Автор: Миракян Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Остерский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: село Остер Смоленской области
Наименование материала: конспект организованной образовательной деятельности экологической направленности
Тема: "Сюрприз от весны"
Раздел: дошкольное образование
Миракян Елена Николаевна
МБДОУ "Остерский детский сад "Солнышко"
Конспект организованной образовательной деятельности
экологической направленности для детей старшей группы
«Сюрприз от весны»
Вид: Интегрированное (Ознакомление с природой, посредством
дидактических игр, развитие речи, ориентировка в пространстве, логика,
продуктивная деятельность)
Цель: Создание условий для расширения представлений детей старшего
дошкольного возраста о природе родного края.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о том, что все в природе
взаимосвязано. Конкретизировать представления о понятии лес и о
многообразии обитателей леса Смоленского края. Закрепить знаний детей о
перелетных и зимующих птицах Смоленского края, о животных обитающих в
Смоленских лесах. Обогащать словарный запас (травоядные, хищники).
Развивающие: Развивать интерес к живой природе, умения самостоятельно
действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо
проблемной ситуации. Развивать связную речь детей.
Воспитательные: Воспитывать ответственное и бережное отношение к
родной природе. Воспитывать сопереживание, сочувствие, дружеское
отношение друг к другу, взаимопомощь, эмоциональный отклик на
происходящее.
Создание среды для организации и проведения НОД: макеты деревьев;
карта, сундучок, ключик, картинки с изображением птиц Смоленского края и
других, картинки с изображением животных Смоленских лесов и других, 3
конверта с пазлами весенних цветов (ветреница дубравная, одуванчик,
ландыш) ; аудиозапись пения птиц; аудиозапись песни Александра Ермолова
«Светит солнышко для всех, чтоб звенел весёлый смех».
ОД имеет интегрированный характер: «Познавательное развитие детей»,
«Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие
детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное
развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников.
План ООД:
1.Вводная часть:
Создание проблемной ситуации
Создание мотива для деятельности детей. Определение целей
2. Основная часть:
Показ карты
Прослушивание пения птиц
1 задание: Дидактическая игра «Выбери правильно тропинку» (закрепить
правила поведения в лесу)
2 задание: Птицы смоленского края (Перелетные, зимующие)
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Игра – шутка «Перелетные птицы» (Скажи, что не так?)
3 задание: «Убрать камни с дороги»
Загадки о животных Смоленских лесов
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Физкультминутка «Дикие животные»
Игра «Найди ключик»
3.Заключительная часть:
Обращение к карте
Оценка деятельности детей и итог
Возвращение в детский сад
Игра «Собери пазлы» (весенние цветы)
ХОД организованной образовательной ситуации
1.Вводная часть:
Организационный момент «Солнышко»
Звучит детская песня Александра Ермолова «Светит солнышко для всех,
чтоб звенел весёлый смех»
Воспитатель: Ребята, что нас согревает и улучшает наше настроение?
(Солнышко)
Воспитатель: А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики,
коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети
становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Создание проблемной ситуации.
Стук в дверь, влетает сорока (переодетый младший воспитатель)
Сорока: Я сорока-белобока,
Прилетела издалёка,
Весть из леса принесла.
Сказано мне строго было,
Чтоб ничего не позабыла.
Весна в память о себе
Вам сюрприз оставила,
А сюрприз тот в сундучке,
Ключик на тесёмочке.
Только где лежит – забыла:
В шкафу или на полочке.
Сорока отдает сундучок и улетает.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам прилетал? ( Сорока) Сорока очень
быстро все рассказала. Вы поняли, о чем она протараторила? (Весна
оставила сюрприз) Ребята, посмотрите, сундучок замкнут. А как же мы
откроем его?
Сорока появляется опять: Вспомнила: было сказано вам передать - строго
все правила соблюдать и задания выполнять. Вот, держите! (Сорока отдаёт
сверток и улетает).
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, о каком задании говорила сорока? И что это за
сверток? (воспитатель разворачивает сверток, где схематически нарисован
план местности)
Как вы думаете? (карта, с помощью которой мы сможем отыскать
ключик).
Но тут написано, чтобы к ключику попасть, надо идти только по той дороге,
которая указана на карте, и преодолеть все препятствия. Вы хотите
отправиться в путешествие? (Воспитатель предлагает детям смотреть на
карту и определить маршрут движения) Смотрим по стрелочкам, куда мы
отправляемся.
Задание1. Дидактическая игра «Выбери правильно тропинку».
(ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет и обосновать
свой выбор)
На карте изображены 5 тропинок:
1)
Тропинка с изображением муравьиной тропы
2)
Тропинка с изображением ящерицы, которая греется на солнышке
3)
Тропинка с изображением птичьего гнезда
4)
Тропинка с изображением паутины с пауком
5)
Картинка леса с просторной тропой
Дети выбирают тропинку, ведут обсуждения с воспитателем
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы выбрали правильную тропинку и наш
путь открыт. Вот мы оказались в весеннем лесу. Куда же нас приведет
дальше тропинка?
