Автор: Швырева Елена Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ МБЛ
Населённый пункт: г.Саратов Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Терапия искусством в Медико-биологическом лицее
Раздел: среднее образование
Швырева Елена Валерьевна
Педагог-психолог МАОУ МБЛ г.Саратова (Россия, Саратов)
Терапия искусством в Медико-биологическом лицее
Наш Медико-биологический лицей в Саратове – это 1300 учащихся, их родители и 79
педагогов.
Психологическая
служба
представлена
двумя
психологами
и
социальным
педагогом.
Арт-терапия, как инновационная, здоровьесберегающая технология, активно используется
специалистами
в
индивидуальной
и
групповой
работе
со
всеми
участниками
образовательного
процесса.
Арт-терапия
охватывает
во
многом
диагностическое,
профилактическое,
информационное
и
развивающее
направления
работы.
Арт-
пространство лицея – это три кабинета (кабинет для групповой работы, кабинет для
консультаций, релакс-зона). Здесь есть все необходимое для арт-терапевтических занятий.
Работа
с
учащимися. Арт-терапевтические
техники
и
упражнения
используются
на
различных классных часах. Так традиционно проводятся занятия: Мандала, Драконовы
ключи, Нарисуй историю, Каракули, Жизнь без стресса, групповая работа на мокрой
бумаге. Для диагностики эмоционального состояния учащихся используется т.Люшера
(адаптация Л.А.Ясюковой), методика Р.Сильвер «Нарисуй историю», методики «Человек
под дождем» и «Человек, срывающий яблоки». По субботам (выходной день) в течение
года
проводятся
арт-терапевтические
коммуникативные
тренинги
для
учащихся:
1-2
классов, 3-4 классов, 5-6 классов. Группы полуоткрытые, тематические.
Работа
с
родителями. Используются разнообразные варианты работы с родителями.
Один из вариантов работы этого года – родительское собрание в форме Родительского
кафе. Тема встречи: «Если вам не нравится друг вашего ребенка». Была организована
работа в подгруппах, где родителям предлагалось создать коллаж на тему «Идеальный
друг для моего ребенка». Далее подгруппы представляли свои работы, и за чашкой чая
родители
вели
дискуссию
по
данной
теме.
Арт-терапевтическая
техника
помогла
родителям
войти
в
работу,
осознать
свои
взгляды
на
обсуждаемую
тему,
оживила
мероприятие, создала творческую атмосферу.
В рамках Дня открытых дверей в лицее был организован тренинг для родителей «В
поисках
ресурса».
На
тренинге
родители
знакомились
с
различными
направлениями
терапии искусством. Такими, как танцевально-двигательная терапия, ароматерапия, арт-
терапия, музыкальная терапия. Родители учились работать с собственными эмоциями,
осознаниями, могли задавать интересующие их вопросы по обучению и воспитанию
детей. Рефлексия тренинга проводилась за фиточаем. Родители поделились тем, что им
было полезно учиться творческому самовыражению, что это помогает лучше понимать
чувства своих детей и быть в большем контакте с ними. Многие родители впервые
соприкасались с творчеством и его психологическим аспектом.
Это
направление
работы
оказалось
продуктивным
и
получило
продолжение
в
виде
создания проекта тренинга для родителей с периодичностью встреч – 1 раз в месяц.
Тренинговые
встречи
для
родителей,
по
их
словам,
оказались
весьма
полезными
и
ресурсными, особенно для женщин. Это воспринималось, как возможность уделять время
не только ребенку и мужу, но и себе, учиться искать ресурсы, учиться осознанности,
прорабатывать
собственные
эмоции,
творчески
выражать
себя,
общаться
с
другими
родителями, обмениваться мнениями.
Еще один опыт работы с детско-родительскими группами – проведение групповой работы
в классе «Страна Любви и понимания». Дети и родители создавали групповую работу,
взаимодействуя друг с другом и используя различные изобразительные средства. Создание
творческого
продукта
проходило
ярко,
интересно,
насыщенно.
Возникало
много
диагностических моментов в ходе создания проектов. Завершили встречу общим кругом
рефлексии.
