Автор: Рощина Карина Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Валдайская ДШИ
Населённый пункт: г.Валдай Новгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра при работе с хором.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Валдайская детская школа искусств»
Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра
при работе с хором.
Методическая разработка
преподавателя по классу
хоровых дисциплин
Рощиной К.В.
г.Валдай, 2018
Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра
при работе с хором.
Хор — это минимум 16–20 человек, для которых необходимо подобрать
удобное
время
для
репетиций,
не
отпугнуть
кропотливой,
трудоемкой
работой, а самое главное, заинтересовать репертуаром. При организации хора
большое
значение
имеет
коллектив
сотрудников,
который
помогал
бы
руководителю
в
осуществлении
поставленных
им
задач.
Практика
показывает,
что
помимо
руководителя
необходимо
иметь
хормейстера
и
концертмейстера хора.
Фигура концертмейстера – неотъемлемая часть занятий в хоровом классе.
Функции,
выполняемые
концертмейстером
–
очень
разнообразны.
Значительная часть его работы – это собственно аккомпанемент, то есть
музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под
руководством
дирижера
на
уроках,
концертах,
зачетах
и
т.
п.
Но
этим
обязанности концертмейстера в хоровом классе далеко не ограничиваются.
Он совместно с руководителем участвует в проведении учебных занятий,
помогает организовать работу хора на групповых и сводных репетициях,
помогает
дирижёру
в
формировании
репертуара,
разучивании
вокальных
партий по голосам, а также во время сводных репетиций при подготовке к
концертному выступлению.
Неотъемлемым
качеством
хорошего
концертмейстера
является,
прежде
всего, умение слушать и слышать. Взаимопонимание и согласие лежат в
основе создания единого плана интерпретации музыкального произведения,
поэтому
необходимо
чутко
реагировать
на
все
указания
дирижера,
чувствовать
настроение
хорового
коллектива,
проникаясь
его
задачами
и
трудностями.
При совместном исполнении равно необходимо и умение
увлечь
других
своим
видением
музыкальных
образов,
переживаниями,
убедить в правдивости и естественности
своей интерпретации авторских
указаний. Это относится к творческой работе аккомпаниатора и дирижера над
созданием художественного образа.
Любое
хоровое
занятие
начинается
с
распевания,
направленного
на
формирование вокально-хоровых навыков, правильной певческой позиции.
Концертмейстер на данном этапе работы является полноправным соратником
дирижера,
задает
нужный
темп
работы,
украшает
простые
упражнения
богатой музыкальной фактурой, настраивает партии хора по гармоническому
и
мелодическому
звучанию.
Нередко
концертмейстеру
приходится
самостоятельно
распевать
хористов;
при
этом
важно
владеть
методикой
вокала, учитывать возрастные особенности коллектива, обладать навыком
правильной
певческой
позиции,
используемой
для
показа
упражнений,
а
также, обладать навыком «слепой игры», так как все внимание приходится на
хор, а не на клавиатуру инструмента.
Концертмейстеру
постоянно
требуется
приспосабливаться
к
творческой
манере тех преподавателей, в классе которых он работает. Ведь полноценный
творческий союз невозможен без сотворчества, в данном случае сотворчества
дирижер — концертмейстер — хоровой коллектив. Здесь возникает много
трудностей.
Во-первых,
концертмейстер
должен
знать
основные
приемы
дирижирования: 2х,3х,4х — дольные сетки, понятие «ауфтакт», дыхание,
снятие звука, жесты для различных динамических нюансов и штрихов. Во-
вторых,
концертмейстер
должен
знать
индивидуальные
особенности
ко н к р е т н о го
д и р и же р а ,
п о н и м ат ь
с м ы с л о в ы е
у с т р е м л е н и я ,
приспосабливаться
к
его
творческой
манере
исполнения.
И,
в-третьих,
концертмейстеру
просто
необходимо
в
совершенстве
овладеть
периферийным зрением, одновременно удерживать во внимании и нотный
текст и жесты дирижера, которые нередко бывают практически неразличимы.
