Автор: Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №20 "Росинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: горд Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи II и III уровня"
Раздел: дошкольное образование
Аннотация. В
методической
разработке
рассматриваются
вопросы
об
особенностях речевого развития детей в онтогенезе, включающего три этапа
его
формирования.
Предлагаются
методы
и
приемы
логопедической
коррекции при работе с детьми, имеющими ОНР II и III уровня, включающие
методы
словообразования,
преодоление
трудностей
фонематического
восприятия,
формирование
грамматического
строя
и
пространственных
представлений
с
целью
развития
связной
речи
у
детей
дошкольного
возраста. Разработка может быть использована логопедами, воспитателями,
родителями при работе с детьми, имеющими нарушения речи, начиная с 3-5
летнего возраста.
«Развитие словарного запаса у детей
с общим недоразвитием речи II и III уровня».
Одним
из
главных
направлений
развития
дошкольника
является
социально-личностное
формирование.
Связная
речь,
которая
является
средством
передачи
информации,
выражением
чувств,
эмоций
человека,
включает
многообразные
уровни
языковой
системы:
фонетики,
лексики,
морфологии,
синтаксиса.
По
мнению
Якубинского
Л.П.,
в
дошкольном
возрасте
ребенок
овладевает,
прежде
всего,
диалогической
речью,
особенности
которой
проявляются
в
использовании
языковых
средств,
допустимых в разговорной речи.
В настоящее время увеличивается процент детей, которые испытывают
задержку речевого развития. Для них характерно позднее появление речи,
несформированность звуковой и смысловой ее сторон, речевой негативизм.
Помимо речевого нарушения дети могут испытывать ослабление внимания,
памяти,
слухового
и
зрительного
восприятия,
моторики
и
произвольной
деятельности, часто дети испытывают затруднения в восприятии учебного
материала.
Логопед, совместно с родителями и воспитателями детского сада,
помогает формированию звуковой культуры речи, обогащению словарного
запаса,
обучению
грамматически
правильной
речи,
воспитанию
речевой
активности детей, имеющих трудности в речевом развитии. Таким образом,
у
детей
с
общим
недоразвитием
речи
отмечается
низкий
уровень
сформированности
навыков
словообразования
имен
существительных
в
результате
недостаточного
уровня
развития
морфологической
структуры,
грамматической, лексической и синтаксической системы языка.
Задачами речевого развития детей с ОНР являются формирование
грамматического
строя,
пополнение
словарного
запаса,
развитие
познавательных процессов, обучение монологической и диалогической речи,
закрепление правильного произношения звуков и слов различной слоговой
структуры, развитие познавательных процессов и расширение представлений
ребенка об окружающем мире.
В
коррекционной
работе
с
детьми,
имеющими
ОНР,
используются
дидактические
принципы:
научность,
доступность,
системность
и
последовательность, прочность усвоения материала.
Учитель-логопед, учитывая развитее детской речи в онтогенезе,
предлагает формы коррекционной работы для воспитателей и родителей.
Современные
исследователи
-Туманова
Т.В.,
Лопатина
Л.В.,
проведя
обследование
речи
детей
в
2004
году,
выделяют
три
периода
ее
формирования и развития метода словообразования в онтогенезе.
Первый период - первоначальное накопление словаря и формирование
предпосылок словообразования у детей. Время его развития составляет от
2,5 до 3, 5-4 лет. Ребенок только начинает использовать в речи приемы
образования новых слов. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-
ласкательными суффиксами для образования имен: Машенька, Петенька,
для сравнения предметов по величине: домик, грибок, стульчик.
Второй период - активное освоение способов словопроизводства и
формирование
общественных
представлений,
что
влияет
на
расширение
словарного запаса у ребенка. Время его развития составляет от 3,5-4 лет до
5,5-6
лет.
В
начале
этого
периода
дети
допускают
ошибки
при
присоединении
суффиксов
и
приставок
к
словам
(использование
суффиксального,
приставочного,
приставочно-суффиксального
образования
слов в речи). Дети могут образовывать слова, не существующие в языке.
