Автор: Загрибельная Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 12
Населённый пункт: Приморский край, Черниговский район, пгт. Сибирцево
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетно-ролевые игры как среда эффективной социализации дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Загрибельная С. Г.
Воспитатель детского сада
МБДОУ ДС № 12 пгт. Сибирцево
Сюжетно-ролевые игры как среда эффективной социализации дошкольника
С первых дней своего появления на свет, человек окружен другими людьми. С самого начала своей
жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения ребенок приобретает еще до
того, как научится говорить.
Человек – существо социальное, его развитие зависит не только от биологических, а, прежде всего,
от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт,
который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из
актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы
ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным [9, С.3].
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к
выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки
определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным
содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры,
правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и
личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и
закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного
взаимодействия, моральные и социальные нормы. В настоящее время, когда научно-технический
прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым
творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично
взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают, люди (в дальнейшем их
можно назвать проводниками), с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие.
Ими могут являться:
- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
- детский сад (в первую очередь воспитатели);
- общество (сверстники, друзья).
По своей роли в процессе социализации проводники различаются в зависимости от того, насколько
они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими
средствами они оказывают свое влияние.
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является
семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый
социальный опыт, учится социальному ориентированию. Изучение образовательной практики
показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не
уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-
дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации,
представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка,
охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, морально-
нравственной, межличностной сторон его жизни.
Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам
поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и
переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий
природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров
придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.
Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении
охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного,
социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной
социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему
социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.
На сегодняшний день проблема социализации ребенка дошкольного возраста, а именно
использование сюжетно-ролевой игры как основного инструмента вхождения в общество, является
интересной для изучения. Так как несет в себе большое количество материала, полезного для
применения в реальных условиях.
Объектом выступает сюжетно-ролевая игра, как – среда эффективной социализации и фактор
прямого воздействия на социализацию ребенка дошкольного возраста.
Предметом являются особенности и основные критерии сюжетно-ролевой игры, как неотделимого
компонента деятельности дошкольника в процессе его эффективной социализации.
Цель: определение воздействия сюжетно-ролевой игры на социализацию ребенка дошкольного
возраста.
Задачами являются:
1. Выделение основных особенностей и факторов процесса социализации, как фактора развития
ребенка
2. Определение ключевых характеристик вхождения ребенка в социальную среду всего окружающего
мира в целом.
3. Выяснение характерных принципов сюжетно-ролевой игры, и ее влияния на процесс социализации.
В связи с этой проблемой социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста на базе
нашего детского сада была создана инновационная площадка Школы педагогики ДВФУ по теме:
«Создание культурно-образовательной среды эффективной социализации детей в условиях
дошкольного учреждения. Мной была выбрана тема «Сюжетно-ролевые игры как среда эффективной
социализации дошкольника» - так как сегодня основной целью дошкольного образования является
поддержка позитивной социализации дошкольника, развития его личности одним из путей
оптимального решения поставленной цели и обусловлены появлением стандарта дошкольного
образования.
Некоторое внимание необходимо уделить особенностям социализации детей дошкольного возраста.
Социализация детей связана, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы,
установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делается на усвоении, и предполагает
формирование предельных способов действовать. Одним из главных результатов социализации
считается социализированность, понимаемая как сформированность черт личности, требуемая данным
обществом, а также усвоение человеком соответствующих социальных установок, ценностей,
способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его
на последующих стадиях развития. Американский исследователь А. Инкельс назвал это
«заглядыванием вперед», т.е. изучением того, каким должен быть ребенок сейчас, чтобы добиться
успеха, встав взрослым.
Более подробно хотелось бы остановиться на понятии «социальная адаптация». Умение ребенка
дошкольного возраста адаптироваться к социальным условиям является важнейшей (наряду с
активностью) стороной процесса социализации личности. Многие исследователи подчеркивают
положительную сторону адаптации как показатель успешной социализации личности ребенка
младшего возраста в обществе [11, С.84].
Отечественные педагоги понимают адаптивность как умение человека понять и оценить факторы
окружающей действительности в связи не только с непосредственной ситуацией, но и планами на
будущее. Поэтому адаптивность - это не только «приспособленчество», но и ощущение среды, места и
времени. Если научить ребенка правильно ориентироваться в любых обстоятельствах, он сможет
сделать гораздо больше полезного и избежит многих осложнений.
