Напоминание

"Особенности развития художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Обухова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка № 5
Населённый пункт: Г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития художественно-творческих способностей

детей старшего дошкольного возраста.

Творчество

-

активная,

целенаправленная

деятельность

человека,

в

результате, которой возникает что-то новое, оригинальное. Творчество является

важнейшей

характеристикой

личности

-

и

формировать

его

необходимо

у

ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет

дошкольный период развития. Отечественные психологи и педагоги - Л. С.

Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина и

др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном

возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание интересных,

порой оригинальных рисунков и конструкций. По определению С. И. Ожегова,

творчество

это

сознательная

целеполагающая,

активная

деятельность

человека,

направленная

на

познание

и

преобразование

действительности,

создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы.

Способность

-

природная

одаренность,

талантливость.

Дошкольный

возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное

детство – время первоначального становления личности, формирование основ

самосознания

и

индивидуальности

ребенка.

Творческое

начало

рождает

в

ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей

основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано,

или - хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к

лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом

высоком и широком смысле этого понятия. Чтобы своевременно обеспечить

полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять,

что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих,

на

которых

родители

и

должны

акцентировать

внимание:

стремление

к

открытиям;

умение

познавать;

активность;

фантазия;

инициативность;

стремление к познанию; умение находить нестандартное в привычных явлениях

и вещах; живость ума; умение изобретать и открывать; свобода воображения;

интуиция; умение на практике применять полученные знания, опыт; открытия и

изобретения.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в

обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание

познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных

жизненный

ситуаций)

одна

из

наиболее

сложных

и

интересных

задач

современной

педагогики.

Очень

важно

не

пропустить

тот

период

в

жизни

ребёнка,

когда

формируются

основные

навыки

и

умения,

среди

которых

центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому.

Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем

наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется

личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к

искусству, к творческой деятельности. Некоторые авторы считают, что учебные

способности

-

это,

прежде

всего,

общие

способности,

а

творческие

-

специальные,

определяющие

успех

творчества. Кандидаты

психологических

наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников выделили следующие универсальные

творческие способности:

1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной,

общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того,

как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих

логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений -

способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне

альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

Таким

образом,

творческие

способности

-

это

индивидуальные

особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения

им творческой деятельности различного рода.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление

способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее,

ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается

этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не

результат, а сам процесс. Ребенку нравится не рисовать картинку, а рисовать; не

построить домик, а строить его.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку

находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку

или историю, создать замысел игры или рисунка.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности,

прежде

всего

художественные.

Дошкольное

детство,

как

никакой

другой

возрастной

период,

создает

благоприятные

условия

для

их

формирования.

Дошкольник

включен

во

все

многообразие

художественных

видов

деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста

проявляются

такие

способности,

как

изобразительные,

декоративно-

прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные,

которые

составляют

мелодический

и

ритмический

слух,

чувство

лада;

театрально-речевые,

в

которые

входят

поэтический

слух,

выразительность

интонации

и

мимики.

Любая

специальная

способность

включает

основные

составляющие:

определенный

уровень

развития

познавательных

процессов,

технических умений, а также эмоциональной восприимчивости.

Итак,

Старший

дошкольный

возраст

благоприятен

для

развития

способности

к

творчеству,

так

как

именно

в

это

время

закладывается

психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста

способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые

отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Старшего

дошкольника

характеризует

активная

деятельностная

позиция,

любопытство,

постоянные

вопросы

к

взрослому,

способность

к

речевому

комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая

мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность

связана

с

любознательностью,

способностью,

пытливостью

ума,

изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение

преодолевать трудности.

Важным

условием

развития

творческих

способностей

дошкольника

является

организация

целенаправленной

досуговой

деятельности

старших

дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими

впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который

послужит

основой

для

возникновения

замыслов

и

будет

материалом,

необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание

перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных

условий

развития

детского

творчества.

Освоение

творческой

деятельности

немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых

ребенок

понимает

смысл,

суть

искусства

изобразительно-выразительные

средства. Следующее важное условие развития творческих способностей - учет

индивидуальных

особенностей

ребенка.

Важно

учесть

и

темперамент,

и

характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения

ребенка

в

день,

когда

предстоит

работа.

Непременным

условием

организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера

творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей,

когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что

делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это не возможно, если

на

занятии

или

в

самостоятельной

художественной

деятельности

царит

атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в

ребенка, поддержки его неудач».

Также условием развития творческих способностей является обучение, в

процессе

которого

формируются

знания,

способы

действия,

способности,

позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения

должны

быть

гибкими,

вариативными,

навыки

-

обобщенными,

то

есть

применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном

возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности.

Так,

ребенок,

понимая

несовершенство

своих

рисунков

и

поделок,

теряет

интерес

к

изобразительной

деятельности,

что

сказывается

в

развитии

творческой активности дошкольника в целом.

Важнейшим

условием

развития

и

стимулирования

творческих

способностей

является

комплексное

и

системное

использование

методов

и

приемов.

