Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время.


Автор: Кравцов Виталий Викторович
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Темповская СОШ Ртищевского района Саратовской области"
Населённый пункт: п. Темп Ртищевский район Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время.
Раздел: среднее образование





Назад




Название

работы:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Ф.И.О. автора: Кравцов Виталий Викторович МОУ «Темповская средняя

общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»,

учитель начальных классов.

«Забота о здоровье-это важнейший труд

воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего

общества.

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое

ухудшение здоровья обучающихся. Проблема охраны и укрепления здоровья

детей очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из

самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о

сохранении здоровья обучающихся-важнейшая обязанность школы, отдельного

учителя

и

самого

ребенка.

Школьникам,

испытывающим

проблемы

со

здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с

этими

трудностями.

Современная

школа

готовит

детей

к

жизни,

а

значит

должна

обеспечить

выпускнику

высокий

уровень

реального

здоровья,

вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых

для ведения здорового образа жизни и воспитать у него культуру здоровья. В

связи с этим возникает проблема разработки и проведения мероприятий по

здоровьесбережению и профилактике заболеваний во внеурочное время.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует

понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных

от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования.

Кроме

того,

внеурочная

деятельность

в

начальной

школе

позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

За последнее время в печати появилось немало интересных методик и

авторских разработок по оздоровлению детей (методика

В. Ф. Базарного,

дыхательная гимнастика К. П. Бутейка, Стрельниковых, методика тренировки

мышц глаза Э. С. Аветисова). И это яркое свидетельство тому, что проблема

века услышана.

В своей работе хочу остановиться на некоторых здоровьесберегающих

технологиях, используемых мной во внеурочной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов,

методик,

средств

обучения

и

подходов

к

образовательному

процессу.

При

котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от

стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной,

интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который

гарантировал

бы

поддержание

только

благоприятного

морально-

психологического климата в коллективе.

В своей практике активно применяю следующие образовательные

технологии здоровьесберегающей направленности:

-технологию

личностно-ориентированного

обучения,

которая

предполагает

развитие личностных качеств обучающихся;

-технологию дифференцированного обучения, позволяющую осуществлять учёт

особенностей;

-технология проблемного обучения, создающая условия для самовыражения

обучающихся, позволяет использовать разнообразные приёмы, способствующие

появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

-технологию диалогового обучения, которая даёт возможность превратить урок

в пространство эффективного общения, создает условия для самовыражения

обучающихся, благоприятного психологического фона;

-технологию рефлексивного обучения, которая даёт возможность отслеживать

уровень понимания материала;

-педагогику сотрудничества, помогающую реализовывать задачи сохранения и

у к р е п л е н и я

з д о р о в ь я

о б у ч а ю щ и х с я .

Под

здоровьесберегающими

технологиями

я

понимаю

мероприятия,

направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников.

Хорошо здоровым быть!

Соков надо больше пить!

Гамбургер забросить в урну,

И купаться в речке бурной!!!

Закаляться, обливаться,

Спортом разным заниматься!

И болезней не боясь,

В тёплом доме не таясь,

По Земле гулять свободно,

Красоте дивясь природной!!!

Вот тогда начнете жить!

Здорово здоровым быть!!!

С чего должен начинаться день человека, который заботится о своём здоровье?

Конечно с ЗАРЯДКИ!

Что же такое утренняя гигиеническая гимнастика?

Утренняя гигиеническая гимнастика—это комплекс упражнений, выполняемых

ежедневно утром после сна. Этот вид гимнастики помогает организму быстрее

активизироваться после сна и обрести бодрость.

Гигиеническая гимнастика доступна и полезна всем, независимо от пола,

возраста и физического состояния. Многие упражнения из комплекса утренней

гимнастики полезны даже людям, имеющим отклонения от нормального

физического развития.

Нашей целью является выработать у ребят привычку делать утреннюю

зарядку. Хочется, чтобы они не только школьный день начинали с зарядки, но и

дома в выходные дни и дни каникул тоже не забывали заботиться о своём

здоровье. Был проведён классный час, на котором провели опрос среди

учеников начальных классов. Данный опрос показал, что только 26% детей

делают самостоятельно утреннюю зарядку. Мы решили проводить зарядку

каждое утро. Так же было решено подобрать комплекс упражнений. Зарядка

проводится под музыку, т.к. музыка дисциплинирует занимающихся, повышает

их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во

время выполнения упражнений под музыку, усиливают их физиологический

эффект. Также очень хорошо способствуют личностному развитию и

психологическому оздоровлению танцы. Танцевальная терапия – это поистине

волшебный секрет для тех, кто хочет стать раскрепощенным и гармоничным

человеком, научиться двигаться в такт со своим партнером по танцам, это

психотерапевтический метод, в рамках которого человек выполняет

определенные движения и начинает осознавать свое тело. Ведь процесс

организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный

характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией

здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние

полного физического, душевного и социального благополучия, а не только

отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-

ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-

развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,

благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно

взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в

освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта

здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение

сферы общения и деятельности обучающегося, развитие его саморегуляции (от

внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и

активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания,

формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других

людей.