Анализ трудов зарубежных и отечественных ученых позволил выделить следующие положения,
которые имеют значение для исследуемой проблемы:
- социализация - процесс непрерывный, длящийся всю жизнь, который распадается на периоды (в
детстве ребенок овладевает нормами социальной жизни, отрочество - время индивидуализации и
развития потребности «быть личностью», в юности идет приобретение черт и свойств личности);
- на основе социального опыта складывается внутренняя позиция личности, что говорит об ее
активной позиции в процессе социализации;
- принятие, освоение социального опыта происходит только в процессе взаимодействия основных
институтов социализации (семья, дошкольное образовательное учреждение, школа и т.д.) [12, С.95].
Поэтому ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее
эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает
внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в
игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со
сверстниками и взрослыми.
1. Педагогическая и психологическая науки определяют игру как осознанную деятельность, то есть
совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов.
2. О социальной природе игры свидетельствует ее историческое происхождение. Игра возникает в
ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. Об историческом
происхождении игры впервые говорил Г. В.Плеханов в "Письмах без адреса". Д.Б. Эльконин эту мысль
развил в работе "Основные вопросы теории игры". Он рассматривает возникновение и развитие игры с
изменением положения ребенка в обществе.
3. О социальной природе свидетельствует то, что содержание основного вида игр - творческих, носит
конкретный, исторический характер.
4. Игра может существовать лишь при определенных социальных условиях.
5. Развитие игровой деятельности также свидетельствует о ее социальной природе [40, С.82].
Признавая определяющее значение социальной природы игры, отечественные ученые не отрицают и
наличие биологических факторов. И. П. Павлов доказал, что человеку присущи от рождения
потребность в движениях, активности, и безотчетное стремление к пониманию, ориентировочно-
исследовательский рефлекс, потребность в общении, склонность к подражанию. Эти врожденные
свойства нервной системы человека побуждают ребенка к игре. Однако возникнуть игра может только
при социальных условиях. Развитие воображения, ориентации в окружающем, позволяет
преобразовывать и изменять видимое, включенное в игру. Это проводит ту резкую грань, которая и
отличает игру человека от игры животного. Развитие речи ребенка, формирование его мышления на
основе II сигнальной системы существенно меняет ориентировочно-исследовательскую деятельность,
а, следовательно, игру.
Биологическая потребность в активном познании окружающего, которая проявляется в игре, очень
рано преобразовывается в специальную познавательную деятельность. То обстоятельство, что само
преобразование познавательной деятельности ребенка осуществляется в процессе общения со
взрослыми, под влиянием обучения и воспитания, дает нам основание говорить о единстве социальной
и биологической природы игры. Но социальный фактор играет ведущую роль. Движущей силой
развития ребенка, в том числе и развития его игры, является социальное бытие, его непосредственное
взаимодействие с окружающим его миром [40, С.12].
Особенности игры как деятельности: отобразительный и действенно-речевой характер,
специфические мотивы (основной мотив это переживание ребенком в игре значимых для него сторон
действительности, интерес к действиям с предметами, событиям, отношениям между людьми.
Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес.
Однако, как отмечал Л.С. Выготский - ребенок играет, не осознавая мотивов своей деятельности); в
игре присутствует воображаемая ситуация и ее компоненты (роли, сюжет, воображаемое явление); в
играх имеются правила (скрытые, вытекающие из роли, сюжета и открытые, ярко выраженные);
активная деятельность воображения; повторность игры и игрового действия (благодаря стремлению к
подражанию, ребенок много раз повторяет одни и те же действия, слова, а такое повторение
необходимо для психического развития. Именно на повторности построены многие подвижные игры);
самостоятельность (эта особенность с особой силой проявляется в творческих играх, где дети
самостоятельно выбирают сюжет, развивают его, определяют правила); творческий характер, что
позволяет детям проявить инициативу, фантазию в построении сюжета, в выборе содержания, в
создании игровой обстановки, в выборе изобразительных средств для выполнения ролей;
эмоциональная насыщенность (игра невозможна без чувства радости, удовлетворения, вызывает
эстетические эмоции и др.) [40, С.22].
