Автор: Галимова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 50 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Цена и ценности"
Раздел: начальное образование
Мастер-класс
«Приёмы и формы работы по формированию
жизненных ценностей школьников»
Галимова О.В., учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 50» г. Перми
г.Пермь, 2017
Цель:
•
Передача способов формирования
общечеловеческих ценностей у
школьников.
Задачи:
•
Актуализировать знания участников
мастер – класса по формированию
жизненных ценностей
Актуальность
•
Социальные запросы общества к
школе;
•
Необходимость приобщения
школьников к системе
общечеловеческих ценностей;
•
Формирование патриотизма,
национального самосознания.
Тематическое планирование модуля «Основы светской этики»
программы «Основы духовно – нравственной культуры народов Росии»
(Е.В. Саплина, А.И. Саплин)
Содержание программы
Тема
урока ОРКСЭ
Количество часов
Светская этика и её значение в жизни
человека. Мораль, нравственность,
культура.
Семья, семейные ценности,
традиции. Роль семьи в жизни
человека.
Милосердие. Нравственный смысл
поступков. Что значит «быть
нравственным» в наше время?
Добро и зло. Совесть. Долг и совесть.
Свобода и ответственность. Высшие
нравственные ценности. Идеалы.
Честь и достоинство. Кодекс чести.
Общение. Внешний и внутренний
круг общения. Дружба.
Важность труда в жизни человека.
Методы нравственного
самосовершенствования
Культура и мораль.
Особенности морали.
Добро и зло.
Совесть.
Добродетель и порок.
Честь и достоинство.
Свобода и моральный выбор
человека.
Свобода и ответственность.
Моральный долг.
Справедливость.
Альтруизм и эгоизм.
Дружба.
Что значит быть моральным.
Стыд, вина и извинение.
Нравственный поступок.
Золотое правило
нравственности.
16
Введение в тему
Упражнение «Поменяйтесь
местами те, кто ценит…»
Цель:
определить, что имеет
ценность, а что цену.
Условия игры:
Задача одного – уговорить продать вещь.
Другой должен как можно дольше
сопротивляться, выдвигая веские
аргументы.
Игра «Купи – продай»
Игровая методика «Цена и ценность»
•
Осмысление понятий «цена» и «ценность»
•
Описание игры
: торги между владельцем и
покупателем.
Покупатель: «Продай мне, я дам тебе хорошую цену»;
Продавец: «Продаю» или «Нет, я не могу продать
даже за самую высокую цену».
В руках владельца:
1. Кошка, живущая у него 10 лет;
2. Стихи, написанные для любимых,
близких людей;
3. Килограмм шоколадных конфет;
4. Швейная машинка, доставшаяся
от бабушки;
5. Мяч, в который играет сын;
6. Красный шерстяной шарф;
(однокоренные слова)
Оценивать,
оценивание,
ценник, цена,
ценность,
ценный…
Цена
Ценност
ь
Синонимы или ассоциации
•
стоимость
•
деньги
•
Цена
•
важность
•
значимость
•
польза
•
полезность
•
Ценност
ь
Виды денег
Как деньги
работают
Влияние денег на
нашу жизнь
Деньги нужны для того, чтобы
приобретать необходимое и
желаемое
Игровая методика
«Необитаемый остров»
Цель:
•
Создание условий для понимания
того, что за любым поступком стоят
ценности
3 этапа: индивидуально, паре, в малой
группе (5-6 чел.)
Вопросы: 1. Какие чувства возникали?
2. Как проходило обсуждение?
3. Что оказалось самым ценным? Что
удивило? Что было предсказуемым?
Игровая методика
«Я - волшебник»
Цель:
•
Создание условий для понимания
того, что за любым поступком стоят
ценности
«Я все могу, я – волшебник, я в вашем доме
могу поменять все неживое, но я добрый
волшебник, поэтому одну-единственную вещь я
могу оставить неизменной. Выбирайте, какую».