Это важно, например, в темповых отклонениях в хоровых произведениях,
когда пианисту приходится смотреть то в ноты, то на дирижера, контролируя
при этом качество своего ансамбля с хоровым звучанием.
Умение играть по «руке» дает возможность «идти» за дирижером, ведя за
собой весь хор. В этом случае, хор, дирижер и концертмейстер – это единый
ансамбль, опора которого лежит на плечах концертмейстера.
Также бывают ситуации, когда при концертном выступлении инструмент
стоит вне видимости дирижера и концертмейстеру приходится полагаться
только
на
профессиональную
чуткость,
интуитивно
угадывать
моменты
вступления, снятия, агогику, темповые изменения.
Знание основ дирижерской техники, таких как «ауфтакт», «точка», «снятие
звука», жестов, изображающих штрихи и оттенки в музыке, дирижерских
сеток
дает
возможность
концертмейстеру
играть
«по
руке»
дирижера,
«дышать» вместе с хором, оставаясь при этом в нужном темпе. Очень важно
дослушивать окончания фраз, где хористы берут дыхание, «не наступать» на
хор.
Работа
концертмейстера
неразрывно
связана
с
деятельностью
хорового
дирижера. Показ оттенков, штрихов и других выразительных средств во
многом
зависит
от
индивидуальности
дирижера.
Хоровой
дирижер
формирует
звук,
его
жесты
бывают
почти
незаметными,
особенно
на
звучании piano и pianissimo. В этих случаях «точка» у дирижера почти не
видна, и концертмейстеру приходится сосредоточивать всю свою чуткость и
интуицию, угадывать, когда должен возникнуть звук.
Чем выше класс дирижера, тем меньше он придерживается сетки, зачастую
совсем не «считает», он управляет звуком, и со стороны кажется, что вообще
не
дирижирует,
а
лишь
слушает
звук.
Концертмейстерам
приходится
сосредотачивать всю свою чуткость, а именно: концертмейстер, дирижер и
хор должны составлять слаженный ансамбль.
Умение слушать и играть с партнером (в данном случае с
дирижером+хор)
–
очень
важная
деталь
профессионального
мастерства
пианиста.
Одним
из
основных
качеств
хорошего
концертмейстера
является
умение
слушать. Ансамблевое творчество (дирижер+хор+концертмейстер) — это не
просто умение играть вместе, концертмейстеру необходимо найти свое место
в
звучании
хора,
умение
поддерживать
партнеров,
грамотно
вести,
направлять
хоровой
коллектив.
Только
взаимопонимание,
согласие
всех
участников
творческого
процесса
позволит
обеспечить
качественное
исполнение произведения. Уже с первых нот вступления концертмейстер
настраивает
хор
на
нужный
характер
песни,
подготавливает
голосовой
аппарат
хористов
к
нужным
динамическим
нюансам,
стилистический
особенностям
исполнения.
Для
этого
необходимо
полностью
вжиться
в
репертуар,
всем
своим
обликом
выражать
то
или
иное
настроение
произведения, его эмоциональную составляющую.
Концертмейстеру
в
своей
профессиональной
деятельности
необходимо
обладать
такими
качествами,
как
мобильность,
быстрота
реакции,
молниеносное реагирование. В концертной практике нередки случаи, когда
дирижер
непосредственно
на
выступлении
меняет
темп,
динамическую
структуру
произведения,
или
хор
от
волнения
забывает
слова,
«перескакивает» через куплеты. В данной ситуации концертмейстер не имеет
право растеряться, замешкаться даже на секунды; ему необходимо быстро
сориентироваться,
подхватить
хоровой
коллектив,
успешно
довести
произведение до финала. Иногда на эстраде у хористов возникают трудности
с
чистотой
интонирования
—
в
этом
случае
с
ходу
приходиться
импровизировать, включая в аккомпанемент элементы «проблемной» партии.
