Напоминание

"Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"


Авторы: Хлыстова Елизавета Викторовна, Ляшенко Тамара Ивановна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 56
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 08.07.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровые технологии как средство экологического воспитания

детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной

ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается

позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к

окружающим людям. Актуальным направлением педагогической работы

становится экологическое воспитание.

Особенно эффективным методом экологического воспитании детей для

периода дошкольного детства является игра как их ведущий вид

деятельности. Она является практическим методом экологического

воспитания, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы

детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Играющий ребёнок

находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен,

настроен на открытие нового и позитивное взаимодействие.

Реализация игровых технологий в моей работе является системной, что

обеспечивает получение положительных результатов в экологическом

воспитании детей дошкольного возраста. Игровую деятельность интегрирую

с исследовательской, продуктивной, двигательной. Мною собрана картотека

дидактических игр, игр-экспериментов, подвижных игр, пальчиковых, игр

экологической направленности.

Дидактические игры и игры-эксперименты позволяют расширять

представление детей об окружающем мире, исследовать его. Ребёнок

наблюдает и выделяет характерные признаки предметов (величину, форму,

цвет), различает их, знает названия фруктов и овощей, растений, животных,

насекомых и т. п. В процессе игры у детей развивается наблюдательность.

Они учатся описывать, сравнивать, анализировать, систематизировать свои

знания, выявлять причинно-следственные связи. Данные игры способствуют

развитию исследовательской активности детей, созидания и творческого

начала.

Существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием

мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики – тем более гибкий ум.

Пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики

ребенка. Я применяю их в процессе продуктивной деятельности.

Разные педагогические задачи позволяют решить подвижные игры. Все дети

обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Использование

подвижных игр с правилами способствует формированию сознательной

деятельности детей, развитию мышления, смекалки, сноровки, ловкости,

морально волевых качеств. Проведение подвижных игр на улице

способствует экологическому воспитанию, так как идёт непосредственное

взаимодействие детей с природой, окружающим миром.

Экологическое воспитание детей в своей деятельности дополняю ролевыми

(творческими) экологическими играми. Они основаны на моделировании

социального содержания экологической деятельности. Сюжетно-ролевая игра

с природным содержанием может быть развёрнута на основе различных

событий жизни: посещение цирка, экскурсии, знакомства с животными

зоопарка, экскурсия в лес, теплицу и так далее.

Широкое применение в моей практике нашли игры-путешествия, в которых

дети попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную

планету и так далее. Данные игры способствуют расширению знаний о мире,

формированию правильного отношения к предметам окружения и

стремления больше узнать.

Способствуют экологическому воспитанию и игры с природным материалом.

Совместно с детьми и их родителями заготавливаем материал (шишки,

камешки, цветы, песок, листья, семена и мн. др.), не причиняя вреда природе,

а затем учимся применять его на практике. В процессе игры они определяют

свойства, качества материала, проводя опыты. Собранный природный

материал может послужить основой для игрового моделирования на

плоскости, объёмного моделирования экосистем. Процесс моделирования

обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов

природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Формы работы с детьми, включающие игровую деятельность, могут быть

очень разнообразны: КВН, викторины, проекты, квесты. Дети в ходе их

демонстрируют свои знания, логически мыслят, быстро принимают решения,

выполняют практическую деятельность.

Важным условием экологического воспитания является развивающая

предметно-пространственная среда. В нашей группе создана и притягивает

внимание и интерес детей мини-лаборатория. Она постоянно пополняется и

обновляется. Важно отметить, что ее пополнение – это заслуга и родителей

воспитанников. Приезжая из отпуска, они привозят разнообразный материал:

ракушки, гербарии, семечки. Родители с удовольствием принимают участие в

изготовлении практического материала с целью пополнения лаборатории

(дидактические игры).

Просветительская работа с родителями воспитанников проводится в форме

собраний, бесед, совместных развлечений экологического содержания. На

сайте группы размещаю консультации следующей тематики: «Воспитание

любви к природе», «Советы родителям: почему и как необходимо знакомить

детей с историей и культурой родного края», «Прогулки с детьми осенью»,

«Экологические игры с детьми дома», «Весенние прогулки», «Зимние

забавы», «Экология и мы» и др. Информация и практический опыт,

полученный родителями, помогает им получить необходимые знания и

повысить эффективность работы по экологическому воспитанию детей в

рамках семейного воспитания. Они совместно с детьми активно участвуют в

очных и дистанционных конкурсах разного уровня экологической

направленности.

Применение игровых технологий в реализации экологического воспитания

способствует обеспечению положительных результатов. Воспитанники:

проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни

растений, животных; эмоционально реагируют при встрече с природой;

участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков;

принимают активное участие в городских, муниципальных, всероссийских

конкурсах экологической направленности.



В раздел образования