Автор: Котлярова Ольга Андреевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ
Населённый пункт: Самарская область, Шенталинский район
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: Знатоки географии
Раздел: полное образование
Познавательный интерес к предмету формируется не
только на уроках, но и во внеклассной работе. Внеурочное
время
позволяет
использовать
самые
разные
формы
работы.
Одной
из
них
стало
и
наше
внеклассное
мероприятие «Знатоки географии».
Цели и задачи данного мероприятия не только в том,
чтобы проверить, насколько прочны знания по географии у
учащихся,
но
и
расширить
их
кругозор,
заинтересовать
познанием
нового,
привить
навыки
самостоятельной
работы
с
дополнительной
литературой.
Развит ь
познавательный
интерес
к
географической
науке.
Углубление
опорных
знаний
и
умений,
полученных
на
уроке. Данное мероприятие расширяет знание у учащихся,
развивает находчивость, смекалку, умственные способности
школьников,
учит
наблюдательности,
помогает
глубже
понять сущность отдельных явлений и процессов.
Оборудование:
географические
карты,
атласы,
глобус,
игровые
столы,
на
котором
расположены
карточки
с
вопросами, секундомер.
Оформление: на доске написано название игры «Знатоки
географии», эпиграф игры:
«География! Такая емкость слова! География для всех не
только
звук!
География
–
опора
и
основа
всех
без
исключения наук!»
Участники
и
действующие
лица:
преподаватель
географии (ведущий), жюри, знатоки (8 и 9 классы).
Ход
игры
Ведущий: Добрый день! Сегодня мы собрались,
чтобы выяснить, какая из команд-участников нашей
игры достойна звания «знатоки географии».
- Представление участников и жюри.
Ведущий: а сейчас мы попросим уважаемое жюри
поклясться в своей честности и объективности.
Положите руки на глобус и произнесите следующую
клятву: «Мы, члены жюри, именем великих
географов, положив руки на модель Земли, которая
является единственной из обитаемых в нашей
Вселенной планет, торжественно клянемся и обещаем
судить знатоков по совести! Клянемся!»
Ведущий: клянитесь судить знатоков, невзирая на
лица!
Жюри: Клянемся!
В России 2013 год объявлен Годом окружающей
среды.
- Просмотр мультфильма про экологическую корову.
1
тур
.
Домашнее
задание
.
8 класс - экологические проблемы России.
9 класс – Загрязнение окружающей среды.
2
тур
.
Географические
задачи
.
Одним из видов занимательных заданий по географии
являются задачи. Их решение требует от учеников не только
знаний материала, но и творческого подхода, проявление
смекалки, логического мышления.
Задачи для команд:
Задача №1.
По одиноко стоящим деревьям мы можем определить
стороны горизонта. А возможно ли по этим же одиноким
деревьям, которые растут на равнинах, определить
преобладающее направление ветра в данной местности.
Если возможно, то, каким образом?
Ответ: Одинокие деревья, которые растут на равнине, очень
часто немного наклонены. Это говорит о том, что, как бы
причудливо ни изменялись сила и направление ветра
каждый день и от часа к часу, но в среднем, в каждом
районе преобладает всегда какое-то одно направление или
несколько характерных для этой области ветров. В
подветренном направлении суммарного действия ветра
обычно и получают наклон старые деревья.
Задача №2.
Можем ли мы испечь куриное яйцо, не разводя огня?
Ответ: Яйцо на самом деле можно приготовить без всякого
огня. При этом «духовкой» служит нагретый солнцем песок
в пустыне. Достаточно его положить в жаркий летний день
на песок и присыпав тонким слоем сверху. Белковые
вещества в яйце начинают свертываться при температуре
+50 градусов. Учитывая, что температура воздуха в пустыне
в тени поднимается до +49, +50, а песок на солнце
накаляется до +70 градусов, а иногда и выше, то яйцо там
приготовить не трудно.
Задача №3.
Предположим, что из Саратова на север вылетел самолет.
Он пролетел в этом направлении 1000 км. Потом повернул
на восток, и пролетел еще 1000 км. Затем отправился на юг
и пролетел 1000 км, и, наконец, 1000 км на запад. Вернется
ли самолет в Саратов?
Ответ: Нет, не вернется. Он окажется восточнее города
Саратова.
3
тур
.
Кроссворд
.
Всем известно, что наиболее интересными заданиями по
географии являются кроссворды. Они вызывают интерес у
школьников к изучаемой теме, вносят занимательность,
заставляют глубже вникать в предмет, самостоятельно
мыслить и работать с картой. Географические кроссворды
можно использовать как на занятиях, так и при организации
школьных викторин, во внеурочной деятельности. Отвечая
на вопросы кроссвордов, школьник лучше усваивают
научные термины, запоминают названия географических
объектов.
4
тур
.
Загадки
.
Самыми увлекательными и любимыми заданиями для
учеников являются различные загадки, шарады, анаграммы.
