Автор: Кривоножкина Марина Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с
Населённый пункт: с. Кожевино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыцирование"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс на тему
« Музицирование- как
средство творческого развития ребёнка»
Игра на музыкальных инструментах действительно является одним из
любимых видов детской исполнительской деятельности, она
помогаетсовершенствовать эстетическое восприятие и эстетические
чувства ребенка, способствует становлению и развитию волевых
качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность,
усидчивость. У ребёнка во время игры на музыкальных инструментах
развивается память и мышление, умение сконцентрировать внимание.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую
моторику пальцев рук, способствует координации музыкального
мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию,
музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку .- многое другое
можно перечислить в развитии ребенка, если говорить о детском
музицирование, как средстве творческого развития ребёнка. И как вы
поняли,сегодня я хотела представить вам опыт работы по теме
«Элементарное музицирование, как средство творческого развития
ребёнка».
Развивать способность играть на музыкальных инструментах начинаю с
младшего возраста, так как элементарное музицирование предполагает
постепенный комплексный, интегрированный подход к обучению этому
виду деятельности. Если малышей я только знакомлю с музыкальными
инструментами и обучаю их простейшим приёмам игры - например, на
погремушках, колокольчиках деревянных ложках.
В подготовительной группе дети самостоятельно выбирают
инструменты для озвучивания стихотворений, сказок, собственно
придуманных рассказов, озвучивания картин и многое другое.
Безусловно, использование заданий по элементарному музицированию
должно соответствовать возможностям детей, их интересам. Поэтому, я
постепенно учу детей тонко чувствовать и понимать смысл текста
стихотворения или сказки, содержания картины,адекватно
подбирать звуковые средства выразительности, темп, динамику, регистр
и тембр звучания. Музицирование можно использовать в совместной
деятельности взрослого и детей .
Для этого необходимо в группе наполнять развивающую предметно
-пространственную среду различными музыкальными инструментами.
Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют
огромные возможности для их озвучивания музыкальными
инструментами. Например, озвучивание русской народной сказки
«Колобок» или «Теремок» (я рассказываю сказку, воспитатель -
показывает героев, а дети озвучивают персонажей музыкальными
инструментами). Уважаемые коллеги, я предлагаю вам звучит
стихотворение «Осенние дорожки».
Озвучивание стихотворения « Осенние дорожки»
Тихо бродит по дорожке,
(Тихо бьют ладошками по барабану.)
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, (Маракасы.)
Где дождинкой зазвенит. (Колокольчики.)
Раздается громкий стук (Деревянные ложки)
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел ,
По деревьям пошумел,
Громче завывает,( бубен)
Тучки собирает.
Дождик-динь, дождик-дон! (Колокольчики, металлофоны.)
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет - (Все инструменты)
Осень яркая идет!
Следующий приём — это озвучивание рассказов по репродукциям
картин, например,по временам года. Использование этого приёма
требует подготовительной работы с
детьми. Сначала дети рассматривают картину, обращая внимание на
детали, состояние героев, природы, подбирая при этом образные
определения. Часто использую подсказки. А иногда это происходит
спонтанно. Дети описывают явления, которые изображены накартине, я
запоминаю. Затем распределяем роли, которые будут озвучивать дети (о
чём шептались листочки, как играл с ними ветерок, с каким настроением
светили
солнечные лучики, закапал мелкий, частый дождик и так далее).
Следующий приём - придумывание загадок, при его использовании я
предлагаю детям загадать свой образ: капель, часы, гром, самолёт,
машина и предать его звучание в определённом ритме, на выбранном
им самим, инструменте. Другим детям предлагаю отгадать. Уважаемые
коллеги,давайте попробуем загадать друг другу музыкальные загадки
С введением информационно - коммуникативных технологий появилась
возможность использовать в своей работе ритмические видео игры,
которые формируют у детей умение читать ритмические формулы
непосредственно в процессе исполнения ритма на музыкальных
инструментах. Этот приём я тоже использую в своей работе,
он очень нравиться детям.
Существует очень много приёмов при обучении дошкольников
элементарному музицированию, за одну встречу невозможно о них
рассказать и я думаю, что у каждого из нас есть свои педагогические
находки в развитии творческих способностей наших детей. Цель каждого
музыкального руководителя — добиться кульминации музицирования
дошкольников, то есть организация детского оркестра. Ведь создание
оркестра в детском саду это замечательное средство развития метро
ритмического слуха у ребёнка. Игра в оркестре не только даёт
музыкальному руководителю возможность диктовать правильный темп,
но и формирует у детей верное темпо ощущение. Во время игры в
оркестре дети находят наиболее выразительный ритм, добиваются
точности и чёткости ритмического рисунка. Определяют темп в
зависимости от выбранной совместно единой ритмической единицы
(формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в оркестре
большое значение, т.к. подчиняет частное
целому и способствует созданию у партнёров единого темпа. Такой
оркестр был организован мной в детском саду. Наш оркестр
гастролирует на всех праздниках, развлечениях, ходит выступать по
группам детского сада, на родительские собрания. После таких
выступлений ребята долго живут впечатлениями, вспоминают и
повторяют понравившиеся им музыкальные произведения. Хочется
отметить, что в исполнении оркестра могут звучать песни, марши,
танцевальные,народные мелодии. Я заметила, что лучше звучат те
произведения, в которых подчеркивается ритм,имеются акценты, паузы.
На открытом занятии я использовала русскую народную песню «Как
пошли наши подружки». Передо мной стояла задача, как собрать
воедино все инструменты, не прибегая к дирижированию и используя
только минус аккомпанемента. Нужно было удивить детей главной
темой, чтобы дети увлеклись этой песней. Так родилась идея
использовать домру в оркестре. Правильно подобранные задания (с
учетом индивидуальных особенностей ребят) сыграли огромную роль в
достижении результата, мы заняли почётное первое место. Оркестр
одержал хоть маленькую, но победу и я с уверенностью могу сказать,
уходя в школу, у детей развивается не только любовь к музыке,но и
прежде всего их творческие способности.