Напоминание

"Как преодолеть трудности в учебной деятельности детей"


Автор: Володина Марина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ СОШ "Светлые Горы"
Населённый пункт: п. Отрадное, Красногорского р., Московской обл.
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Как преодолеть трудности в учебной деятельности детей"
Раздел: начальное образование





Назад




РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема: «Как преодолеть трудности в учебной деятельности

детей».

1.

Вступительное слово учителя:

В

настоящее

время

система

народного

образования

столкнулась

с

проблемой: начиная с 70-х годов Х века, количество трудностей в обучении

детей неуклонно растет. По данным исследований затруднения в обучении по

тем или иным причинам испытывают многие учащихся начальных классов

общеобразовательной

школы.

Трудности

обучения

в

школе

могут

иметь

одинаковые

внешние

проявления,

отражающиеся

в

поведении

ребенка,

его

успеваемости,

отношениях

в

коллективе,

но

их

причины,

могут

быть

совершенно различными. Поэтому и помощь ребенку в каждом отдельном

случае должна быть направлена не на изменение поведения, а на устранение

нежелательных причин.

2.

Какие же трудности испытывают дети в учебной деятельности? Давайте

послушаем их.

Прослушивание аудиозаписи ответов учащихся на следующие вопросы:

1-ый вопрос: Трудно ли тебе учиться?

2-ой вопрос: Какие трудности в учебе ты испытываешь?

3-ий вопрос: К кому ты чаще всего обращаешься за помощью?

4-ый вопрос: Как помогают тебе родители преодолевать трудности в учебе?

Таковы мнения детей.

Познакомимся с мнениями родителей и учителей.

Среди трудностей, которые наиболее часто возникают у детей в учебной

деятельности можно выделить:

1.

Неразвита орфографическая зоркость.

2.

Невнимателен и рассеян на уроках.

3.

Испытывает трудности при решении математических задач.

4.

Испытывает затруднения при пересказе текста.

5.

Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.

6.

Плохо списывает с доски.

7.

Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик

начнет его выполнять.

8.

Постоянно отвлекается на уроках.

Сегодня

на

этом

родительском

собрании

мы

не

сможем

разобрать

все

трудности,

остановимся

лишь

на

некоторых.

Постараемся

раскрыть

их

причины и наметить пути преодоления этих трудностей. Следует отметить,

что

практически

никогда

не

удается

выделить

одну,

отдельно

взятую

причину, будь то состояние здоровья, дефекты воспитания, неблагоприятные

социально-бытовые

условия,

недостаточная

готовность

к

обучению,

индивидуальные особенности развития.

Можно

проанализировать

трудности

обучения,

исходя

из

каждой

отдельной причины, а можно отталкиваться от характера того, что не дается

( например, письмо или чтение) и затем разобрать, что их вызывает. Сложность

в том, что при одних и тех же трудностях у разных детей причины могут быть

многовариантными.

И все-таки попробуем, уважаемые родители, выделить общие причины

некоторых трудностей в обучении детей, для того, чтобы каждый родитель смог

вовремя раскрыть причины трудностей в учебе у своего ребенка и постараться

помочь ему.

Работать будем в группах. Одна группа будет раскрывать возможные

причины

трудности,

а

остальные

три

группы

будут

давать

советы

и

рекомендации, намечать пути преодоления этой трудности .

3.

Работа по группам:

Задание для 1 гр.

- Постарайтесь выяснить причину первой трудности.

Пропуск букв в письменных работах и неразвитость орфографической

зоркости.

- Остальные команды определите, как помочь такому ребенку.

Возможные психологические причины:

1.

Низкий уровень фонематического слуха.

2.

Слабая концентрация внимания, объём и распределение внимания.

3.

Несформированность

приёмов

самоконтроля,

умения

действовать

по

правилу.

4.

Низкий уровень развития кратковременной памяти.

5.

Индивидуально-типологические особенности личности. и т. д.

Возможные пути преодоления этой проблемы:

Предупреждение ошибок.

Главная задача – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

1.

Письмо с объяснением орфограмм (зрительный фактор)

Наступила (приставка на, приставки но нет) зима (проверочное слово зимы).

2.

Постарайтесь найти ваши ошибки в тексте (ошибки друга).

3.

Письмо с подчеркиванием орфограмм.

4.

Найти опасное место. Диктуется слово, дети хлопают в ладоши, если

услышат опасное слово гриб [п].

5.

Зажги маячок.

Поиск «опасных мест» в написанном слове, когда звук не соответствует букве,

это место подчеркивается цветной пастой – сигнал опасности. Умение увидеть

такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове – это уже

начало обучения самопроверке написанного.

На земле лежал пушистый снег.

Дети ищут «опасные места» и отмечают в тетради, на доске красной пастой.

