произносить звуки изолированно и в речевом потоке. Изолированно
звуки произносятся чище, правильнее, в речевом потоке - неясно, нечетко, так как слабо автоматизировались и
недостаточно дифференцировались. У некоторых детей с легкой формой дизартрии, кроме нарушения согласных звуков,
неясно произносятся и гласные звуки, с легким носовым оттенком. Фонематический слух у детей в большинстве случаев
снижен. Поэтому требуется специальная работа по развитию фонематического восприятия. При легких формах
дизартрий неврологическая симптоматика в речевой системе выявлялась негрубо: в виде стертых парезов, гиперкинезов
и нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах. Нарушение со стороны вегетативной
нервной системы особенно отмечалось у детей с легкой формой дизартрии, в меньшей степени при функциональной
дислалии.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет. В зависимости от сложности фонетического нарушения у ребенка программа
может быть рассчитана на один год (60 – 65 занятий).
Одной из форм непосредственно-образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как -
занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Индивидуальные занятия по формированию звукопроизношения проводятся для каждого ребенка 2 раза в неделю с
учителем – логопедом.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками,
шариками Су-Джок, массажными ёжиками и др.)
.
3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
Режим занятий с 01.10.2018 по 31.05.2019 года. (платная образовательная услугу «Кружок речевого самовыражения»)
Понедельник 15.10-18.30
Четверг 15.10-18.30
.2. Цель и задачи программы
Цель программы: скорегировать фонетические дефекты, максимально приблизив речь детей к речевым параметрам
нормативно развивающегося ребенка дошкольника.
Задачи программы:
1.
Выявлять детей, нуждающихся в коррекции неосложнённых речевых дефектов.
2.
Проводить коррекционно-логопедическую коррекцию фонетических дефектов речи детей.
3.
Оценивать результаты работы с детьми и определять уровень развития речи детей.
4.
Помогать сотрудникам ДОУ и родителям в создании полноценной речевой среды, координации усилий педагогов и
родителей.
1.3. Содержание программы
Программа предусматривает:
1.Логопедическое обследование детей, определение речевых расстройств.
2.Оказание логопедической помощи детям от 4 до 6 лет (индивидуальные занятия )
а) коррекция недостатков звукопроизношения
б) развитие фонематического слуха.
3.Консультирование родителей по вопросам преодоления речевых недостатков детей.
Содержание программы опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизма, согласно которому дети, имеющие речевое недоразвитие, должны гармонично развиваться в
процессе взаимоотношений с окружающим миром, полноценном общении со сверстниками и взрослыми.
2. Принцип научности предусматривает использование передовых современных технологий и методик коррекционной
педагогики в процессе оказания детям логопедической помощи.
3. Принцип доступности предусматривает дифференцированный подход к детям с учетом индивидуального развития
каждого ребенка и степени тяжести речевого нарушения.
4. Культурологический принцип, согласно которому ребёнок развивается в определённом социокультурном пространстве
с учётом общенациональных ценностей .
Предполагается 37 рабочих недель и ориентировочно 67 занятий. В зависимости от сложности речевого нарушения
возможно, как продлить коррекционную работу на срок до 2 лет, так и сократить в течении 1 года коррекции речевого
развития на срок до 5 - 8 месяцев если речевой дефект удалось исправить быстрее запланированного.
Основное содержание коррекционной работы по периодам обучения в рамках платной образовательной услуги
«Кружок речевого самовыражения» в группе 1 года обучения.
Основное содержание работы 1 периода работы (сентябрь – декабрь)
Звукопроизношение
Фонематическое восприятие
Выработка дифференцированных
движений органов артикуляционного
аппарата.
Развитие речевого дыхания. Воспитание
правильной ритмико-интонационной и
мелодической окраски речи.
Закрепление навыка правильного
произношения звуков, имеющихся в речи
детей. Формирование умения
дифференцировать на слух и в речи
сохранные звуки с опорой на их
акустические и артикуляционные
признаки, на наглядно-графическую
символику.
