Напоминание

Терапия искусством в Медико-биологическом лицее


Автор: Швырева Елена Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ МБЛ
Населённый пункт: г.Саратов Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Терапия искусством в Медико-биологическом лицее
Раздел: среднее образование





Назад




Швырева Елена Валерьевна

Педагог-психолог МАОУ МБЛ г.Саратова (Россия, Саратов)

Терапия искусством в Медико-биологическом лицее

Наш Медико-биологический лицей в Саратове – это 1300 учащихся, их родители и 79

педагогов.

Психологическая

служба

представлена

двумя

психологами

и

социальным

педагогом.

Арт-терапия, как инновационная, здоровьесберегающая технология, активно используется

специалистами

в

индивидуальной

и

групповой

работе

со

всеми

участниками

образовательного

процесса.

Арт-терапия

охватывает

во

многом

диагностическое,

профилактическое,

информационное

и

развивающее

направления

работы.

Арт-

пространство лицея – это три кабинета (кабинет для групповой работы, кабинет для

консультаций, релакс-зона). Здесь есть все необходимое для арт-терапевтических занятий.

Работа

с

учащимися. Арт-терапевтические

техники

и

упражнения

используются

на

различных классных часах. Так традиционно проводятся занятия: Мандала, Драконовы

ключи, Нарисуй историю, Каракули, Жизнь без стресса, групповая работа на мокрой

бумаге. Для диагностики эмоционального состояния учащихся используется т.Люшера

(адаптация Л.А.Ясюковой), методика Р.Сильвер «Нарисуй историю», методики «Человек

под дождем» и «Человек, срывающий яблоки». По субботам (выходной день) в течение

года

проводятся

арт-терапевтические

коммуникативные

тренинги

для

учащихся:

1-2

классов, 3-4 классов, 5-6 классов. Группы полуоткрытые, тематические.

Работа

с

родителями. Используются разнообразные варианты работы с родителями.

Один из вариантов работы этого года – родительское собрание в форме Родительского

кафе. Тема встречи: «Если вам не нравится друг вашего ребенка». Была организована

работа в подгруппах, где родителям предлагалось создать коллаж на тему «Идеальный

друг для моего ребенка». Далее подгруппы представляли свои работы, и за чашкой чая

родители

вели

дискуссию

по

данной

теме.

Арт-терапевтическая

техника

помогла

родителям

войти

в

работу,

осознать

свои

взгляды

на

обсуждаемую

тему,

оживила

мероприятие, создала творческую атмосферу.

В рамках Дня открытых дверей в лицее был организован тренинг для родителей «В

поисках

ресурса».

На

тренинге

родители

знакомились

с

различными

направлениями

терапии искусством. Такими, как танцевально-двигательная терапия, ароматерапия, арт-

терапия, музыкальная терапия. Родители учились работать с собственными эмоциями,

осознаниями, могли задавать интересующие их вопросы по обучению и воспитанию

детей. Рефлексия тренинга проводилась за фиточаем. Родители поделились тем, что им

было полезно учиться творческому самовыражению, что это помогает лучше понимать

чувства своих детей и быть в большем контакте с ними. Многие родители впервые

соприкасались с творчеством и его психологическим аспектом.

Это

направление

работы

оказалось

продуктивным

и

получило

продолжение

в

виде

создания проекта тренинга для родителей с периодичностью встреч – 1 раз в месяц.

Тренинговые

встречи

для

родителей,

по

их

словам,

оказались

весьма

полезными

и

ресурсными, особенно для женщин. Это воспринималось, как возможность уделять время

не только ребенку и мужу, но и себе, учиться искать ресурсы, учиться осознанности,

прорабатывать

собственные

эмоции,

творчески

выражать

себя,

общаться

с

другими

родителями, обмениваться мнениями.

Еще один опыт работы с детско-родительскими группами – проведение групповой работы

в классе «Страна Любви и понимания». Дети и родители создавали групповую работу,

взаимодействуя друг с другом и используя различные изобразительные средства. Создание

творческого

продукта

проходило

ярко,

интересно,

насыщенно.

Возникало

много

диагностических моментов в ходе создания проектов. Завершили встречу общим кругом

рефлексии.

