Автор: Зеброва Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №19
Населённый пункт: с.Рощино
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: ТЕМА "Моя безопасность"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Воспитатель: Зеброва Н.А.
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский.
Срок реализации: апрель, краткосрочный ( 2 недели).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель и родители.
ПРОБЛЕМА: Дети не всегда могут контролировать свои действия, применить
самостоятельно имеющие знания в реальной жизни.
Актуальность: Одной из главных задач в системе дошкольного воспитания
является – сохранение и укрепление здоровья детей. А это, невозможно, если
ребенок не научится и не сможет противостоять простейшим ситуациям, не
сможет распознать негативные и добрые намерения окружающих. Поэтому работа
по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности является в
настоящее время особенно актуальной.
ЦЕЛЬ: Воспитание навыков адекватного поведения в опасных для жизни
ситуациях. Осознание родителями важности данной проблемы.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ: Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице, в
общественных местах, дома, с незнакомыми людьми и опасными предметами.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Формировать навыки осторожного обращения с огнем,
опасными предметами, расширить представления о причинах и последствиях их
жизни и здоровья.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать чувство ответственности за свои поступки,
свою жизнь и жизнь окружающих его людей.
Углубить знания детей о различных жизненных ситуациях, избежание их
последствий.
Ожидаемые результаты:
У детей расширятся знания о правильном обращении с огнем, опасными
предметами, поведении при встрече с незнакомыми людьми.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1.Этап: подготовительный:
1.Определение уровня знаний по теме: «Моя безопасность».
2.Составление плана работы по реализации проекта.
3.Создание предметно-развивающей среды по теме проекта.
4.Создание творческой группы: воспитатель и дети.
5.Подбор литературы, иллюстраций.
6.Подбор стихов, загадок, чтение рассказов, сказок, физминуток, пальчиковых игр,
пословиц.
2.ЭТАП: основной.
1.Беседы: «Самые простые и важные правила безопасности», «Когда рядом нет
взрослых», «Чрезвычайные происшествия», «Огонь - друг и враг человека».
2.Занятия: «Нельзя играть с огнем», «Правила безопасности на улице».
3.Исследовательная деятельность: опыт со свечей (свеча, стакан, песок, вода).
4.Дидактические и словесные игры: «Опасные предметы», «Доскажи словечко»,
«Это я, это я, это все мои друзья»,
5.Чтение художественной литературы: стих-е С. Маршака «Рассказ о неизвестном
герое», книга «Главные правила для воспитанных детей», сказки: «Колобок»,
«Жихарка», «Волк и семеро козлят».
6.Физминутка: «Кто живет у нас в квартире?»
7.Пальчиковая игра: «Ток», «Наперсток».
8.Обыгрывание ситуаций: «Кто там?», «Встреча с «доброй» старушкой». «Как
позвать на помощь».
9.Подвижная игра: «Горячо-холодно», «Мышеловка», «Юные пожарные».
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1.Рисование: «Из-за чего может произойти пожар», «Опасные ситуации».
2.Аппликация: «Опасные предметы».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Папка-передвижка: «Правила безопасности».
2.Привлечь родителей к подбору иллюстраций, художественной литературы по
теме проекта.
3.ЭТАП: Заключительный.
1.Итоговое занятие «Моя безопасность».
2.Выставка детских работ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
1.Закреплены правила техники безопасности в быту, на улице, в общественных
местах.
2.Закреплены умения пользования опасными предметами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.С.А.Шикарчук «Правила безопасности на улице».
2.О.В.Соколова «Правила поведения в опасных ситуациях». 3.Н.Н.Авдеева
«Безопасность»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Цель: Формировать у детей осознанное выполнение правил поведения,
обеспечивающих сохранение жизни и здоровья.
Задачи:
1.Обучающая:
1.Закрепить у детей понятие безопасность, убедить в необходимости соблюдения
правил безопасности.
2.Развивающие:
1.Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях,
обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице,
способствовать развитию познавательных интересов.
