Напоминание

Современная семья в условиях развития страны


Автор: Крупицына Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Залуженская СОШ"
Населённый пункт: Воронежская область, Лискинский район, с. Залужное
Наименование материала: статья
Тема: Современная семья в условиях развития страны
Раздел: начальное образование





Назад




СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Мы должны научиться чтить и любить,

и строить наш – семейный очаг-это

первое ,

единственное гнездо любви, веры,

свободы и совести, эту священную ячейку родины

и национальной жизни.

Иван Ильин

В переломный момент истории нашей страны , в условиях

начавшейся социально- экономической стабилизации, но

существующих психологических стрессов, растерянности

все чаще

возникает

тревога: в состоянии ли семья

полноценно

выполнять

одну

из

своих

важнейших

функций-

воспитательную.

Воспитательный

потенциал

семьи включает в себя не только ее возможности в сфере

духовно-практической

деятельности

род и т е ле й,

направленной на формирование у детей определенных

качеств,

но

и

те,

которые

закладывает

семейная

микросреда, образ жизни семьи в целом.

Семья-

основная

среда

,

в

которой

происходит

непрерывное развитие ребенка. Она – часть общества, а

потому несет в себе его традиции и обычаи. Можно с

полной уверенностью

сказать, что по- настоящему

в

человеке воспитано лишь

то, что

воспитано семьей.

Отсюда для педагога возникает насущная необходимость

поддерживать и укреплять связь с семьей, согласовывать

с

ней

свою

воспитательную

деятельность.[1,5]

Необходимо помнить и знать что опираться надо на то,

что

соединяет

все

воспитательные

усилия

:

совесть,

любовь,

милосердие.

Каково

же

оно

семейное

воспитание

в

условиях

социально-

экономических

проблем.

Современное

состояние

семьи

в

России

можно

охарактеризовать

как

кризисное.

Упала

рождаемость,

происходит

девальвация

смысла

семейной жизни, ее

ориентации на воспитание детей. Родители , не владея в

достаточной

степени

знанием

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

ребенка,

его

развития,

зачастую

осуществляют

воспитание

вслепую,

интуитивно.

Особенно осложнен процесс воспитания личности в

тех семьях , где пьянство, кризис семьи,

трудные дети,

наркомания,

детский

алкоголизм,

полукриминальный

образ жизни родителей оказываются превалирующими

факторами влияния на ребенка. Как- то неуютно нашим

детям в собственной стране. Что же случилось? Почему

так

безнадежно

уклонился

от

истинной

цели

вектор

воспитания

детей

в

обществе?

Современная

семья

и

семейное воспитание сталкивается с весьма сложными

проблемами.

Это

обусловлено

увеличением

числа

малообеспеченных

семей,

ухудшением

состояния

здоровья

населения, изменением

традиционных ролей

семьи, особенно

женщин, количества неполных семей.

Фактором сегодняшней жизни стало насилие в семье.

Оказались в прошлом разветвленная бесплатная система

д о ш ко л ь н о го

и

в н е ш ко л ь н о го

в о с п и т а н и я ,

оздоровительный

отдых

детей.

Дети

лишенные

возможности творческого развития , пополняют отряды

бомжей,

правонарушителей,

оказываются

в

плену

алкогольных и никотиновых пристрастий. Когда во всем

обществе ложь и обман, переоценка ценностей , отказ

от нравственных законов- это прескверно. Ведь в семье,

как в капле воды, отражается

Жизнь целого народа. Семья- колыбель для дитяти. Каким

вырастет дитя, какие качества характера будут брать

верх

в

его

натуре,

во

многом

зависит

от

того,

как

воспитывается

человек

в

детстве,

каким

было

его

окружение.[4,39]

А

какое

там

семейное

воспитание

в

семье

если

нет

полного

взаимопонимания

между

взрослыми, между ними часты

конфликты.

У

родителей

,

как

правило

,

невысокий

уровень общей культуры, недостаточные образования и

педагогический

потенциал.

Неблагоприятны

для

воспитания ребенка те семьи, где духовные потребности

второ степенны

и

им

предпочит ают

д р у г и е :

накопительство, стяжательство, что и делает ущербным

развитие

детей;

чаще

в

такой

семье

1

ребенок.

Для

современного

семейного

воспитания

характерно

потребительство как жизненный

идеал, низкий уровень

образования

и

культуры.

Эти

родители

,

как

не

удивительно

охотно

посещают

школу,

выслушивают

учителей, однако все равно не умеют воздействовать на

детей

педагогическими

воспитательными средствами,

что

приводит

к

авторитарному

стилю

общения,

взаимному

непониманию. Отсюда

неумение

разумно

организовать

жизнедеятельность

семьи

,

нежелание

проводить

совместно

досуг

из-

за

отсутствия

культурных запросов со стороны взрослых и слишком

разных интересов детей и родителей.. Родители заняты

только

тем,

что

зарабатывают

деньги,

а

детей

будут

воспитывать дедушки и бабушки. Очень большой страх

вызывают многодетные и криминогенные семьи. Для этих

семей характерна

ослабленная

нравственно- трудовая

атмосфера,

постоянная

конфликтность,

тяжелое

материальное

положение,

развратный

образ

жизни

родителей,

избиение

детей.

Дети

в

таких

случаях

стремятся компенсировать

отсутствие

любви и заботы

родителей улицей путем

самоутверждения в дворовых

компаниях.

Ежедневно

в

Российской

Федерации

регистрируется 1.534 развода и в результате

без одного

родителя

остаются

1.288

детей,

в

дома

ребенка

передаются

30 детей, «отбираются» у родителей -32 ,

убегают

из

дома

-237

детей.

Нужны

ли

дети

нашим

родителям?

В

школе

провели

анкетирование

среди

учащихся 1-6 классов , задав всем один и тоже вопрос:

«Играете

ли

вы

со

своими

детьми

в

разные

игры?».

Каковы же мы получили результаты.

Игры

взрослых

Родител

и

уч-ся

1-2кл.

Родител

и 3-4 кл.

Род

ител

и

5-

6 кл.

Настольные

игры

40%

36%

40

%

Спортивные

игры

15%

35%

25

%

Компьютерн

ые игры

20%

17%

20

%

И г р а ю т

с

детьми

5%

0%

0%

Как хочется верить , чтобы в нашей семье стало меньше

проблем, взрослые и дети поняли бы друг друга. И как

хочется, чтобы наши дети были бы лучше и счастливее

нас. Отношение ребенка к тому или иному событию или

поступку

зависит

от

того,

как

к

этому

относятся

взрослые , которые его окружают. Если взрослые будут

давать детям духовные знания через простые понятия «

хорошо» и « плохо» ,через познание окружающего

нас

мира, то начнут происходить большие изменения в семье,

в

семейном

воспитании.

Воспитание

это

сложный

,

длительный процесс, при этом не только мы, взрослые,

влияем на ребенка, но и наши маленькие дети способны

изменить нас к лучшему. В этом процессе , наверное,

нельзя обойтись без каких- то ошибок, нельзя опираться

на

чужой

опыт,

ведь

каждый

ребенок-

наш

,

единственный, и материнское сердце должно правильно

подсказать правильный путь для развития личности, И все

же ,мне кажется в нашем семье и семейном воспитании не

хватает

православной

веры,

духовных

традиций,

нравственных устоев, которые являются неотделимыми от

нас.

Верующий

человек

никогда

не

ощущает

себя

одиноким и брошенным.[4,40] Пусть каждый из родителей

скажет себе такие слова: « У меня есть цель, для которой

надо жить, цель достаточно великая – воспитание своего

дитя».



В раздел образования