Звучит музыка. (голоса птиц)
Воспитатель: Что вы слышите в лесу? Посмотрите, сколько много птиц. Но
проход дальше закрыт! (знак прохода нет) Перед нами снова препятствие!
Задание 2. (На столе разложены картинки с изображением птиц
Смоленского края и других птиц)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам подойти к столу и взять по одной
птице, которые обитают в нашем Смоленском крае. (Дети берут картинку и
по очереди называют свою птицу)
Воспитатель: Подумайте, как их можно разделить птиц на две группы?
(перелетные и зимующие). Подумайте, к какой группе птиц относится ваша
птица, к перелетной или зимующей. А теперь, у кого перелетные птицы,
встаньте по правую руку от меня, а у кого зимующие - по левую. Дети
выполняют задание, проверяют друг друга.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь, вспомните, пожалуйста, как
нужно заботиться о наших пернатых друзьях? (не разорять гнезда; не
подходить близко к птичьим гнездам; не отлавливать птиц; делать
кормушки, скворечники)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно рассказали. А вас есть
желание поиграть на лесной полянке?
Игра – шутка «Перелетные птицы» (Скажи, что не так?)
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, ежи, кукушки, уточки.
Прилетели птицы: голуби, лисицы, аисты, скворцы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, воробьи, грачи.
Воспитатель: Посмотрите на карту, путь наш открыт. Куда мы направляемся
дальше? (Дети рассматривают карту и определяют маршрут)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, куда нас привела следующая
стрелка? (На карте дорога, заваленная камнями и знак с изображением
животных)
3 задание: «Пройти камни, лежащие на дороге»
Вот Вам загадки….
Как только правильные ответы назовете,
Сразу камни вы пройдете.
Загадки
1.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
(Заяц)
2. Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны.
Питается ветками, сочной травой.
(Лось)
3. Вот построил он плотину,
Надо веточек и тину –
Строит всё без топора,
Будет домик у…
(бобра)
4. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - ... ( Волк.)
5. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки. ...
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу. (Рысь)
Воспитатель: Молодцы, ребята, на все загадки ответили правильно. А
теперь предлагаю вам подойти к столу и взять картинку с изображением
животного, которое обитает в нашем Смоленском крае. (Дети выбирают из
множества картинок изображение животного Смоленского края и по
очереди называют его)
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются животные? ( травой , листвой,
корой, другими животными)
А как можно разделить животных по признаку питания? (травоядные и
хищники)
Воспитатель: Давайте себе представим, что бы было с природой, если бы
были одни травоядные? (Если не будет хищников, то травоядные погубят
лес и себя)
Воспитатель: Да, ребята, все в природе взаимосвязано и должно быть
равновесие.
Все – все
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете.
Нужны все подряд
Кто делает мед,
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки,
не лучше делишки,
да, если мы с кем-то не очень дружны
мы все –таки очень друг другу нужны.
Воспитатель:А теперь, у кого травоядные животные, встаньте по правую
руку от меня, а у кого хищные - по левую. (Дети выполняют задание,
проверяют друг друга)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно сделали. А теперь ,я
предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Дикие животные»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед
грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
Воспитатель: Вот и камни мы прошли, какие молодцы. Посмотрите на карту,
путь наш открыт. Куда мы направляемся дальше? (Дети рассматривают
карту и определяют маршрут, нужно идти к дереву)
Воспитатель: Правильно! Интересно, а возле дерева никакого задания нет!
Чтобы это могло значить? И карта закончилась! Посмотрите внимательно,
может вы мне подскажите? (Дети смотрят на дерево и находят спрятанный
ключик.)
Воспитатель: Ребята, ключик мы нашли. Трудности все позади, а что же
лежит там внутри? Какой сюрприз нам сделала весна? Об этом мы узнаем
только когда вернемся в группу.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам больше
всего запомнилось?
Дети: делятся впечатлениями о путешествии.
Воспитатель: Мы со всеми трудностями справились, нашли ключик и теперь
нам пора возвращаться в детский сад….
Как мы добирались в весенний лес?
Дети: С помощью карты.
Воспитатель: А как же мы вернемся в детский сад?
Дети: Тоже с помощью карты.
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту. Ребята, здесь что-то написано…
Да это волшебные слова, которые помогут вернуться в детский сад.
Вы три раза повернитесь,
И рукой земли коснитесь.
Сразу в группе вы окажетесь.
Вот мы и в группе.
Воспитатель: Вот мы и в группе. А теперь я предлагаю открыть наш
сундучок. (Дети открывают сундучок, а внутри конверты с пазлами
весенних цветов, воспитатель предлагает детям составить сделать из них
картины)
Дидактическая игра «Составь цветок» ( дети разбиваются на три группы и
составляют пазлы)
Воспитатель: Ребята, а какие цветы вы собрали? (ландыш, ветреница
дубравная, одуванчик)
В какое время года они появляются? Давайте все эти чудесные картины
поместим в рамки и повесим у себя в группе.