Данное
словотворчество
и
словообразование
свойственно
детям
дошкольного возраста и закончится при усвоении морфемной системы.
Третий
период
характеризуется
усвоением
норм
и
правил
словообразования, формирование самоконтроля и критического отношения
к собственной речи, снижение использования словотворчества. Время его
развития составляет от 5,5 лет до 6 лет. (Данные формирования речевого
периода по данным Тамбовцевой). Согласно периодизации Гвоздева А.Н.
(2007
год),
в
возрасте
5-6
лет
дети
усваивают
не
только
формы
словообразования, но и исключения из правил, усваивается использование
морфем, но могут оставаться ошибки в словах с чередованием звуков.
Можно
отметить,
что
прохождение
вышеуказанных
этапов
речевого
развития
у
детей
с
общим
недоразвитием
речи,
может
сопровождаться
отклонениями от нормы формирования речевого развития, что проявляется в
появлении ошибок, аграмматизмов, неправильных форм словообразования.
Логопедическая коррекция включает несколько этапов работы с детьми,
имеющими
ОНР II и III уровня. Специалисты и родители помогают детям
научиться
изменять
слова,
образовывать
новые
формы
слов,
строить
предложения. Способы словообразования в русском языке многообразны.
Дети, отталкиваясь от исходного слова, могут образовывать родственные
слова:
снег-снежинка-снеговик
и
др.
Овладение
разными
способами
словообразования
имен
существительных
поможет
дошкольникам
правильно использовать в речи названия детенышей животных, предметов
посуды,
названий
профессий,
транспортных
средств,
мебели
и
т.д.
Необходимо расширить знания детей о материалах и свойствах предметов,
окружающих их в игре и повседневной жизни, научить детей определять их
свойства, научить их отвечать на вопросы: какой?, какая?, какие? Примеры:
мех-меховой,
дерево-деревянный,
стекло-стеклянный,
бумага-бумажный.
Пополнять знания детей о продуктах питания и кухонных принадлежностях,
учить
отвечать
на
вопросы
об
их
свойствах
и
качестве,
примерах
использования
в
бытовом
окружении.
Обучать
детей
наблюдать
за
явлениями
природы,
сменами
времен
года,
деревьями,
растениями,
животными и птицами как Земли, так и своего региона. Примеры: береза,
дуб, сосна и др.
На занятиях с детьми специалист обращает их внимание на способы
образования новых слов с использованием суффиксов, приставок, изменение
окончаний слов с использованием предлогов и падежей.
Коррекционное направление заключается в сравнении и понимании
звуковых
и
смысловых
различий
между
словами,
производного
и
производящего
типа,
затем
детям
предлагается
самостоятельно
образовывать новые слова. Например, подобрать уменьшительную форму к
словам (дом-домик, стол-столик, шапка-шапочка, птица-птичка, гриб-грибок).
Детям
можно
предложить
назвать
детенышей
животных
(кошки,
собаки,
лошади, медведя, тигра и др.) Провести игу «Кто на чем едет?», в которой
дети
учатся
образовывать
имена
собственные
от
названий
транспортных
средств.
Примеры:
на
велосипеде
передвигается
велосипедист,
на
мотоцикле-мотоциклист, вертолетом управляет вертолетчик, при этом надо
учитывать
производные
и
непроизводные
слова.
Примеры:
самолетом
управляет пилот, кораблем-капитан и т.д.
Дети
с
ОНР
часто
испытывают
трудности
в
формировании
фонематического
восприятия,
в
различении
слов
с
парными
согласными
звуками
(примеры:
мышка-миска,
дом-том,
точка-бочка
и
др.)
Для
преодоления
данного
нарушения
можно
предложить
детям
задание
на
восприятие
звукоподражаний
«Кто
как
голос
подает?»,
в
которой
дети
подражают голосам животных, повторяют звуки капель дождя, движения
машин, тиканья часов и др. Дети учатся воспринимать звуки окружающего
мира. Заменять гласный звук в словах (пример: сор-сыр, сон-сын, дом-дым,
лак-лук). Заменять согласный звук в словах (пример: дом-том, коза-коса,
крот-грот). Дети могут добавить букву в слове (стол-столб, газ-глаз, ток-сток).
