Напоминание

"Сочиняем стихи для мамы"


Авторы: Ростовская Лидия Павловна, Дюкарева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Новоуральск Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного учебного занятия в 3 классе
Тема: "Сочиняем стихи для мамы"
Раздел: начальное образование





Назад




Управление образования Администрации Новоуральского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 56»

Методическая разработка

интегрированного учебного занятия по теме:

«Сочиняем стихи для мамы»

для обучающихся 3 класса

Возрастная категория: начальная школа

Составители:

Ростовская Лидия Павловна,

должность:

учитель

Дюкарева Людмила Владимировна,

должность:

учитель

Новоуральский городской округ

2019

Пояснительная записка

Методическая разработка интегрированного учебного занятия по теме «Сочиняем

стихи

для

мамы» для обучающихся 3 класса представлена на Всероссийский конкурс

профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по направлению Начальная

школа.

Учебное

занятие

успешно

апробировано в

рамках

общешкольного

образовательного события День Науки в 2019 году. В апробации приняли участие 77

третьеклассников.

Новизна

представленной

на

конкурс

методической

разработки

заключается

в

использовании современной образовательной технологии -проектно-задачной технологии

обучения, эффективно формирующей универсальные учебные действия (УУД) в рамках

федерального государственного образовательного стандарта. Технология проектных задач

была предложена Алексеем Борисовичем Воронцовым. Под проектной задачей А. Б.

Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно

стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не

существовавшего в практике ребенка результата («продукта»). Технология проектных

задач является переходным этапом к методу проектов, своеобразной диагностикой учителя

готовности ребёнка к самостоятельной или групповой работе над проектом. Отличие

проектной

задачи

от

проекта

заключается

в

том,

что

для

решения

этой

задачи

обучающимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или

системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Актуальность

использования в

образовательной

деятельности

технологии

проектных задач заключается в том, что она способствует эффективному формированию

трех видов образовательного результата (личностного, метапредметного, предметного),

позволяет

диагностировать

сформированность

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся,

в

отличие

от

полноценного

проекта

не

требует

дополнительных

технических и временных ресурсов (на выполнение отводится не более 90 минут). Так как

проектная

задача

принципиально

носит

групповой

характер,

в

ходе

ее

решения

происходит качественное самоизменение участников группы.

Принципы проведения учебного занятия «Сочиняем стихи для мамы»:

Принцип

дифференциации

содержания

мероприятий

с

учетом

возрастных

особенностей обучающихся. Задания для выполнения детских проектов формировались

с учетом возрастных особенностей младших школьников (3 класс).

Принцип

приоритета

системно-деятельностного

подхода

в

определении

форм

мероприятий. Обязательным условием мероприятия является использование активных

форм взаимодействия. Это межпредметное занятие, которые проводится в технологии

проблемно-деятельностного обучения и технологии развития критического мышления.

Принцип последовательности, систематичности. Занятие построено так, чтобы

дети выполняли задания в определенном порядке, в логической последовательности.

Принцип психологической комфортности. Дети работали в группах по своему

выбору. Для каждого ребёнка была создана «ситуация успеха» при выборе и выполнении

заданий.

Принцип

творчества

(принцип

креативности).

Занятие

предполагало

максимальную

ориентацию

на

творческое

начало

обучающихся,

приобретение

ими

собственного опыта творческой деятельности (сочинение стихов).

Замысел проектной задачи, предложенной на учебном занятии «Сочиняем стихи

для мамы», заключается в создании ряда специальным образом выстроенных заданий,

позволяющих обучающимся в ходе проектной деятельности создать творческий продукт –

стихи для мамы. Для получения творческого продукта детям необходимо выполнить ряд

заданий по различным учебным предметам - литературному чтению, русскому языку,

математике, окружающему миру.

В начале занятия класс делится на шесть групп. Принцип деления может быть

любым, но лучше использовать случайный выбор. Для каждой группы составлены разные

задания содержание которых должно отразиться в конченом творческом продукте группы.

Одинаковые задания выполняют группы 1 и 4, 2 и 5, 3 и 6. Дети в группах самостоятельно

выполняют работу. Важно то, что общий результат группы зависит от работы каждого

участника группы, слаженности и четкости организации внутригрупповой деятельности,

умения взаимодействовать с партнерами, удерживать цель работы, следить за временем.