Эта работа активизирует детей, учит их видеть орфограмму, вызывает интерес.

Дети работают с удовольствием.

6.

Большую

роль

в

формировании

орфографического

навыка

играет

проговаривание, то есть проговаривание так, как надо писать. Ученик,

диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, четко по

слогам.

Ученик

называет

слог

и

согласную

в

нем.

Работа

речевого

аппарата

в

процессе

проговаривания

создает

своеобразный

запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и

про себя способствует более прочному запоминанию.

Упражнения на предупреждение ошибок при чтении и письме на уровне

слога

1)

Заучивание считалок

2)

Разгадывание ребусов

3)

Подбор нужного слова к смысловому ряду: белое, тёплое,

парное.

4)

Упражнения на деление слов по слогам

Придумайте слова к схемам

5)

Составление слов из набора слогов

6)

«Слово рассыпалось». Надо переставить буквы так, чтобы

получилось слово ызбу

7)

Составление слова по первым буквам в названиях предметов

на картинках

свет, очки, лужа, нож, цапля, ель

солнце

8)

Из каждой буквы слова надо придумать новые слова

носки

ночь оса сон кот игра

9)

Составление из двух слов одного:

голубые глаза голубоглазый,

длинные уши

длинноухий.

10)

При

работе

со

словами

имеющими

сложную

слоговую

структуру, дать задание назвать попарно все буквы в слове

библиотека. Затем разделить слово на слоги, с каждым слогом

придумать новые слова: би – билет, бли – блин, о – окно, те –

театр, ка – камень.

Задание для 2 гр.

-

Постарайтесь

выделить

причины

трудностей,

которые

ребенок

испытывает.

А

А

А

А

А

А

При решении математических задач.

-

Остальные группы наметьте пути решения этой проблемы.

Возможные психологические причины:

1.

Низкий уровень развития общего интеллекта, осмысление на основе

восприятия.

2.

Низкий уровень развития образного мышления.

3.

Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения,

систематизации). и т. д.

Возможные пути преодоления этой проблемы:

Решить задачу -это значит:

-

разобраться в условии задачи, выделить входящие в нее величины,

определить, какие из них известны, а какую надо найти;

-

выяснить, как между собой эти величины связаны;

-

на

основе

этого

правильно

выбрать

арифметическое

действие,

доказать;

-

записать соответствующий пример, вычислить его, записать ответ.

1.

Решать задачи разных видов с объяснением.

2.

Преобразовывать задачи из двух в одну и решать.

3.

Подобрать вопрос к условию задачи.

4.

Изменить

условие

«вопрос»,

чтобы

задача

решалась

другим

действием.

3 гр.

Каковы причины трудности, которую испытывает ребенок?

Трудно пересказывать текст ( ребёнок не запоминает, путается в

построении предложений или вечером учит, а утром забывает текст).

Постарайтесь раскрыть причины её возникновения.

-

Остальные группы определите, как помочь такому ребенку.

Возможные психологические причины:

1.

Несформированность умения планировать свои действия.

2.

Слабое развитие логического запоминания.

3.

Низкий уровень речевого развития.

4.

Низкий уровень развития образного мышления.

5.

Низкий уровень развития кратковременной и долговременной

памяти.

6.

Заниженная самооценка. и т. д.

Возможные пути преодоления этой проблемы:

Пути

устранения

этих

трудностей

состоят

в

особом

подходе

к

запоминанию слов, стихов, запоминанию текста.

Приемы запоминания:

1.

Установка достижения цели – научиться запоминать

2.

Ассоциации (ассоциативное запоминание). Составьте пары слов,

чтобы их легче запомнить и представьте себе соответствующую

картинку.

Например:

кот,

который

лижет

сметану,

у

телеги

сломалось

колесо

и

т.д.

Можно

использовать

«нелогичные

парные ассоциации слов: кольцо – лампа, жук – кресло, котлета –

песок.

песня

крылья

кот

колесо

пчела

сметана

телега

звук

банка

карандаш

лист

мама

сказка

сок

3.

Объединение

по

группам.

Запомните

8

слов

и

запишите,

разделив их на группы: кукла, пенал, кубик, ручка, карандаши,

мячик, машина, мел

кукла

пенал

кубик

ручка

машина

мел

мячик

карандаши

4.

Сюжетная линия. Запомнить 10 логически не связанных между

собой слов. Например: дерево, стол, река, корзина, расческа,

мыло, ежик, резинка, книга, солнце. Чтобы запомнить слова,

надо

придумать

рассказ

(составить

сюжет

фантастического

фильма), так чтобы все слова были включены в этот рассказ и

т.д. Солнце ярко освещает речку. Девочка купается в реке и моет

мылом

свои волосы,

а

потом

расчесывает

их расческой

и

стягивает резинкой и т.д.

