Напоминание

"Развитие словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи II и III уровня"


Автор: Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №20 "Росинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: горд Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи II и III уровня"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация. В

методической

разработке

рассматриваются

вопросы

об

особенностях речевого развития детей в онтогенезе, включающего три этапа

его

формирования.

Предлагаются

методы

и

приемы

логопедической

коррекции при работе с детьми, имеющими ОНР II и III уровня, включающие

методы

словообразования,

преодоление

трудностей

фонематического

восприятия,

формирование

грамматического

строя

и

пространственных

представлений

с

целью

развития

связной

речи

у

детей

дошкольного

возраста. Разработка может быть использована логопедами, воспитателями,

родителями при работе с детьми, имеющими нарушения речи, начиная с 3-5

летнего возраста.

«Развитие словарного запаса у детей

с общим недоразвитием речи II и III уровня».

Одним

из

главных

направлений

развития

дошкольника

является

социально-личностное

формирование.

Связная

речь,

которая

является

средством

передачи

информации,

выражением

чувств,

эмоций

человека,

включает

многообразные

уровни

языковой

системы:

фонетики,

лексики,

морфологии,

синтаксиса.

По

мнению

Якубинского

Л.П.,

в

дошкольном

возрасте

ребенок

овладевает,

прежде

всего,

диалогической

речью,

особенности

которой

проявляются

в

использовании

языковых

средств,

допустимых в разговорной речи.

В настоящее время увеличивается процент детей, которые испытывают

задержку речевого развития. Для них характерно позднее появление речи,

несформированность звуковой и смысловой ее сторон, речевой негативизм.

Помимо речевого нарушения дети могут испытывать ослабление внимания,

памяти,

слухового

и

зрительного

восприятия,

моторики

и

произвольной

деятельности, часто дети испытывают затруднения в восприятии учебного

материала.

Логопед, совместно с родителями и воспитателями детского сада,

помогает формированию звуковой культуры речи, обогащению словарного

запаса,

обучению

грамматически

правильной

речи,

воспитанию

речевой

активности детей, имеющих трудности в речевом развитии. Таким образом,

у

детей

с

общим

недоразвитием

речи

отмечается

низкий

уровень

сформированности

навыков

словообразования

имен

существительных

в

результате

недостаточного

уровня

развития

морфологической

структуры,

грамматической, лексической и синтаксической системы языка.

Задачами речевого развития детей с ОНР являются формирование

грамматического

строя,

пополнение

словарного

запаса,

развитие

познавательных процессов, обучение монологической и диалогической речи,

закрепление правильного произношения звуков и слов различной слоговой

структуры, развитие познавательных процессов и расширение представлений

ребенка об окружающем мире.

В

коррекционной

работе

с

детьми,

имеющими

ОНР,

используются

дидактические

принципы:

научность,

доступность,

системность

и

последовательность, прочность усвоения материала.

Учитель-логопед, учитывая развитее детской речи в онтогенезе,

предлагает формы коррекционной работы для воспитателей и родителей.

Современные

исследователи

-Туманова

Т.В.,

Лопатина

Л.В.,

проведя

обследование

речи

детей

в

2004

году,

выделяют

три

периода

ее

формирования и развития метода словообразования в онтогенезе.

Первый период - первоначальное накопление словаря и формирование

предпосылок словообразования у детей. Время его развития составляет от

2,5 до 3, 5-4 лет. Ребенок только начинает использовать в речи приемы

образования новых слов. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-

ласкательными суффиксами для образования имен: Машенька, Петенька,

для сравнения предметов по величине: домик, грибок, стульчик.

Второй период - активное освоение способов словопроизводства и

формирование

общественных

представлений,

что

влияет

на

расширение

словарного запаса у ребенка. Время его развития составляет от 3,5-4 лет до

5,5-6

лет.

В

начале

этого

периода

дети

допускают

ошибки

при

присоединении

суффиксов

и

приставок

к

словам

(использование

суффиксального,

приставочного,

приставочно-суффиксального

образования

слов в речи). Дети могут образовывать слова, не существующие в языке.

