Напоминание

Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра при работе с хором.


Автор: Рощина Карина Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Валдайская ДШИ
Населённый пункт: г.Валдай Новгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра при работе с хором.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Валдайская детская школа искусств»

Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра

при работе с хором.

Методическая разработка

преподавателя по классу

хоровых дисциплин

Рощиной К.В.

г.Валдай, 2018

Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра

при работе с хором.

Хор — это минимум 16–20 человек, для которых необходимо подобрать

удобное

время

для

репетиций,

не

отпугнуть

кропотливой,

трудоемкой

работой, а самое главное, заинтересовать репертуаром. При организации хора

большое

значение

имеет

коллектив

сотрудников,

который

помогал

бы

руководителю

в

осуществлении

поставленных

им

задач.

Практика

показывает,

что

помимо

руководителя

необходимо

иметь

хормейстера

и

концертмейстера хора.

Фигура концертмейстера – неотъемлемая часть занятий в хоровом классе.

Функции,

выполняемые

концертмейстером

очень

разнообразны.

Значительная часть его работы – это собственно аккомпанемент, то есть

музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под

руководством

дирижера

на

уроках,

концертах,

зачетах

и

т.

п.

Но

этим

обязанности концертмейстера в хоровом классе далеко не ограничиваются.

Он совместно с руководителем участвует в проведении учебных занятий,

помогает организовать работу хора на групповых и сводных репетициях,

помогает

дирижёру

в

формировании

репертуара,

разучивании

вокальных

партий по голосам, а также во время сводных репетиций при подготовке к

концертному выступлению.

Неотъемлемым

качеством

хорошего

концертмейстера

является,

прежде

всего, умение слушать и слышать. Взаимопонимание и согласие лежат в

основе создания единого плана интерпретации музыкального произведения,

поэтому

необходимо

чутко

реагировать

на

все

указания

дирижера,

чувствовать

настроение

хорового

коллектива,

проникаясь

его

задачами

и

трудностями.

При совместном исполнении равно необходимо и умение

увлечь

других

своим

видением

музыкальных

образов,

переживаниями,

убедить в правдивости и естественности

своей интерпретации авторских

указаний. Это относится к творческой работе аккомпаниатора и дирижера над

созданием художественного образа.

Любое

хоровое

занятие

начинается

с

распевания,

направленного

на

формирование вокально-хоровых навыков, правильной певческой позиции.

Концертмейстер на данном этапе работы является полноправным соратником

дирижера,

задает

нужный

темп

работы,

украшает

простые

упражнения

богатой музыкальной фактурой, настраивает партии хора по гармоническому

и

мелодическому

звучанию.

Нередко

концертмейстеру

приходится

самостоятельно

распевать

хористов;

при

этом

важно

владеть

методикой

вокала, учитывать возрастные особенности коллектива, обладать навыком

правильной

певческой

позиции,

используемой

для

показа

упражнений,

а

также, обладать навыком «слепой игры», так как все внимание приходится на

хор, а не на клавиатуру инструмента.

Концертмейстеру

постоянно

требуется

приспосабливаться

к

творческой

манере тех преподавателей, в классе которых он работает. Ведь полноценный

творческий союз невозможен без сотворчества, в данном случае сотворчества

дирижер — концертмейстер — хоровой коллектив. Здесь возникает много

трудностей.

Во-первых,

концертмейстер

должен

знать

основные

приемы

дирижирования: 2х,3х,4х — дольные сетки, понятие «ауфтакт», дыхание,

снятие звука, жесты для различных динамических нюансов и штрихов. Во-

вторых,

концертмейстер

должен

знать

индивидуальные

особенности

ко н к р е т н о го

д и р и же р а ,

п о н и м ат ь

с м ы с л о в ы е

у с т р е м л е н и я ,

приспосабливаться

к

его

творческой

манере

исполнения.

