Автор: Кривич Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1636
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: мастер-класс для воспитателей, руководителей школьных музеев
Тема: "Куклы наших бабушек. Нитяная кукла Мартиничка"
Раздел: дошкольное образование
МАСТЕР-КЛАСС
Совместное изготовление ребенка и взрослого
нитяных кукол
Образовательные области:
Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально-коммуникативное
развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Тема: «Куклы наших бабушек. Нитяная кукла Мартиничка».
Автор: старший воспитатель, руководитель школьного музея ГБОУ Школа №
1636 «НИКА» - Кривич Ирина Владимировна
ЦЕЛИ:
1.
Продолжать воспитывать интерес к народной игрушке
2.
Закрепить знания детей об истории страны на примере народной
куклы
3.
Развивать творческие способности, художественный вкус детей
4.
Продолжать развивать мелкую моторику рук (завязывание,
наматывание, скручивание и т.д.)
МАТЕРИАЛ:
Сундучок с разноцветными лоскутками, клубочками ниток
Карусель с народными куклами:
Кувадка, Бессонница, Коляда, Лихоманка, День-Ночь, Бессонница
Готовые куклы Кувадки (связка из 5 штук), Мартинички
Ветки для развешивания кукол
Заготовки на каждого ребенка и взрослого:
- прямоугольник из белого плотного картона 15 х 10 см
с синей полосой по высоте и красной по ширине
- клубки шерстяной пряжи белого и красного цвета,
- ножницы
Воспитатель: Сегодня для занятия я опять принесла Бабушкин
сундучок. Кто мне скажет, почему он так называется и что в нем хранится?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно когда наступала пора, бабушка доставала
из заветного сундука разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала
обучать внучат старинному искусству кукольного рукоделия. Куклы,
сделанные своими руками, бережно хранились в семье в таком сундучке,
передавались из поколения в поколение вместе с секретами их изготовления.
Воспитатель: (обращает внимание на карусель)
Посмотрите, на нашей карусели висят куклы из Бабушкиного сундука, с
которыми вы уже знакомы.
( раскручивает ее)
Закружилась карусель,
Замелькали куклы на ней.
(останавливает карусель на одной из кукол)
Воспитатель: Посмотрите на нашу карусель. Как называется эта
кукла, и что вы можете рассказать о ней?
Дети: Кувадка (ответы)
Воспитатель: Интересное название у куклы, а кто-нибудь может о
ней рассказать? (ответы) Я немного дополню ваш рассказ.
Воспитатель: Она была первой куклой в жизни ребенка. За две
недели до рождения малыша будущая мать делала такую куклу – оберег и
клала ее в колыбель. Позднее мать делала еще несколько таких кукол, они
вывешивались над колыбелью после крещения младенца. Считалось, что
если над кроваткой ребёнка висит "Кувадка’’, то она отгоняет злые силы и
оберегает. Обычно делали связку из 3- 5 куколок из разноцветной ткани.
Яркие и веселые, они заменяли погремушки. Когда родители уходили в поле
на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие
куколки и спокойно играл.
(Воспитатель поворачивает карусель).
Дети: Бессонница (ответы).
Воспитатель: Название куклы говорит само за себя, как вы
думаете почему?
Воспитатель: Это старинная магическая колыбельная кукла. Когда
без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и
защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-
оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессонница
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой
Такая кукла оставалась в доме навсегда.
(Воспитатель поворачивает карусель).
Воспитатель: А вот эту куклу из соломы делали перед Рождеством,
вместе с ней устраивали игры на Святки и ходили колядовать. А, вы помните,
как она называется?
Дети: Коляда.
Воспитатель: Правильно, юноши и девушки жгли костры,
наряжались в разных животных, ходили по дворам, пели песни-колядки.
Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали
подарки.
(Воспитатель поворачивает карусель).
Воспитатель: К концу зимы, в феврале, организм человека
наиболее
подвержен
простудным
заболеваниям.