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная
классификация их затруднительна. Так, Е.А. Аркин классифицирует игры в соответствии с их
содержанием (военные, на бытовые темы, производственные). П.Ф. Лесгафт положил в основу
классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и
школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила. Наиболее часто в педагогике
имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д. З.
Менджерицкая, Т. Л. Маркова и др.).
А.П. Усова, предложила классифицировать по характеру объединения детей в играх.
Исследователями Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца предложена классификация, в
которой в качестве основы выдвигают категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры
Таблица 1.
Классы
Виды
Подвиды
Игры, возникающие по
инициативе ребенка
Игры-экспериментирования
Сюжетные самодеятельные
игры
С природными объектами, с
животными и людьми.
Общение с людьми, со
специальными игрушками для
экспериментирования
Сюжетно-отобразительные
Сюжетно-ролевые
Режиссерские
Театрализованные
Игры, связанные с исходной
инициативой взрослого
Обучающие игры
Автодидактические предметные
Сюжетно-дидактические
Досуговые игры
Подвижные
Музыкальные
Учебно-предметные
дидактические
Интеллектуальные
Забавы
Развлечения
Театральные
Празднично-карнавальные
Компьютерные
Игры народные, идущие от
исторических традиций, от
носа
Обрядовые игры
Тренинговые игры
Досуговые игры
Культовые
Семейные
Сезонные
Интеллектуальные
Сенсомоторные
Адаптивные
Игрища
Тихие
Забавляющие
Развлекавшие
С точки зрения отношения детей к игре выделяют 6 типов поведения и соответственно 6 видов игр
дошкольников.
1. Неигровое поведение: ребенок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро
проходящий интерес.
2. Игра-наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто задает им вопросы, что-то советует,
но сам редко вступает в игру.
3. Игра в одиночестве: ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими
детьми.
4. Параллельная игра: ребенок играет один, однако в непосредственной близости от других играющих
детей.
5. Связанная игра: ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает
так, как ему хочется. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен
игрушками.
6. Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или
получения определенного результата [31, С.92].
И так первые три типа (так называемые изолированные игры) более характерны для детей в возрасте
от одного года до трех лет, а социальные игры (связанные и совместные) - для дошкольников.
Увеличение количества групповых игр и игр с воспроизведением бытовых жанровых сценок
(драматических игр) у старших дошкольников связано, по всей вероятности, с их более развитой
способностью переключать внимание с себя на других и осознанием сопричастности к делам
сверстников.
Социализация - это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и
форм поведения. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация
тождественна «окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со
средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через
некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных
достижений.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом
деятельности. Под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят
качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические
процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для
данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности
является игра.
А как показывает анализ психолого-педагогической литературы сущность игры как ведущего вида
деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности
взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть,
своего рода, средством познания ребенком действительности. Следовательно, основными институтами
социализации являются семья, дошкольное образовательное учреждение, школа, ВУЗ и другие
общности людей, в которых протекает процесс эффективной социализации человека.
Данное наблюдение я начала проводить с февраля 2014 уч. году. В течение этого года работы с
группой детей, осуществляла подборку сюжетно-ролевых игр, которые, на мой взгляд, подходили к
работе с этим контингентом детей (исходя из их индивидуально-психологических особенностей), для
развития коммуникативных способностей, дружеских взаимоотношений детей.
В данном наблюдении принимали участие дети старшего и подготовительного возраста.
Но прежде, чем работать над развитием и формированием взаимоотношений детей в игре,
необходимо выявить было уровень игровой деятельности, (который является синтезом двух
составляющих: 1) уровень игрового взаимодействия и 2) показатель усвоения социальных норм и
правил) каждого ребенка, чтобы увидеть их «слабые» места, которые необходимо развивать и
«сильные», на которые можно опереться в работе, и тоже их развивать.
Использование диагностики, считаю, важным делом, т. к. для того, чтобы использовать игру как
средство воспитания и формирования личности ребенка необходимо знать каждого ребенка:
определить степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, умений и навыков игрового
взаимодействия, следование его социальным правилам и нормам в повседневной жизни, а также его
умений применять их в своей деятельности. Всё это необходимо для более эффективной и
направленной работы.
Программа «Детство» (автор Т. И. Бабаева) направлена на развитие умственных и творческих
способностей ребенка-дошкольника.