Мотивация

задания

-

не

просто

мотивация,

а

предложение

действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке,

то к принятию задачи, поставленной взрослыми.

Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для

каждого ребенка индивидуальной зоны - ситуации творческого развития. Зона

творческого развития - это та основа, на которой строится педагогический

процесс. Л.С. Выгодский замечал, что «творчество существует не только там,

где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает,

изменяет,

создает

что-то

новое».

Любой

ребенок

способен

к

такой

деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь

выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный

творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда. До

сих

пор

отводится

решающая

роль

специальной

микросреде,

в

которой

формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений.

Большинство

исследователей

выявляют

при

анализе

семейных

отношений

следующие параметры: 1) гармоничность -не гармоничность отношений между

родителями, а также между родителями и детьми; 2) творческая - нетворческая

личность

как

образец

подражания

и

субъект

идентификации;

3)

общность

интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие; 4) ожидание

родителей

по

отношению

к

ребенку:

ожидание

«достижений

или

независимости».

Всех

этих

условий

недостаточно

для

воспитания

детей

с

высокоразвитыми

творческими

способностями.

Необходима

направленная

работа по развитию творческого потенциала у детей. Система воспитания в

нашей стране не содержит мер, направленных на последовательное творческое

развитие способностей детей. Поэтому способности развиваются в основном

неожиданно и в результате, не достигают высокого уровня развития детей.

Огромное

значение

имеют

качества:

память,

воображение,

внимание

для

развития творческих способностей. Именно эти качества являются основой

развития

продуктивного

мышления,

творческих

способностей

детей

и

повышает творческо-поисковую активность.

Таким

образом,

воспитание

творческих

способностей

детей

будет

достигнута

лишь

в

том

случае,

если

оно

будет

представлять

собой

стремительный и целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд

частных

педагогических

задач,

направленных

на

достижение

поставленной

задачи.

Все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной

деятельности

было

интересно.

Анализ

литератур,

и

педагогический

опыт

показывает,

что

одно

из

наиболее

важных

условий

успешного

развития

творческих навыков посредством изобразительной деятельности – разнообразие

и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное

начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей

неповторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы – вот

что помогает не допустить в формировании творческих навыков посредством

изобразительной деятельности, однообразие и скуку, обеспечивает живность и

непосредственность

детского

восприятия

и

деятельности.

Важно,

чтобы

педагог, всякий раз создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны,

могли применить ранее усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой –

искали новые решения, творческие подходы.

Именно

это

вызывает

у

детей

положительные

эмоции,

радостные

удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все

моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумать множество

вариантов

занятий

по

темам

воспитателям

зачастую

трудно.

Осуществляя

руководство

изобразительной

деятельностью,

необходимо

помнить

о

ее

специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то

учатся,

что-то

узнают,

это

художественно-творческая

деятельность,

требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желание

создать

изображение,

картину,

прикладывая

усилия

мысли

и

физические

условия.

Необходимо

целенаправленное

обучение

детей

художественному

творчеству,

у

большинства

дошкольников

творчество

само

по

себе

не

развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и

формирование художественно – творческих способностей детей необходимы

определенные условия, а именно: приоритетное внимание должно быть уделено

игре,

рисованию,

конструктивной,

театрализованной

и

музыкальной

деятельности, что способствует всестороннему развитию личности ребенка,

позволяет создавать атмосферу эмоционального благополучия, наполнять жизнь

детей интересным содержанием;

- использование разнообразных методов и приемов;

- в детском саду необходимо создавать художественно – эстетическую

среду,

при

этом

в

оформлении

активное

участие

принимают

дети,

систематически организовывать выставки;

-

во

всем

должна

присутствовать

вариативность.

(необходимо

разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы

представляемые детям).

-

педагог

должен

исключить

из

занятий

излишний

дидактизм,

навязывание своего представление о решении образа, сюжета.

- каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения,

уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Следует создавать

творческую доброжелательную атмосферу.

- воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить

излишнюю опеку.

Таким

образом,

необходимыми

условиями

развития

художественного

творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми

и

к

использованию

разнообразных

методов

и

приемов

работы

в

этом

направлении.

Итак, включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых

приемов

или

игровых

ситуаций,

максимально

способствует

созданию

личностно

значимой

для

ребенка

мотивации

обучения,

усвоению

знаний,

овладению

навыками

и

умениями,

развитию

творчества.

Сформировать

творческие

навыки

посредством

изобразительной

деятельности

поможет:

вариативность в организации обстановки (ее новизна и разнообразие), выборе

тем

занятий,

форм,

средств,

методов

работы,

представляемых

детям

материалов, внимательное тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к

процессу

творчества

и

результатам

его

творческой

деятельности,

создание

доброжелательной атмосферы на каждом занятии.

Любой

детский

рисунок

является

результатом

его

взаимодействия

с

окружающим миром, его переживаний и мыслей по поводу происходящего

вокруг него событий. Однако, наиболее важным является тот спектр знаний,

навыков и умений, которые ребенок приобретает в процессе создания продукта

творчества.



В раздел образования