Напоминание

Развитие познавательной активности дошкольников посредством астрономии


Автор: Рожкова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №87
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности дошкольников посредством астрономии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательной активности дошкольников

посредством астрономии

Астрономия

наиболее

удивительная

из

всех

остальных

наук,

да,

вероятно, и самая старая из всех. Люди всегда интересовались погодой, переменой

климата, Солнцем, наблюдали мерцание далеких звезд, смену фаз Луны. Как

устроен

мир,

в

котором

мы

живем?

Это

увлекательно,

любопытно,

очень

интересно

и

нашим

воспитанникам.

Современная

педагогика

и

психология

пришли к выводу, что потенциальные возможности дошкольников выше, чем

считалось

раньше.

Поэтому

начальные

научные

сведения

по

астрономии,

с

которыми мы предлагаем знакомить детей, вполне им доступны. Но самое главное

– это то, сто малыши учатся мыслить, развивается познавательная активность

детей,

наблюдательность,

память,

внимание.

Дети

учатся

анализировать,

классифицировать, сравнивать различные объекты и явления.

Анкетирование

детей

группы

показало,

что

познавательные

интересы

детей к астрономии очень велики (особенно у мальчиков). Это подтверждается и

многочисленными

«почему?»,

«как?»,

«зачем?2

при

рассматривании

энциклопедий для детей с картинками о космосе. Необходимо было поддержать

потребность детей в новых впечатлениях, их любознательность. Стараясь отвечать

на вопросы детей благожелательно, привлекая к дискуссии других детей, мы

постепенно развиваем у детей потребность, желание узнавать новое.

Наблюдение

на

практике

различных

проявлений

закономерностей

пробуждают

у

детей

интерес

к

самим

открытиям

закономерностей,

к

обнаружению общего в конкретных закономерностях. Поэтому большое значение

в

с во е й

р а б от е

м ы

п р и д а е м

с о зд а н и ю

у с л о в и й

д л я

« д е т с ко г о

экспериментирования» (Н.Н. Подьяков).

Различные опыты по астрономии (это прямолинейность распространения

света,

относительность

размеров

тел

и

расстояний

и

др.)

очень

интересны

малышам,

доступны,

способствуют

познавательной

активности,

пробуждают

детей к постановке познавательных вопросов. Ведь развитие происходит только в

тех случаях, когда ребенок отказывается в ситуации наличия – именного для него

– познавательной задачи и решает ее успешно. Единственно возможная форма,

благодаря которой детям становится понятен смысл познавательной деятельности

это

эмоциональное

проживание

ситуаций

решения

познавательных

задач.

Потому

при

работе

над

этой

темой

мы

старались

создавать

ситуацию,

включающую познавательную задачу. Ее мы задаем в трех основных формах

(сюжетно-ролевая игра, символические средства и проблемные ситуации, задачи-

загадки). Детям понравилось создавать модель Солнечной системы, используя

символы – различный природный материал (желуди, каштаны, горох и др.)

Знакомить всех детей с элементами Вселенной, нашей планетой, Солнцем,

Солнечной системой мы посчитали просто необходимым. Для этого мы один раз в

месяц проводим занятия по познавательному развитию на эту тему. Но для детей

наиболее заинтересовавшихся астрономией мы создали кружок, который работает

во

второй

половине

дня.

Эта

форма

работы

привлекает

детей

интересными

фактами о космосе, более глубоким знакомством с некоторыми планетами. В

спокойной обстановке мы учим вести детей развивающий диалог. Стараемся

задавать вопросы, требующие раздумий и мыслительной активности. Дети учатся

делать выводы и обосновывать свой ответ. Стараемся задавать детям вопросы

типа «А как ты думаешь?», «А почему?», «Кто думает по-другому?» и т.д.

Такие вопросы побуждают детей к познавательной активности, развивают

не только наглядно-образное, но абстрактное мышление, совершенствуется речь

детей.

Астрономия играет большую роль и в формировании материалистического

мировоззрения. Мы стараемся подвести детей к пониманию того, что Вселенная –

наш дом. Если сравнивать размеры Солнца и Земли, то их можно соотнести

соответственно с апельсином и маковым зернышком. Вот это «маковое зернышко»

- нашу планету должны беречь, не разрушать, а только созидать.

