Автор: Перова Тамара Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 52
Населённый пункт: г.Ульяновск, Ульяновская область.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Тематическая подборка зрительных гимнастик для детей среднего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«Тематическая подборка зрительных гимнастик для детей среднего дошкольного возраста».
Автор-составитель: Перова Тамара Александровна.
МБДОУ №52 г.Ульяновск
Введение
Из всех органов чувств человека
глаз всегда признавался наилучшим даром
и чудеснейшим произведением
творческой силы природы.
(Г. Гельмгольц)
Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов
играет
зрение.
Зрение
-
одно
из
пяти
чувств,
с
помощью
которых
человек
познает,
воспринимает
и
исследует
окружающий его мир.
Дети - это «особые люди». Их организм работает практически идеально, и для поддержания здоровья необходимые
определенные манипуляции, которым стоит приучать малыша с детства.
Важным является сохранить зрение ребенка. Для этого известно несколько методик, позволяющих детским глазам
снимать напряжение, улучшая тем самым состояние глаз и самочувствие ребенка.
Зрительная гимнастика - замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Регулярная гимнастика для глаз,
так называемая физминутка, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие
некоторых заболеваний глаз.
Пояснительная записка
Ц е л ь гимнастики
для
глаз
для
дошкольников
–создать
условия
для
формирования
у
детей
правильного
представления о том, что о зрении необходимо заботиться.
Задачи:
1.
Обеспечить необходимый отдых глазам в процессе НОД и ОД.
2.
Предупредить нарушения зрения дошкольников.
3.
Добиться улучшения зрения и укрепления здоровья детей в целом.
Используемые методы при проведении зрительной гимнастики:
- метод соответствия возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников;
- игровой метод;
- метод наглядности;
- метод системности.
Проводить гимнастику для глаз необходимо уже в раннем возрасте. Упражнения следует выполнять 2-3 раза за
день по несколько минут. Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме.
Важно,
чтобы
дети
сами
понимали
необходимость
выполнения
упражнений
и
с
удовольствием
занимались.
Не
превращайте тренинги в надоедливую и скучную «обязаловку».
Условия проведения зрительной гимнастики:
1. Фиксированное положение головы (дети стоят стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь
подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать
глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших
группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
3. Выбор зрительных упражнений определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом
двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом деятельности.
4. Возможно сочетание зрительной гимнастики и физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты
головы в соответствии с упражнениями.
У детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, детям сложно выполнять некоторые виды зрительной
гимнастики, такие как «вращение глаз», « повороты глаз», не имея перед глазами зрительной опоры.
Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «волшебную палочку с
огоньком», указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка. Воспитатель прямо перед
колонкой детей и с помощью указки проводит зрительную гимнастику.
Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или
специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с
интересом выполнять однообразные упражнения, направленные на развитие зрительного анализатора.
Тематическая подборка
зрительных гимнастик для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)
Для развития мышц глаза, зрительных функций
Тема
Название
гимнастики
Текст рифмовки
Описание действий и инструкций
педагога
«Овощи»
«Овощи»
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем овощи искать.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий.
Там редиска, там салат.
Наша грядка просто клад.
Моргают глазами
Смотрят вниз.
Смотрят влево – вправо.
Моргают глазами.
(повторить 2 – 3 раза)
«Фрукты»
«Фрукты»
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Круговые движения глазами влево – вверх,
вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх,
влево – вниз.
Яблоки и апельсины,
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
Быстро моргают глазами.
Сильно зажмуривают глаза.
(повторить 2 – 3 раза)
«Деревья»
«Ёлка»
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки
Вот такой ширины.
Есть над нашей ёлкой шишки,
Рядом есть – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Смотрят вверх.
Фиксируют взгляд наверху, затем смотрят
вперёд.
Смотрят вправо.
Фиксируют взгляд справа, затем смотрят
вперёд.
Смотрят влево.
Фиксируют взгляд слева, затем смотрят
вперёд.
Смотрят вниз,
Фиксируют взгляд внизу, затем смотрят
вперёд.
Зажмуривают глаза.
(повторить 2 раза)
«Осень»
«Осень»
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись
Круговые движения глазами влево – вверх,
вправо – вниз,
Круговые движения глазами вправо – вверх,
влево – вниз.
Смотрят влево – вправо.
клены.
В пурпуре осинки, только дуб
зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, осень в золото одета!
Смотрят вверх – вниз.
Зажмуривают глаза.
Открывают глаза.