Немаловажно значение в организации хоровых репетиций играет создание
психологически комфортного микроклимата для всех участников творческого
процесса. Большую роль в этом играет дружелюбное, ровное отношение ко
всем хористам, индивидуальный подход, учитывая особенности характера
каждого из певцов, совместные обсуждения успехов и неудач коллектива, и,
конечно же, увлеченность своей профессией и искренняя любовь к музыке.
Если дирижер непосредственно работает над хоровой партитурой, приемами
звукоизвлечения,
вертикалью,
дыханием
и
фразировкой,
концертмейстер,
помогая ему во всех
деталях, всегда несет ответственность за передачу
настроения исполняемого произведения.
Также
как
и
дирижеру
хора,
концертмейстеру
необходимо
умение
контролировать качество исполнения хористами музыкального произведения,
подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Для
этого очень важно знать основы вокально-хоровых навыков, особенно таких
как певческое дыхание, артикуляция и дикция, цепное дыхание, способы
звукоизвлечения (легато, стаккато), мягкая атака звука. Профессиональный
аккомпаниатор должен обладать также вниманием совершенно особого вида.
Это многоплоскостное внимание: его надо распределять не только между
двумя собственными руками, но и относить к партнерам (хору и дирижеру),
которые
являются
главными
действующими
лицами.
И
все
это
должно
восприниматься не дробно, а целостно – получается, что «круг внимания»,
если
воспользоваться
термином
Станиславского,
у
концертмейстера
обширный и сложный. Он обращает внимание на свои мышечные действия,
на
педаль,
слуховое
внимание
занято
звуковым
балансом
(который
представляет
собой
основу
основ
ансамблевого
музицирования),
звуковедением
в
вокальной
партии;
ансамблевое
же
внимание
следит
за
воплощением единства художественного замысла.
Контакт концертмейстера и хорового дирижера – очень важный фактор в
полноценном звучании хора. Зачастую, работая долго с одним дирижёром,
концертмейстер понимает его с «полувзмаха» и «полувзгляда». Чем больше
работает
концертмейстер
в
классе
одного
педагога,
тем
прочнее
взаимопонимание
между
ними
и
даже
«рабочая
терминология»
у
них
становится общей.
Смена по какой-либо причине привычного концертмейстера может стать для
хора сложным периодом.
Таким образом, при работе с хором внимание концертмейстера обращено
сразу
на
несколько
объектов
–
жест
дирижера,
общая
звуковая
картина,
исполнение фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих условиях
необходимо уверенно владеть выразительными средствами фортепиано, всем
набором
пианистических
приемов.
Аккомпанемент
в
любом
сочинении
должен быть исполнен точно и грамотно в соответствии с авторским текстом
и творческим замыслом дирижера-хормейстера.
Регулярные репетиции с коллективами помогают чувствовать партнёров. А
свободное и гибкое владение фортепианной партией становится поддержкой
для исполнителей и дирижеров.
Концертмейстер помогает также педагогу и в выборе хорового репертуара.
Используя свои знания в области хоровой музыки, он может подсказать и
посоветовать то или иное произведение.
Являясь помощником педагога, концертмейстер не только учит с хором
репертуар, но и в значительной мере помогает учащимся усваивать указания
преподавателя.
Отметим, что достижения всех поставленных перед концертмейстером задач
возможно лишь при полном взаимодействии с педагогом, при абсолютном
профессиональном
доверии.
Концертмейстер
в
классе
–
это
помощник,
аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с дирижёром.
Из всего вышесказанного видно, что задачи концертмейстера очень сложны
и
разнообразны.
Концертмейстер
–
первый
помощник
педагога,
друг
и
наставник хорового коллектива.
В
заключении
хочется
еще
раз
подчеркнуть,
что
аккомпаниатор
и
хор
представляют собой единое целое, подлинный творческий союз, успешная
деятельность
которого
возможна
лишь
при
полном
согласии
и
взаимопонимании.