Постановка отсутствующих в речи звуков
(в соответствии с индивидуальными
особенностями речи детей)
Развитие способности узнавать и
различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и
различать звуки речи по высоте и
силе голоса.
Дифференциация речевых и
неречевых звуков.
Развитие слухового внимания к
звуковой оболочке слова,
слуховой памяти. Выделение
звука из ряда других звуков.
Определение наличия звука в
слове. Различение слов, близких
по звуковому составу.
Основное содержание работы 2 периода работы (январь – март)
Продолжение работы над развитием
подвижности артикуляционного
аппарата. Развитие точности
Дифференциация на слух
сохранных звуков (без
проговаривания) в обратных
произвольных движений
артикуляционного аппарата.
Развитие умения анализировать свою
речь и речь окружающих на предмет
правильности её фонетического
оформления.
Постановка отсутствующих звуков.
Автоматизация поставленных звуков в
составе слогов, слов, предложений,
тексов.
слогах; в слогах со стечением
двух согласных; в словах и
фразах; Распределение картинок,
названия, которых включает:
дифференцируемые звуки;
определённый заданный звук.
Совершенствование навыков
употребления в речевом контексте
слов сложной
звуконаполняемости;
Основное содержание работы 3 периода работы (апрель – май)
Автоматизация поставленных звуков в
речи. Дифференциация произношения
вновь поставленных звуков в различных
звукокомплексах: в прямых и обратных
слогах; в слогах со стечением трёх
согласных; в словах и фразах; в коротких
текстах и стихах. Закрепление
правильного произношения звуков на
новом речевом материале.
Совершенствование дикции и
интонационной выразительности речи.
Дифференциация на слух
сохранных звуков (без
проговаривания) в обратных
слогах; в слогах со стечением
двух согласных; в словах и
фразах;
Формирование умения различать
и оценивать правильные эталоны
произношения в чужой и
собственной речи.
1.4. Планируемые итоговые результаты освоения детьми рабочей программы:
Планируемый итоговый результат программы: речь детей максимально приблизится к параметрам речи нормативно
развивающегося ребенка:
Ребенок не нарушает звукослоговую структуру слов. Звукопроизношение соответствует возрастной норме. Объем
дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция
голоса нормальные. Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь богато интонирована. Ребенок
безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками. Ребенок безошибочно дифференцирует как
оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них фонетических дефектов речи. В этом
случае проводится диагностическое обследование состояния речи с заполнением речевой карты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
2.1. Условия реализации программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов в кабинете учителя – логопеда в соответствии с
программой обеспечивает:
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической и артикуляторной моторики;
- возможность самовыражения детей.
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете:
1.
логопедическое обследование;
2.
проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
3.
консультирование педагогов и родителей;
4.
ведение документации.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
Для проведения логопедического обследования:
1.Обследование звукопроизношения;
2. Обследование состояния словарного запаса;
3. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
4. Обследование слоговой структуры слова;
5. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
6. Картинки и тексты
Для формирования правильного звукопроизношения:
1.Артикуляционные упражнения (карточки);
2. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
3. Пособия для работы над речевым дыханием;
4. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
1.Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
2. Предметные картинки на дифференциацию звуков;
3. Тексты на дифференциацию звуков.
Центр речевого развития в кабинете логопеда
1. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
2. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и
другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.)
3. Материал для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных
звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
4. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат,
сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.
Центр моторного и конструктивного развития в кабинете учителя- логопеда
1. Плоскостные изображения предметов и объектов.
2. Разрезные картинки и пазлы.
3. Игрушки-шнуровки.
4. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.
5. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность материалами и средствами обучения и воспитания.
Оснащение кабинета
№
п/п
Наименование
Количество
1
Рабочий стол
1
2
Парты
1
3
Стул взрослый
1
4
Стеллаж для
пособий
1
5
Стульчики детские
2
6
Зеркало настенное
1
Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
2.2. Формы отчетности образовательных результатов:
1.
Речевые карты с результатами обследования детей.
