Автор: Довганева Ксения Константиновна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГАУ ВПО СКФУ кафедра Чрезвычайных ситуаций
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: проект
Тема: Патриотическое воспитание школьников в рамках изучения курса ОБЖ
Раздел: среднее образование
Довганева Ксения Константиновна
студент
ФГАОУ ВПО
Северо- кавказский федеральный университет
Кафедра защиты в чрезвычайных ситуациях
Проект “Патриотическое воспитание учащихся в рамках изучения курса
ОБЖ»
Патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения
всегда
являлось
одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность -
самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У
школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и
народ,
уважение
к
его
великим
свершениям
и
достойным
страницам
прошлого.
На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания
современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении
реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким
идеалам
отечественной
истории
и
создании
у
них
самостоятельных
представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.
Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей
убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть
коротким
и
ёмким
словом
«патриот»..
Зато
пробуждающиеся
силы
подрастающего организма могут найти своё применение в примыкании к
антиобщественным
организациям,
поток
которых
год
от
года
растёт.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается
в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые
методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.
Цель данной работы - описать современные методы, приёмы,
подходы, используемые в учебно - воспитательной работе по формированию
патриотического
сознания
школьников
через
урочную
и
внеучебную
деятельность
преподавателя-организатора
ОБЖ
в
сельской
средней
общеобразовательной школе.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приёмы патриотического воспитания школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриотизма в школе.
Объект исследования
–
процесс
патриотического
воспитания
школьников на уроках ОБЖ, во внеклассной и внешкольной деятельности.
Предмет исследования – педагогические условия
работы по
патриотическому воспитанию школьников.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание школьников
эффективно при следующих условиях
1)
найдены
новые
формы
и
способы
организации
деятельности
учащихся;
2)
процесс
воспитания
организован
целенаправленно,
систематически,
комплексно и интегрировано;
3)
воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено
на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.
Чтобы
формирование
понятия
«патриотизм»
было
для
учащихся
ненавязчивым,
последовательным,
разработана
система
урочной
деятельности
для
учащихся
старших
классов
«
Кто
такой
патриот?»,
«Портрет
патриота».
Уроки,
классные
часы
с
данной
направленностью
логически встроены в основные разделы и темы курса ОБЖ.
Изучение раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» в 8
классе, а в частности, темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»
даёт огромную возможность олицетворить патриотизм с любовью к своей
Родине. Отдельный урок-конференция посвящена Чернобыльской трагедии.
Этот
урок
строится
из
выступлений
учащихся
о
героях
ликвидации
радиационных аварий и катастроф, о подвигах
чернобыльцев, ветеранов
подразделений
особого
риска
-
в
борьбе
с
невидимой
опасностью.
А
в
заключении ребята читают стихи о Чернобыльской аварии, а также, на выбор,
стихи
о
героях.
Такое
построение
урока
вызывает
у
учащихся
сильное
эмоциональное восприятие изучаемой темы.
Таким образом, данная система позволяет разносторонне формировать
патриотическое сознание детей.
Стержнем деятельности по военно-патриотическому воспитанию детей и
подростков является формирование у них морально-психологических качеств
и
специальных
прикладных
знаний,
навыков
и
умений,
необходимых
человеку, определённых понятием «патриот». Добиваться этого призвана, в
частности, учебная дисциплина ОБЖ в 10-11 классах общеобразовательной
школы. В программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы обороны
государства и воинская обязанность» , в процессе изучения которого дети
знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной
структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в
системе
обеспечения
национальной
безопасности,
с
составом
и
предназначением
других
войск.
Большие
возможности
патриотического
воспитания заложены в
темах: -Патриотизм и верность военному долгу –
качества защитника Отечества,
- Памяти поколений - Дни воинской Славы;
- Дружба и воинское товарищество – основы боевой готовности частей и
соединений;
- Государственные символы Российской Федерации;
- Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы;
- Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной
службе.
В курсе дисциплины ОБЖ в 11 классе содержится раздел «Основы
воинской обязанности и обороны государства». Школьникам даются понятия
о
воинской
обязанности,
военной
присяге,
происходит
знакомство
с
правовыми
основами
прохождения
военной
службы,
правами
и
ответственностью
военнослужащих
и
законодательством
РФ
в
области
обороны.
На
данных
уроках
учителю
помогают
видеозаписи
«Служу
России»,
учебные
диски
.
