Напоминание

"Куклы наших бабушек. Кукла-закрутка Лихоманка"


Автор: Кривич Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1636
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект занятия для детей дошкольного возраста
Тема: "Куклы наших бабушек. Кукла-закрутка Лихоманка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учебное занятие на базе школьного музея для детей дошкольного возраста

Тема занятия: «Куклы наших бабушек. Кукла-закрутка Лихоманка».

Автор: старший воспитатель, руководитель школьного музея ГБОУ Школа №

1636 «НИКА» - Кривич Ирина Владимировна

Пояснительная записка

Занятие включает в себя:

1.

Экскурсия по музею

2.

Беседа по экспозициям: Русская игрушка, Бабушкины куклы

3.

Практическая часть: изготовление куклы-закрутки Лихоманки

Форма проведения: традиционное учебное занятие на базе школьного музея

Место проведения: школьный этнографический музей «Бабушкина горница»

Материально-техническое обеспечение:

Экспозиции музея:

- Русская игрушка (дымковские, городецкие, гжельские игрушки,

семеновские матрешки);

- Бабушкины куклы (Крупеничка, Крестец, Лихоманка)

Куклы из обменного фонда музея (Пеленашка, Паленичка)

Заготовки на каждого ребенка:

- квадрат из плотной бумаги 15 х 15 см,

- квадрат белой ткани 15 х 15 см,

- прямоугольник из цветной ткани 10 х 8 см,

- прямоугольник из цветной ткани 5 х 8 см,

- квадрат из цветной ткани 20 х 20 см,

- ленточка 10-15 см,

- моточки толстой нити,

- ножницы.

Примечание: этим занятием открывается система занятий по знакомству и

изготовлению кукол-закруток: Бессонница, Кувадка, День-Ночь, Коляда (из

соломы или лыка), Мартинички (из ниток). На каждом занятии педагог

рассматривает музейную экспозицию «Бабушкины куклы», беседует с детьми

об уже знакомых куклах (выявляет, уточняет, дополняет знания детей),

показывает и рассказывает о новой кукле-закрутке, которую будут делать

дети именно на этом занятии.

Конспект занятия

«Куклы наших бабушек /народные куклы/.

Кукла-закрутка Лихоманка».

Цели занятия:

1.

Продолжать воспитывать интерес к народным промыслам

2.

Познакомить детей с историей страны на примере народной куклы

3.

Развивать творческие способности, художественный вкус детей

4.

Продолжать развивать мелкую моторику рук (завязывание,

скручивание и т.д.)

Ход занятия:

1 часть: Экскурсия по музею

Педагог: У каждого из вас, ребята, конечно же, есть самый любимый

магазин, какой?

Дети: Магазин игрушек.

Педагог: Конечно, магазин игрушек. Каких только игрушек там нет! На

любой вкус – и для мальчиков, и для девочек. Даже трудно представить,

что было время, когда таких магазинов не было. А где же дети брали

игрушки? На ярмарке.

Давайте вспомним, какие игрушки можно было

купить на ярмарке, а ребята в этом мне помогут.

Выходят

поочереди

4

ребенка

и

загадывают

загадки

о

народных

игрушках.

1 ребенок:

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски.

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

А ну, отгадайте, кто я.

Дети:

Дымковская

игрушка (Ребенок,

который

загадывал

загадку,

показывает игрушки в экспозиции музея)

2 ребенок:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Дети:

Городецкая

игрушка (Ребенок, показывает игрушки в экспозиции

музея)

3 ребенок:

Сине-белая игрушка

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Дети:

Гжельская

игрушка (Ребенок, показывает игрушки в экспозиции

музея)

4 ребенок:

На зеленом на лугу,

Пляшут девушки в кругу

У Семёновских матрёшек

Разноцветные одёжки

Поиграли, порезвились

И одна в одну вложились

Дети: Семеновская игрушка (Ребенок, показывает игрушки)

Педагог: Из чего делали эти игрушки?

Дети: Из глины и из дерева.

Педагог: Все эти игрушки делали мастера и продавали их на ярмарке. Но

игрушки на Ярмарке могла купить не каждая семья: или семья была бедная,

или

ехать

на

ярмарку

было

далеко,

да

и

ярмарки

проходили

только

по

большим праздникам несколько раз в год. А где ещё дети брали игрушки?

Или они совсем не играли? Конечно же, играли! Они делали их сами. Дети с

малых лет учились присматриваться ко всему, что их окружало и подбирать

всё,

что

может

пригодиться

в

игре

и

из

чего

можно

сделать

игрушки.

Представьте себе такую картинку. Собрались девочки поиграть, а кукол нет!

