Автор: Кривич Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1636
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект занятия для детей дошкольного возраста
Тема: "Куклы наших бабушек. Кукла-закрутка Лихоманка"
Раздел: дошкольное образование
Учебное занятие на базе школьного музея для детей дошкольного возраста
Тема занятия: «Куклы наших бабушек. Кукла-закрутка Лихоманка».
Автор: старший воспитатель, руководитель школьного музея ГБОУ Школа №
1636 «НИКА» - Кривич Ирина Владимировна
Пояснительная записка
Занятие включает в себя:
1.
Экскурсия по музею
2.
Беседа по экспозициям: Русская игрушка, Бабушкины куклы
3.
Практическая часть: изготовление куклы-закрутки Лихоманки
Форма проведения: традиционное учебное занятие на базе школьного музея
Место проведения: школьный этнографический музей «Бабушкина горница»
Материально-техническое обеспечение:
Экспозиции музея:
- Русская игрушка (дымковские, городецкие, гжельские игрушки,
семеновские матрешки);
- Бабушкины куклы (Крупеничка, Крестец, Лихоманка)
Куклы из обменного фонда музея (Пеленашка, Паленичка)
Заготовки на каждого ребенка:
- квадрат из плотной бумаги 15 х 15 см,
- квадрат белой ткани 15 х 15 см,
- прямоугольник из цветной ткани 10 х 8 см,
- прямоугольник из цветной ткани 5 х 8 см,
- квадрат из цветной ткани 20 х 20 см,
- ленточка 10-15 см,
- моточки толстой нити,
- ножницы.
Примечание: этим занятием открывается система занятий по знакомству и
изготовлению кукол-закруток: Бессонница, Кувадка, День-Ночь, Коляда (из
соломы или лыка), Мартинички (из ниток). На каждом занятии педагог
рассматривает музейную экспозицию «Бабушкины куклы», беседует с детьми
об уже знакомых куклах (выявляет, уточняет, дополняет знания детей),
показывает и рассказывает о новой кукле-закрутке, которую будут делать
дети именно на этом занятии.
Конспект занятия
«Куклы наших бабушек /народные куклы/.
Кукла-закрутка Лихоманка».
Цели занятия:
1.
Продолжать воспитывать интерес к народным промыслам
2.
Познакомить детей с историей страны на примере народной куклы
3.
Развивать творческие способности, художественный вкус детей
4.
Продолжать развивать мелкую моторику рук (завязывание,
скручивание и т.д.)
Ход занятия:
1 часть: Экскурсия по музею
Педагог: У каждого из вас, ребята, конечно же, есть самый любимый
магазин, какой?
Дети: Магазин игрушек.
Педагог: Конечно, магазин игрушек. Каких только игрушек там нет! На
любой вкус – и для мальчиков, и для девочек. Даже трудно представить,
что было время, когда таких магазинов не было. А где же дети брали
игрушки? На ярмарке.
Давайте вспомним, какие игрушки можно было
купить на ярмарке, а ребята в этом мне помогут.
Выходят
поочереди
4
ребенка
и
загадывают
загадки
о
народных
игрушках.
1 ребенок:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски.
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну, отгадайте, кто я.
Дети:
Дымковская
игрушка (Ребенок,
который
загадывал
загадку,
показывает игрушки в экспозиции музея)
2 ребенок:
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят.
Дети:
Городецкая
игрушка (Ребенок, показывает игрушки в экспозиции
музея)
3 ребенок:
Сине-белая игрушка
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Дети:
Гжельская
игрушка (Ребенок, показывает игрушки в экспозиции
музея)
4 ребенок:
На зеленом на лугу,
Пляшут девушки в кругу
У Семёновских матрёшек
Разноцветные одёжки
Поиграли, порезвились
И одна в одну вложились
Дети: Семеновская игрушка (Ребенок, показывает игрушки)
Педагог: Из чего делали эти игрушки?
Дети: Из глины и из дерева.
Педагог: Все эти игрушки делали мастера и продавали их на ярмарке. Но
игрушки на Ярмарке могла купить не каждая семья: или семья была бедная,
или
ехать
на
ярмарку
было
далеко,
да
и
ярмарки
проходили
только
по
большим праздникам несколько раз в год. А где ещё дети брали игрушки?
Или они совсем не играли? Конечно же, играли! Они делали их сами. Дети с
малых лет учились присматриваться ко всему, что их окружало и подбирать
всё,
что
может
пригодиться
в
игре
и
из
чего
можно
сделать
игрушки.
Представьте себе такую картинку. Собрались девочки поиграть, а кукол нет!