Исходя из положения, что детская игра носит творческий и самодеятельный характер, авторы
программы делают акцент при определении уровня развития игровой деятельности на изучение
сюжетной игры и игры с правилами, так как они являются основными видами игровой деятельности
дошкольников.
Для определения уровня игровой деятельности невозможно задать жесткие критерии, но есть ряд
признаков, в совокупности позволяющих примерно отнести игру ребенка к одному из трех уровней -
высокому, среднему, низкому, - в соответствии с возможностями данной возрастной категории; эти
признаки - показатели уровня игры - представлены в таблице 1.
Оценка уровня игры выносилась на основе обобщения результатов постоянных наблюдений за
свободной самостоятельной игрой детей. Существенным подкреплением оценки уровня сюжетной
игры ребенка служило его поведение в совместной со взрослым игре-придумывании.
Оценку уровня игры осуществляла 3 раза в год:
в Феврале - где оценивался уровень игры, руководствуясь выделенными показателями, и, в
зависимости от оценки, для каждой группы детей (с низким, средним, высоким уровнем)
подбирала соответствующие приемы, способствующие дальнейшему продвижению и
активизации самостоятельной игры детей (т.е. осуществление дифференцированного подхода к
детям);
в Июле - когда очередная оценка позволила определить успешность продвижения детей,
скорректировать свою тактику, определить, кто из детей в большей мере нуждается во
внимании;
в Октябре осуществлялась итоговая оценка, которая является как характеристикой общего
продвижения детей, так и свидетельством эффективности работы.
Прежде, чем проводить диагностику уровня игровой деятельности, было необходимо на основе
наблюдений за самостоятельной деятельностью детей установить степень развития детских знаний и
игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в
игре, чтобы четко знать, ЧТО и КАК формировать у конкретного ребенка, т.е. наметить задачи по
формированию личности ребенка и задачи по развитию его игровых навыков, в частности.
Так, по степени развития детских знаний и игровых умений, необходимых для поддержания
дружеских взаимоотношений в игре, я условно выделила четыре подгруппы детей.
Количество детей %
Первая подгруппа 6
33%
Вторая подгруппа 5
28%
Третья подгруппа 3
17%
Четвертая подгруппа 4
22%
Из таблицы видно, что возрастная группа, состоит на 33% (6 чел.) из детей активных, общительных,
дисциплинированных, с достаточным запасом знаний и умений, из этих детей есть ребята, которые не
всегда изъявляли желание выполнять второстепенные роли и по этому поводу спорили, но к
замечаниями взрослого прислушивались; 28% (5 чел.) - дети молчаливые, немного замкнутые, почти
не играющие с другими детьми и имеющими недостаточные изобразительные умения; 17% (3 чел.) -
дети неуравновешенные, легковозбудимые, они постоянно конфликтовали с товарищами, не считались
с их мнением; 22% (4 чел.) - это несколько пассивные ребята, имеющие недостаточно развитые
навыки самоорганизации, частично умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний: эти
дети не нарушали дисциплину.
Итак, далее результаты диагностики по определению уровня игровой деятельности.
Дата диагностики: МАЙ, ИЮНЬ, ОКТЯБРЬ, - старшая группа - 18 человек (2014уч. год).
Год, возрастная группа
Уровень %
Высокий
Средний
Низкий
Май 2014г.
Старшая группа
22%
67%
11%
Октябрь 2015
Подготовительная
группа
43%
49%
8%
Анализ полученных результатов диагностики в МАЕ 2014уч. года позволяет говорить, что все дети, в
основном, испытывали сложности различной степени при построении взаимоотношений,
возникающие конфликты часто происходили из-за непонимания и нежелания слушать партнера по
игре, при распределении ролей с трудом могли договориться друг с другом, пытались перекричать
своего собеседника, доказывая своё мнение; эмоциональное состояние партнеров не брали во
внимание, нередки случаи некорректного и неадекватного отношения друг к другу (отсутствие чувства
сопереживания другому и умения радоваться за успех играющих).
Так, сравнительные (количественные и качественные показатели) представляют возможным сказать,
что наметилась положительная динамика с ФЕВРАЛЯ по ОКТЯБРЬ 2015уч. года (увеличивается
количество детей с высоким уровнем, идет снижение с низким уровнем, и показатели среднего уровня
значительно поднялись 49% (8 человек), происходят изменения в высоком и низком уровнях за счет
того, что «плавает» количество из низкого средний высокий) в плане развития сюжетно-ролевой игры,
игровых взаимоотношений и показателей усвоения социально-приемлемых форм поведения.