Слова
и
объяснения
учителя
подкрепляются
наглядным изображением, что лучше воздействуют на сознание школьников,
следовательно, остаются в памяти и в сердце ребёнка.
На уроке по данной теме и на других уроках, считаем просто
необходимым
использование
музыкальных
моментов,
в
том
числе
прослушивание
песен
или
фрагментов
песен,
воспитывающих
мужество,
стойкость
и
героизм
российских
воинов.
Это
совершенно
точно
даёт
определённый настрой учащимся на восприятие данной темы, позволяет
затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном
мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: мать, Родина-мать,
родное Отечество.
Тема «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий
звание защитника Отечества»
изучается не только по учебнику. Учителю
помогают видеозаписи. Чувство гордости за свою страну можно и нужно
воспитывать
на
уроках
в
11
классе
по
теме
«Международная
(миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ». На данном уроке
уместно применить технологию дебатов. Такая организация урока требует
нестандартной подготовки, предварительных знаний, опираться на умение
детей общаться, высказываться, отстаивать своё мнение.
Тему «Ритуалы Вооружённых Сил РФ» целесообразно рассматривать
через выполнение рефератов и творческих работ.
Обобщающий урок можно рекомендовать провести с использованием
игровых технологий (элементы соревнований, конкурсов), так как данные
технологии
по-прежнему
приемлемы
для
старшеклассников,
повышают
интерес к уроку, помогают воспитывать в детях такие необходимые качества
для патриота, как толерантность, взаимовыручка, чувство коллективизма и
поддержки.
В целях интеграции процесса патриотического воспитания используется
технология
комбинированных
(интегрированных)
уроков.
Широкие
возможности
содержит
в
себе
объединение
тем
по
ОБЖ
с
историей.
Интеграция
исторических
материалов
возможна
при
изучении
тем
в
10
классе:
•
История создания ВС РФ,
•
Патриотизм
и
верность
воинскому
долгу
–
качества
защитников
Отечества,
•
Памяти поколений – Дни воинской славы,
•
Государственные символы РФ,
•
Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и
славы,
•
Ордена, почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и
военной службе.
Патриотические чувства детей воспитываются на примере подвигов
Героев
Советского
Союза
И.Н.Кожедуба,
А.И.Покрышкина,
Г.К.Жукова,
через знакомство с биографией М.И.Кутузова, М.Барклая-де-Толли, героев
Великой Отечественной войны и других известных людей, прославлявших
Россию.
Таким образом, технологический компонент процесса патриотического
воспитания подразумевает использование широкого спектра форм и методов
работы.
Это
методы
преимущественно
обучающего
свойства
(устного
изложения и обсуждения патриотического знания, самостоятельной работы,
практических упражнений и др.), а также непосредственно воспитательного
характера
(убеждение,
призыв).
Формы
патриотического
воспитания
комплексно интегрируют в себе формы обучения (лекции, рассказ, семинар,
групповая дискуссия на патриотическую тему, создание ситуаций и решение
задач практического характера, проблемные вопросы и т.д.)
В нашей школе сложилась определённая система военно - патриотического
воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций.
Ежегодно с 23 февраля в школе проводится месячник военно -
патриотической работы. И каждый раз он включает в себя новые
мероприятия. Каждый год в рамках месячника проходит конкурс « А ну-ка,
парни!». В данных конкурсах проявляется не только их физическая сила,
ловкость, знания по истории Вооружённых Сил, но и взаимная поддержка,
забота старших о младших, умение рационально распределять обязанности в
команде.
Также с учащимися проводятся классные часы на темы: «Города-герои
Великой Отечественной войны», «Адмирал Ушаков», «Александр Невский»,
«Под Андреевским флагом», «Флаг и герб Российской Федерации», «Ордена
и медали России», «Сталинградская битва», «Дети блокадного Ленинграда» и
т.д.
В
муниципальном
общеобразовательном
учреждении
общеобразовательной
школе
накоплен
большой
опыт
по
преподаванию
учебной дисциплины ОБЖ, имеется хорошее методическое обеспечение и
материально-техническая база.
Развитию материально-технической базы по курсу ОБЖ способствовали
следующие факторы:
1.
Понимание
администрацией
школы
важности
и
необходимости
данного направления работы и, как следствие, выделение финансирования на
приобретение инвентаря, оборудования и наглядных средств обучения.
2.
