Автор: Цыгулёва Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Первомайского центра образования"
Населённый пункт: поселка Первомайское Выборгского района Ленинградской области
Наименование материала: проведение родительского собрания в нетрадиционной форме
Тема: "Роль игры и сказки в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
План конспект родительского собрания в средней группе детского сада
«Первомайского центра образования»
по теме: «Роль игры и сказки в жизни ребенка»
Подготовила и провела: Цыгулёва Ольга Сергеевна.
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании
нравственности путем введения их в культурную традицию различных сказок
и игр, подвести родителей к созданию важности игры и сказки в жизни
ребенка. Так же необходимо прийти к общей цели, педагоги и родители,
должны найти контакт взаимодействия это, в будущем поможет педагогу в
дальнейшей работе с детьми и, и родителям лучше узнать предпочтения
своих детей и найти правильный подход в воспитании.
Задачи:
1) Сформировать представление родителей о том, что игра является ведущей
деятельностью для ребенка среднего дошкольного возраста.
2) Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с
собственным ребенком.
3) Показать родителям приёмы работы со сказкой и играми в условиях
детского сада.
4) Раскрыть возможность переноса полученных знаний к условиям семейного
воспитания.
Форма проведения: Диалог за круглым столом с просмотром презентации на
тему «роль игры и сказки в жизни ребенка».
Предварительная работа:
1) Оформление групповой комнаты.
2) За две недели до родительского собрания провести анкетирование «Роль
игры и сказки в семье».
Анкета для родителей:
1
а) Любит ли Ваш ребенок сказки? Какие?
б) Читаете ли сказки вашим детям? Как часто Вы это делаете?
в) Когда Вы читает сказку ребенку?
г) Какой любимый персонаж в сказке?
д) Проводите ли Вы беседу с ребенком после прочтения сказки?
е) Какие игры и игрушки являются любимыми у Вашего ребенка?
ж) Как часто Ваш ребенок играет со своими игрушками?
з) Принимаете ли Вы участие в играх вашего ребенка? Как часто Вы это
делаете?
и) Часто ли Ваш ребенок ломает игрушки? Какие Ваши действия на это?
к) Как часто Вы покупаете игрушки для своего ребенка? Является ли выбор
игрушки Вашим личным решением или вы советуетесь со своим ребенком?
3)Выставка книг и игр на тему «Русские народные сказки».
Вопросы для обсуждения:
1) Какие любимые игры у вашего ребенка?
2) В какие игры играют ваши дети?
3) Чему может научить сказка?
4) Какие сказки подходят для детей среднего дошкольного возраста?
План выступления педагога:
1. Приветственная речь для родителей со стороны воспитателя.
2.Чем является сказка для детей среднего возраста.
3.В нашем детском саду мы играем так (просмотр презентации игр детей).
4.Приемы получения обратной связи от родителей.
2
5. Советы родителям.
6. Анализ результатов родительского собрания.
1.Приветственная речь для родителей.
Уважаемые родители! Огромное Вам спасибо, что Вы нашли время и
посетили наше собрание. Темой нашей с вами встречи является «Роль игры и
сказки в жизни ребенка». Наше собрание сегодня пройдет в необычной
форме – просмотру презентации и игре, также мне будет крайне важно узнать
Ваше мнение по ряду вопросов. Вы сможете сегодня увидеть не только, что -
то
новое,
но
и
непосредственно
поиграть.
Сегодня
я
предложу
Вам
разделиться на команды и почувствовать себя немножко детьми, испытать
азарт, радость чувство коллективизма и взаимопомощи.
3
2.Чем является сказка для детей среднего возраста
Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений,
социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств
личности ребенка, которые определяют его мир. Сказка остается одним из
самых доступных средств, для развития ребенка, которые во все времена
используют педагоги и родители.
В этом возрасте детям интересно выбрать персонажей, которые им близки
по духу, и если они не находят таких героев, то сказки им не интересны. Есть
сказки, которые нацелены на преодоление зависти, обиды, жадности, а также
что бы развеять страхи, которые могут быть у ребенка в этом возрасте (страх
одиночества,
страх
перед
врачами
и
прививками,
страх
темноты
и
др.).
Лечение
сказкой
поможет
преодолеть
неприятные
моменты.
«Лечебные»
сказки
хорошо
придумывать
вместе.
Эти
сказки
конечно
должны
заканчиваться победной концовкой.
В первую очередь обязательно прочтите сказку сами, без ребенка:
необходимо оценить сказку, помните, в этом возрасте дети очень ранимы.