2.Развивать выразительность речи: закрепить понимание смысла пословиц.
3.Воспитательные:
1.Воспитывать умение следовать правилам основ безопасности собственной
жизнедеятельности и желание соблюдать их.
2.Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.
3.Воспитывать находчивость, ответственность, сопереживание.
Материалы: иллюстрации, карточки с номерами 01, 02, 03, ширма, халат доктора,
аудио-запись «Звуки леса», телефонный аппарат.
Предварительная работа: Чтение стих-я С.Маршака «Рассказ о неизвестном
герое», игра-ситуация «Не играй со спичками», игра-беседа «Как позвать на
помощь?», чтение книги «Главные правила для воспитанных детей», экскурсия в
пожарную часть, заучивание пословиц, пальчиковых игр, физминутки,
наблюдение на прогулках.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Восп.: Послушайте и отгадайте, из какой сказки эти герои?
Три веселых поросенка
Взяли в дом себе волчонка,
Чтобы он их защищал
И от хищников спасал?
Дети отвечают.
Восп.: Как вы считаете, правильно поступили поросята?
Дети отвечают.
Восп.: Давайте расскажем поросятам, как избежать опасных ситуаций?
Дети отвечают.
Восп.: Вот сегодня мы и поговорим о тех опасностях, которые могут
приключиться с каждым из нас, и мы должны знать, как правильно вести себя,
чтобы справиться с любой опасностью, даже самой незнакомой.
-Послушайте отрывок из стихотворения С.Маршака «Рассказ о неизвестном
герое»:
Ехал один гражданин по Москве - белая кепка на голове. Ехал весной на площадке
трамвая, что-то под грохот колес напевая.
Вдруг - он увидел напротив в окне, мечется кто-то в дыму и в огне.
Много столпилось людей на панели, люди в тревоге под крышу смотрели. Там у
окошка сквозь огненный дым руки ребенок протягивал к ним.
Восп.: Что случилось в этом доме?
Дети отвечают.
Восп.: Чем опасен пожар? Назовите причины возникновения пожара?
Дети: игры со спичками, бензин, забывчивость, электропроводка…..
Восп.: Правильно. Дети выбирают сами иллюстрации!!!
Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
1.Упал на пол уголек-
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его ………(водой).
2.Раскалился если вдруг
Электрический утюг.
Что должны вы сделать детки?
Вынуть вилку из ………(розетки).
3.Кто с огнем неосторожен,
У кого пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с ……..(огнем).
4.Если младшие сестренки
Зажигают дома спички
Что должны вы предпринять
Сразу спички …………(отобрать)
5.Если вдруг пожар возник
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить
О пожаре им ……….(сообщить).
6.Если хочешь ты гулять
Вскачь не надо убегать.
Закрывая в доме дверь
Все ли выключил ……..(проверь).
Восп.: Молодцы! При возникновении пожара мы должны позвонить по какому
номеру? Кто помнит?
Дети отвечают.
Восп. Предлагаю найти номер 01 и показать детям. Давайте запомним его.
Ребенок читает стих-е:
Знает каждый гражданин
Этот номер 01.
Если к вам пришла беда
Позвони скорей туда.
Если нету телефона-
Позови людей из окна.
Восп. При пожаре могут сгореть вещи, квартира, но главное могут погибнуть
люди. Что же делать, если в доме начался пожар? (предлагаю посмотреть
картинки и вывести по ним правила.
1.картинка: квартира, на полу что-то несильно горит, ребенок держит в руках
одеяло- набрасывает его на огонь.
Дети пытаются назвать 1 правило:
Если огонь небольшой, его можно затушить самому, набросив на него плотную
ткань или одеяло.
2.картинка: квартира, большой огонь, много дыма, на полу на четвереньках
ползет ребенок.