Переставить звуки в словах (кот-ток, нос-сон, лось-соль). В задании дети
учатся образовывать новые слова с помощью изменения звуков. Взрослый
обращает внимание на то, что с изменением одного звука может измениться
смысл слов.
Дети могут выполнять задания, связанные с изменением грамматических
значений слов. Изменять слова, обозначающие предметы, по числам «Один-
много» с изменением окончаний –и,-ы,-а,-я. (примеры: лист-листья, гриб-
грибы,
ручка-ручки,
дом-дома).
Определить
категорию
рода
у
существительных.
Игра
«Три
домика».
Распределить
в
домиках
слова
со
значением:
он,
она,
оно.
(Пример:
он-гриб,
стол,
лук;
она-птица,
кукла,
кружка; оно-дерево, окно, солнце). Образование признаков предметов (имен
прилагательных) от существительных: от слов игра (какой?) игровой, дом
(какой?)
домашний,
какла
(какой?)
кукольный.
Образование
слов,
обозначающих действие предметов (глаголов) от существительных: от слов
работа (что делать?) работать, игра (что делать?) играть, строительство (что
делать?)
строить.
Согласовывать
существительные
с
именами
прилагательными: зима (какая?)-снежная (ж. р), лето (какое?)-теплое (ср.р),
стол (какой?)-деревянный (м.р).Согласование глагола с существительными и
составление простых и развернутых предложений: Мальчик (что делает?)
играет, читает. Девочка (что делает?) танцует, поет. Солнце (что делает?)
светит, греет. Согласовывать числительные с существительными: один (что?)
карандаш,
два
(чего?)
карандаша,
три
(чего?)
ручки,
пять
(чего?)
речек,
карандашей.
Дополнение предложений с согласованием окончаний слов: На день
рождения мы ели вкусный (что?) торт. В игрушках не хватает (чего?) куклы. В
сказке вытянули (что?) репку. Машинку подарили (кому?) мальчику. На небе
ночью
появляется
(что?)
луна.
Использование
слов
с
противоположным
значением: зима холодная, а лето (какое?) жаркое. Река широкая, а ручей
(какой?) узкий. «Название профессий людей» (кто, что делает?): лечит (кто?)
врач, шьет одежду (кто?) портной, готовит пищу (кто?) повар.
Для формирования грамматического строя у детей с ОНР, необходимо
научить
образовывать:
1)
множественное
число
существительных
от
существительных единственного числа и составлять с ними словосочетания
(пр:
один
мяч-много
мячей).
2)
образовывать
родительный
падеж
множественного числа существительных в словосочетаниях (пр: есть мосты-
нет (чего?) мостов). 3) образовывать творительный падеж существительных в
предложениях (пр: суп едят (чем?)-ложкой). 4) согласовывать прилагательное
с существительным в словосочетаниях (пр: шар синего цвета (какой?)-синий
шар). 5) сочетать существительное с числительным в словосочетаниях (пр:
один
дом,
два
дома,
пять
домов).
6)
образовывать
глаголы
мужского
и
женского родов в прошедшем времени в словосочетании (пр: девочка (что
делала?)-поливала, мальчик (что делал?)-поливал). 7) подбирать предложно-
падежные формы в предложении (пр: Где находится кубик? –Кубик стоит на
столе. Откуда выглядывает котенок? –Котенок выглядывает из-под стола). 8)
образовывать
существительные
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами:
ок,
очк,
чик
(пр:
большой
гриб-маленький
грибок).
9)
образовывать
относительные
прилагательные
в
словосочетаниях
(пр:
матрешка
из
дерева
(какая?)-деревянная
матрешка).
10)
образовывать
притяжательные в словосочетаниях (пр: у лисы хвост (чей?)-лисий хвост). 11)
образовывать
сложные
слова
в
предложениях
(пр:
рыбу
ловит
(кто?)-
рыболов. 12) образовывать приставочные глаголы (пр: мальчик (что сделал?)-
вышел из дома, перешел дорогу, взял мяч. 13) образовывать родственные
слова (пр: лес-лесник, лесной, лесничий).