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
- Сюжеты игры
однообразны по
содержанию и стереотипны,
создают впечатление
бесконечного движения по
кругу в рамках привычных
ролевых действий и
взаимодействий.
- Не только не продуцируют
новые сюжетные идеи, но и
не подхватывают идеи
других; очень затруднено
соединение разных
смысловых полей
(комбинирование в сюжете
событий из разных
смысловых сфер).
- В игре-придумывании со
взрослыми и сверстниками
малоактивен, в основном,
повторяет фрагменты
повествования,
предложенные партнерами.
- Развертывает, в основном,
привычные сюжеты
(небольшой круг тематики),
часто весьма изощренно, с
детализацией ролевых
действий и отношений,
активно использует ролевую
речь - с партнерами и
куклами. Откликается на
инновации других, может
встроиться в игру
сверстников, найти место в
общем смысловом поле,
двигаться вслед за более
активным партнером, но сам
инициативно не стремится
прорвать привычный
«круговой» сюжет
- В игре-придумывании со
взрослым, вслед за ним
может вносить инновации и
развертывать новую
последовательность
событий, но часто приходит
в тупик при необходимости
согласовывать свои
предложения с
предложениями участников-
- Развертывает
разнообразные сюжеты
(индивидуально и со
сверстниками), свободно
комбинируя события и
персонажей из разных
смысловых сфер;
- С одинаковой легкостью
развертывает сюжет через
роли (ролевые
взаимодействия)
- Может быть инициатором
игры-фантазирования со
сверстниками. Легко
находит смысловое место в
игре сверстников,
подхватывает и развивает их
замыслы, подключается к их
форме игры.
- Часто бывает инициатором
игры с 3-4 сверстниками,
умеет внятно изложить им
замысел, предложить всем
подходящие роли.
- С легкостью участвует в
сверстников
- Склонен к отторжению
замысла другого, нежели к
его ассимиляции из-за
трудностей комбинирования
разных событий в единую
новую сюжетную линию
игре-придумывании со
взрослыми и сверстниками,
внимателен к идеям
партнеров, умеет их учесть
и предложить свои,
чувствителен в
рассогласованиям в общем
сюжете, преодолевает их
посредством
предвосхищающего
планирования событий.
Исходя из результатов моего наблюдения , когда были выделены и условно определены четыре
подгруппы детей, основание для объединения в которые послужили степень развития детских знаний и
игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в
игре, были обозначены и подобраны наиболее эффективные педагогические приемы (при руководстве
ролевыми играми этих групп детей), способствующие воспитанию у всех ребят устойчивых
моральных чувств, формированию представлений о коллективе, умений и навыков коллективной
жизни, которые постепенно превратятся впоследствии в привычные и осознанные отношения
доброжелательности, взаимопомощи.
Подробно изучив результаты об уровневых показателях сформированности игрового взаимодействия
и усвоения социальных норм и правил, мною были продуманы этапы работы по социально-
нравственному развитию старших дошкольников посредством игровой деятельности (в частности,
посредством, сюжетно-ролевых игр).
Работа по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством
использования сюжетно-ролевых игр, включала в себя формирование навыков игрового
взаимодействия и усвоение (овладение) ими в процессе игр социальных норм и правил жизни в
обществе. Ввиду того, что выделенное направление воспитания - социально-нравственное -
представлено в педагогике и психологии не только использованием одних сюжетно-ролевых игр, но и
всего разнообразия средств социально-нравственного развития, то полученные результаты - это синтез
всех средств нравственного воспитания, но моя задача - определить степень эффективности
использования сюжетно-ролевых игр как одного из средств социально-нравственного развития детей.
В течение почти двух лет осуществлялась данная работа (со старшей группы в 2013-14 уч. году и
подготовительной группы в 2014-15 уч. года), конечно, почти 2 года - это срок не малый, но и
незначительный, по сравнению с предстоящей будущей взрослой жизни, если исходить из положения,
что дошкольный возраст - фундамент всей взрослой жизни
И в заключении хочется отметить:
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней
различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об
окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком
действительности - это серьезное занятие.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают
значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что
ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и
творческий характер.
