Напоминание

Оценка общего физического развития обучающихся младших классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Авторы: Крупин Алексей Викторович, Толмачева Елена Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ ГСШ № 3
Населённый пункт: р.п. Городище Волгоградской области
Наименование материала: Статья
Тема: Оценка общего физического развития обучающихся младших классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Раздел: начальное образование





Назад




Оценка общего физического развития обучающихся

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Крупин А.В., учитель физической культуры,

Толмачева Е.В., учитель географии,

МБОУ ГСШ № 3 Городищенский район

Волгоградская область

В связи с введением ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ перед общеобразовательными орга-

низациями возникла масса вопросов, одна из которых связана с оцениванием образовательных

достижений ребенка, обучающегося в одном классе с другими детьми.

В нашем случае идет речь о младших школьниках с нарушениями опорно-двигательного

аппарата, которые имеют допуск врача к выполнению определенного вида физических упражне -

ний. Как правило, занятия по физической культуре с такими детьми в обычной школе проводятся

индивидуально по заявлению родителей (законных представителей), которые стремятся макси -

мально развивать и совершенствовать двигательные навыки своего ребенка.

Напомним,

что

в

результате

обучения

обучающиеся

с

НОДА

на

уроках

физической

культуры на уровне начального общего образования начнут понимать значение занятий физиче-

ской культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и

трудовой деятельности.

Основными коррекционно-развивающими задачами являются следующие:

коррекция и компенсация нарушения физического развития;

формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

формирование

общих

представление

о

физичексой

культуре,

её

значении

в

жизни

человека,

роли

в

укреплении

здоровья,

физическом

развитии

и

физической

подготовленности;

обучение

простейшим

способам

контроля

за

физической

нагрузкой,

отдельными

показателями физического развития и физической подготовленности.

При прохождении программы особое внимание учителем уделяется формированию пра-

вильной, устойчивой и быстрой ходьбы, с индивидуальной коррекцией дефектов походки.

Основным средством физической культуры является упражнение. Поэтому оценивание

физического развития происходит с помощью упражнений, которые условно разделены по видам

исходные положения:

сидя на стуле;

лежа на животе;

сидя на полу;

стоя на коленях;

основная стойка.

В исходном положении «сидя на стуле» оценивается мелкая моторика, движения верхних

конечностей; в положениях «лежа на животе» и «сидя на полу» - сила мышц и подвижность су -

ставов конечностей, двигательные навыки в положении лежа; в положении «стоя на коленях» -

навыки удержания тела в пространстве, координация; в положении «основная стойка» - двига -

тельные навыки в положении стоя - вертикализация тела.

Разные исходные положения позволяют сделать процедуру комфортной не только для

инструктора, но и для исследуемого ребёнка. Индивидуальные особенности детей не должны

быть препятствием для оценивания актуального уровня физического развития.

С учетом общепринятых рекомендаций, возрастных и индивидуальных особенности ре-

бенка с НОДА, нами были модифицированы критерии оценивания общего физического развития

ребенка с ОВЗ по окончании начальной школы. Данное оценивание условное: оно может быть за -

менено уровнями или быть безотметочным вовсе. Как правила, данная таблица применяется в тех

случаях, когда родители (законные представители) хотят видеть конкретную отметку за результа-

ты работы своего ребенка. Как участники реализации основной образовательной программы

учреждения, они, посещая занятия по физической культуре, могут внести свои предложения по

совершенствованию данных критериев.

п/

п

Упражнения

Оценка

«5»

«4»

«3»

1.

И.

п.

сидя

на

стуле,

руки

на

подлокотниках. Одиночное разги-

бание

кисти

(кол-во

раз

за

30

сек).

по 20 раз на каж-

дой руке

по 15 раз на каж-

дой руке

по 10 раз на каж-

дой руке

2.

И.

п.

сидя

на

стуле,

руки

на

подлокотниках. Круговые движе-

ния в лучезапястном суставе пра-

вой/левой руки в правую / левую

сторону (количество раз за 30 с).

по 10 раз на каж-

дой руке

по 8 раз на каж-

дой руке

по 5 раз на каж-

дой руке

3.

Упражнение

«Колечко»:

пооче-

редное касание большого пальца

с указательным - мизинцем одной

руки (количество секунд за пол-

ное выполнение).

10 сек.

15 сек.

20 сек.

4.

Перекладывание мелких бусин из

одной коробки в другую (пять бу-

син, количество секунд за полное

выполнение).

10 сек.

15 сек.

20 сек.

5.

