Автор: Кравцов Виталий Викторович
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Темповская СОШ Ртищевского района Саратовской области"
Населённый пункт: п. Темп Ртищевский район Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время.
Раздел: среднее образование
Название
работы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Ф.И.О. автора: Кравцов Виталий Викторович МОУ «Темповская средняя
общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»,
учитель начальных классов.
«Забота о здоровье-это важнейший труд
воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества.
В последнее время все очевиднее становится катастрофическое
ухудшение здоровья обучающихся. Проблема охраны и укрепления здоровья
детей очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из
самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о
сохранении здоровья обучающихся-важнейшая обязанность школы, отдельного
учителя
и
самого
ребенка.
Школьникам,
испытывающим
проблемы
со
здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с
этими
трудностями.
Современная
школа
готовит
детей
к
жизни,
а
значит
должна
обеспечить
выпускнику
высокий
уровень
реального
здоровья,
вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых
для ведения здорового образа жизни и воспитать у него культуру здоровья. В
связи с этим возникает проблема разработки и проведения мероприятий по
здоровьесбережению и профилактике заболеваний во внеурочное время.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует
понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных
от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования.
Кроме
того,
внеурочная
деятельность
в
начальной
школе
позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
За последнее время в печати появилось немало интересных методик и
авторских разработок по оздоровлению детей (методика
В. Ф. Базарного,
дыхательная гимнастика К. П. Бутейка, Стрельниковых, методика тренировки
мышц глаза Э. С. Аветисова). И это яркое свидетельство тому, что проблема
века услышана.
В своей работе хочу остановиться на некоторых здоровьесберегающих
технологиях, используемых мной во внеурочной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов,
методик,
средств
обучения
и
подходов
к
образовательному
процессу.
При
котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от
стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной,
интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который
гарантировал
бы
поддержание
только
благоприятного
морально-
психологического климата в коллективе.
В своей практике активно применяю следующие образовательные
технологии здоровьесберегающей направленности:
-технологию
личностно-ориентированного
обучения,
которая
предполагает
развитие личностных качеств обучающихся;
-технологию дифференцированного обучения, позволяющую осуществлять учёт
особенностей;
-технология проблемного обучения, создающая условия для самовыражения
обучающихся, позволяет использовать разнообразные приёмы, способствующие
появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
-технологию диалогового обучения, которая даёт возможность превратить урок
в пространство эффективного общения, создает условия для самовыражения
обучающихся, благоприятного психологического фона;
-технологию рефлексивного обучения, которая даёт возможность отслеживать
уровень понимания материала;
-педагогику сотрудничества, помогающую реализовывать задачи сохранения и
у к р е п л е н и я
з д о р о в ь я
о б у ч а ю щ и х с я .
Под
здоровьесберегающими
технологиями
я
понимаю
мероприятия,
направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Гамбургер забросить в урну,
И купаться в речке бурной!!!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В тёплом доме не таясь,
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнете жить!
Здорово здоровым быть!!!
С чего должен начинаться день человека, который заботится о своём здоровье?
Конечно с ЗАРЯДКИ!
Что же такое утренняя гигиеническая гимнастика?
Утренняя гигиеническая гимнастика—это комплекс упражнений, выполняемых
ежедневно утром после сна. Этот вид гимнастики помогает организму быстрее
активизироваться после сна и обрести бодрость.
Гигиеническая гимнастика доступна и полезна всем, независимо от пола,
возраста и физического состояния. Многие упражнения из комплекса утренней
гимнастики полезны даже людям, имеющим отклонения от нормального
физического развития.
Нашей целью является выработать у ребят привычку делать утреннюю
зарядку. Хочется, чтобы они не только школьный день начинали с зарядки, но и
дома в выходные дни и дни каникул тоже не забывали заботиться о своём
здоровье. Был проведён классный час, на котором провели опрос среди
учеников начальных классов. Данный опрос показал, что только 26% детей
делают самостоятельно утреннюю зарядку. Мы решили проводить зарядку
каждое утро. Так же было решено подобрать комплекс упражнений. Зарядка
проводится под музыку, т.к. музыка дисциплинирует занимающихся, повышает
их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во
время выполнения упражнений под музыку, усиливают их физиологический
эффект. Также очень хорошо способствуют личностному развитию и
психологическому оздоровлению танцы. Танцевальная терапия – это поистине
волшебный секрет для тех, кто хочет стать раскрепощенным и гармоничным
человеком, научиться двигаться в такт со своим партнером по танцам, это
психотерапевтический метод, в рамках которого человек выполняет
определенные движения и начинает осознавать свое тело. Ведь процесс
организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный
характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией
здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние
полного физического, душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-
ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-
развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,
благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно
взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в
освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта
здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение
сферы общения и деятельности обучающегося, развитие его саморегуляции (от
внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и
активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания,
формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других
людей.