Болезнь
раньше
на
Руси
называли лихом, отсюда и название этой куклы – какое?
Дети: Лихоманка.
Воспитатель: Считалось, что если болезнь придет, то узнает в кукле
себя и вселится в нее, а не в домочадцев. В начале апреля ночью Лихоманки
сжигались вместе со старыми соломенными постелями.
(Воспитатель поворачивает карусель).
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная кукла она состоит
из двух частей: куклы белого и черного цвета. Это кукла оберег, которая
охранят жилище и его домочадцев, она символизирует сутки и оберегает
смену дня и ночи, порядок в мире. Что означает кукла белого цвета?
Дети: День.
Воспитатель: А кукла черного цвета?
Дети: Ночь.
Воспитатель: Вы вспомнили название этой куклы?
Дети: День–Ночь.
Воспитатель: Правильно! Каждый день утром, тот кто раньше
всех вставал - выставлял вперед светлую куклу и просил её об удачном дне.
Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни
люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило
солнышко.
Вечером
же
последний
ложившийся
спать
-
менял
куклу
на
темную,
и
молился
о
хорошей
ночи
для
всех
домочадцев,
чтобы
все
проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Так мудрая, задумчивая и
таинственная
кукла
Ночь
следила,
чтобы
все
легли
спать,
чтобы
все
отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.
Воспитатель: Ну, вот видите, мы и вспомнили всех кукол из Бабушкиного
сундука.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какой праздник
проходил у нас в детском саду на прошлой неделе. Мы пели народные песни,
водили хороводы, пекли блины. Что это был за праздник, как он называется и
с чем он был связан?
Дети: Праздник Масленица – проводы зимы.
Воспитатель: Этот праздник мы встречали с обрядовой куклой.
Как она называется?
Дети: Масленица, Маслена.
Воспитатель: Давайте вспомним, как мы величали и провожали
Масленицу, а поможет мне в этом Маша (воспитателю помогает провести
физкультминутку один из детей)
Физкультминутка:
(Дети выполняют движения в соответствии со словами)
Ах, ты, Масленница,
Ты – широкая,
Ты – высокая.
Ты пришла с добром,
Завертела все кругом.
Со блинами, пирогами,
Да с оладьями.
Перед тем как пировать,
Надо русского сплясать.
Собирайся народ,
Становись в хоровод.
Спасибо, тебе Масленица.
Прощай, голубушка,
Прощай, Дунюшка!
Воспитатель: Садитесь на свои места! Посмотрите ещё раз, на
нашу карусель на ней есть место еще для одной куклы (достает из сундука и
показывает). Красивая кукла? У неё тоже есть своё имя и своя история. Ею
«закликали»
весну,
приближали
ее
начало,
праздновали
и
радовались
ее
приходу.
Обрядом
«закликания
весны»
начинался
цикл
весенне-летних
праздников на Руси. Обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные
куколки. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому, подумайте,
как кукол называли?
Дети: Мартинички (ответы)
Воспитатель: Правильно, Мартинички. Традиционно закликали
весну 21 марта,
в этот день пели заклички весны. Время для праздника
выбрано не случайно — это время весеннего равноденствия. И так как март
— это время встречи двух времен года, то кукол делали парами: из белых
ниток – символ уходящей зимы и мороза, из красных – символ весны и
красного солнца.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу научить вас делать таких
кукол. Давайте и гостей
пригласим в нашу
мастерскую. Дорогие гости
проходите, садитесь радом с ребятами на свободные места. Познакомьтесь
друг с другом. Будем вместе учиться делать
народную куклу
своими
руками.
Гости рассаживаются.
Воспитатель: Ребята, не
стесняйтесь
обращаться
за
помощью
к
взрослым, а Вы, дорогие гости, помогайте ребятам.
Этапы работы:
1.
Возьмите прямоугольник из картона – это шаблон. Поверните его так,
чтобы красная полоса проходила на нем сверху вниз.
2.