2.
Журнал посещаемости .
3.
Учет содержания индивидуальных занятий .
4.
Индивидуальные тетради логопедических занятий с детьми.
2.3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Демонстрацией образовательных результатов является фонетически чистая речь детей, посещавших платную
образовательную услугу «Кружок речевого самовыражения» как в ходе непосредственно организованной деятельности
педагогов с детьми, так и в самостоятельной речи детей в различных режимных моментах.
2.4. Оценочные материалы:
В конце этапа обучения учитель – логопед заполняет «Итоговую речевую карту» и указывает уровень улучшения
фонетических возможностей речи каждого ребенка.
2.5. Методические материалы:
Содержательной и концептуальной основой планирования программы стала:
Программа составлена с использованием современных методик и технологий коррекционно-развивающего
обучения на основе программ: Программа логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического
недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.
Коррекционно-логопедическая работа по данной программе осуществляется на индивидуальных и подгрупповых
занятиях с учётом возрастных, интеллектуальных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе
структуры речевого дефекта по результатам диагностики речи. В качестве основных методов первичного обследования
детей используются индивидуальные или фронтальные беседы с детьми, специальные задания диагностического
характера, наблюдение поведения и общения детей на занятиях и в свободной деятельности, изучение медико-
педагогической документации, беседы с педагогами ДОУ, родителями.
Обобщение данных, полученных в ходе обследования речи ребенка, позволяет сделать объективное логопедическое
заключение о состоянии речи и наметить программу коррекционной работы с каждым из них.
Содержание коррекционной работы на занятиях:
Общая и специальная артикуляционная гимнастика
Упражнения развитие речевого дыхания
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики
Игры на развитие фонематического восприятия
Игры на развитие зрительного и слухового внимания
Описание основных методов, приемов, форм работы с детьми
Развитие просодической стороны речи
Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить
соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей произвольно изменять силу голоса:
говорить тише, громче умеренно громко, тихо, шепотом. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение
изменять высоту тона в играх. Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над четкостью дикции,
интонационной выразительностью речи.
Технология коррекции звукопроизношения
Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-
ᴨедагогического подхода. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с нарушением речи.
Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции
звукопроизношения. (Г.А. Каше)
1. Подготовительный этап
Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.
Содержание:
1) Формирование точных движений органов артикуляции:
а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.
2) Формирование направленной воздушной струи.
3) Развитие мелкой моторики:
а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка,
мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).
4) Развитие фонематических процессов.
5) Отработка опорных звуков.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
Постановка звука. Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.
Содержание:
1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.
2) Создание артикуляционной базы данного звука.
3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.
4) Отработка произнесения изолированного звука.
Автоматизация звука.
Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.
Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в
самостоятельную речь.
Дифференциация звука.
Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим
признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.
Логопедические занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку,
автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса.
Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии
с речевыми особенностями каждого ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех
анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной
постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и
детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении
артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее
благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного
языка.
Учитывается следующее: для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным
фонетическим группам; звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно
способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить
предложения и способствовал развитию связной речи.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
Технология формирования фонематического восприятия. В современной методике обучения грамоте общепризнанным
является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для
овладения чтением, а впоследствии и письмом. К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только
тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном
движении к овладению грамотой, способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно,
звуковой анализ – способность узнавать и различать звуки речи на фоне слова, выделять их последовательно чтобы
воспроизвести звуки в письменной форме.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы: I этап – узнавание
неречевых звуков; II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап
– различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап – дифференциация слогов; V этап – дифференциация
фонем; VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Список литературы
1.
Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». –
128 с.
2.
Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
3.
Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева,
О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
4.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-
пресс, 2005.
5.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного
образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
6.
Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
7.
Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
8.
Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко,
С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
9.
Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
10.Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных
расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки
логопеда»).
11.Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия
«Уроки логопеда»).
12.Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями /
Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
13.Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
14.Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия.
Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед).
15.Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
16.Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. –
(Библиотека логопеда).
17.Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.