Вы думаете, они расстроились? Как бы ни так! Огляделись девочки вокруг.

Вот одна подобрала берёзовое бревнышко, взяла его

завернула в

тряпицу, вот вам и Пеленашка. Как вы думаете, почему её так назвали:

Пеленашка? (показ куклы)

Дети: Завернули, запеленали как грудного ребёнка.

Педагог: Вторая вытащила из-за печки палено и ловко смастерила себе

куклу:

надела

юбку

и

фартук,

повязала

платок

на

голову

получилась

Паленичка (показ куклы). А почему Паленичка?

Дети: Она сделана из палена. Давайте, подумаем, из чего

сделали куклу,

если её называли Крупеничкой?

Дети: Из крупы.

Педагог: Да, вы правы, из крупы (показ куклы.)

Третья девочка нашла под яблоней в саду две сломанные веточки, связала их,

украсила цветными лоскутками и получила кукла Крестец (показ куклы).

Почему она так называется?

Дети: Веточки связаны крестиком

Педагог: А другая в дом метнулась – там мать только полотно соткала и

начала кроить рубахи. Да ни один лоскуток не выбрасывает. В хозяйстве

любая тряпица пригодится. Крутится дочурка у маминых ног, да лоскутки

собирает – куклу вертит (показ куклы). Яркая кукла получилась, нарядная!

Взяли девочки своих кукол и побежали играть. И мы с вами давайте тоже

поиграем. Проводится физкультминутка.

Физкультминутка.

Очень я её люблю

Куклу новую мою

Любит кукла танцевать,

Любит низко приседать

Посмотри на нас, Наташа,

Наши ручки тоже пляшут!

(Дети выполняют движения в соответствии со словами)

2 часть: Практическая - изготовление куклы-закрутки

Педагог: Садитесь на свои места! Посмотрите ещё раз, какая красивая кукла.

У неё тоже есть своё имя и своя история.

Вы знаете, что в старину на Руси называли лихом?

Дети: Горе, беду, болезни.

Педагог: Вот, чтобы прогнать лихо из дома взрослые вместе с детьми делали

кукол, которые назывались - Лихоманками. Ребята, сегодня я хочу научить вас

делать такую куклу. Будем вместе учиться делать народную куклу своими

руками.

Дети рассаживаются за столы.

Педагог: Раньше для основы такой куклы использовали сучок или веточку,

а мы с вами за основу куклы возьмем плотную бумагу.

Перед тем как приступить к работе, пусть каждый из вас возьмет и

положит перед собой:

по квадрату белой бумаги и белой ткани,

выберет понравившейся вам лоскуток прямоугольной формы: большой

– для юбки, маленький – для передника и квадратный - для платочка,

ленточку.

Лоскутки должны быть разноцветными, чтобы кукла получилась красивой.

Этапы работы:

1.

Берем квадрат белой ткани, на него накладываем квадрат из белой

бумаги так, чтобы их края совпали. Теперь скручиваем вместе бумагу

и ткань трубочкой, края немного должны заходить друг на друга,

чтобы трубочка не раскрылась (рис. а). Закрепим трубочку, чтобы

она не разворачивалась несколькими витками нити и завяжем

двумя узелками. Основа куклы готова (рис. б).

2.

Теперь оденем нашу куклу. Берем большой прямоугольный лоскуток-

юбку, обматываем им один конец основы, так, чтобы швы основы и

юбки

совпали

это

будет

спина

куклы (рис.в). Маленький

прямоугольный лоскуток прикладываем на юбку – это передник. Юбку

вместе с передником закрепляем на основе несколькими витками

нити и завязываем двумя узелками (рис. г). Теперь мы знаем, где у

нашей

куклы

спина, поэтому узелок лучше

сделать

на

спине.

Лишние концы нитей – отрезаем.

3.

Квадратный

лоскуток

складываем

на

уголок,

чтобы

получился

платочек (рис.

д). Платочек

одеваем на

голову

кукле: немного

надвигаем его на лобик, по бокам закладываем складочки, концы

платка

скрещиваем

на

груди,

сзади

платочек

тоже

закладываем

складками

и

завязываем

цветной

ленточкой (рис.

е).

Наша

кукла

готова.

Педагог: Посмотрите, какие красивые куклы Лихоманки у нас получились!

Вы можете взять их домой, чтобы они прогоняли из него лихо. Чтобы в

вашем доме всегда было счастье, здоровье и удача.

Педагог: А теперь давайте

еще

раз

вспомним, с какими

народными

куклами мы с вами сегодня познакомились.

Схема изготовления куклы Лихоманки

а

г д е



В раздел образования