Работа с притчей «Цена и ценности»
Цель:
•
Создание условий для разделения
материальных и духовных
ценностей, осознание приоритета
духовного над материальным.
Дискуссия
«Богатство – это
хорошо(плохо),
бедность – это хорошо
(плохо)…»
Мини- сочинение «Семейные ценности»
Методика «Мой личный герб»
(«Герб моей семьи»)
Цель:
•
Развить навыки самопознания,
самовыражения, творческие
способности, гармонизация
внутреннего мира
Методика «Мой личный герб»
Методика «Мой личный герб»
(«Герб моей семьи»)
Пословицы и поговорки,
высказывания мудрых людей о
жизненных ценностях:
•
«Счастье всегда кажется маленьким, когда
ты его держишь в руках; но отпусти его – и
сразу поймёшь, насколько оно огромно и
прекрасно» Максим Горький
•
«Дружба – это золотая нить, связывающая
всех живущих в мире людей» Джон Ивнен
•
«Любовь – это единственная сила, способная
превратить любого врага в друга» Мартин
Кинг
Пословицы и поговорки,
высказывания мудрых людей о
жизненных ценностях:
Пословицы и поговорки
о жизненных ценностях
•
При солнышке тепло, при матери
добро.
•
Там где дружат, живут, не тужат.
•
Начался разлад и друзьям не рад.
•
Где любовь да совет, там и
счастье, и свет; а где споры да
ссоры, там одни лишь раздоры.
•
Дерево держится корнями, а
человек семьёй.
•
Согласие да лад- в семье клад.
Пословицы и поговорки
о жизненных ценностях
Синквейн
•
1 существительное
•
2 прилагательных
•
3 глагола
•
Фраза из 4 слов
•
1 слово (эмоциональное
высказывание)
Синквейн
•
ценность
•
Материальная, духовная
•
Нуждаются, ценят, охраняют
•
Большая польза для людей
•
Значимость
Синквейн
•
деньги
•
Ценный, материальный
•
Тратить, зарабатывать, покупать
•
Деньги позволяют жить комфортно
•
Нужны
•
Семья
•
Дружная, веселая
•
жить, развиваться, увеличивать
•
Вместе весело шагать по
просторам
•
МОЯ!
•
Семья
•
Добрые, красивые
•
Любят, растят, воспитывают
•
Папа, мама, я - семья
•
СЧАСТЬЕ!
Притча о цене и истинной ценности
Некий мудрец, путешествуя с
учениками, попал в одно место, где шла вырубка леса. Лесорубы уже
заканчивали свою работу, оставив нетронутым лишь одно огромное дерево с тысячью ветвями.
Дерево было такое большое, что 10 тысяч человек могли бы укрыться в его тени. Мудрец
остановился отдохнуть и попросил своих учеников подойти и поинтересоваться в рабочих: почему
же они не тронули это дерево. Ученики спросили и узнали от лесорубов, что для них это дерево
оказалось совершенно бесполезным, потому что каждая его ветка крива и имеет очень много
сучьев...
Ученики рассказали об этом мудрецу. Тот многозначительно улыбнулся и пожелал им:
- Походите на это дерево и не снижайте свою ценность до товара. Если у вас увидят доску -
вас срубят, и вы станете мебелью в каком-нибудь доме. Если вы будете красивы - вы также станете
товаром и вас продадут. Будьте похожи на это дерево, растите большими и обширными... Будьте как
сама любовь и тысячи людей найдут спасение от адской жары.
Минута откровения
За небольшой отрезок своей жизни вы сделали
достаточно много жизненных шагов.
Попробуйте определить, какие из них были
значимыми, важными, а о каких вам не
хотелось бы вспоминать.
Закончите фразу:
•
Преуспевающий в жизни человек
– это человек, который…
•
Человек – неудачник – это
человек, который…
•
Если человек не имеет ….., то он не
состоялся.( прожил жизнь зря)
•
Если человек имеет….., то он
состоялся.
Спасибо за внимание!