Роль учителя заключается в организации деятельности групп на этапе введения в

проектную задачу, проведении демонстрации творческих продуктов.

Роль

экспертов

выполняют

приглашенные

родители

и

учителя,

с

которыми

проводится

консультация

по

критериям

оценочной

деятельности.

Диагностика

сформированности УУД и результатов работы каждой группы происходит на основе

экспертных листов. Эксперты молча наблюдают за работой учеников, они не имеют права

вмешиваться в процесс деятельности детей, комментировать или отвечать на вопросы.

Проведение проектной задачи обусловило следующие результаты:

1.

была

проведена

диагностика

сформированности

УУД

у

обучающихся

3-х

классов, которая стала одним из этапов мониторинга УУД на параллели;

2.

обучающиеся

продемонстрировали

способность

использовать

приобретенные

на различных учебных предметах знания в квазиреальной ситуации. Задания по русскому

языку, окружающему миру и математике были выполнены всеми группами, больше всего

затруднений вызвали задания по литературному чтению;

3.

все

обучающиеся

правильно

выбрали

стратегию

решения

проектной

задачи

(одновременно выполнялись задания), результат решения проектной задачи представили

все группы;

4.

экспертами

был

отмечен

высокий

уровень

сотрудничества

обучающихся

(отсутствие

конфликтных

ситуаций

в

группах,

четкий

выбор

лидера,

помощь

при

выполнении трудных заданий, совместная работа при выполнении итогового задания).

Ребята на учебном занятии проявили активность, самостоятельность, ответственность и

заинтересованность при выполнении заданий.

5.

родители

обучающихся

получили

важную

информационную

подготовку

по

требованиям ФГОС к результатам образования, успешно использовали свои знания при

оценивании метапредметных результатов обучающихся.

6.

классные руководители отметили неподдельный интерес обучающихся учащихся

к занятию в новой технологии, высокий уровень мотивации при решении заданий, а так же

их желание участвовать в решении подобных проектных задач.

Методическая разработка учебного занятия включает:

пояснительную записку;

сценарий интегрированного учебного занятия (технологическая карта, в которой

обозначены цели, задачи, предполагаемые результаты и этапы проведения проектной

задачи, задания для групп № 1 и 4);

задания для групп № 2и 5, 3 и 6 (приложение 1);

карту

наблюдения

за

ходом

решения

проектной

задачи

в

группе,

карту

оценивания сформированности УУД обучающихся (приложение № 2);

творческие продукты групп (приложение 3).

Данная методическая разработка может быть использована в рамках внеурочной

деятельности

в

условиях

общеобразовательных

учреждений,

учреждений

дополнительного образования, в условиях организации досуговой деятельности с детьми

младшего школьного возраста.

Сценарий интегрированного учебного занятия «Сочиняем стихи для мамы»

для обучающихся 3 класса

Технологическая карта проектной задачи

Тип задачи

Межпредметная (математика, русский язык, литературное чтение,

окружающий мир)

Класс

3

Время

проведения

80-90 минут

Оборудование

Листы с заданиями для каждой группы, листы формата А4, фломастеры,

цветные карандаши

Цель и

педагогические

задачи

(пед. замысел)

Комплексное использование освоенных в разных предметах способов

действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их

совмещения.

Диагностика предметных и метапредметных результатов.

Формирование ценностного отношения к матери.

Сплочение коллектива, формирование навыков сотрудничества в группе.

Предметные

результаты, на

которые

опирается

задача

Окружающий мир:

знание условных обозначений плана местности;

знания

частей

света,

островов…

-

учебного

материала,

соответствующего 3 классу

Математика:

решение арифметических выражений;

Русский язык:

умение работать с ребусами;

умение грамотно выражать свои мысли;

Литература:

знание названий литературных произведений и их авторов;

умение рифмовать строки, составлять четверостишие на заданную

тему

Планируемый

педагогический

результат

Формирование УУД, демонстрация обучающимися усвоения

предметного материала и возможностей применять его в нестандартных

условиях, оценка уровня сформированности УУД, (именно личностный

интерес к предложенной теме, осознание стратегии решения проектной

задачи, целеполагание, умение действовать по алгоритму, действовать в

соответствии с инструкцией, применение предметных знаний на

практике, преобразование информации, создание нового текста, умение

работать в группе, распределение заданий, взаимодействие и

взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль выбор форм

представления продукта), самореализация обучающихся через создание

творческого продукта.