Интерес учащихся к данной области знаний, что даёт возможность
вести большую внеклассную и внешкольную работу по курсу ОБЖ.
3.
Тесное взаимодействие с социальными партнёрами, общественностью,
различными структурами местного и районного уровня.
4.
Тесное
взаимодействие
членов
педагогического
коллектива,
направленное на оптимизацию усилий по повышению уровня образования,
эффективности патриотического воспитания.
Для проведения работы по основам безопасности жизнедеятельности
на должном уровне в МКОУ СОШ с.Сергиевское имеется оборудованный
кабинет.
В кабинете имеются стенды не только
по правилам оказания
первой медицинской помощи, действиям в условиях чрезвычайных ситуаций,
при техногенных авариях и катастрофах, стихийных бедствиях, но и
по
основам военной службы. Большой популярностью у ребят пользуется стенд,
на котором расположена информация «Погоны и эмблемы Вооружённых Сил
Российской Федерации», «Военная форма одежды Вооружённых Сил РФ»,
«Дни
воинской
славы
России».
Дети
на
переменах
рассматривают
их,
изучают, запоминают, устраивают друг другу викторины.
Информация используется при проведении внеклассных занятий по ОБЖ
(задания на знание данного материала).
Для преподавания основ безопасности жизнедеятельности имеется
необходимый комплект учебников для всех классов среднего и старшего
звена, методическая литература для учителя.
Часто уроки и занятия проводятся в кабинете информатики с целью
применения
компьютерных
технологий,
показа
слайдов,
фильмов
и
электронных учебников через демонстрационный проектор.
Для подготовки юношей к военной службе школа в рамках
взаимодействия
с
другими
учреждениями
и
организациями
имеет
возможность
временного
использования
недостающего
дорогостоящего
оборудования и инвентаря (автомата Калашникова, ОЗК,
учебных мин и
гранат).
Кабинет ОБЖ оснащён стендом с государственной символикой
Таким
образом,
кабинет
ОБЖ
играет
большую
роль
в
осуществлении
патриотического воспитания школьников, обеспечивая в некоторой степени
его непрерывность, систематичность.
Главным результатом любой проведённой работы является её
эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания в
разрезе определённых нами условий можно определить следующие:
а) удовлетворённость детей совместной деятельностью,
б) активность школьников в мероприятиях патриотической направленности;
б) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;
в) повышение рейтинга учреждения.
Активность учащихся
школы в мероприятиях патриотической
направленности
высокая.
Дети
с
удовольствием
участвуют
в
различных
городских и областных соревнованиях, конкурсах.
В течение последних лет школа является постоянным участником и
призёром
районных
.
Я
поставила
цель
описать
современные
методы,
приёмы,
подходы,
используемые
в
учебно
-
воспитательной
работе
по
формированию патриотического сознания школьников в системе урочной и
внеурочной
деятельности
преподавателя-организатора
ОБЖ
в
сельской
средней
общеобразовательной
школе.
Описывая
систему
работы
преподавателя-организатора
основ
безопасности
жизнедеятельности
по
патриотическому
воспитанию
школьников,
я
опиралась
на
поставленные
задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания
;
- выявить методы и приёмы патриотического воспитания школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриотизма в школе.
Объектом исследования выступал процесс патриотического воспитания
школьников на уроках ОБЖ, во внеклассной и внешкольной деятельности.
Предметом моего исследования являлись педагогические условия
работы по патриотическому воспитанию школьников.
Я выдвинула гипотезу исследования: патриотическое воспитание
школьников эффективно при следующих условиях:
1)
найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся;
2)
процесс
воспитания
организован
целенаправленно,
систематически,
комплексно и интегрированно;
3)
воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено
на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.
Я доказала, что при соблюдении указанных условий школа добивается
следующих результатов:
- повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной
жизненной позиции;
- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к
родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
-
обеспечение
условий
для
самовыражения
и
развития
творческого
потенциала
каждого
ученика,
повышения
его
общественного
и
личного
статуса.
Перспективы работы:
1.
Углублять
и
расширять
деятельность
по
диверсификации
патриотического воспитания через включение дошкольных групп.
2.
Продолжать
поиски
новых
форм
организации
деятельности
школьников.
3.
Ориентироваться
на
дальнейшее
удовлетворение
индивидуальных
запросов, потребностей, интересов учащихся и их родителей.
4.
Совершенствовать учебно-материальную базу кабинета.