Автор: Недошивкина Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №40
Населённый пункт: Санкт-Петербург г.Колпино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во второй младшей группе «Сказка на ладошке»
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во второй
младшей группе «Сказка на ладошке»
Недошивкина Юлия Александровна
ВВЕДЕНИЕ
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский
Овладение устной речью является важным процессом в становлении
личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника,
развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать
выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков
осуществляется одновременно с развитием мыслительных и
психоэмоциональных способностей. Речь — инструмент в исследовательской
и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и
взрослыми.
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется
во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое
развитие».
Речевое развитие является важнейшим средством коммуникации между
людьми; развитием связной, грамматически правильной речи; развитие
правильной культуры речи, восприятия информации на слух; знакомством с
книгой; формирование навыков построения предложений.
Пояснительная записка
На всех НОД важно развивать речевую активность у детей, вызывать
стремление узнавать новые слова, тем самым пополняя словарный запас,
способствовать развитию звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха у детей. Следует побуждать детей младшего
дошкольного возраста вспоминать, что они видели интересного вокруг, что
им понравилось, отвечать на вопросы воспитателя, активизируя речевую
деятельность.
Назначение: данный конспект предлагаю воспитателям, педагогам,
работающими с детьми, родителям.
Тип занятия: Занятие на повторение пройденного материала
Продолжительность:15 минут
Участники: Вторая младшая группа
Методы и приёмы работы с детьми: словесный, мотивационный, игровой.
Цель:Совершенствование и закрепление знаний, умений и навыков,
полученных ранее, развитие речевой активности, умения реализовывать
имеющиеся знан
ЗадачиУточнение и расширение словаря по сказке «Репка».
Развитие речевого слуха, зрительного внимания.
Формирование самостоятельности.
Формирование желания прийти на помощь, попавшему в беду.
Способы:Сюрпризный момент: письмо в конверте.
Вопросы к детям.
Проблемная ситуация.
Средства: Демонстрационный: цветы, ворона, дерево, избушка, кот,
собака, мышь, бабушка и дедушка, репка.
Предварительная работа:Чтение сказки
Словесные игры «Назови ласково».
Ход занятия
Под веселую музыку дети входят в группу.
Заходите ребята, давайте поздороваемся.
В колыбели золотой, встало солнце над рекой. /ладошки лодочкой
Встало солнце поутру, разбудило детвору. /ручки вверх
Вышли дети поиграть, стали прыгать и скакать.
Здесь и гости дорогие. Здравствуйте, здравствуйте!
Ой, ребята, посмотрите, что это? (на столе лежит письмо).
Давайте посмотрим от кого пришло письмо и прочитаем, что же там
написано.
А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка». Она пишет: «Ребята,
дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему,
пожалуйста».
Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку?
Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе-
Букашка. Чтобы попасть на него необходимо отгадать слово. Кто первый
назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:
• слон большой, а мышка –
• кубик квадратный, а мяч-
• лук горький, а торт –
• волк злой, а зайчик –
• скамейка низкая, а забор -
• зимой холодно, а летом -
• днем светло, а ночью –
• мишка мягкий, а кирпич –
Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился
Поехали.
(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)
- Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много.
Давайте понюхаем их аромат.
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» - через нос делаем спокойный
вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «А - ах!».
Ребята кто это у нас тут?
Посмотрите, кто это сидит?
- А ворона где сидит?
- А как кричит ворона?
посмотрите, ворона волнуется. Она говорит, что у бабушки и дедушки
пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому
они не могут вытащить репку. Ребята, а как мы узнаем, кто пропал?
Нам дают подсказку.
Нужно отгадать загадки:
Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,
Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.
Назовем собаку ласково
- Что собака делает?
- Как она лает?
Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же
она?
А я знаю, как ее найти, ее надо позвать. Скажите мы, в какой сказке с
Вами?.
А как звали собачку в сказке Репка?
А у нас еще загадка:
В мягкой шубке ходит, песенки выводит,
Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет.
А как она говорит?
Давайте ласково назовем кошку?
А что любит делать кошка
А какая кошка?
Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку?
А вот и наша кошечка. Ребята, а какие это животные? Домашние или
дикие?
А почему?
Но в сказке Репка был еще один зверек.
Кто это? Ребята давайте вспоминать.
А где же она? Давайте найдем ее. Вот она!
Как ласково мы назовем мышь?
А как пищит она?
Как хорошо, что мы всех нашли. Теперь можем идти дальше.
Ой, посмотрите, набежали тучки, потемнело все вокруг и теперь не видно
куда идти. А давайте поиграем с тучкой.
(звучит веселая шуточная песенка «Тучка»)
Вот и стало светло, выглянуло солнышко. Можно идти.
Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и
дедушке.
Бабушка: Ой, спасибо ребята, нашли наших животных. Ребята помогите
дедушке вытянуть репку. (Приносят и ставят животных на стол около
бабушки и дедушки).
(дети садятся на стулья)
Для того чтобы мы помогли дедушке, нам нужно рассказать сказку.
Бабушка: спасибо ребятки за помощь. Помогли вытянуть репку.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну
а теперь пора возвращаться в детский сад.
Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были?
А что мы у них делали?
Спасибо вам. Вы молодцы. Ой, я совсем забыла: Бабушка приготовила для
нас с вами угощение - вкусные пирожки. Угощайтесь!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровая и театрализованная деятельность способствует развитию и
активизации речевой деятельности, пополнению словарного запаса у детей.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста и на протяжении
всего детства. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром
литературы, они преподносят детям поэтический и многогранный образ
своих героев, увлекают своим содержанием, художественной формой,
оставляя при этом простор воображению.
Сказка - один из самых распространённых и богатых жанров устного
народного творчества. Сказку можно назвать самым древним и самым
мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям
доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В
народных произведениях кроется огромный смысл, в них заложена вся
мудрость и воля народа, его душа.