И. п. лежа на спине. Выполнение

подъема

туловища

в

положение

сидя с помощью маховых движе-

ний руками, ноги прямые (коли-

чество раз за 30 с).

10 раз

7 раз

5 раз

6.

И. п. лежа на спине, руки согну-

тые

за

головой.

Выполнение

подъема

туловища

в

положение

сидя,

ноги

прямые

(количество

раз за 30 с).

7 раз

5 раз

3 раза

7.

И. п. лежа на спине. Поднять го-

лову, удержание положения (ко-

личество секунд).

7 сек.

5 сек.

3 сек.

8.

И. п. лежа на спине. Одновремен-

ное поднимание ног, согнутых в

коленных суставах (фактическое

выполнение).

10 раз

7 раз

5 раз

9.

И. п. лежа на спине. Поочередное

поднимание ног, согнутых в ко-

ленных суставах с касанием рука-

ми коленей. Правая рука - левое

колено, левая рука - правая коле-

но (фактическое выполнение).

12 раз

7 раз

5 раз

10.

И. п. лежа на спине. Поворот в

положение лежа на животе в пра-

вую/левую сторону (фактическое

выполнение).

20 раз

15 раз

10 раз

11.

И. п. сидя на полу, ноги согнуты

в коленных суставах, стопы при-

жаты друг к другу. Отведение и

приведение ног без помощи рук

(фактическое выполнение).

10 раз

7 раз

5 раз

12.

И. п. сидя на полу. Подъем пря-

мых рук вверх (фактическое вы-

полнение).

30 раз

25 раз

15 раз

13.

И. п. стоя на коленях с опорой

прямых рук. Удержание положе-

ния в трехопорной стойке в тече-

н и е

5

с е к у н д

-

п о д н я т и е

левой/правой руки вперед (фак-

тическое выполнение).

15 раз

10 раз

7 раз

14.

И. п. стоя на коленях с опорой

прямых рук. Удержание положе-

ния в трехопорной стойке в тече-

ние пяти секунд - поднятие ле-

вой/правой ноги назад (фактиче-

ское выполнение).

10 раз

7 раз

5 раз

15.

И. п. стоя на коленях без опоры

рук. Ходьба на коленях - 10 шагов

(кол-во секунд).

20 сек

25 сек.

35 сек.

16.

И. п. основная стойка. Ходьба с

опорой

рук

на

фитболе

-

«по-

движная опора» (кол-во секунд).

30 сек.

25 сек.

15 сек.

17.

И. п. основная стойка. Самостоя-

тельный бег (кол-во сек.).

45 сек.

30 сек.

20 сек.

18.

И. п. основная стойка. Удержание

стойки на одной ноге (правой/ ле-

вой) с опорой рук (количество се-

кунд).

20 сек.

15 сек.

10 сек.

19.

И. п. основная стойка. Удержание

стойки на одной ноге (правой/ ле-

вой) без опоры рук (количество

секунд).

15 сек.

10 сек.

7 сек.

20.

И. п. основная стойка. Прыжки

на

одной

ноге

(правой/левой)

с

опорой рук (фактическое выпол-

нение).

7 раз

5 раз

3 раза

21.

И.

п.

основная

стойка.

Ловля

мяча двумя руками с расстояния

два метра (количество раз из 10-

ти).

8 раз

5 раз

3 раза

22.

И.

п.

основная

стойка.

Точная

передача

мяча

двумя

руками

с

расстояния

2

метра

(количество

раз из 10-ти).

5 раз

4 раза

3 раза

23.

Катание мяча по полу.

траектория движения мяча

24.

И.

п.

основная

стойка.

Ловля

мяча двумя руками с расстояния

два метра, передача мяча одной

рукой (правой/левой) (количество

раз из 10-ти).

7 раз

5 раз

3 раза

25.

Метание

правой/левой

рукой

в

цель теннисного мяча с расстоя-

ния 2 метров (количество из пяти

раз).

3 раза

2 раза

1 раз

26.

Подъем и спуск по гимнастиче-

ской

вертикальной

лестнице

(«шведская стенка», 10 перекла-

дин) (кол-во секунд).

40 сек.

50 сек.

60 сек.

27.

Подъем по лестнице (кол-во сту-

пеней за 30 сек.).

8

6

4

Помимо физических упражнений тестирование содержит антропометрические показатели:

рост и масса тела. Оценивание выполнения физических упражнений разделено на две группы:

самостоятельное выполнение и с помощью. Таким образом, удается отследить динамику физиче-

ского развития у всех детей, в том числе и обучающихся с тяжелой формой ДЦП.



В раздел образования