Авторы: Крупин Алексей Викторович, Толмачева Елена Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ ГСШ № 3
Населённый пункт: р.п. Городище Волгоградской области
Наименование материала: Статья
Тема: Оценка общего физического развития обучающихся младших классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Раздел: начальное образование
Оценка общего физического развития обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Крупин А.В., учитель физической культуры,
Толмачева Е.В., учитель географии,
МБОУ ГСШ № 3 Городищенский район
Волгоградская область
В связи с введением ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ перед общеобразовательными орга-
низациями возникла масса вопросов, одна из которых связана с оцениванием образовательных
достижений ребенка, обучающегося в одном классе с другими детьми.
В нашем случае идет речь о младших школьниках с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, которые имеют допуск врача к выполнению определенного вида физических упражне -
ний. Как правило, занятия по физической культуре с такими детьми в обычной школе проводятся
индивидуально по заявлению родителей (законных представителей), которые стремятся макси -
мально развивать и совершенствовать двигательные навыки своего ребенка.
Напомним,
что
в
результате
обучения
обучающиеся
с
НОДА
на
уроках
физической
культуры на уровне начального общего образования начнут понимать значение занятий физиче-
ской культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и
трудовой деятельности.
Основными коррекционно-развивающими задачами являются следующие:
коррекция и компенсация нарушения физического развития;
формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
формирование
общих
представление
о
физичексой
культуре,
её
значении
в
жизни
человека,
роли
в
укреплении
здоровья,
физическом
развитии
и
физической
подготовленности;
обучение
простейшим
способам
контроля
за
физической
нагрузкой,
отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
При прохождении программы особое внимание учителем уделяется формированию пра-
вильной, устойчивой и быстрой ходьбы, с индивидуальной коррекцией дефектов походки.
Основным средством физической культуры является упражнение. Поэтому оценивание
физического развития происходит с помощью упражнений, которые условно разделены по видам
исходные положения:
сидя на стуле;
лежа на животе;
сидя на полу;
стоя на коленях;
основная стойка.
В исходном положении «сидя на стуле» оценивается мелкая моторика, движения верхних
конечностей; в положениях «лежа на животе» и «сидя на полу» - сила мышц и подвижность су -
ставов конечностей, двигательные навыки в положении лежа; в положении «стоя на коленях» -
навыки удержания тела в пространстве, координация; в положении «основная стойка» - двига -
тельные навыки в положении стоя - вертикализация тела.
Разные исходные положения позволяют сделать процедуру комфортной не только для
инструктора, но и для исследуемого ребёнка. Индивидуальные особенности детей не должны
быть препятствием для оценивания актуального уровня физического развития.
С учетом общепринятых рекомендаций, возрастных и индивидуальных особенности ре-
бенка с НОДА, нами были модифицированы критерии оценивания общего физического развития
ребенка с ОВЗ по окончании начальной школы. Данное оценивание условное: оно может быть за -
менено уровнями или быть безотметочным вовсе. Как правила, данная таблица применяется в тех
случаях, когда родители (законные представители) хотят видеть конкретную отметку за результа-
ты работы своего ребенка. Как участники реализации основной образовательной программы
учреждения, они, посещая занятия по физической культуре, могут внести свои предложения по
совершенствованию данных критериев.
№
п/
п
Упражнения
Оценка
«5»
«4»
«3»
1.
И.
п.
сидя
на
стуле,
руки
на
подлокотниках. Одиночное разги-
бание
кисти
(кол-во
раз
за
30
сек).
по 20 раз на каж-
дой руке
по 15 раз на каж-
дой руке
по 10 раз на каж-
дой руке
2.
И.
п.
сидя
на
стуле,
руки
на
подлокотниках. Круговые движе-
ния в лучезапястном суставе пра-
вой/левой руки в правую / левую
сторону (количество раз за 30 с).
по 10 раз на каж-
дой руке
по 8 раз на каж-
дой руке
по 5 раз на каж-
дой руке
3.
Упражнение
«Колечко»:
пооче-
редное касание большого пальца
с указательным - мизинцем одной
руки (количество секунд за пол-
ное выполнение).
10 сек.
15 сек.
20 сек.
4.
Перекладывание мелких бусин из
одной коробки в другую (пять бу-
син, количество секунд за полное
выполнение).
10 сек.
15 сек.
20 сек.
5.
И. п. лежа на спине. Выполнение
подъема
туловища
в
положение
сидя с помощью маховых движе-
ний руками, ноги прямые (коли-
чество раз за 30 с).