Вы думаете, они расстроились? Как бы ни так! Огляделись девочки вокруг.
Вот одна подобрала берёзовое бревнышко, взяла его
завернула в
тряпицу, вот вам и Пеленашка. Как вы думаете, почему её так назвали:
Пеленашка? (показ куклы)
Дети: Завернули, запеленали как грудного ребёнка.
Педагог: Вторая вытащила из-за печки палено и ловко смастерила себе
куклу:
надела
юбку
и
фартук,
повязала
платок
на
голову
–
получилась
Паленичка (показ куклы). А почему Паленичка?
Дети: Она сделана из палена. Давайте, подумаем, из чего
сделали куклу,
если её называли Крупеничкой?
Дети: Из крупы.
Педагог: Да, вы правы, из крупы (показ куклы.)
Третья девочка нашла под яблоней в саду две сломанные веточки, связала их,
украсила цветными лоскутками и получила кукла Крестец (показ куклы).
Почему она так называется?
Дети: Веточки связаны крестиком
Педагог: А другая в дом метнулась – там мать только полотно соткала и
начала кроить рубахи. Да ни один лоскуток не выбрасывает. В хозяйстве
любая тряпица пригодится. Крутится дочурка у маминых ног, да лоскутки
собирает – куклу вертит (показ куклы). Яркая кукла получилась, нарядная!
Взяли девочки своих кукол и побежали играть. И мы с вами давайте тоже
поиграем. Проводится физкультминутка.
Физкультминутка.
Очень я её люблю
Куклу новую мою
Любит кукла танцевать,
Любит низко приседать
Посмотри на нас, Наташа,
Наши ручки тоже пляшут!
(Дети выполняют движения в соответствии со словами)
2 часть: Практическая - изготовление куклы-закрутки
Педагог: Садитесь на свои места! Посмотрите ещё раз, какая красивая кукла.
У неё тоже есть своё имя и своя история.
Вы знаете, что в старину на Руси называли лихом?
Дети: Горе, беду, болезни.
Педагог: Вот, чтобы прогнать лихо из дома взрослые вместе с детьми делали
кукол, которые назывались - Лихоманками. Ребята, сегодня я хочу научить вас
делать такую куклу. Будем вместе учиться делать народную куклу своими
руками.
Дети рассаживаются за столы.
Педагог: Раньше для основы такой куклы использовали сучок или веточку,
а мы с вами за основу куклы возьмем плотную бумагу.
Перед тем как приступить к работе, пусть каждый из вас возьмет и
положит перед собой:
по квадрату белой бумаги и белой ткани,
выберет понравившейся вам лоскуток прямоугольной формы: большой
– для юбки, маленький – для передника и квадратный - для платочка,
ленточку.
Лоскутки должны быть разноцветными, чтобы кукла получилась красивой.
Этапы работы:
1.
Берем квадрат белой ткани, на него накладываем квадрат из белой
бумаги так, чтобы их края совпали. Теперь скручиваем вместе бумагу
и ткань трубочкой, края немного должны заходить друг на друга,
чтобы трубочка не раскрылась (рис. а). Закрепим трубочку, чтобы
она не разворачивалась несколькими витками нити и завяжем
двумя узелками. Основа куклы готова (рис. б).
2.
Теперь оденем нашу куклу. Берем большой прямоугольный лоскуток-
юбку, обматываем им один конец основы, так, чтобы швы основы и
юбки
совпали
–
это
будет
спина
куклы (рис.в). Маленький
прямоугольный лоскуток прикладываем на юбку – это передник. Юбку
вместе с передником закрепляем на основе несколькими витками
нити и завязываем двумя узелками (рис. г). Теперь мы знаем, где у
нашей
куклы
спина, поэтому узелок лучше
сделать
на
спине.
Лишние концы нитей – отрезаем.
3.
Квадратный
лоскуток
складываем
на
уголок,
чтобы
получился
платочек (рис.
д). Платочек
одеваем на
голову
кукле: немного
надвигаем его на лобик, по бокам закладываем складочки, концы
платка
скрещиваем
на
груди,
сзади
платочек
тоже
закладываем
складками
и
завязываем
цветной
ленточкой (рис.
е).
Наша
кукла
готова.
Педагог: Посмотрите, какие красивые куклы Лихоманки у нас получились!
Вы можете взять их домой, чтобы они прогоняли из него лихо. Чтобы в
вашем доме всегда было счастье, здоровье и удача.
Педагог: А теперь давайте
еще
раз
вспомним, с какими
народными
куклами мы с вами сегодня познакомились.
Схема изготовления куклы Лихоманки
а
г д е