Сказки выбираем добрые, без насилия, лжи и жестокости. Выбирая сказку
для
ребенка,
необходимо
учитывать
особенности
его
характера
и
темперамента.
Для
гипервозбудимых
детей
вряд
ли
подойдут
сказки
с
4
быстрым,
активным
сюжетом
-
для
того,
что
бы
ребенок,
не
стал
неуправляемым, лучше читать сказку спокойную. Если ваш ребенок является
излишне сентиментальным, то, не читайте ему сказки, в которых кто-то
погибает,
это
может
довести
его
до
слез
и
истерики
(даже
если
все
заканчивается хорошо).
Важно читать сказки на ночь, это поможет укреплению ваших отношений
с ребенком. Голос и телесный контакт являются очень важными факторами
для детей. Ребенку важно слушать не только маму, но и папу. Ученые пришли
к выводу, что папины сказки на девочек имеют лучшее влияние и очень
эффективны в воспитании детей. Сказки расширяют лексику. Если ребенку
не читать сказки, то ему будет трудно воспринимать на слух самые простые
фразы. Старайтесь уделять детям как можно больше внимания и времени,
подарите своим детям счастливое и беззаботное детство!
5
3. В нашем детском саду мы играем так
Игра - основная деятельность дошкольника. Сила воображения действий,
ролей, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх
нет реальной обусловленности обстоятельствам, пространством, временем.
Основной целью игры – является игра.
Игра для детей является формой организации их жизни, если она своим
содержанием
направляет
детей
на
действие
увлекательное,
сплачивает
и
объединяет
–
это
доставляет
ребенку
радость.
В
игре
наглядно
обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство
психического и физического развития ребенка. Игра помогает активизировать
ум
и
волю
ребенка,
затрагивает
его
внутренние
чувства,
повышает
жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию.
Дидактические игры - это такая коллективная, целенаправленная учебная
деятельность,
когда
каждый
участник
и
команда
в
целом
объединены
решением
главной
задачи
и
ориентируют
своё
поведение
н а
выигрыш.
Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их
особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме.
Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки
действий
с
различными
предметами,
учатся
общаться
со
своими
сверстниками и со взрослыми.
Подвижные игры - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и
представлений
об
окружающем
мире,
развития
мышления,
смекалки,
ловкости, сноровки, ценных моральных и волевых качеств. При проведении
подвижной
игры
имеются
неограниченные
возможности
комплексного
использования
разнообразных
методов,
направленных
на
формирование
личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже
имеющихся
навыках,
закрепление
их,
совершенствование,
но
и
формирование новых качеств личности.
6
Сюжетно - ролевые игры, это игры в которых дети подражают
общественной, трудовой и бытовой жизни взрослых, например, больница,
дочки – матери, магазин. Сюжетные игры помимо познавательного значения,
развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность, мышление.
Сюжетно - ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном
детстве,
так
как
способствует
развитию
личностной
сферы
ребенка,
стремлению войти в мир взрослого человека.
Строительные игры – это увлекательные творческие процессы, основным
содержанием
которых
является
закрепление
знаний
об
окружающей
действительности.
В
строительных
играх
развивается
воображение,
мышление,
умение
договариваться,
распределение
ролей
и
игрушек.
Используя в строительстве различные материалы, дети учатся сравнивать их
по форме, цвету, соотносить размеры. При строительстве дети активны, они
много двигаются, у них развивается координация движений, моторика рук,
глазомер.
Театральные игрушки – пальчиковый театр, куклы би- ба- бо, настольный
театр.
Эти
игрушки
развивают
речь,
воображение.
В
игре
ребенок
приобретает
новые
знания
и
умения,
развивает
любознательность,
волю
смелость, умение уступать и слушать других. У него формируется чувство
коллективизма. Ребенок отображает, то, что ему знакомо и осваивает новый
опыт человеческой жизни. В игре воспитывается позитивный жизненный
настрой и хорошее отношение к окружающим.
Музыкальные игрушки – свистульки, бубенцы, колокольчики и другие.
Позволяют детям, ознакомится с музыкальным инструментом, его звучанием.
4. Приемы получения обратной связи от родителей
Приёмы получения обратной связи от родителей. На занятиях необходимо
взаимодействовать с родителями, желательно, чтобы они принимали
7
активное участие в различных играх. Так, есть различные виды игр, которые
способствуют получению обратной связи.