В качестве индивидуального подхода использую игровые технологии, что

благотворно влияет на здоровье. В работе с ослабленными детьми осуществляю

щадящее

педагогическое

воздействие,

освобождение

от

дополнительных

занятий, дозировки нагрузки с учётом состояния здоровья детей.

Решить проблему сохранения здоровья школьников помогает проведение

творческих конкурсов, беседы по теме «Здоровье», викторины, игры. Мною

разработаны и адаптированы творческие конкурсы:

1.Конкурс рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми

растем»;

2.Конкурс поделок «Золотые руки не знают скуки».

3.Конкурс стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов

тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».

Родительский всеобуч решает главную задачу - сформировать здоровый досуг

семьи. В своей практике я использую следующие темы родительских собраний:

1-й класс. Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная

лекция). Режим дня в жизни школьника.

2-й класс. Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников.

(Полезные советы на каждый день).

3-й класс. Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное

состояние.

4-й класс. Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек).

Я считаю, что неотъемлемой частью оздоровительной работы являются

мероприятия,

направленные

на

охрану

жизни

детей

и

достижение

гигиенического

благополучия

внутришкольной

среды

как

наиболее

управляемого

фактора

формирования

здоровья

школьников.

С

этой

целью

всегда

выполняются

требования

СанПиНов,

разумно

организуется

режим

жизнедеятельности

обучающихся.

Составляется

комплекс

мероприятий

по

профилактике переутомления и учебных перегрузок, профилактике развития

заболеваний.

С целью формирования потребности в здоровом образе жизни в разных

классах организую и провожу мероприятия с использованием ИКТ-технологий:

«Влияние

табачного

дыма

на

организм»,

«Курить

здоровью

вредить»,

«Скажем «нет» наркотикам!», «Здоровый образ жизни и его составляющие»,

«Для чего нужна сменная обувь», «Осанка» и др.

В результате такого комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения у

обучающихся

складывается

полное,

четкое

представление

о

принципах

и

правилах ведения здорового образа жизни, о пагубном воздействии вредных

привычек

на

организм

человека;

вырабатывается

стремление

заниматься

физической культурой с целью поддержания физической формы.

В качестве приема здоровьесбережения

применяю дифференцированный

подход.

При

этом

каждый

ребенок

получает

от

мероприятий

только

положительные

эмоции,

получает

комфорт,

защищенность

и

испытывает

интерес. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению

самооценки обучающихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к

педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе.

Большая

роль

в

приобщении

обучающихся

к

ежедневным

занятиям

физическими

упражнениями

принадлежит

внеклассной

спортивно-массовой

работе. Целью этой работы является сохранение и укрепление здоровья детей.

Организую и провожу различные спортивные мероприятия, конкурсы «А ну-

ка,

мальчики!»,

«Клевые

девчонки!»,

«Аты-баты,

шли

солдаты»;

внутришкольные

дни здоровья.

Очень

интересно

проходят

дни

Здоровья,

которые несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на

пропаганду

здорового

образа

жизни

среди

подростков,

значительно

увеличивают двигательную активность ребенка. Мои ребята один раз в неделю

посещают

физкультурно-оздоровительный

комплекс

«Юность»

курс

«Плавание».

Плавание

в

бассейне

укрепляет

дыхательную,

сердечно-

сосудистую

и

нервную

системы,

активизирует

кровообращение,

повышает

работоспособность. Занятия плаванием помогают ребятам стать решительными,

находчивыми, дисциплинированными и собранными.

Для

создания

благоприятного

психологического

климата

я

использую

различные формы работы: КВН, игра, сказка, аукцион, концерты, экскурсии.

Проводя мероприятия, я приглашаю детей с родителями, чтобы они видели, как

правильно следить за своим здоровьем.

Каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление

здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного

учреждения.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии

потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим

детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если

мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только

в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и

развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если

раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибётся тот, кто

скажет, что без духовного не может быть здорового.



В раздел образования