Автор: Крупицына Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Залуженская СОШ"
Населённый пункт: Воронежская область, Лискинский район, с. Залужное
Наименование материала: статья
Тема: Современная семья в условиях развития страны
Раздел: начальное образование
СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.
Мы должны научиться чтить и любить,
и строить наш – семейный очаг-это
первое ,
единственное гнездо любви, веры,
свободы и совести, эту священную ячейку родины
и национальной жизни.
Иван Ильин
В переломный момент истории нашей страны , в условиях
начавшейся социально- экономической стабилизации, но
существующих психологических стрессов, растерянности
все чаще
возникает
тревога: в состоянии ли семья
полноценно
выполнять
одну
из
своих
важнейших
функций-
воспитательную.
Воспитательный
потенциал
семьи включает в себя не только ее возможности в сфере
духовно-практической
деятельности
род и т е ле й,
направленной на формирование у детей определенных
качеств,
но
и
те,
которые
закладывает
семейная
микросреда, образ жизни семьи в целом.
Семья-
основная
среда
,
в
которой
происходит
непрерывное развитие ребенка. Она – часть общества, а
потому несет в себе его традиции и обычаи. Можно с
полной уверенностью
сказать, что по- настоящему
в
человеке воспитано лишь
то, что
воспитано семьей.
Отсюда для педагога возникает насущная необходимость
поддерживать и укреплять связь с семьей, согласовывать
с
ней
свою
воспитательную
деятельность.[1,5]
Необходимо помнить и знать что опираться надо на то,
что
соединяет
все
воспитательные
усилия
:
совесть,
любовь,
милосердие.
Каково
же
оно
–
семейное
воспитание
в
условиях
социально-
экономических
проблем.
Современное
состояние
семьи
в
России
можно
охарактеризовать
как
кризисное.
Упала
рождаемость,
происходит
девальвация
смысла
семейной жизни, ее
ориентации на воспитание детей. Родители , не владея в
достаточной
степени
знанием
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
ребенка,
его
развития,
зачастую
осуществляют
воспитание
вслепую,
интуитивно.
Особенно осложнен процесс воспитания личности в
тех семьях , где пьянство, кризис семьи,
трудные дети,
наркомания,
детский
алкоголизм,
полукриминальный
образ жизни родителей оказываются превалирующими
факторами влияния на ребенка. Как- то неуютно нашим
детям в собственной стране. Что же случилось? Почему
так
безнадежно
уклонился
от
истинной
цели
вектор
воспитания
детей
в
обществе?
Современная
семья
и
семейное воспитание сталкивается с весьма сложными
проблемами.
Это
обусловлено
увеличением
числа
малообеспеченных
семей,
ухудшением
состояния
здоровья
населения, изменением
традиционных ролей
семьи, особенно
женщин, количества неполных семей.
Фактором сегодняшней жизни стало насилие в семье.
Оказались в прошлом разветвленная бесплатная система
д о ш ко л ь н о го
и
в н е ш ко л ь н о го
в о с п и т а н и я ,
оздоровительный
отдых
детей.
Дети
лишенные
возможности творческого развития , пополняют отряды
бомжей,
правонарушителей,
оказываются
в
плену
алкогольных и никотиновых пристрастий. Когда во всем
обществе ложь и обман, переоценка ценностей , отказ
от нравственных законов- это прескверно. Ведь в семье,
как в капле воды, отражается
Жизнь целого народа. Семья- колыбель для дитяти. Каким
вырастет дитя, какие качества характера будут брать
верх
в
его
натуре,
во
многом
зависит
от
того,
как
воспитывается
человек
в
детстве,
каким
было
его
окружение.[4,39]
А
какое
там
семейное
воспитание
в
семье
если
нет
полного
взаимопонимания
между
взрослыми, между ними часты
конфликты.
У
родителей
,
как
правило
,
невысокий
уровень общей культуры, недостаточные образования и
педагогический
потенциал.
Неблагоприятны
для
воспитания ребенка те семьи, где духовные потребности
второ степенны
и
им
предпочит ают
д р у г и е :
накопительство, стяжательство, что и делает ущербным
развитие
детей;
чаще
в
такой
семье
1
ребенок.
Для
современного
семейного
воспитания
характерно
потребительство как жизненный
идеал, низкий уровень
образования
и
культуры.
Эти
родители
,
как
не
удивительно
охотно
посещают
школу,
выслушивают
учителей, однако все равно не умеют воздействовать на
детей
педагогическими
воспитательными средствами,
что
приводит
к
авторитарному
стилю
общения,
взаимному
непониманию. Отсюда
неумение
разумно
организовать
жизнедеятельность
семьи
,
нежелание
проводить
совместно
досуг
из-
за
отсутствия
культурных запросов со стороны взрослых и слишком
разных интересов детей и родителей.. Родители заняты
только
тем,
что
зарабатывают
деньги,
а
детей
будут
воспитывать дедушки и бабушки. Очень большой страх
вызывают многодетные и криминогенные семьи. Для этих
семей характерна
ослабленная
нравственно- трудовая
атмосфера,
постоянная
конфликтность,
тяжелое
материальное
положение,
развратный
образ
жизни
родителей,
избиение
детей.
Дети
в
таких
случаях
стремятся компенсировать
отсутствие
любви и заботы
родителей улицей путем
самоутверждения в дворовых
компаниях.
Ежедневно
в
Российской
Федерации
регистрируется 1.534 развода и в результате
без одного
родителя
остаются
1.288
детей,
в
дома
ребенка
передаются
30 детей, «отбираются» у родителей -32 ,
убегают
из
дома
-237
детей.
Нужны
ли
дети
нашим
родителям?
В
школе
провели
анкетирование
среди
учащихся 1-6 классов , задав всем один и тоже вопрос:
«Играете
ли
вы
со
своими
детьми
в
разные
игры?».
Каковы же мы получили результаты.
Игры
взрослых
Родител
и
уч-ся
1-2кл.
Родител
и 3-4 кл.
Род
ител
и
5-
6 кл.
Настольные
игры
40%
36%
40
%
Спортивные
игры
15%
35%
25
%
Компьютерн
ые игры
20%
17%
20
%
И г р а ю т
с
детьми
5%
0%
0%
Как хочется верить , чтобы в нашей семье стало меньше
проблем, взрослые и дети поняли бы друг друга. И как
хочется, чтобы наши дети были бы лучше и счастливее
нас. Отношение ребенка к тому или иному событию или
поступку
зависит
от
того,
как
к
этому
относятся
взрослые , которые его окружают. Если взрослые будут
давать детям духовные знания через простые понятия «
хорошо» и « плохо» ,через познание окружающего
нас
мира, то начнут происходить большие изменения в семье,
в
семейном
воспитании.
Воспитание
–
это
сложный
,
длительный процесс, при этом не только мы, взрослые,
влияем на ребенка, но и наши маленькие дети способны
изменить нас к лучшему. В этом процессе , наверное,
нельзя обойтись без каких- то ошибок, нельзя опираться
на
чужой
опыт,
ведь
каждый
ребенок-
наш
,
единственный, и материнское сердце должно правильно
подсказать правильный путь для развития личности, И все
же ,мне кажется в нашем семье и семейном воспитании не
хватает
–
православной
веры,
духовных
традиций,
нравственных устоев, которые являются неотделимыми от
нас.
Верующий
человек
никогда
не
ощущает
себя
одиноким и брошенным.[4,40] Пусть каждый из родителей
скажет себе такие слова: « У меня есть цель, для которой
надо жить, цель достаточно великая – воспитание своего
дитя».