Задача сюжетно-ролевой игры всегда направлена на три аспекта: развивающий, познавательный и
воспитательный.
«Ядром» социально-нравственного развития, его основным содержанием является умение хорошо
ориентироваться в правилах культуры поведения; в овладении навыками всевозможных способов
построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции
партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в
неудачи, радоваться за успех другого); умение согласовывать свои желания с мнением других
участников взаимодействия; умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение
справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности; умение регулировать
своё поведение в соответствии с нормами поведения.
Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных
средств социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Проведенная мной работа доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность
применения на практике работы системы сюжетно-ролевых игр для социально-нравственного развития
детей как одного из средств нравственного воспитания дошкольника. Однако, намеченная работа будет
продолжаться, т.к., считаю, что максимальный результат в социально-нравственном развитии детей
еще не достигнут.
Список использованной литературы
1. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М., 2000.- 308 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 2001. - 402 с.
3. Волков Б.С, Волкова НВ. Детская психология. М., 2004. - 294 с.
4. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников, М., 1997.-301с.
5. Данилина Т.А., Стенина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для
практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 289 с.
6. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5-ти до 6-ти лет)
Авторы: Бардина P.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В., Холмовская В.В. - Москва,
Серия "Психологическая диагностика", 2003. - 113 с.
7. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Дьяченко ОМ, Лаврентьева Т.В., М.,
2000. - 139 с.
8. Дошкольная педагогика./ Ядэшко В.И., Сохина Ф.А., М., 1996. - 295с.
9. Дьяченко О.М., Бардина Р.И., Булычева А. Педагогическая диагностика по программе "Развитие":
Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст. - М., ГНОМ и Д, 2001 - 111
с.
10. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. М., 2007. - 200 с.
11. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей. Под ред. Дьяченко
ОМ, Денисенко Н.С., М, 2002. - 197 с.
12. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью:
Учеб. пособие. - М.: Академия, 2008.- 330с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. -
298 с.
14. Левко А.И. Социальная педагогика. М. - ИВЦ Минфина, 2003. - 341с.
15. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е.А. Лобанова. ---- Балашов:
Николаев, 2005. -- 76 с.
16. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 2000. - 267 с.
17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический
институт РАО МоиПН, 2007. - 115 с.
18. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./
Дошкольное воспитание. 2006, №4- 23 с.
19. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса. Учебник. М. - Юрайт., 2011. - 376 с.
20. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический
журнал. Переизд. - 2001 - №5.
21. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют. М., 2000. - 159 с.
22. Педагогическая диагностика по программе «Развитие», М., 2000
23. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада.
Научный руководитель Венгер Л.А., М., 2000
24. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред. Михайленко Н.Я.,
Подьяккова Н.Н., М., 2001 - 148 с.
25. Психология. Словарь. Политиздат, 1999. - 459 с.
26. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Под ред. Карцевой Л.В. Учебное пособие.,
М. - Дашков и К., 2010. - 224 с.
27. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений.
Подготовительная к школе группа / под ред. О.М. Дьяченко. - М., ГНОМ и Д, 2002 - 95 с.
28. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая
группа / под ред. О.М. Дьяченко. - М., ГНОМ и Д, 2000 - 91 с.
29. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений: Средняя
группа / под ред. О.М. Дьяченко. - М., ГНОМ и Д, 2000 - 75 с.
30. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая
группа / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: ГНОМ и Д, 2000.- 201 с.
31. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя
группа / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: ГНОМ и Д, 2000.- 196 с.
32. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая
группа / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: ГНОМ и Д, 2000.- 184 с.
33. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений.
Подготовительная группа / Под ред. О.М. Дьяченко.. М.: ГНОМ и Д, 2000.- 149 с.
34. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений.
Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М. Дьяченко. Центр им. Венгера, М., 2002. - 168 с.
35. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./ Под ред. М.А. Васильевой, М., 2002. - 203
с.
36. Социальная психология / Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А., М., 2001 - 302с.
37. Спиваковская АС. Игра - это серьезно. М., 2001. - 214с.
38. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 2001,
№7 - 322 с.
39. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. - N03 (498), 1-31.03.2012:
Издательский дом "Первое сентября".
40. Электронная библиотека МГППУ: Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.
Эльконина, А.Л. Венгера, В.И. Слободчикова.