Способ и форма

оценивания

результатов

При проведении работы оценивается УУД каждого ребенка и результаты

достигнутые группой в целом.

Оценивание происходит путем экспертного наблюдения и оформляется в

виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в

процессе решения задачи, общий вывод об уровне работы малой группы.

Этапы

проведения

проектной

задачи

1.

Организационный этап (2 минуты).

2.

Введение в проектную задачу (5 минут).

Учитель обозначает проблемную ситуацию, мотивирует к деятельности.

Дети задают уточняющие вопросы.

3.

Погружение в проектную задачу (5 минут).

Каждой группе выдается проектная задача. Дети изучают информацию,

самостоятельно определяют цель своей деятельности и стратегию

решения проектной задачи.

4.

Практический этап выполнения проектной задачи (40 минут).

Дети самостоятельно выполняют задания по трем модулям.

5.

Представление творческих продуктов групп (35 минут).

Группы представляют продукты своей деятельности. Каждый член

группы характеризует свой вклад в общее дело – говорит, какое задание

выполнял, насколько справился с работой, как это отразилось на общем

результате.

6.

Рефлексия (10 минут).

Ход учебного занятия

1.Организационный этап (2 минуты)

Класс делится на 6 групп по 4-5 человек. Деление на группы свободное. Можно

разделиться заранее.

2.Введение в проектную задачу (5 минут).

Учитель. Дорогие лицеисты и уважаемые родители! Сегодня у нас замечательное

событие – День науки. Тема Дня Науки – « Литература не знает границ».

Что

такое

литература?

Это

не

только

всеми

нами

любимые

книги,

яркие

литературные персонажи, весёлые приключения, но и мы с вами - читатели. Говорят, без

хорошего читателя не бывает хорошей книги! А какими качествами обладает хороший

читатель??? (ответы детей).

Учитель. Вы правы: он должен представлять себе события книги, он должен уметь

сопереживать героям. А знаете, мне кажется, он тоже должен уметь творить и сочинять.

Ведь если ты сам не пробовал сочинять рассказы, то тебе кажется это легким делом, или, к

примеру, сочинять стихи.

Помните, как их сочинял Незнайка? (ответы детей).

Получилось у него? (ответы детей)

Оказывается, это не так просто.

Я предлагаю для того, что бы мы умели ценить литературное творчество, чтобы в

будущем сами смогли стать поэтами, попробовать сочинить стихотворение. И не просто

сочинить, а поздравить наших мам с Днём Матери. Я предлагаю сочинить стихи для

открытки.

Что является особенностью стихотворения (ответы детей).

Это рифма. Я уже придумала слова, которые рифмуются, но чтобы их узнать, вы

должны будете выполнить задания. Сочинять стихи сложно, поэтому вы будете работать в

группах. А как выполнять задания, вместе или отдельно, какие

задания выполнять

сначала, а какие - потом, вы решайте сами!

Я желаю Вам удачи! Уверена, что у вас всё получится!

3. Погружение в проектную задачу (5 минут)

Каждой группе выдаются материалы для выполнения

проектной задачи – набор

отдельных заданий по разным учебным предметам. Материалы распределены по трем

модулям. Каждое задание размещается на отдельном листе, на котором должны быть

указаны фамилия и имя ученика или учеников выполнявших это задание.

Дети изучают информацию, самостоятельно определяют цель своей деятельности

и стратегию решения проектной задачи (распределяют предложенные задания).

4.Практический этап выполнения проектной задачи. (40 минут)

Модуль № 1 (10 минут)

На цветных листах дети выполняют задания по математике, окружающему миру,

русскому языку и литературе.

Задание модуля № 1.

Дорогие ребята! На цветных листах выполните задания по математике, окружающему

миру, русскому языку и литературе.

Задание по литературному чтению

Группа № __________, ФИ участника группы___________________________________

Разгадав верно кроссворд, вы узнаете ключевое слово

1. Фамилия писателя рассказов «Огурцы», «Трудная задача».