(повторить 2 - 3 раза)
«Наше тело»
«Части тела»
Глазки вправо, глазки влево.
И по кругу поведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко отдохнём.
Посмотри на кончик носа
И на лоб свой посмотри.
Вправо – влево ты на руки,
Вниз на ноги посмотри.
Молодцы!
Глазки закрываем.
Медленно вдыхаем,
А сейчас давай опять
Глазки заставляй моргать.
Смотрят вправо – влево.
Круговые движения глазами влево – вверх,
вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх,
влево – вниз.
Моргают глазами.
Смотрят вперед.
Смотрят на «кончик носа» - вниз.
Смотрят на «лоб» - вверх.
Руки в стороны - вперёд: смотрят на кончики
пальцев правой, затем левой руки.
Смотрят вниз.
Смотрят на педагога.
Закрывают глаза, спокойно дышат.
Моргают глазами.
«Предметы
гигиены»
Говорит дорожка – два вышитых
конца.
Смотрят влево, вправо.
Круговые движения глазами влево – вверх,
Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в пол дня испачкаешь меня.
вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх,
влево – вниз.
Моргают глазами.
(повторить 2 - 3 раза)
«Перелётные
птицы»
«Скворушки»
Скворушки, скворушки,
Чёрненькие перышки!
Греет солнышко теплей,
Прилетайте поскорей
Моргают глазами
Смотрят вправо, влево
Смотрят вверх, вниз,
(повторить 2-3 раза)
«Зимующие
птицы»
«Синички»
Что за прелесть эти птички
Быстрокрылые синички
Птичкам голодно, бедняжкам,
Им зимою очень тяжко.
На кормушку за окошком
Накрошу я хлебных крошек
А ещё им дам пшенички,
Пусть покушают синички.
Смотрят вверх, затем вперёд
Смотрят вниз, затем вперёд.
Смотрят вправо, затем вперёд.
Смотреть влево, затем вперёд.
Поморгать глазами.
Закрыть глаза
Открыть глаза.
(повторить 2 раза)
«Моя семья»
«Здесь живёт моя
семья»
Стоит дом в два этажа,
Здесь живет моя семья.
Возле дома дивный сад.
Тут мы любим отдыхать.
Смотрят снизу вверх.
Смотрят сверху вниз.
Круговые движения глазами влево – вверх,
вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх,
влево – вниз.
Справа по дорожке мама с братиком
любят гулять.
Слева – на скамеечке дедушка с
бабушкой сидят.
Там вдали отец с сестрой я гляжу.
И с улыбкой с лавочки за всеми я
слежу.
Смотрят вправо.
Смотрят влево.
Смотрят вперёд.
Улыбнуться.
(повторить 2 раза)
«Детский
сад»
«Собираемся в
детский сад»
Много разных дел с утра
Выполняет детвора.
Нужно быстро умываться,
В детский садик собираться:
Быстро свой рюкзак сложить,
Всё, что нужно не забыть.
Моргают глазами.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Круговые движения глазами влево – вверх,
вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх,
влево – вниз.
(повторить 2- 3 раза)
«Игрушки»
«Игрушки»
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Используются игрушки по тексту, педагог их
достаёт по очереди из «Чудесного мешочка»
Закрывают глаза.
Открывают глаза, смотрят на игрушку.
Закрывают глаза.
Открывают глаза, смотрят на игрушку.
Закрывают глаза.
Открывают глаза, смотрят на игрушку.
Закрывают глаза.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
Открывают глаза, смотрят на игрушку.
Закрывают глаза.
Открывают глаза, смотрят на игрушку.
(повторить 2 раза)
«Домашние
птицы»
«Утки»
Утки, утки, утки,
Уточки-малютки,
На волне качались,
Брызгались, плескались!
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Зажмуривают глаза.
Моргают глазами.
(повторить 2 - 3 раза)
«Зима.
Зимние
забавы»
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы снежок с тобой слепили:
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Моргают глазами.
Смотрят вправо, влево.
Широко открывают глаза,
Закрывают глаза на 5 с.
(повторить 2 - 3 раза)
«Здравствуй,
здравствуй
Новый год»
«Ёлочные
игрушки»
Посмотри: на нашей ёлке
Очень колкие иголки.
От низа до макушки
Висят на ней игрушки-
Звёздочки и шарики, яркие фонарики.
Смотрят вперед.
Смотрят снизу вверх.
Смотрят сверху вниз.
Моргают глазами.
(повторить 2 - 3 раза)
«Домашние
животные»
«Кошка»
Вот окошко распахнулось,
кошка вышла на карниз.