4 гр.

Раскройте причины следующей трудности.

Ребёнок невнимателен, постоянно переспрашивает учителя на уроке.

Остальные

группы

постарайтесь

наметить

пути

преодоления

этой

трудности.

Возможные психологические причины:

1.

Низкий

уровень

объема

внимания,

концентрации

устойчивости

внимания.

2.

Преобладающая мотивация учения – игровая.

3.

Несформированность приемов учебной деятельности.

4.

Слабая концентрация внимания, низкий уровень развития восприятия.

5.

Низкий уровень развития общего интеллекта. и т. д.

Возможные пути преодоления этой проблемы:

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

Внимание

это

форма

организации

познавательной

деятельности,

избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или

внутренний.

Выделяют

три

основных

вида

внимания:

непроизвольное,

произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли

(в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).

С

возрастом,

в

процессе

игры,

обучения,

общения

со

взрослыми

начинается

формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание

требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо

для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В

процессе

обучения,

в

процессе

работы

могут

возникнуть

интерес,

увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В

этом

случае

говорят

о

возникновении

третьего

вида

внимания

послепроизвольного.

Ни

одно

психическое

явление

невозможно

вне

связи

с

вниманием,

поэтому понятно значение внимания. Для учителя особенно важно значение

развития свойств внимания для успешной учебной деятельности. Психологами

установлена

связь

между

свойствами

внимания

( у с т о й ч и в о с т ь ,

сосредоточенность и переключение, объем, распределение) и успехами в учебе.

Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду, за

поведением в школе, можно узнать, какие виды внимания преобладают в его

учебной деятельности, но, кроме того, можно определить и уровень развития

свойств внимания.

По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем

сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.

Устойчивость

внимания

это

способность

сохранить

долгое

время

сосредоточенность в деятельности.

Распределение

внимания

это

умение

выполнять

несколько

видов

деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к

другому.

Сосредоточение,

устойчивость,

переключение,

распределение

это

положительные

свойства

внимания. Невнимательность,

рассеянность,

отвлекаемость – это отрицательные свойства.

Для

развития

положительных

свойств

внимания

с

детьми

нужно

заниматься.

Упражнения на развитие внимания:

1.

Рассказывание скороговорок по цепочке, каждый называет одно слово,

в конце фразы надо сделать хлопок, а в конце скороговорки топнуть

ногой;

2.

Что изменилось на картинке (нахождение отличий);

3.

Прочтите слова мысленно и назовите по начальным буквам слово,

которое спряталось: букет, окно, лопата, осина, топор, овца, болото.

Зашифруйте сами слово: лиса, поляна, весна.

4.

Продиктовать арифметические задачи, дети должны решить их в уме,

полученные числа также надо держать в уме. Результаты вычислений

записывать только тогда, когда будет команда: «Пишите!»

Например: «Даны два числа 6 и 3 … Сложите первое число и второе …

и от полученного числа отнимите 2 … Затем отнимите еще 4 …

пишите! (ответ 3).

5.

Среди букв текста найти определенные буквы или слова и подчеркнуть

их: бсолнцеитранвстолюджыметокноггщшщатмашина

6.

Корректурная проба. Одну букву – о – вычеркивать, другую букву – с –

подчеркивать: рос цветочек золотистый, стал он круглый и пушистый.

5.

Очень

часто

дети

при

выполнении

домашнего

задания

тоже

испытывают

трудности.

В

результате

проведённого

опроса

учащихся

выяснилось, что при выполнении домашних заданий к маме обращаются почти

все дети. Она – главный воспитатель детей в семье. На втором месте папа. К

папе

дети

обращаются

реже,

чем

к

маме.

Редкое

обращение

к

отцу

дети

объясняют их чрезмерной занятостью другими делами или строгостью. Также

дети

значительно

реже

обращаются

к

бабушкам,

дедушкам,

другим

родственникам или к друзьям.

6.

Родителям

большую

помощь

окажут

пособия,

содержащие

коррекционно-развивающие

упражнения,

направленные

на

преодоление

нарушений в развитии детей, повлекших за собой трудности в обучении. Это

задания

на

развитие

познавательных

способностей:

мышления,

памяти,

внимания, речи. С такими упражнениями вас познакомят родители каждой

группы. (Выступления родителей)

Использовать упражнения можно индивидуально, работая со своим ребенком

для того, чтобы помочь ему преодолеть трудности в учебе.

Закончить родительское собрание можно словами Яна Коменского:

«Правильно обучать детей – это не значит вбивать в головы собранную из

авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать

способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из

живого источника, потекли ручейки знания.»



В раздел образования