Автор: Атаманова Инна Робертовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 94"
Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: конспект классного часа
Тема: "Права ребёнка"
Раздел: среднее образование
Права ребенка. Классный час.
Цели: формировать начальные представления о личной ответственности за
антиобщественные деяния, познакомить учащихся с основными правами и
свободами, научить применять их в жизни, способствовать развитию навыков
самостоятельного осмысления социальных явлений, сделать тему классного
часа значимой для всех, вовлечь всех детей в обсуждение.
Учитель: Ребята, мы уже знакомы с символами нашей республики
Башкортостан и нашей страны России: выучили гимн РФ, рисовали и
изучили их гербы и флаги. Вспомним о некоторых понятиях и заполним
кроссворд, который приготовил для вас Данил.
По горизонтали:
1.
Всенародно избранный глава государства. (президент)
2.
Интересы человека, записанные в Декларации ООН и защищаемые
государством.(права)
3.
Столица нашего государства (Москва)
4.
Государственный символ России в виде двуглавого орла (герб)
5.
Государственный символ страны, сопровождаемый музыкой (гимн)
6.
Основное право человека, которое он теряет, попадая в тюрьму
(свобода)
7.
Человек имеет право не только на труд, но и на …(отдых)
По вертикали:
8.
Общее право всех граждан (равенство)
9.
Высший законодательный орган нашей страны (Дума)
10.Российский триколор (флаг)
11.Основной закон нашей страны (Конституция)
12.Государство, в котором мы живем (Россия)
Учитель : В Конституции РБ говорится: «Мы многонациональный народ….
принимаем Конституцию РБ. В ней записаны права и обязанности граждан –
это основной закон!» Поговорим о правах человека и о ваших, дети, правах.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с
ними появились главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На
что имеют право , а на что не имеют? Что они обязаны делать и что не
обязаны? Без ясного ответа жизнь превращалась в кошмар и неразбериху. И
люди взялись за решение этих вопросов – в обычных беседах, с помощью
различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в
битвах, войнах, и, конечно, драках.
И литературные герои не могли остаться в стороне. Князь Гвидон, царевна –
лягушка, Гулливер, Дон-Кихот, Том Сойер, Буратино и еще тысячи других
героев книг занялись решением вопросов о правах человека. И правильно
сделали! Без этого они были бы нам не интересны!
В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и появилась
Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что там
записано, то кошмар и неразбериха на Земле сразу же прекратятся… Если
соблюдать!..
А чтобы соблюдать , их надо знать. А потом поразмышлять, в какой книге что
нарушено… Читайте книги внимательно. В каждой сказке так или иначе
затронуты Права человека. Но помните, что 30 витязей прекрасных из сказки
Пушкина А С не обеспечат выполнение статей Декларации. Выполнимой
Декларацию сделает только работа наших душ и ума!
В 1989 году, 20 ноября, Организацией Объединённых Наций была принята
Конвенция прав ребёнка. В ней говорится о том, что страны будут заботиться
о детях, а вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем
развитии. В Конвенции 54 статьи. Познакомимся с некоторыми из них.
(чтение статей и разбор).
Статья 1. Все люди рождены свободными , равными в своих правах. Все
люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
(толерантность) (Князя Гвидона лишили этого права).
Статья 3. Человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу. (Красная шапочка, 3 поросёнка, семеро козлят, Серая Шейка)
Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве. (Золушка, куклы Карабаса-
Барабаса)
Статья 5. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту,
задержанию или изгнанию.(Джинн из лампы)
Статья 12. Никто не имеет права на защиту от вмешательства в личную
жизнь, каждый имеет право на неприкосновенность жилища. (3 поросёнка,
Людмила, которую украл Черномор, Забава Путятична)
Статья 17 Никому нельзя произвольно лишать человека имущества. (Лиса
Алиса и кот Базилио)
Статья 14. Каждый человек имеет право искать в других странах и находить
там убежище от преследований.(Дюймовочка улетела с ласточкой).
Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы,
на справедливые условия труда. (Том Сойер с друзьями красил забор)
Статья 24. Право на отдых, досуг, отпуск (Сизиф работал без отдыха)
Статья 26. Право на образование (Буратино)
Статья 25. Материнство и младенчество имеют право на особую помощь. Все
дети должны пользоваться одинаковой социальной защитой. (Жена царя
Салтана и его сын).
Статья 29. Каждый человек имеет обязанности перед обществом (хорошо
учиться, защищать родину - служить в армии, помогать родителям, работать,
беречь имущество школы, охранять окружающую среду, не сорить и т. д)
Вы внимательно слушали, теперь кратко резюмируем, что можно и чего
нельзя. (по карточкам)
РАЗРЕШАЕТСЯ: Свобода, равенство, братство. Убежище(дом). Труд
(дежурство, генеральные уборки). Отдых (каникулы, отпуск). Образование.
Развитие талантов в кружках и секциях. Выражение мнений на собраниях,
классных часах.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Рабство. Арест. Изъятие жилища. Лишение имущества.
Разлучение матери и ребёнка. Моральное и физическое унижение. Тяжёлая
работа детей. Господство над слабым.
Учитель: Некоторые учащиеся класса получили задание –изобразить права
ребёнка и рассказать о правах человека стихами. Посмотрим, что у них
получилось. (Свобода голоса. Тяжелая работа. Образование. Унижение.
Толерантность. Разлучение мамы с ребёнком). Молодцы, ребята!
С правами всем всё ясно. А какие у вас обязанности? (Учиться. Помогать
родителям. Беречь имущество школы. Не опаздывать. Не сорить. Охранять
окружающую среду. Трудиться. Не обижать других. Дружить со всеми.
Если не выполняешь школьные правила, жди наказания. За невыполнение
требований учителей, за порчу чужого и школьного имущества, за драки, за
нецензурную брань, за постоянные опоздания и прогулы могут поставить на
внутришкольный учёт.
Сегодня поговорили о правах и обязанностях. Надо их выполнять. Тогда в
мире будет порядок!
Песня «Пусть всегда будет солнце!»
Список использованной литературы
1.
«Наши права» , Москва, 2004 г
2.
Конституция РБ, Уфа «Мир печати», 2006 г
3.
«Твои права, ребёнок», Уфа, 2001
4.
Конституция РФ Ю Уфа, 2003
5.
З И Еникеев «Конституционно-правовое развитие Башкортостана»,
«Китап», Уфа, 2008