Широко открывают глаза.
Посмотрела кошка вверх,
посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась,
проводила взглядом мух.
Посмотрела на кота
и закрыла вдруг глаза.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят влево.
Смотрят вправо.
Смотрят прямо.
Закрывают глаза.
(повторить 2 - 3 раза)
«Дикие
животные»
«Зайчик»
Зайчик вышел погулять,
глянул солнца не видать.
Тучка быстро набежала,
узелок свой развязала.
И закапал сильный дождь:
кап-кап, кап-кап!
Зайчик вышел погулять,
А теперь пора бежать.
Широко открывают глаза.
Смотрят вверх.
Закрывают глаза ладошками.
Широко открывают глаза.
Моргают глазами.
Хлопают в ладоши.
(повторить 2 раза)
«Профессия»
«Врач»
Я врачом мечтаю быть,
Буду я больных лечить.
Доброе ведь это дело –
Буду доктором умелым.
Смотрят вправо, влево.
Смотрят вверх, вниз.
Круговые движения глазами влево – вверх,
вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх,
влево – вниз.
(повторить 2 раза)
«Праздник
8 марта»
«Помогу маме»
Наведу порядок в доме,
Вытру пыль, полью цветы.
Круговые движения глазами влево – вверх,
вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх,
Мама с радостью мне скажет:
«Молодец, какая ты!»
влево – вниз.
Зажмуривают глаза.
Широко открывают глаза.
(повторить 2 раза)
«Наш дом»
«Наш дом»
На горе мы видим дом,
Много зелени кругом.
Вот деревья, вот кусты,
Вот душистые цветы!
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Моргают глазами.
Зажмуривают глаза.
(повторить 2 - 3 раза)
«Мебель»
«Стол»
Под крышкой у стола есть ножки,
На крышке стоят тарелки да ложки.
Смотрят вниз.
Смотрят вверх.
(повторить 2 - 3 раза)
«Посуда»
«Чайник»
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко загремела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Моргают глазами.
Смотрят вправо, влево.
Широко открывают глаза.
Закрывают глаза на 5 с.
(повторить 2 - 3 раза)
«Весна»
«Весна»
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Широко открывают глаза.
Смотрят вверх, вниз.
Смотрят влево.
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы.
Смотрят вправо.
Моргают глазами.
(повторить 2 раза)
«Одежда»
«Мастерица»
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Будет мишенька гулять,
А ночами крепко спать.
Выполняется с игрушкой – мишка. Педагог
выполняет движения предметом, дети
прослеживают движения глазами.
Смотрят вправо, влево.
Смотрят вверх, вниз.
Круговые движения глазами влево – вверх,
вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх,
влево – вниз.
Закрывают глаза.
(повторить 2 - 3 раза)
«Обувь»
«Ботинки»
У моей Маринки
Красные ботинки,
Зашагает по дорожке,
Смотрят вперёд,
Смотрят вниз, затем вперёд.
Моргают глазами.
Не замочит свои ножки
Зажмуриваются и широко открывают глаза.
(повторить 2 - 3 раза)
«Транспорт»
«Машина»
В машине, машине
Шофер сидит
Машина, машина
Идет, гудит.
В машине, машине
Детей полно.
Поехали дети.
Глядят в окно.
Вот поле, вот речка,
Вот лес густой…
Приехали дети. Машина стой!
Моргают глазами
Круговые движения глазами влево – вверх,
вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх,
влево – вниз.
Смотрят влево, вправо.
Смотрят вперёд.
Моргают глазами.
(повторить 2 раза)
«Цветы»
«Одуванчик»
Раз - налево, два - направо,
Одуванчик сделал круг,
Приземлился, огляделся
И нашел себе подруг!
Выполняется с предметов – одуванчик или
имитацией. Педагог выполняет движения
предметом, дети прослеживают движения
глазами.
Смотрят влево, затем вправо.
Круговые движения глазами влево – вверх,
вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх,
влево – вниз.
Смотрят вперёд, влево вправо.
Широко открывают глаза, смотрят вперёд.
(повторить 2-3 раза)
«Лето.
Летние
игры»
«Лето»
Все вокруг зазеленело,
Заалело, засинело!
Вот и лето!
Вот и лето!
С морем теплым,
С ярким светом.
Смотрят влево, вправо.
Смотрят вверх, вниз.
Круговые движения глазами влево – вверх,
вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх,
влево – вниз.
Моргают глазами.
(повторить 2-3 раза)