Шаблон держите в левой руке. Возьмите клубок ниток красного цвета,
кончик нитки прижмите большим пальцем к нижнему краю шаблона по
середине
и
наматывайте
нитки
вокруг
картона.
Наматывайте
аккуратно и плотно, виток к витку, сделайте 20 витков пряжи. Виток
считаем только тогда, когда нитка встречается с большим пальцем,
который держит кончик. После того, как сделали нужное количество
витков, обрежьте нитку.
3.
Положите шаблон перед собой на стол. От клубка красного цвета
отрежьте нитку длиной с локоток (для этого левой
рукой возьмите кончик нитки поднимите руку в верх, на уровне локтя
нитку отрежьте). Эту нитку проденьте под всю намотанную на шаблоне
пряжу, поднимите ее до края шаблона, стяните намотанные витки и
завяжите два тугих узелка. По противоположному сгибу намотанной
пряжи нити разрезают.
4.
Теперь делаем голову куклы. Отрежьте нитку длиной с локоток.
От
сгиба
ниток
отступаем
примерно
два
пальца,
ниткой
туго
перетягиваем,
сделав
несколько
витков,
завязываем
на
два
узелка.
Остаток нити укладывают в пучок вместе с остальными.
5.
Сделаем
руки
для
нашей
куклы.
Возьмите
шаблон
в
левую
руку,
поверните его так, чтобы синяя полоса проходила на нем сверху вниз.
Возьмите клубок
красного цвета, кончик нитки прижмите большим
пальцем к нижнему краю шаблона
и
наматывайте нитки
вокруг
картона. Наматывайте аккуратно и плотно, виток к витку, сделайте 10
витков пряжи. Напоминаю, виток считаем только тогда, когда нитка
встречается с большим пальцем, который держит кончик. После того,
как сделали нужное количество витков, обрежьте нитку.
6.
Аккуратно снимите пряжу с шаблона и положите перед собой.
Отрежьте нитку длиной с локоток и разделите ее пополам, совместив
концы. Отступив на один палец от сгиба пряжи, туго несколько раз
перемотайте ниткой и завяжите на два узелка, лишние нитки обрежьте.
Тоже самое проделайте с другой стороны. Оставшиеся с обеих сторон
петли разрежьте пополам, кончики на концах распушите.
7.
Отрежьте нитку длиной с локоток. Возьмите заготовку куклы,
разложите пучок ниток на две части. Между прядями пучка уложите
«руки» куклы и под ними, сделав несколько витков ниткой, завяжите на
два тугих узла. Это талия куклы. Остаток нити укладывают в пучок
вместе с остальными. Можете подровнять «юбку» куклы ножницами, а
затем распушить ее.
8.
Теперь точно так же, как красную будем делать белую куклу.
Сначала сделаем туловище, затем руки, соберем куклу.
9.
После
того
как,
оформили
талию
белой
кукле,
разделите
нижнюю
прядь на две части и внизу каждой из них, отступив на один палец
вверх, обвяжите ниткой и завяжите узлы – сделаем штаны.
10.Теперь возьмите обе куклы вместе и свяжите их вместе за нитки, на
которых они висят. Кукла готова.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые Мартинички у нас
получились! Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их
раскачивал и вертел весенний ветер. Мартинички ярким контрастом красок
дополняли
шумные
детские
игры
с
выпеченными
из
пшеничного
или
ржаного теста небольшими птичками–«жаворонками». И сейчас мы с вами,
ребята,
тоже
украсим
наше
дерево
Мартиничками.
(помогает
детям
развесить кукол на дерево)
Воспитатель: А Вы, дорогие гости, можете взять Мартинички
с собой и повесить их у себя дома, чтобы в нем всегда было
счастье,
здоровье, удача и весеннее настроение. Мартинички, которые сделала я, хочу
повесить на нашу карусель, чтобы на ней не было пустого места. Посмотрите
как красиво! (раскручивает карусель) На этом наше занятие закончено.
Схема изготовления куклы