В логопедическом взаимодействии с детьми, направленном на расширение
словарного
запаса,
необходимо
проводить
работу
по
формированию
и
уточнению понятий: 1) об основных единицах времени (части суток, времена
года, название месяцев, чисел года).
2) наблюдение и определение временной последовательности каких-
либо действий и событий (предлогов-сейчас, после, перед, потом и т.д.). 3)
формирование понятий о периодах возраста (младенчество, детство, юность,
зрелость, старость). 4) формирование представлений о взаимоотношениях в
семье (сын, дочь, мать, отец, бабушка, дедушка и т.д.)
Необходимо
проводить
работу
по
формированию
пространственных
представлений, которая включает задания и упражнения, направленные на:
1)
определение
правого
и
левого
направлений
в
пространстве.
2)
определение пространственных взаимоотношений объектов. 3) определение
схемы
собственного
тела
и
схемы
тела
человека,
стоящего
напротив.
4)определение
последовательности
предметов
в
ряду.
5)
определение
последовательности чисел в
числовом ряду. 6) графическое обозначение
направлений и ориентировок «на себе» и на листе бумаги. 7) выполнение
упражнений
в
порядковом
и
количественном
счете.
8)
упражнения,
включающие воспроизведение нескольких последовательных движений. 9)
упражнения на развитие конструктивного праксиса (моделирование букв из
палочек, из элементов букв, реконструирования букв или цифр).
Особое значение для детей с ОНР приобретает формирование фонетитико-
фонематического
восприятия,
фонематического
анализа
и
синтеза.
Этого
можно достичь через использование системы тренировочных упражнений,
направленных
на:
1)
совершенствование
слухового
восприятия,
чувства
ритма,
слухоречевой
памяти.
2)
развитие
фонематического
восприятия
и
формирование
правильных
фонематических
представлений.
3 )
формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Развитие
основных
мыслительных
операций
предусматривает
использование упражнений, направленных на:
1) формирование и развитие навыков группировки и классификации на
базе овладения основными родовыми понятиями.
2) формирование и развитие навыков анализа и синтеза с применением
заданий, предполагающими необходимость сравнения предметов, явлений и
понятий (пр: грустный-веселый).
3) формирование и развитие умения устанавливать последовательность и
выстраивать причинно-следственные отношения, опираясь на собственный
жизненный опыт или какое-либо событие.
4) выполнение заданий по словесной или письменной иструкции, в
которых особое значение уделяется анализу отраженных в ней событий,
установлению связи между описываемыми событиями или явлениями. 5)
развитие
навыков
самоконтроля
по
составлению
плана
деятельности
ситуаций, связанных с учебным процессом и с повседневной жизнью.
Таким образом, формирование навыка словообразования у детей с ОНР,
предполагает
логопедическую
коррекционную
работу,
направленную
на
формирование
навыка
различения
речевых
и
неречевых
звуков,
формирование
фонетико-фонематического
восприятия.
Развития
грамматических
категорий
языка.
Расширение
словарного
запаса.
Закрепления
произношения
слов
различной
слоговой
структуры.
Закрепление правильного произношения звуков. Развитие познавательных
процессов.
Обучение
детей
с
нарушением
речи
умению
вести
диалог.
Формирование
умения
составлять
развернутые
высказывания,
правильно
оформленные грамматически и композиционно. Обогащение сознания детей
новым содержанием, способствующим накоплению представлений ребенка
об
окружающем
мире.
Развитие
оценочных
отношений
к
собственным
достижениям (на основе формирования адекватной самооценки). Знания,
умения
и
навыки
у
детей
с
ОНР,
должны
формироваться
в
системе,
в
определенном порядке. Каждый новый элемент учебного материала должен
быть связан логически с другим. При планировании занятий соблюдается
последовательность
заданий
с
учетом
их
постепенно
возрастающей
сложности.
Систематичность
включает
непрерывность,
регулярность,
планомерность коррекционного процесса.