2. Автор стихотворения «Кошкин Щенок».

3. Автор рассказа, в котором повествуется о том, как барсук лечил свой обожжённый нос.

4. Как называется короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки?

5. Как звали мальчика, который принес огурцы с колхозного огорода домой? («Огурцы»)

6. Автор сказа «Малахитовая шкатулка».

7. Кто автор этих строк? Напишите фамилию писателя.

«…….. Винни-Пух спускался по лестнице вслед за своим

другом Кристофером Робином, головой вниз,

пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-

бум-бум. ……»

8. Название стихотворения С.Я.Маршака, из которого эти

строки:

Выдали даме на станции

Четыре зеленых квитанции

О том, что получен багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

4

3

5

7

2

6

8

1

Задание по русскому языку

Группа № __________, ФИ участника группы___________________________________

Разгадайте ребус и запишите слово, которое получилось, в таблицу

Задание по окружающему миру

Группа № __________, ФИ участника группы___________________________________

Нужно отгадать загадки. По первым буквам отгадок составить слово.

1.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий – в море. Это _________________

2.

Материк, на котором нет рек. Это _________________

3.

Все обходят это место:

Там земля, как будто тесто,

Там осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. Это _________________

4.

Небольшой участок суши, со всех сторон омывается морями или океанами.

Это _________________

5.

На ручеёк похожая,

Ведёт к реке прохожего.

На плане местности обозначается прерывистой линией.

Это _________________

6.

Часть света, состоящая из двух материков.

Это _________________

Впиши первые буквы слов-отгадок:

Задание по математике

Группа № __________, ФИ участника группы___________________________________

Вычисли и расположи ответы в порядке убывания, чтобы получилось слово:

Модуль № 2 (15 минут)

Обучающиеся сочиняют четверостишие о маме. Полученные в ходе выполнения заданий

блока 1 дети используют как рифму (они должны быть в конце строки).

Задание модуля № 2

Дорогие ребята! Со словами, которые у вас получились, нужно сочинить четверостишие о

маме. Слова используйте как рифму (они должны быть в конце строки).

Модуль № 3 (15 минут)

Обучающиеся оформляют работу на листе.

Задание модуля № 3

Дорогие ребята! Оформите работу на листе А4 жёлтого цвета:

1.

Расположите лист горизонтально.

2.

Печатными буквами запишите стихотворение по центру листа.

3.

Оформите лист в технике «аппликация».

4.

Подготовьте выступление-отчёт о проделанной работе.

5. Представление творческих продуктов групп (35 минут).

Участники групп могут задавать вопросы другим группам.

Время выполнения 35 минут!!!

6.

Рефлексия (10 минут).

Эксперты озвучивают результаты работы групп, характеризуют впечатления от

результатов работы.

Дети заполняют листы самооценки деятельности.

Приложение 1

О

89 – 9 * 6 + 8

Т

24 + 8 – 54 : 6

П

15 * 3

О

28 *3

А

91 : 13

Л

8500 : 50

Л

960 : 160

Х

1200 * 80

А

68 : 17

ГРУППЫ № 2, 5

Задание по русскому языку

Разгадайте ребус и запишите слово, которое получилось, в таблицу

Задание по математике

Вычисли и расположи ответы в порядке убывания, чтобы

получилось слово:

Задание по окружающему миру.

Нужно отгадать загадки. По первым буквам отгадок составить слово.

1.

Найди название овощной культуры в слове ПОЛУКРУГ

Это _________________

2.Эта планета гордится собой,

Поскольку считается самой большой! Это _________________

3.Самое глубокое озеро в мире? Это _________________

4.Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит –

Никому не говорит. Это _________________

5.Что этим знаком

обозначают на плане местности?

Это

_________________

Впиши первые буквы слов-отгадок:

Задание по литературному чтению

] [

В

41 + 9 – 28 : 7

Л

38 – 20 + 8 * 9

Н

17 * 5

О

24 * 4

Л

56 : 4

А

81 : 3

Ь

480 : 160

А

98 : 14

О

5600 : 70

В

80 * 90

С

650 : 130

Разгадав верно кроссворд, вы узнаете ключевое слово

2 4 6

1. Фамилия писателя, главным героем которого, в одном из его произведений является

Незнайка.