10 раз
7 раз
5 раз
6.
И. п. лежа на спине, руки согну-
тые
за
головой.
Выполнение
подъема
туловища
в
положение
сидя,
ноги
прямые
(количество
раз за 30 с).
7 раз
5 раз
3 раза
7.
И. п. лежа на спине. Поднять го-
лову, удержание положения (ко-
личество секунд).
7 сек.
5 сек.
3 сек.
8.
И. п. лежа на спине. Одновремен-
ное поднимание ног, согнутых в
коленных суставах (фактическое
выполнение).
10 раз
7 раз
5 раз
9.
И. п. лежа на спине. Поочередное
поднимание ног, согнутых в ко-
ленных суставах с касанием рука-
ми коленей. Правая рука - левое
колено, левая рука - правая коле-
но (фактическое выполнение).
12 раз
7 раз
5 раз
10.
И. п. лежа на спине. Поворот в
положение лежа на животе в пра-
вую/левую сторону (фактическое
выполнение).
20 раз
15 раз
10 раз
11.
И. п. сидя на полу, ноги согнуты
в коленных суставах, стопы при-
жаты друг к другу. Отведение и
приведение ног без помощи рук
(фактическое выполнение).
10 раз
7 раз
5 раз
12.
И. п. сидя на полу. Подъем пря-
мых рук вверх (фактическое вы-
полнение).
30 раз
25 раз
15 раз
13.
И. п. стоя на коленях с опорой
прямых рук. Удержание положе-
ния в трехопорной стойке в тече-
н и е
5
с е к у н д
-
п о д н я т и е
левой/правой руки вперед (фак-
тическое выполнение).
15 раз
10 раз
7 раз
14.
И. п. стоя на коленях с опорой
прямых рук. Удержание положе-
ния в трехопорной стойке в тече-
ние пяти секунд - поднятие ле-
вой/правой ноги назад (фактиче-
ское выполнение).
10 раз
7 раз
5 раз
15.
И. п. стоя на коленях без опоры
рук. Ходьба на коленях - 10 шагов
(кол-во секунд).
20 сек
25 сек.
35 сек.
16.
И. п. основная стойка. Ходьба с
опорой
рук
на
фитболе
-
«по-
движная опора» (кол-во секунд).
30 сек.
25 сек.
15 сек.
17.
И. п. основная стойка. Самостоя-
тельный бег (кол-во сек.).
45 сек.
30 сек.
20 сек.
18.
И. п. основная стойка. Удержание
стойки на одной ноге (правой/ ле-
вой) с опорой рук (количество се-
кунд).
20 сек.
15 сек.
10 сек.
19.
И. п. основная стойка. Удержание
стойки на одной ноге (правой/ ле-
вой) без опоры рук (количество
секунд).
15 сек.
10 сек.
7 сек.
20.
И. п. основная стойка. Прыжки
на
одной
ноге
(правой/левой)
с
опорой рук (фактическое выпол-
нение).
7 раз
5 раз
3 раза
21.
И.
п.
основная
стойка.
Ловля
мяча двумя руками с расстояния
два метра (количество раз из 10-
ти).
8 раз
5 раз
3 раза
22.
И.
п.
основная
стойка.
Точная
передача
мяча
двумя
руками
с
расстояния
2
метра
(количество
раз из 10-ти).
5 раз
4 раза
3 раза
23.
Катание мяча по полу.
траектория движения мяча
24.
И.
п.
основная
стойка.
Ловля
мяча двумя руками с расстояния
два метра, передача мяча одной
рукой (правой/левой) (количество
раз из 10-ти).
7 раз
5 раз
3 раза
25.
Метание
правой/левой
рукой
в
цель теннисного мяча с расстоя-
ния 2 метров (количество из пяти
раз).
3 раза
2 раза
1 раз
26.
Подъем и спуск по гимнастиче-
ской
вертикальной
лестнице
(«шведская стенка», 10 перекла-
дин) (кол-во секунд).
40 сек.
50 сек.
60 сек.
27.
Подъем по лестнице (кол-во сту-
пеней за 30 сек.).
8
6
4
Помимо физических упражнений тестирование содержит антропометрические показатели:
рост и масса тела. Оценивание выполнения физических упражнений разделено на две группы:
самостоятельное выполнение и с помощью. Таким образом, удается отследить динамику физиче-
ского развития у всех детей, в том числе и обучающихся с тяжелой формой ДЦП.