Мы используем знания астрономии и в других видах деятельности: на

занятиях по развитию элементарных математических представлений, по экологии,

по развитию речи, изодеятельности.

Наша

главная

задача

при

использовании

любой

формы

развивающих

занятий – выделить момент нахождения решения, положительно отметить у детей

преодоление трудностей в процессе решения. Тогда интерес к познанию и радость

открытия могут стать постоянными спутниками жизни.

Необходимо сказать и о значении астрономии в развитие речи детей. О

развивающем диалоге мы уже сказали. Дети учатся строить сложные предложения

при обосновании своей мысли, используя слова-связки «потому что…», «из-за

того, что…», «так как» и другие. При изучении созвездий (в рамках кружковой

работы)

дети

знакомятся

с

героями

мифов

Древней

Греции,

их

кратким

содержанием. Таким образом Происходит приобщение детей к мировой культуре,

обогащается словарь детей.

Для более яркого, доходчивого осознания картины окружающего мира, мы

старались создать необходимые условия в группе. Это макет Солнечной системы,

мини-планетарий

с

изображением

созвездий

Зодиака,

глобус,

различный

наглядный материал, сюжетно-ролевые и подвижные игры, дидактические и игры,

готовящие детей к письму.

Конечно, наша работа просто невозможна без тесного сотрудничества с

родителями.

Мы

объяснили

значение

изучения

астрономии

дошкольниками.

Провели консультацию на тему: «Астрономия – это полезно». Ребенок, который

интересуется астрономией, с большим интересом будет изучать природоведение,

географию, математику, физику, химию и другие школьные предметы. Родителям

мы поручали провести с детьми необходимые наблюдения, которые по времени

просто нет возможности проводить в детском учреждении (ночное звездное небо,

смена фаз Луны). Большинство родителей с пониманием относятся к нашим

просьбам. И даже убедились, что подобные совместные мероприятия сблизили их

с детьми.

Очень

важно,

что

освоение

космоса

всегда

будет

способствовать

объединению

людей

в

дружную

семью

землян.

Чтобы

сохранить

свою

замечательную Землю, люди не должны воевать, должны оберегать ее, делать

Землю

еще

лучше,

чем

она

сейчас.

В

космосе,

хочешь,

не

хочешь,

нужно

сотрудничать, совместно решать общечеловеческие задачи.

И

наконец,

космос

это

романтика.

Человеку

необходимы

сильные

ощущения:

риск,

поиск,

освоение

новых

тайн

и

миров.

Человек

никогда

не

остановится.

«Астрономия полезна, потому что она величественна; она полезна, потому

что она прекрасна… именно она являет нам, как ничтожен человек телом и как он

велик духом, ибо ум его не в состоянии объять сияющие бездны, где его тело

является лишь темной точкой…» - так писал Жюль Анри Пуанкаре, выдающийся

французский физик и математик XIX века.

Астрономия

ко

всему

прочему

и

самая

древнейшая

из

наук.

К

сколь

отдаленным периодам человечества мы ни обращали бы взор, мы сталкиваемся со

следами изучения небесных светил. Астрономия единственная из всех наук имела

свою

покровительницу

в

античности

музу

Уранию.

Как

самостоятельная

дисциплина

существовала

уже

задолго

до

физики,

химии

и

других

наук

в

античных

университетах.

Астрономы

первыми

оценили

значение

для

науки

экспериментальных данных и их старой математической обработки. Это была

первая наука о природе – ствол, от которого, словно молодые побеги, брали начало

и физика.

Мировоззренческая

роль

астрономии

всегда

была

значительнее

других

физико-математических дисциплин.

Помимо великого прошлого, несложно предсказать астрономии великое

будущее.

В

сфере

интернов

астрономов

дальнейшее

изучение

гравитации,

проблемы

возможного

изменения

физических

постоянных

и

отклонения

от

известных физических законов вблизи огромных масс. Астрономы по-прежнему

заняты тщательным изучением космических окрестностей Земли – Солнечной

системы – средствами ракетно-космической техники. За ними захватывающая

проблема внеземных цивилизаций. Астрономические знания на сегодня остаются

общечеловеческим символом научного процесса.



В раздел образования