1. Первое игровое упражнение называется «Продолжи». Так, родитель
должен продолжить предложенную ему фразу. Например:
- Игра развивает у моего ребенка… (фантазию, внимание и др.)
- Сказка учит … (состраданию, добру и др.)
- Игра – это … (совместное действие, весело, интересно и др.)
2. Вторым упражнением можно сделать игру «Придумай окончание сказки».
Это уже более долгая игра, но при этом теснее происходит взаимодействие с
ребенком, если он участвует. А родители могут вспомнить, как это быть
детьми, окунуться в мир сказок и фантазий, вообразить себя сказочником.
Например, можно придумать концовку «Колобка» или «Три поросенка».
3. Третьим упражнением можно сделать вопросы по данному мероприятию,
на которые предстоит ответить родителям. Так, родителям стоит ответить,
понравилась ли им данное занятие, была ли полезна для них и детей данная
встреча?
4. В качестве четвертого упражнения педагог может предложить выполнить
задание – взять готовый стикер и при выходе наклеить его под той надписью,
которая соответствует его мнению о такой форме проведения родительского
собрания. Надписи на доске могут быть разные: «Было интересно», «Узнал
новое»,
«Провел
прекрасно
время
с
ребенком»,
«Не
понравилось,
зря
пришел» и т.д.
И в конце каждому родителю педагог может выдать памятку «Советы
родителям».
Таким образом, если проанализировать данное родительское собрание, то
поставленная цель была достигнута. В ходе него были проанализированы
заполненные раннее родителями анкеты, родителя увидели презентацию о
том, как проходит день его ребенка, а также приняли сами участие в играх и
заданиях.
8
Родители участвовали очень активно, и никто не высказала мнение, что
напрасно потерял время. Родителям такая форма собрания понравилась, они
получили
новые
знания
и
поняли,
как
лучше
взаимодействовать
с
собственным ребенком.
В итоге очень многие из присутствующих пришли к выводу, что ребенку
стоит
посвящать
больше
времени,
но
зачастую
работа
мешает
уделять
должное количество времени.
В конце хотелось бы дать советы родителям:
1. Стоит интересоваться тем, во что играет ваш малыш, помочь ему в случае
необходимости, показать и подсказать новые действия. Во время игры стоит
спросить, во что именно играет ребенок, какие роли ему интересны, а также
лучше всего поиграть с ним. Можно подсказать другой сюжет этой же игры.
2. В совместных играх не стоит навязывать свое мнение или свое видение
игры или сюжета. Родителям в играх с детьми стоит набраться терпения и не
раздражаться по пустякам.
3. Родителям стоит научиться уважать мысли, желания и чувства ребенка,
давать ему возможность проявлять инициативу.
4. Родителям стоит постараться читать сказки детям каждый день. Будет
хорошо,
если
вместе
с
ребенком
вы
будете
не
только
читать,
но
и
рассматривать иллюстрации, по ним изучать что-то новое или повторять уже
известное.
Также
хорошим
способом
взаимодействия
будет
беседа
о
прочитанном материале.
5. Родителям также стоит играть с детьми, рисовать, делать поделки. Очень
хорошо вместе создавать героев сказки, а потом обыгрывать ее.
Заключение
9
В качестве заключение хочется отметить, что для детей сказка является
одной из форм эстетического творчества и нравственного воспитания. И
одним из ее корней становится детская фантазия. Игры и сказки между собой
переплетены достаточно тесно, у них глубокая связь. Так, любая сказка по
своей
сущности
является
фабулой
игры,
причем,
нет
разницы,
была
ли
сыграна эта игра.
Для ребенка сказка становится реальностью мира чувства, который
раздвигает рамки обычной жизни. И сказочные уроки – это уроки на всю
жизнь, как для взрослых, так и для детей. И таким образом, сказки оказывают
огромное влияние не только на развитие детей, но и продолжают влиять на
уже сформировавшуюся личность.
То же самое можно сказать и об играх – они положительно влияют на
взаимодействие и взаимоотношения детей, это первый социальный опыт
взаимодействия, который может быть перенесен во взрослую жизнь.
Игры – уроки жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые
действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение
обусловлено,
с
одной
стороны,
ролью,
а
с
другой
–
личностными
отношениями детей.
Список литературы
1.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во
второй младшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2012. - 144 с.
2.
Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995
10
3.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.:Речь,
2000
4.
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьёй: Методические
рекомендации» - М.: ТЦ Сфера, 2010
5.
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2009
6.
Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. Обнинск, 1997
7.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1984
11