2. Из какого стихотворения, строки:

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

3. Автор сказа «Малахитовая шкатулка»

4. Кто автор этих строк?

«…В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы…»

5. Назовите автора рассказов: «Сверху, вниз, наискосок», «Тайное всегда становится

явным?

6. Название стихотворения (автор стихотворения С.А. Есенин)

«На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой…»

7. Кто автор этих строк? Напишите фамилию писателя.

«…Винни-Пух спускался по лестнице вслед за своим другом Кристофером Робином,

головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-бум-бум…»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП № 3, 6

Задание по русскому языку

Разгадайте ребус и запишите слово, которое получилось, в таблицу

Задание

по математике

Вычисли и расположи ответы

в

порядке возрастания, чтобы

получилось слово:

1

3

5

7

М 96 – 30 + 63 : 9

И

67 + 7 * 3 – 67

П

57 : 19

Н

95 : 5

А

54 * 3

Т

140 * 70

О

780 : 130

Е

7600 : 40

Задание по окружающему миру

Нужно отгадать загадки. По первым буквам отгадок составить слово.

1. Задам я странный вам вопрос:

- На яйцах зверь какой сидит,

Имеет страшный птичий нос,

Снаружи шерстью же покрыт?

Это _________________

2.Четвёртая по счёту от Солнца планета.

Это _________________

3.Самый большой материк на Земле.

Это _________________

4.Ягода чёрная – да не черника.

Куст колючий – да не малина.

Это _________________

5.Самый большой океан на Земле

Это _________________

Впиши первые буквы слов-отгадок:

Задание по литературному чтению

Разгадав верно кроссворд, вы узнаете ключевое слов, которое вам понадобится для

дальнейшей работы

4

1. Название стихотворения С.Я. Маршака, из которого эти строки:

«Выдали даме на станции

Четыре зеленых квитанции

О том, что получен багаж:

Диван, чемодан, саквояж…»

1

6

2

3

5

2. Фамилия писателя, главным героем которого, в одном из его произведений является

Чиполлино.

3. Кто автор этих строк? Напишите фамилию писателя.

«…….. Винни-Пух спускался по лестнице вслед за своим другом Кристофером Робином,

головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-бум-бум. …»

4. Назвать стихотворение, строки которого приведены ниже

«….Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!…..»

5. Из какого стихотворения, строки :

«…- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!..»

6. Автор рассказа, в котором повествуется о том, как барсук лечил свой обожжённый нос.

Приложение 2

Карта наблюдения за ходом решения проектной задачи

Эксперт ________________________ Класс _____ Группа № ____

Действия

Оценка группы

(макс.- 3 б)

1 этап – выполнение работы

1.

Сформулировали ли дети задачу?

2.

Указали ли дети те действия, которые им необходимо осуществить для

решения задачи?

3.

Распределили учащиеся между собой задания?

4.

Испытания делали последовательно, как задано в задаче?

5.

Как взаимодействовали дети в ходе выполнения задач? Помогали ли друг

другу?

2 этап – оценка выполнения задания

6.

Соответствие результата поставленной цели

7.

Базируется ли итоговый «продукт» на результатах выполнения отдельных

заданий

8.

Качество

итогового

«продукта»

Текст

Формы представления данных

Иллюстративный материал

3 этап – презентация работы

11.

Качество выступления

ИТОГ

Экспертный лист для родителей

Экспертный лист работы группы №____________ Эксперт ___________________

ФИ учащегося

Умения и способности

1.

Целеполагание

(умение ставить цели и удерживать их)

2.

Планирование

(осознанный выбор эффективных способов решения

задач и путей достижения цели)

3.

Контроль

(умение соотносить действие с планируемым результатом)

4.

Оценка

(умение оценивать правильность выполнения задачи и

возможности ее решения)

5.

Работа с информацией

(информационная компетентность)

6.

Коммуникация

(взаимодействие при решении задачи, умение

работать в малой группе, вести диалог, разрешать конфликтные

ситуации)

7.

Организаторские способности(способность организовать

собственные действия и действия других людей с целью

достижения общих целей)

8.

Лидерство (способность взять на себя ответственность за

достижение поставленных целей)

Шкала оценивания: «2» - владеет, «1» - частично владеет, «0» - не владеет



В раздел образования