Работа с педагогами. Арт-терапевтические упражнения и техники широко применяются

на

семинарах-практикумах,

тематических

педсоветах

и

в

профилактике

профессионального выгорания для педагогов.

Психологи

разработали

программу

по

профилактике

профессионального

выгорания

с

использованием арт-техник и ароматерапии.

Цель

программы:

стимулировать

рост

профессионализма

и

продуктивности

педагогического труда, развитие творческой инициативы, рассматривая труд учителя в

русле

трех

взаимосвязанных

психологических

пространств:

личности

учителя;

педагогической деятельности; педагогического общения.

Курс состоит из 10 занятий, специально составленных и подобранных для них арома-

музыкальных совмещений и этическо-философских установок логотерапии. Динамика

изменений отслеживалась с помощью методик САН и Люшера до и после сеансов.

Эстетика

и

физиология

запахов

и

осязательного

элемента

помогала

пролонгировать

достигнутое

состояние, настроить

на

позитивное

мышление. Программа

прошла

успешную апробацию в лицее.

Результатом

программы

было

создание

положительного

эмоционального

фона

в

коллективе,

педагоги

овладели

релаксационными

навыками,

научились

во

многом

понимать свое эмоциональное состояние, произошло повышение стрессоустойчивости,

снизился уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучшилось самочувствие,

работоспособность учителей.

Некоторые направления в арт-терапевтической работе в лицее

Особенно востребованными в настоящее время является профилактика эмоционального

выгорания педагогов, психологическая подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ учащихся, поиски

ресурса и стабилизации состояния взрослых и детей.

Искусство воспринимается многими людьми как мощный ресурс, помогающий осознать

свои

силы

и

ощущать

на

уровне

чувств

гармонию,

принимать

свою

уникальность,

индивидуальность,

поскольку

красота

для

каждого

имеет

свое

выражение.

Красота

помогает наши эмоции перевести в тонкие, чуткие, гармоничные - созвучные самой

красоте.

Красота

может

проявляться

в

очень

разных

вещах,

окружающих

нас:

в

визуальных, звуковых, ароматических, телесно-пластических. Самое главное - найти их

для себя, почувствовать, узнать, научиться видеть.

Мультимодальный

подход

позволяет

сочетать

танец,

фотокарты,

мыловарение,

ароматерапию, музыкальную терапию.

Фотокарты «Мандала». Идея создания именно такой колоды карт пришла не случайно.

Круг

-

форма

гармонии,

стабилизации.

Мандала

помогает

контейнировать

чувства

и

эмоции,

снижать

напряжение

и

тревогу.

В

картах

представлено

разнообразие

по

содержанию:

мандалообразные

объекты

в

окружающей

нас

жизни

и

творчестве.

Способность глаза выхватывать из общего контекста окружающего мира – некий круг, или

рисовать свою собственную мандалу, или рассматривать, с живым интересом, созданное

другими

все

это

помогает

созидать

свой

хрустальный

незримый

мир

стабильного

здоровья и спокойствия, возможно радостного нетерпения и ощущения удовольствия от

жизни.

Работа

с

фотокартами

помогает

в

осознавании

внутренних

конфликтов

и

противоречий, в поиске ресурсов, является хорошим стимулом развития позитивного

мышления.

Мыловарение

и

медитация. Мы

хотим

предложить

несколько

вариантов

работы

с

мылом: создание талисманоподобных объектов, создание желаемого образа ресурса и

здоровья, создание ряда объектов творческой продукции своего состояния или настроения

с

целью

наблюдения

за

динамикой

изменений

и

др..

Усиливает

эффект

погружения

музыкальные медитации, которые можно включать в данную работу.

С помощью творческой продукции клиент сам может увидеть динамику изменения или

сделает это с помощью специалиста. Когда ребенок или взрослый создает объект силы и

здоровья, он создает образ, помогающий видеть и чувствовать желаемый результат. Эта

работа

отражает

собственные

представления

человека

о

своих

ресурсах.

Смысловая

нагрузка, индивидуальный контекст, творческий характер процесса помогают клиенту

понять свой внутренний мир, выйти на осознаваемый уровень того, что хотелось бы

изменить: качество жизни, эмоциональную сферу, отношения с самим собой или миром.