В качестве индивидуального подхода использую игровые технологии, что
благотворно влияет на здоровье. В работе с ослабленными детьми осуществляю
щадящее
педагогическое
воздействие,
освобождение
от
дополнительных
занятий, дозировки нагрузки с учётом состояния здоровья детей.
Решить проблему сохранения здоровья школьников помогает проведение
творческих конкурсов, беседы по теме «Здоровье», викторины, игры. Мною
разработаны и адаптированы творческие конкурсы:
1.Конкурс рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми
растем»;
2.Конкурс поделок «Золотые руки не знают скуки».
3.Конкурс стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов
тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».
Родительский всеобуч решает главную задачу - сформировать здоровый досуг
семьи. В своей практике я использую следующие темы родительских собраний:
1-й класс. Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная
лекция). Режим дня в жизни школьника.
2-й класс. Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников.
(Полезные советы на каждый день).
3-й класс. Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное
состояние.
4-й класс. Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек).
Я считаю, что неотъемлемой частью оздоровительной работы являются
мероприятия,
направленные
на
охрану
жизни
детей
и
достижение
гигиенического
благополучия
внутришкольной
среды
как
наиболее
управляемого
фактора
формирования
здоровья
школьников.
С
этой
целью
всегда
выполняются
требования
СанПиНов,
разумно
организуется
режим
жизнедеятельности
обучающихся.
Составляется
комплекс
мероприятий
по
профилактике переутомления и учебных перегрузок, профилактике развития
заболеваний.
С целью формирования потребности в здоровом образе жизни в разных
классах организую и провожу мероприятия с использованием ИКТ-технологий:
«Влияние
табачного
дыма
на
организм»,
«Курить
–
здоровью
вредить»,
«Скажем «нет» наркотикам!», «Здоровый образ жизни и его составляющие»,
«Для чего нужна сменная обувь», «Осанка» и др.
В результате такого комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения у
обучающихся
складывается
полное,
четкое
представление
о
принципах
и
правилах ведения здорового образа жизни, о пагубном воздействии вредных
привычек
на
организм
человека;
вырабатывается
стремление
заниматься
физической культурой с целью поддержания физической формы.
В качестве приема здоровьесбережения
применяю дифференцированный
подход.
При
этом
каждый
ребенок
получает
от
мероприятий
только
положительные
эмоции,
получает
комфорт,
защищенность
и
испытывает
интерес. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению
самооценки обучающихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к
педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе.
Большая
роль
в
приобщении
обучающихся
к
ежедневным
занятиям
физическими
упражнениями
принадлежит
внеклассной
спортивно-массовой
работе. Целью этой работы является сохранение и укрепление здоровья детей.
Организую и провожу различные спортивные мероприятия, конкурсы «А ну-
ка,
мальчики!»,
«Клевые
девчонки!»,
«Аты-баты,
шли
солдаты»;
внутришкольные
дни здоровья.
Очень
интересно
проходят
дни
Здоровья,
которые несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на
пропаганду
здорового
образа
жизни
среди
подростков,
значительно
увеличивают двигательную активность ребенка. Мои ребята один раз в неделю
посещают
физкультурно-оздоровительный
комплекс
«Юность»
курс
«Плавание».
Плавание
в
бассейне
укрепляет
дыхательную,
сердечно-
сосудистую
и
нервную
системы,
активизирует
кровообращение,
повышает
работоспособность. Занятия плаванием помогают ребятам стать решительными,
находчивыми, дисциплинированными и собранными.
Для
создания
благоприятного
психологического
климата
я
использую
различные формы работы: КВН, игра, сказка, аукцион, концерты, экскурсии.
Проводя мероприятия, я приглашаю детей с родителями, чтобы они видели, как
правильно следить за своим здоровьем.
Каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление
здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного
учреждения.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии
потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим
детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если
мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только
в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и
развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если
раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибётся тот, кто
скажет, что без духовного не может быть здорового.