Дети называют 2 правило:
Дым гораздо опаснее огня, поэтому большинство людей при пожаре погибают
от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на четвереньки и
продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма. И еще запомните - нельзя
прятаться под кровать или в шкаф - так тебя будет труднее найти пожарным.
Восп. А теперь давайте вспомним пословицы, которые предупреждают нас об
опасности.
Дети: 1.Спички не тронь - в спичках огонь.
2.Не шути с огнем - обожжешься.
3.Огонь друг и враг человека.
4.Спичка не игрушка, огонь - не забава.
Восп.: И опять поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Я читаю стихи,
а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно
так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья».
1.Кто из вас завидев дым набирает 01?
2.Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом?
3.Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом?
4.Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички?
5.Чирк беспечно и на спичке-огонек аленький. Смотришь – спичка- невеличка- а
пожар не маленький.
6.Кто соседской детворе объясняет во дворе, что игра с огнем недаром,
завершается пожаром?
7.Кто поджег траву у дома, кто подмел ненужный сор? А сгорел гараж знакомых и
строительный забор?
8.Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке, загорелся старый угол, еле сам
живой ушел….
9.Кто пожарным помогает- правила не нарушает. Кто пример для всех ребят?
Восп.: Молодцы! А теперь поговорим о предметах, которые также несут в себе
опасность. Они есть в каждом доме, их называют опасными, и мы должны знать,
как с ними правильно обращаться. Отгадайте мои загадки:
1.Пройдусь слегка горячим я
И гладкой станет простыня
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки? (утюг)
2.Маленького роста я
Тонкая и острая
Носом себе путь ищу
За собой нить тащу? (иголка)
3.Есть у моего Антошки
Только шляпа, да железная ножка? (гвоздь)
4.Не хочу я молчать
Дайте вволю постучать,
И стучит день-деньской
Он железной головой? (молоток)
5.Два конца, два кольца, посередине-гвоздик? (ножницы)
6.Я сижу в своем домишке
Не серди меня мальчишка
Обращайся осторожно
Ведь порезаться мной можно? (перочинный ножик)
Дети отгадывают загадки и показывают картинки, закрепляют, какие же опасности
подстерегают нас, если мы будем неосторожны в обращении с ними.
Восп.: Как же избежать эти опасности?
Дети: 1.Дома острые ножи, ты на полку положи.
2.Если ножницы достал- убери, откуда взял.
3.Если выполнять все правила, то ни девочки, ни мальчики
не порежут свои пальчики.
Дети читают стихи:
1.ребенок: Если я буду осторожен
То не пораню себе кожи.
Гвоздь забивая молотком
И не ошпарюсь кипятком
Чтоб я ни делал, никогда
Не причиню себе вреда.
2.ребенок: Все острые предметы
Кислоты, щелочь, яд
Подальше нужно прятать
От маленьких ребят.
И обязательно запомните, что:
Иголки- в игольнице,
Инструменты- в мастерской,
Медикаменты- в аптечке.
Восп.: Что же делать, если с вами вдруг случилась беда- вы порезали руку,
обожглись, Разбили коленку?
Дети: позвонить в пункт «Скорой помощи».
Восп.: Правильно. И номер «Скорой помощи»? Найди и покажи его.
Дети отвечают.
Восп.: (находит и показывает ребенок номер 03) Позвонив, что мы должны
сказать?
Дети: назвать свое имя, фамилию, назвать правильно свой домашний адрес. (по
желанию кто-нибудь звонит по номеру 03).
Физминутка
1, 2, 3, 4- хлопаем в ладошки.
Кто живет у нас в квартире – шагаем на месте.
1, 2, 3, 4, 5 прыжки на месте.
Всех могу пересчитать - шагаем на месте.
Папа, мама, брат, сестра – хлопаем в ладоши.
Кошка, Мурка, два котенка- наклоны в стороны.
Мой сверчок, щегол и я - повороты туловища.
Вот и вся моя семья! - хлопаем в ладошки.
