Напоминание

Обучение и воспитание детей с речевой патологией


Автор: Исагулова Марина Хараламповна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ №40 №Берёзка
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: Обучение и воспитание детей с речевой патологией
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обучение и воспитание детей с речевой патологией

Речь

-

важнейшая

психическая

функция,

она

является

основой

коммуникации, которая осуществляется посредством того или иного языка.

Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с

отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен

интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление

психики.

Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи

окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной

речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из

них

касаются

только

произносительных

процессов

и

обнаруживаются

в

снижении

внятности

речи

без

сопутствующих

проявлений.

Другие

затрагивают

фонематическую

сторону

языка

и

выражаются

не

только

в

дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом

слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют

собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению

ребенка в школе общего назначения.

Отечественным специалистом Р.Е. Левиной были выделены три уровня

общего недоразвития речи, т.е. систематического нарушения всех сторон речи

при сохранном физическом слухе. При первом уровне наблюдается полное

или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, когда у

детей

без

речевой

патологии

речь

в

основном

сформирована

(5-б

лет).

Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в

большинстве

случаев

непонятных

окружающим

и

сопровождающихся

жестами. Это так называемые «безречевые дети». На втором уровне речевого

развития

появляются,

хотя

и

искаженные,

общеупотребительные

слова.

Намечается

различение

некоторых

грамматических

форм.

Вместе

с

тем

произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной

нормы.

Третий

уровень

характеризуется

наличием

развернутой

фразовой

речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического

недоразвития.

Причины

речевых

нарушений.

Среди

факторов,

способствующих

возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные

внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Классификация

речевых

нарушений.

В

настоящее

время

в

оте-

чественной

логопедии

существует

две

основных

классификации

речевых

нарушений:

клинико-педагогическая

и

психолого-педагогическая.

Эти

классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному

нарушению

речи

у

детей.

В

основе

клинической

классификации

лежит

1

изучение

причин

(этиология)

и

патологических

проявлений

речевой

недостаточности.

Это

нарушение

голоса

(дисфония.

афоний),

нарушение

темпа

речи

(брадилалия,

тахилалия),

заикание,

дислалия,

ринолалия,

дизартрия, алалия, афазия, нарушение письма и чтения (аграфия, дисграфия,

алексия, дислексия). В соответствии с особенностями нарушений для каждой

формы речевой патологии разработаны приемы и методы коррекционно-

логопедической работы.

В нашей стране в качестве основы для комплектования специальных

логопедических

учреждений

и

для

использования

фронтальных

методов

работы с детьми, имеющими речевые нарушения, используют психолого-

педагогическую классификацию.

Дефекты

речи

делятся

на

две

группы:

1)

нарушения

средств

коммуникации:

фонетическое

недоразвитие,

фонетико-фонематическое

недоразвитие, общее недоразвитие речи; 2) нарушения в применении средств

коммуникации:

заикание.

Взаимодополняя

друг

друга,

приведенные

классификации

позволяют

наиболее

полно

представить

картину

речевого

нарушения и выбрать наиболее адекватные приемы логопедической помощи.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей

познавательной

деятельности

(восприятие,

память,

мышление,

речь),

особенно

на

уровне

произвольности

и

осознанности.

Причем

интеллектуальное

отставание

имеет

у

этих

детей

вторичный

характер,

поскольку

оно

образуется

вследствие

недоразвития

речи,

всех

ее

компонентов.

Внимание

детей

с

речевыми

нарушениями

характеризуется

неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения.

У этой категории детей с отклонениями в развитии наблюдается сужение

объема

памяти,

быстрое

забывание

материала,

особенно

вербального,

снижение

активной

направленности

в

процессе

припоминания

последовательности

событий,

сюжетной

линии

текста.

Многим

из

них

присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к

абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять

задания,

представленные

не

в

речевом,

а

наглядном

виде.

Кроме

того,

большинство детей с нарушениями речи имеет двигательные расстройства,

проявляющиеся в более поздних по сравнению с нормально развивающимися

детьми сроках формирования двигательных функций. Они моторно неловки,

неуклюжи,

характеризуются

импульсивностью,

хаотичностью

движений.

Дети

с

речевыми

нарушениями

быстро

утомляются,

имеют

пониженную

работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения

и

в

эмоционально-волевой

сфере.

Им

присущи

нестойкость

интересов,

2

пониженная

наблюдательность,

сниженная

мотивация,

замкнутость,

негативизм,

неуверенность

в

себе,

повышенная

раздражительность,

агрессивность,

обидчивость,

трудности

в

общении

с

окружающими,

в

налаживании контактов со своими сверстниками.

С и с т е м а

л о г о п е д и ч е с к о й

п о м о щ и

Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе

образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для

детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с

нарушениями

речи

при

детских

садах

общего

типа

(их

основная

задача

-коррекция

речевого

нарушения

и

подготовка

к

обучению

в

общеобразовательной школе или в специальной общеобразовательной школе

для

детей

с

тяжелыми

нарушениями

речи)

,учебно-воспитательные

комплексы

(УВК)

для

детей

с

нарушениями

речи,

школа

для

детей

с

нарушениями

речи

(1-е

и

2-е

отделения),

логопедические

пункты

при

общеобразовательных школах, группы для детей с нарушениями речи при

детских домах общего типа.

В

системе

здравоохранения

для

детей

с

нарушениями

речи

предусмотрены

следующие

структуры:

логопедические

кабинеты

при

детских

поликлиниках,

«речевые»

стационары

и

полустационары

при

детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских

институтов

и

т.п.,

детские

санатории,

сурдологические

кабинеты,

специализированные ясли. В этих учреждениях осуществляется всестороннее

обследование

и

диагностика

детей,

лечебные

и

профилактические

мероприятия (по показаниям) и интенсивный курс логопедических занятий

по индивидуальной программе в соответствии со спецификой нарушения

(афазия, заикание, ринолалия, дислалия и др.).

В

системе

социальной

защиты

имеются

специализированные

дома

ребенка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и

исправление речи детей.

С п и с о к

л и т е р а т у р ы

1. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта:

Мо сковский

психолого-социальный

институт,

1998.

1 0 4 с .

2. Специальная педагогика/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и

др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

3.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве

дений

Под

ред.

В.

И.

Лубовского.

2-е

изд.,

испр.

М.:

Изд.

центр

«Академия», 2005. – 464 с.

3



В раздел образования