Данное

словотворчество

и

словообразование

свойственно

детям

дошкольного возраста и закончится при усвоении морфемной системы.

Третий

период

характеризуется

усвоением

норм

и

правил

словообразования, формирование самоконтроля и критического отношения

к собственной речи, снижение использования словотворчества. Время его

развития составляет от 5,5 лет до 6 лет. (Данные формирования речевого

периода по данным Тамбовцевой). Согласно периодизации Гвоздева А.Н.

(2007

год),

в

возрасте

5-6

лет

дети

усваивают

не

только

формы

словообразования, но и исключения из правил, усваивается использование

морфем, но могут оставаться ошибки в словах с чередованием звуков.

Можно

отметить,

что

прохождение

вышеуказанных

этапов

речевого

развития

у

детей

с

общим

недоразвитием

речи,

может

сопровождаться

отклонениями от нормы формирования речевого развития, что проявляется в

появлении ошибок, аграмматизмов, неправильных форм словообразования.

Логопедическая коррекция включает несколько этапов работы с детьми,

имеющими

ОНР II и III уровня. Специалисты и родители помогают детям

научиться

изменять

слова,

образовывать

новые

формы

слов,

строить

предложения. Способы словообразования в русском языке многообразны.

Дети, отталкиваясь от исходного слова, могут образовывать родственные

слова:

снег-снежинка-снеговик

и

др.

Овладение

разными

способами

словообразования

имен

существительных

поможет

дошкольникам

правильно использовать в речи названия детенышей животных, предметов

посуды,

названий

профессий,

транспортных

средств,

мебели

и

т.д.

Необходимо расширить знания детей о материалах и свойствах предметов,

окружающих их в игре и повседневной жизни, научить детей определять их

свойства, научить их отвечать на вопросы: какой?, какая?, какие? Примеры:

мех-меховой,

дерево-деревянный,

стекло-стеклянный,

бумага-бумажный.

Пополнять знания детей о продуктах питания и кухонных принадлежностях,

учить

отвечать

на

вопросы

об

их

свойствах

и

качестве,

примерах

использования

в

бытовом

окружении.

Обучать

детей

наблюдать

за

явлениями

природы,

сменами

времен

года,

деревьями,

растениями,

животными и птицами как Земли, так и своего региона. Примеры: береза,

дуб, сосна и др.

На занятиях с детьми специалист обращает их внимание на способы

образования новых слов с использованием суффиксов, приставок, изменение

окончаний слов с использованием предлогов и падежей.

Коррекционное направление заключается в сравнении и понимании

звуковых

и

смысловых

различий

между

словами,

производного

и

производящего

типа,

затем

детям

предлагается

самостоятельно

образовывать новые слова. Например, подобрать уменьшительную форму к

словам (дом-домик, стол-столик, шапка-шапочка, птица-птичка, гриб-грибок).

Детям

можно

предложить

назвать

детенышей

животных

(кошки,

собаки,

лошади, медведя, тигра и др.) Провести игу «Кто на чем едет?», в которой

дети

учатся

образовывать

имена

собственные

от

названий

транспортных

средств.

Примеры:

на

велосипеде

передвигается

велосипедист,

на

мотоцикле-мотоциклист, вертолетом управляет вертолетчик, при этом надо

учитывать

производные

и

непроизводные

слова.

Примеры:

самолетом

управляет пилот, кораблем-капитан и т.д.

Дети

с

ОНР

часто

испытывают

трудности

в

формировании

фонематического

восприятия,

в

различении

слов

с

парными

согласными

звуками

(примеры:

мышка-миска,

дом-том,

точка-бочка

и

др.)

Для

преодоления

данного

нарушения

можно

предложить

детям

задание

на

восприятие

звукоподражаний

«Кто

как

голос

подает?»,

в

которой

дети

подражают голосам животных, повторяют звуки капель дождя, движения

машин, тиканья часов и др. Дети учатся воспринимать звуки окружающего

мира. Заменять гласный звук в словах (пример: сор-сыр, сон-сын, дом-дым,

лак-лук). Заменять согласный звук в словах (пример: дом-том, коза-коса,

крот-грот). Дети могут добавить букву в слове (стол-столб, газ-глаз, ток-сток).