Восп.: Ребята, в жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные
люди. Представьте – вы дома одни. К вам постучали. Что нужно сделать, прежде
чем открыть дверь? А почему?
Дети отвечают.
Восп.: Что вы будете делать, если незнакомец, будет упрашивать вас открыть ему
дверь? А почему?
Дети отвечают.
Восп.: Что вы будете делать, если кто-то пытается открыть вашу дверь? А
почему?
Дети: нужно вызвать полицию.
Восп.: Правильно, надо позвонить в полицейский участок по какому номеру?
Дети: 02. (ребенок находит и показывает номер 02).
Восп.: Представьте, подъехала красивая машина, незнакомец предлагает вам сесть
в машину и показать дорогу к магазину. Что вы будете делать?
Дети отвечают.
Восп.: Поедите ли вы с незнакомым человеком, если он представиться другом
ваших родителей?
Дети отвечают.
Восп.: подходит к ширме, где переодетые герои- врач и «добрая» старушка (в
карманах- пистолеты, веревки). Вы знаете, а к нам кто-то пожаловал. (слышится
стук). Кто пойдет, встретит гостя?
Восп.: вызывает ребенка, обыгрывается ситуация.
Ребенок подходит к ширме (двери) = спрашивает: «Кто там?». За ширмой
отвечают: «Это я врач. Откройте, вы должны немедленно открыть врачу!».
Ребенок отвечает: «Мы врача не вызывали и я вам не открою, уходите, иначе я
позвоню в полицию»
Также обыгрывается ситуация с «доброй старушкой». В конце, переодетые
выходят из-за ширмы и дети увидев у них оружие и веревки убеждаются в том,
что это опасные люди.
Восп.: Послушайте стихи:
Не пускайте дядю в дом
Если дядя не знаком
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник так хитер
Притворится, что монтер.
Или даже скажет он-
Что пришел к вам почтальон.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь-
Закрой покрепче дверь!
Восп.: Нам знакома пословица: «Сказка ложь- да в ней намек, добрым молодцам
урок». Назовите сказки, в которых мы найдем для себя урок.
Дети: «Колобок» (укатился от бабки) А что случилось? Почему?
«Жихарка» (открыл дверь лисе) А что случилось? Почему?
«Волк и семеро козлят» (не послушали маму) А что случилось?
«Белоснежка и семь гномов» (взяла у незнакомки яблоко).
Восп.: Игра «Доскажи словечко».
1.Каждый грамотный ребенок должен твердо знать с пеленок, если вас зовут
купаться и в кино даже сниматься, обещают дать конфет, отвечайте твердо – НЕТ.
2.Вам предложат обезьянку или даже денег банку, или даже в цирк билет,
отвечайте твердо – НЕТ.
Восп.: У вас лежат карточки с номерами телефонов (01, 02, 03). Я читаю отрывки
из знакомых сказок, а вы определите. Какой номер телефона надо показать.
1.А рядом бегемотики, схватились за животики, у них, у бегемотиков, животики
болят. (03)
2.Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник Бармалей. И мне не надо, ни
мармелада, ни шоколада, а только маленьких, да маленьких детей.
(02)
3.Тили-бом, тили-бом. Загорелся кошкин дом……(01)
4.Что случилось? На вокзале плачет мальчик- лет пяти. Потерял он маму в зале,
как теперь ее найти? (02)
Восп.: Ребята, а как называют людей-спасателей? Назовите их профессии.
Дети: врач, пожарный, полицейский.
Восп.: Занятие наше подошло к концу. Расскажите, что вы запомнили?
Дети: 1.Слушаться старших.
2.Не уходить одному из дома.
3.Не открывать дверь незнакомцам.
4.Не доверять посторонним людям.
5.Не разговаривать с незнакомцами.
6.Не брать от незнакомцев еду и напитки.
Восп.: Ребята, если мы не будем помнить и соблюдать эти простые и очень
важные правила, то может случиться беда.
Восп.: Молодцы! Занятие окончено.