И,

в-третьих,

концертмейстеру

просто

необходимо

в

совершенстве

овладеть

периферийным зрением, одновременно удерживать во внимании и нотный

текст и жесты дирижера, которые нередко бывают практически неразличимы.

Это важно, например, в темповых отклонениях в хоровых произведениях,

когда пианисту приходится смотреть то в ноты, то на дирижера, контролируя

при этом качество своего ансамбля с хоровым звучанием.

Умение играть по «руке» дает возможность «идти» за дирижером, ведя за

собой весь хор. В этом случае, хор, дирижер и концертмейстер – это единый

ансамбль, опора которого лежит на плечах концертмейстера.

Также бывают ситуации, когда при концертном выступлении инструмент

стоит вне видимости дирижера и концертмейстеру приходится полагаться

только

на

профессиональную

чуткость,

интуитивно

угадывать

моменты

вступления, снятия, агогику, темповые изменения.

Знание основ дирижерской техники, таких как «ауфтакт», «точка», «снятие

звука», жестов, изображающих штрихи и оттенки в музыке, дирижерских

сеток

дает

возможность

концертмейстеру

играть

«по

руке»

дирижера,

«дышать» вместе с хором, оставаясь при этом в нужном темпе. Очень важно

дослушивать окончания фраз, где хористы берут дыхание, «не наступать» на

хор.

Работа

концертмейстера

неразрывно

связана

с

деятельностью

хорового

дирижера. Показ оттенков, штрихов и других выразительных средств во

многом

зависит

от

индивидуальности

дирижера.

Хоровой

дирижер

формирует

звук,

его

жесты

бывают

почти

незаметными,

особенно

на

звучании piano и pianissimo. В этих случаях «точка» у дирижера почти не

видна, и концертмейстеру приходится сосредоточивать всю свою чуткость и

интуицию, угадывать, когда должен возникнуть звук.

Чем выше класс дирижера, тем меньше он придерживается сетки, зачастую

совсем не «считает», он управляет звуком, и со стороны кажется, что вообще

не

дирижирует,

а

лишь

слушает

звук.

Концертмейстерам

приходится

сосредотачивать всю свою чуткость, а именно: концертмейстер, дирижер и

хор должны составлять слаженный ансамбль.

Умение слушать и играть с партнером (в данном случае с

дирижером+хор)

очень

важная

деталь

профессионального

мастерства

пианиста.

Одним

из

основных

качеств

хорошего

концертмейстера

является

умение

слушать. Ансамблевое творчество (дирижер+хор+концертмейстер) — это не

просто умение играть вместе, концертмейстеру необходимо найти свое место

в

звучании

хора,

умение

поддерживать

партнеров,

грамотно

вести,

направлять

хоровой

коллектив.

Только

взаимопонимание,

согласие

всех

участников

творческого

процесса

позволит

обеспечить

качественное

исполнение произведения. Уже с первых нот вступления концертмейстер

настраивает

хор

на

нужный

характер

песни,

подготавливает

голосовой

аппарат

хористов

к

нужным

динамическим

нюансам,

стилистический

особенностям

исполнения.

Для

этого

необходимо

полностью

вжиться

в

репертуар,

всем

своим

обликом

выражать

то

или

иное

настроение

произведения, его эмоциональную составляющую.

Концертмейстеру

в

своей

профессиональной

деятельности

необходимо

обладать

такими

качествами,

как

мобильность,

быстрота

реакции,

молниеносное реагирование. В концертной практике нередки случаи, когда

дирижер

непосредственно

на

выступлении

меняет

темп,

динамическую

структуру

произведения,

или

хор

от

волнения

забывает

слова,

«перескакивает» через куплеты. В данной ситуации концертмейстер не имеет

право растеряться, замешкаться даже на секунды; ему необходимо быстро

сориентироваться,

подхватить

хоровой

коллектив,

успешно

довести

произведение до финала. Иногда на эстраде у хористов возникают трудности

с

чистотой

интонирования

в

этом

случае

с

ходу

приходиться

импровизировать, включая в аккомпанемент элементы «проблемной» партии.