Переставить звуки в словах (кот-ток, нос-сон, лось-соль). В задании дети

учатся образовывать новые слова с помощью изменения звуков. Взрослый

обращает внимание на то, что с изменением одного звука может измениться

смысл слов.

Дети могут выполнять задания, связанные с изменением грамматических

значений слов. Изменять слова, обозначающие предметы, по числам «Один-

много» с изменением окончаний –и,-ы,-а,-я. (примеры: лист-листья, гриб-

грибы,

ручка-ручки,

дом-дома).

Определить

категорию

рода

у

существительных.

Игра

«Три

домика».

Распределить

в

домиках

слова

со

значением:

он,

она,

оно.

(Пример:

он-гриб,

стол,

лук;

она-птица,

кукла,

кружка; оно-дерево, окно, солнце). Образование признаков предметов (имен

прилагательных) от существительных: от слов игра (какой?) игровой, дом

(какой?)

домашний,

какла

(какой?)

кукольный.

Образование

слов,

обозначающих действие предметов (глаголов) от существительных: от слов

работа (что делать?) работать, игра (что делать?) играть, строительство (что

делать?)

строить.

Согласовывать

существительные

с

именами

прилагательными: зима (какая?)-снежная (ж. р), лето (какое?)-теплое (ср.р),

стол (какой?)-деревянный (м.р).Согласование глагола с существительными и

составление простых и развернутых предложений: Мальчик (что делает?)

играет, читает. Девочка (что делает?) танцует, поет. Солнце (что делает?)

светит, греет. Согласовывать числительные с существительными: один (что?)

карандаш,

два

(чего?)

карандаша,

три

(чего?)

ручки,

пять

(чего?)

речек,

карандашей.

Дополнение предложений с согласованием окончаний слов: На день

рождения мы ели вкусный (что?) торт. В игрушках не хватает (чего?) куклы. В

сказке вытянули (что?) репку. Машинку подарили (кому?) мальчику. На небе

ночью

появляется

(что?)

луна.

Использование

слов

с

противоположным

значением: зима холодная, а лето (какое?) жаркое. Река широкая, а ручей

(какой?) узкий. «Название профессий людей» (кто, что делает?): лечит (кто?)

врач, шьет одежду (кто?) портной, готовит пищу (кто?) повар.

Для формирования грамматического строя у детей с ОНР, необходимо

научить

образовывать:

1)

множественное

число

существительных

от

существительных единственного числа и составлять с ними словосочетания

(пр:

один

мяч-много

мячей).

2)

образовывать

родительный

падеж

множественного числа существительных в словосочетаниях (пр: есть мосты-

нет (чего?) мостов). 3) образовывать творительный падеж существительных в

предложениях (пр: суп едят (чем?)-ложкой). 4) согласовывать прилагательное

с существительным в словосочетаниях (пр: шар синего цвета (какой?)-синий

шар). 5) сочетать существительное с числительным в словосочетаниях (пр:

один

дом,

два

дома,

пять

домов).

6)

образовывать

глаголы

мужского

и

женского родов в прошедшем времени в словосочетании (пр: девочка (что

делала?)-поливала, мальчик (что делал?)-поливал). 7) подбирать предложно-

падежные формы в предложении (пр: Где находится кубик? –Кубик стоит на

столе. Откуда выглядывает котенок? –Котенок выглядывает из-под стола). 8)

образовывать

существительные

с

уменьшительно-ласкательными

суффиксами:

ок,

очк,

чик

(пр:

большой

гриб-маленький

грибок).

9)

образовывать

относительные

прилагательные

в

словосочетаниях

(пр:

матрешка

из

дерева

(какая?)-деревянная

матрешка).

10)

образовывать

притяжательные в словосочетаниях (пр: у лисы хвост (чей?)-лисий хвост). 11)

образовывать

сложные

слова

в

предложениях

(пр:

рыбу

ловит

(кто?)-

рыболов. 12) образовывать приставочные глаголы (пр: мальчик (что сделал?)-

вышел из дома, перешел дорогу, взял мяч. 13) образовывать родственные

слова (пр: лес-лесник, лесной, лесничий).