Использование загадок во время урока вносит оживление в
учебный процесс.
- Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)
- Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь – и
прятаться начнут. (Дождь)
- Горя не знает, а горько плачет. (Облако)
- Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Ветер)
- Что идет, не двигаясь с места? (Время)
- Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)
- Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет. (Мороз)
- В воде не тонет и в огне не горит. (Лед)
Географические
анаграммы
В каждом из приведенных слов нужно переставить
буквы так, чтобы получились названия города или
реки:
Дно (Дон)
Игра (Рига)
Веки (Киев)
Нева (Вена)
Куба (Баку)
5
тур
.
Географические
игры
.
Географические игры учитель может применять как на
уроке, так во внеклассных мероприятиях, в кружковой и
клубной работе. Игры дают возможность учащимся, с одной
стороны, проверить, закрепить свои знания, а с другой –
приобрести новые, углубленно изучать карту. В игре учитель
может выявить индивидуальные особенности учеников,
вести наблюдение за тем, на сколько каждый из них
способен самостоятельно или в кругу одноклассников
преодолевать трудности, к чему он имеет наклонности.
Игра «отыщи на карте».
Цели: повторить карту, развить навыки коллективной
работы, привить интерес к предмету.
Оборудование: две одинаковые карты, булавки с
флажками.
Ход игры: Не доске висят две совершенно одинаковые
карты России. Игроки подходят к картам. У них по 20
булавок с флажками. Руководитель игры одновременно
вручает список 20 географических объектов. Далее, по
команде руководителя игроки начинают искать объекты и
накалывать флажки. Тот, кто быстрее закончит
развешивание всех флажков, считается победителем.
1. Остров Исландия
2. Остров Калимантан
3. Карибское море
4. Остров Тасмания
5. Уральские горы
6. Горы Аппалачи
7. Новая Земля
8. Скандинавский полуостров
9. Остров Мадагаскар
10.
Филиппинское море
11.
Большой Австралийский залив
12.
Полуостров Корея
13.
Озеро Эри
14.
Остров Сахалин
15.
Море Баффина
16.
Верхоянский хребет
17.
Гора Косцюшко
18.
Остров Шри-Ланка
19.
Озеро Виктория
20.
Море Лаптевых
6
тур
.
Викторины
.
Одним из наиболее любимых у учащихся игр
являются викторины. Их главная цель - развить
интерес к предмету, углубить и закрепить знания,
которые ученики получили на уроках географии.
Географические викторины считают наиболее
Универсальной формой внеурочной работы, поэтому
они включаются в проведение географических
конференций, вечеров, олимпиад и т. д.. Кроме того,
викторины позволяют охватить большое количество
участников.
1. Назовите самый большой на земном шаре
полуостров. (Аравийский. Его площадь почти 3
млн.кв.км.).
2. Если плыть вдоль берегов этого материка, то
можно пересечь три океана. Назовите этот
материк. (Антарктида).
3. Какое море на земном шаре самое большое и где
оно находится? (Коралловое море. Находится в
Тихом океане, у берегов Австралии. Площадь –
4800 тыс.кв.км.).
4. А каком направление течет вода в Керченском
проливе: из Черного моря в Азовское или
наоборот? (Керченский пролив мелководен. Его
глубина не превышает 15 метров. В результате,
течение меняется в зависимости от изменения
направления ветра.)
5. Какое озеро является самым глубоким в мире?
( Байкал)
6. В каком море могут ловить рыбу жители сразу
трех частей света? ( В Средиземном море)
7. Назовите материк, который не имеет рек.
(Антарктида)
8. Что мы называем «Океанией»? (Группа островов,
расположенных к востоку от Австралии)
9. Существует ли «безбрежное море», Море, у
которого вообще нет берегов. (Да, это Саргассово
море, которое находится в Атлантическом океане,
оно сплошь покрыто морскими водорослями, и
его «берегами» считают воды этого океана.
10.
Назовите море, реку, и озеро в России,
которые носят название одного цвета. ( Белое
море, река Белая, озеро Белое)
11.
Укажите на Земном шаре такое место, где,
куда ни повернешь, всегда будет юг? (На
северном полюсе есть только одна сторона
горизонта – юг)
7
тур
.
Географические
ассоциации
.
Цели игры: развить мышление, научить детей
находить взаимосвязи между различными
географическими объектами и процессами.
Ход игры: учитель выводит на экран по очереди
задания, ассоциации каждой команде. Командам
при этом необходимо угадать слово, используя
предложенный логический ряд и объяснить ход
своих рассуждений.
Задания: 1. Волна, землетрясение, скорость,
опасность, бедствия. (Цунами)
2. Река, море, испарение, облака,
осадки. (Мировой круговорот воды)
3. Ветер, вода, бутылка, письмо,
Гольфстрим. (Течения)
4. Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот.
(Водопад)
5. Океан, лед, гора, Титаник, опасность.
(Айсберг)
Подведение
итогов