Немаловажно значение в организации хоровых репетиций играет создание

психологически комфортного микроклимата для всех участников творческого

процесса. Большую роль в этом играет дружелюбное, ровное отношение ко

всем хористам, индивидуальный подход, учитывая особенности характера

каждого из певцов, совместные обсуждения успехов и неудач коллектива, и,

конечно же, увлеченность своей профессией и искренняя любовь к музыке.

Если дирижер непосредственно работает над хоровой партитурой, приемами

звукоизвлечения,

вертикалью,

дыханием

и

фразировкой,

концертмейстер,

помогая ему во всех

деталях, всегда несет ответственность за передачу

настроения исполняемого произведения.

Также

как

и

дирижеру

хора,

концертмейстеру

необходимо

умение

контролировать качество исполнения хористами музыкального произведения,

подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Для

этого очень важно знать основы вокально-хоровых навыков, особенно таких

как певческое дыхание, артикуляция и дикция, цепное дыхание, способы

звукоизвлечения (легато, стаккато), мягкая атака звука. Профессиональный

аккомпаниатор должен обладать также вниманием совершенно особого вида.

Это многоплоскостное внимание: его надо распределять не только между

двумя собственными руками, но и относить к партнерам (хору и дирижеру),

которые

являются

главными

действующими

лицами.

И

все

это

должно

восприниматься не дробно, а целостно – получается, что «круг внимания»,

если

воспользоваться

термином

Станиславского,

у

концертмейстера

обширный и сложный. Он обращает внимание на свои мышечные действия,

на

педаль,

слуховое

внимание

занято

звуковым

балансом

(который

представляет

собой

основу

основ

ансамблевого

музицирования),

звуковедением

в

вокальной

партии;

ансамблевое

же

внимание

следит

за

воплощением единства художественного замысла.

Контакт концертмейстера и хорового дирижера – очень важный фактор в

полноценном звучании хора. Зачастую, работая долго с одним дирижёром,

концертмейстер понимает его с «полувзмаха» и «полувзгляда». Чем больше

работает

концертмейстер

в

классе

одного

педагога,

тем

прочнее

взаимопонимание

между

ними

и

даже

«рабочая

терминология»

у

них

становится общей.

Смена по какой-либо причине привычного концертмейстера может стать для

хора сложным периодом.

Таким образом, при работе с хором внимание концертмейстера обращено

сразу

на

несколько

объектов

жест

дирижера,

общая

звуковая

картина,

исполнение фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих условиях

необходимо уверенно владеть выразительными средствами фортепиано, всем

набором

пианистических

приемов.

Аккомпанемент

в

любом

сочинении

должен быть исполнен точно и грамотно в соответствии с авторским текстом

и творческим замыслом дирижера-хормейстера.

Регулярные репетиции с коллективами помогают чувствовать партнёров. А

свободное и гибкое владение фортепианной партией становится поддержкой

для исполнителей и дирижеров.

Концертмейстер помогает также педагогу и в выборе хорового репертуара.

Используя свои знания в области хоровой музыки, он может подсказать и

посоветовать то или иное произведение.

Являясь помощником педагога, концертмейстер не только учит с хором

репертуар, но и в значительной мере помогает учащимся усваивать указания

преподавателя.

Отметим, что достижения всех поставленных перед концертмейстером задач

возможно лишь при полном взаимодействии с педагогом, при абсолютном

профессиональном

доверии.

Концертмейстер

в

классе

это

помощник,

аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с дирижёром.

Из всего вышесказанного видно, что задачи концертмейстера очень сложны

и

разнообразны.

Концертмейстер

первый

помощник

педагога,

друг

и

наставник хорового коллектива.

В

заключении

хочется

еще

раз

подчеркнуть,

что

аккомпаниатор

и

хор

представляют собой единое целое, подлинный творческий союз, успешная

деятельность

которого

возможна

лишь

при

полном

согласии

и

взаимопонимании.



В раздел образования