Работа с педагогами. Арт-терапевтические упражнения и техники широко применяются
на
семинарах-практикумах,
тематических
педсоветах
и
в
профилактике
профессионального выгорания для педагогов.
Психологи
разработали
программу
по
профилактике
профессионального
выгорания
с
использованием арт-техник и ароматерапии.
Цель
программы:
стимулировать
рост
профессионализма
и
продуктивности
педагогического труда, развитие творческой инициативы, рассматривая труд учителя в
русле
трех
взаимосвязанных
психологических
пространств:
личности
учителя;
педагогической деятельности; педагогического общения.
Курс состоит из 10 занятий, специально составленных и подобранных для них арома-
музыкальных совмещений и этическо-философских установок логотерапии. Динамика
изменений отслеживалась с помощью методик САН и Люшера до и после сеансов.
Эстетика
и
физиология
запахов
и
осязательного
элемента
помогала
пролонгировать
достигнутое
состояние, настроить
на
позитивное
мышление. Программа
прошла
успешную апробацию в лицее.
Результатом
программы
было
создание
положительного
эмоционального
фона
в
коллективе,
педагоги
овладели
релаксационными
навыками,
научились
во
многом
понимать свое эмоциональное состояние, произошло повышение стрессоустойчивости,
снизился уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучшилось самочувствие,
работоспособность учителей.
Некоторые направления в арт-терапевтической работе в лицее
Особенно востребованными в настоящее время является профилактика эмоционального
выгорания педагогов, психологическая подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ учащихся, поиски
ресурса и стабилизации состояния взрослых и детей.
Искусство воспринимается многими людьми как мощный ресурс, помогающий осознать
свои
силы
и
ощущать
на
уровне
чувств
гармонию,
принимать
свою
уникальность,
индивидуальность,
поскольку
красота
для
каждого
имеет
свое
выражение.
Красота
помогает наши эмоции перевести в тонкие, чуткие, гармоничные - созвучные самой
красоте.
Красота
может
проявляться
в
очень
разных
вещах,
окружающих
нас:
в
визуальных, звуковых, ароматических, телесно-пластических. Самое главное - найти их
для себя, почувствовать, узнать, научиться видеть.
Мультимодальный
подход
позволяет
сочетать
танец,
фотокарты,
мыловарение,
ароматерапию, музыкальную терапию.
Фотокарты «Мандала». Идея создания именно такой колоды карт пришла не случайно.
Круг
-
форма
гармонии,
стабилизации.
Мандала
помогает
контейнировать
чувства
и
эмоции,
снижать
напряжение
и
тревогу.
В
картах
представлено
разнообразие
по
содержанию:
мандалообразные
объекты
в
окружающей
нас
жизни
и
творчестве.
Способность глаза выхватывать из общего контекста окружающего мира – некий круг, или
рисовать свою собственную мандалу, или рассматривать, с живым интересом, созданное
другими
–
все
это
помогает
созидать
свой
хрустальный
незримый
мир
стабильного
здоровья и спокойствия, возможно радостного нетерпения и ощущения удовольствия от
жизни.
Работа
с
фотокартами
помогает
в
осознавании
внутренних
конфликтов
и
противоречий, в поиске ресурсов, является хорошим стимулом развития позитивного
мышления.
Мыловарение
и
медитация. Мы
хотим
предложить
несколько
вариантов
работы
с
мылом: создание талисманоподобных объектов, создание желаемого образа ресурса и
здоровья, создание ряда объектов творческой продукции своего состояния или настроения
с
целью
наблюдения
за
динамикой
изменений
и
др..
Усиливает
эффект
погружения
музыкальные медитации, которые можно включать в данную работу.
С помощью творческой продукции клиент сам может увидеть динамику изменения или
сделает это с помощью специалиста. Когда ребенок или взрослый создает объект силы и
здоровья, он создает образ, помогающий видеть и чувствовать желаемый результат. Эта
работа
отражает
собственные
представления
человека
о
своих
ресурсах.
Смысловая
нагрузка, индивидуальный контекст, творческий характер процесса помогают клиенту
понять свой внутренний мир, выйти на осознаваемый уровень того, что хотелось бы
изменить: качество жизни, эмоциональную сферу, отношения с самим собой или миром.