В логопедическом взаимодействии с детьми, направленном на расширение

словарного

запаса,

необходимо

проводить

работу

по

формированию

и

уточнению понятий: 1) об основных единицах времени (части суток, времена

года, название месяцев, чисел года).

2) наблюдение и определение временной последовательности каких-

либо действий и событий (предлогов-сейчас, после, перед, потом и т.д.). 3)

формирование понятий о периодах возраста (младенчество, детство, юность,

зрелость, старость). 4) формирование представлений о взаимоотношениях в

семье (сын, дочь, мать, отец, бабушка, дедушка и т.д.)

Необходимо

проводить

работу

по

формированию

пространственных

представлений, которая включает задания и упражнения, направленные на:

1)

определение

правого

и

левого

направлений

в

пространстве.

2)

определение пространственных взаимоотношений объектов. 3) определение

схемы

собственного

тела

и

схемы

тела

человека,

стоящего

напротив.

4)определение

последовательности

предметов

в

ряду.

5)

определение

последовательности чисел в

числовом ряду. 6) графическое обозначение

направлений и ориентировок «на себе» и на листе бумаги. 7) выполнение

упражнений

в

порядковом

и

количественном

счете.

8)

упражнения,

включающие воспроизведение нескольких последовательных движений. 9)

упражнения на развитие конструктивного праксиса (моделирование букв из

палочек, из элементов букв, реконструирования букв или цифр).

Особое значение для детей с ОНР приобретает формирование фонетитико-

фонематического

восприятия,

фонематического

анализа

и

синтеза.

Этого

можно достичь через использование системы тренировочных упражнений,

направленных

на:

1)

совершенствование

слухового

восприятия,

чувства

ритма,

слухоречевой

памяти.

2)

развитие

фонематического

восприятия

и

формирование

правильных

фонематических

представлений.

3 )

формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Развитие

основных

мыслительных

операций

предусматривает

использование упражнений, направленных на:

1) формирование и развитие навыков группировки и классификации на

базе овладения основными родовыми понятиями.

2) формирование и развитие навыков анализа и синтеза с применением

заданий, предполагающими необходимость сравнения предметов, явлений и

понятий (пр: грустный-веселый).

3) формирование и развитие умения устанавливать последовательность и

выстраивать причинно-следственные отношения, опираясь на собственный

жизненный опыт или какое-либо событие.

4) выполнение заданий по словесной или письменной иструкции, в

которых особое значение уделяется анализу отраженных в ней событий,

установлению связи между описываемыми событиями или явлениями. 5)

развитие

навыков

самоконтроля

по

составлению

плана

деятельности

ситуаций, связанных с учебным процессом и с повседневной жизнью.

Таким образом, формирование навыка словообразования у детей с ОНР,

предполагает

логопедическую

коррекционную

работу,

направленную

на

формирование

навыка

различения

речевых

и

неречевых

звуков,

формирование

фонетико-фонематического

восприятия.

Развития

грамматических

категорий

языка.

Расширение

словарного

запаса.

Закрепления

произношения

слов

различной

слоговой

структуры.

Закрепление правильного произношения звуков. Развитие познавательных

процессов.

Обучение

детей

с

нарушением

речи

умению

вести

диалог.

Формирование

умения

составлять

развернутые

высказывания,

правильно

оформленные грамматически и композиционно. Обогащение сознания детей

новым содержанием, способствующим накоплению представлений ребенка

об

окружающем

мире.

Развитие

оценочных

отношений

к

собственным

достижениям (на основе формирования адекватной самооценки). Знания,

умения

и

навыки

у

детей

с

ОНР,

должны

формироваться

в

системе,

в

определенном порядке. Каждый новый элемент учебного материала должен

быть связан логически с другим. При планировании занятий соблюдается

последовательность

заданий

с

учетом

их

постепенно

возрастающей

сложности.

Систематичность

включает

непрерывность,

регулярность,

планомерность коррекционного процесса.



В раздел образования