Мыло - пластичный материл. Существуют разные варианты мыльной основы. Среди них

есть твердая, желеобразная и гелеобразная. Работа может осуществляться с нагреванием

основы или без термической обработки (в зависимости от основы). При нагревании

мыльная основа становится жидкой, в нее добавляется выбранный аромат, цвет, травы или

глиттеры. Мыло помещается в некоторую форму, где оно должно застыть.

Терапия с

использованием

мыла

помогает

актуализировать

на

символическом

уровне

динамику

внутреннего мира человека. Важен сам процесс внутренней работы и медитации, создание

творческого продукта и конечный продукт творчества. Формирование энергии собирания,

удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов мыловарения. Создать свое

состояние или настроение, талисман здоровья и силы, или символ, метафору желания, а

потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок или взрослый

изучает свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения

необходимы в его работе. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза, когда

ребенок может изменить свое мыло, сделать его более гармоничным для себя или оставить

все как есть.

Дальнейшая работа может предполагать создание контейнера для мыла.

Красота

в

мыловарении,

на

мой

взгляд,

получается

объемной,

видимой,

осязаемой,

обоняемой. Некий объект, созданный ребенком или взрослым, как образ своего здоровья,

ресурса – можно назвать ресурсным якорем.

Созданный

объект,

клиент

может

использовать

по

назначению,

или

позже

трансформировать его, частично изменив цвет и аромат, придав ему абсолютно другую

форму, при желании.

Ароматерапия. Ароматерапия

является

одной

из

форм

альтернативной

медицины,

в

основе которой лежит использование эфирных масел

и других ароматических соединений

с

целью

изменения

у

человека

настроения,

когнитивных

функций

(так

называемое

«психическое

состояние»)

и

здоровья. Работу ароматерапии объясняют два основных

механизма.

Одним

из

них

является влияние

аромата

на

мозг.

Другим

механизмом

является прямой фармакологический эффект эфирных

масел. Мы используем в своей

работе

прибор

ЭФА. С помощью ультразвуковых колебаний аппарат ЭФА превращает

чистые эфирные масла лекарственных растений в субмикронный аэрозоль без нагревания

и потери целебных свойств. Есть противопоказания, они обсуждаются с участниками

программы. Ароматерапия с применением прибора применяется на занятиях с педагогами.

Используются

эфирные

масла:

шалфея,

илан-иланга,

бергамота,

лаванды.

Соприкосновение с миром разнообразных ароматов происходит при создании мыла.

Танцевально-двигательная

терапия. Танцевально-двигательная терапия базируется на

признании того, что тело и психика взаимосвязаны. Тело и сознание рассматриваются как

равноценные силы. Невозможно жить в гармонии, если мы игнорируем свое тело. На

занятиях с детьми мы учимся «слушать» собственное тело, учимся двигаться, строим

своеобразный

мостик

между

миром

души

и

тела.

В

первых

классах

проходят

адаптационные

занятия

для

учащихся,

на

которых

дети

угадывают,

образы

каких

животных предлагает им музыка и танцуют, взаимодействуя с ними.

Родители и педагоги знакомятся с танцевально-двигательной терапией в ходе тренинговых

занятий. Начинают они с упражнений-разминок «Походки», «Боди джаз» Г.Рот,

далее

учатся понимать свое актуальное состояние и выражать его движением, используются

техники аутентичного движения. Без опыта танцевальной практики это бывает не просто,

как признаются сами участники. Но, этот опыт дает очень много для внутренней гармонии

и равновесия.

«Мир может быть изменён только в нашем сознании, ничему другому эта задача не под

силу.

Лишь сознание преобразует

мир,

сохраняя

его неизменным. Вселенная застыла

в неподвижности,

и одновременно

в ней

происходит

вечная

трансформация».

Юкио

Миссима

Терапия искусством на сегодняшний день одно из наиболее перспективных направлений в

психологической работе с детьми и взрослыми. Творческий процесс - это глубокий,

подлинный

способ

развития

и

понимания

себя

и

других,

способ

принятия

красоты,

окружающей нас. Создавая, созидая, творя, невозможно ошибаться, а значит, благодаря

творчеству, мы становимся сильнее, мудрее, лучше.



В раздел образования