Мыло - пластичный материл. Существуют разные варианты мыльной основы. Среди них
есть твердая, желеобразная и гелеобразная. Работа может осуществляться с нагреванием
основы или без термической обработки (в зависимости от основы). При нагревании
мыльная основа становится жидкой, в нее добавляется выбранный аромат, цвет, травы или
глиттеры. Мыло помещается в некоторую форму, где оно должно застыть.
Терапия с
использованием
мыла
помогает
актуализировать
на
символическом
уровне
динамику
внутреннего мира человека. Важен сам процесс внутренней работы и медитации, создание
творческого продукта и конечный продукт творчества. Формирование энергии собирания,
удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов мыловарения. Создать свое
состояние или настроение, талисман здоровья и силы, или символ, метафору желания, а
потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок или взрослый
изучает свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения
необходимы в его работе. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза, когда
ребенок может изменить свое мыло, сделать его более гармоничным для себя или оставить
все как есть.
Дальнейшая работа может предполагать создание контейнера для мыла.
Красота
в
мыловарении,
на
мой
взгляд,
получается
объемной,
видимой,
осязаемой,
обоняемой. Некий объект, созданный ребенком или взрослым, как образ своего здоровья,
ресурса – можно назвать ресурсным якорем.
Созданный
объект,
клиент
может
использовать
по
назначению,
или
позже
трансформировать его, частично изменив цвет и аромат, придав ему абсолютно другую
форму, при желании.
Ароматерапия. Ароматерапия
является
одной
из
форм
альтернативной
медицины,
в
основе которой лежит использование эфирных масел
и других ароматических соединений
с
целью
изменения
у
человека
настроения,
когнитивных
функций
(так
называемое
«психическое
состояние»)
и
здоровья. Работу ароматерапии объясняют два основных
механизма.
Одним
из
них
является влияние
аромата
на
мозг.
Другим
механизмом
является прямой фармакологический эффект эфирных
масел. Мы используем в своей
работе
прибор
ЭФА. С помощью ультразвуковых колебаний аппарат ЭФА превращает
чистые эфирные масла лекарственных растений в субмикронный аэрозоль без нагревания
и потери целебных свойств. Есть противопоказания, они обсуждаются с участниками
программы. Ароматерапия с применением прибора применяется на занятиях с педагогами.
Используются
эфирные
масла:
шалфея,
илан-иланга,
бергамота,
лаванды.
Соприкосновение с миром разнообразных ароматов происходит при создании мыла.
Танцевально-двигательная
терапия. Танцевально-двигательная терапия базируется на
признании того, что тело и психика взаимосвязаны. Тело и сознание рассматриваются как
равноценные силы. Невозможно жить в гармонии, если мы игнорируем свое тело. На
занятиях с детьми мы учимся «слушать» собственное тело, учимся двигаться, строим
своеобразный
мостик
между
миром
души
и
тела.
В
первых
классах
проходят
адаптационные
занятия
для
учащихся,
на
которых
дети
угадывают,
образы
каких
животных предлагает им музыка и танцуют, взаимодействуя с ними.
Родители и педагоги знакомятся с танцевально-двигательной терапией в ходе тренинговых
занятий. Начинают они с упражнений-разминок «Походки», «Боди джаз» Г.Рот,
далее
учатся понимать свое актуальное состояние и выражать его движением, используются
техники аутентичного движения. Без опыта танцевальной практики это бывает не просто,
как признаются сами участники. Но, этот опыт дает очень много для внутренней гармонии
и равновесия.
«Мир может быть изменён только в нашем сознании, ничему другому эта задача не под
силу.
Лишь сознание преобразует
мир,
сохраняя
его неизменным. Вселенная застыла
в неподвижности,
и одновременно
в ней
происходит
вечная
трансформация».
–
Юкио
Миссима
Терапия искусством на сегодняшний день одно из наиболее перспективных направлений в
психологической работе с детьми и взрослыми. Творческий процесс - это глубокий,
подлинный
способ
развития
и
понимания
себя
и
других,
способ
принятия
красоты,
окружающей нас. Создавая, созидая, творя, невозможно ошибаться, а значит, благодаря
творчеству, мы становимся сильнее, мудрее, лучше.