Напоминание

"Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через познавательно-исследовательскую деятельность"


Автор: Верхоглядова Кристина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 24"
Населённый пункт: Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через познавательно-исследовательскую деятельность"
Дата публикации: 10.07.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного

возраста с ограниченными возможностями здоровья через

познавательно-исследовательскую деятельность.

Верхоглядова К.А. воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения Городского округа

Балашиха «Детский сад № 24

«Солнышко»

Экологическое воспитание дошкольников — непрерывный процесс

обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование

экологической

культуры,

актуальная

проблема

нашего

времени.

Экологическое

образование

уже

стало

неотъемлемой

частью

дошкольной

педагогики. Очень важно воспитать у детей любовь к родному краю, желание

приумножать и охранять богатство своей страны, гордость за свой народ.

Экология

наука

о

связях

между

живыми

существами

и

окружающей

средой, между человеком и природой.

Цель экологического образования — формирование человека нового

типа

с

новым

экологическим

мышлением,

способного

осознавать

последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего

жить в относительной гармонии с природой. Воспитание значимо с позиций

личностного развития ребёнка — правильно систематически осуществляемое

в образовательных учреждениях, обладающих экологической культурой.

Эффективную систему экологического воспитания в детском саду,

основанную на интегрированном подходе, можно реализовать через разные

виды

деятельности

детей:

экспериментирование,

наблюдение,

труд,

игру,

музыкальную

деятельность,

физическую

деятельность.

Ведущей

в

этом

процессе должна стать совместная деятельность взрослых и детей.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой

проблемы,

является

метод

проектно

-

исследовательской

деятельности.

Основываясь

на

личностно-ориентированном

подходе

к

обучению,

он

развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует

навыки сотрудничества.

Проектно-исследовательская

деятельность

это

не

только

про сто

исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в

себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения

из

самых

различных

источников,

обрабатывать

и

перерабатывать

эти

сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на

теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя

требует

корректировки

поведения

в

зависимости

от

результатов

экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность –

это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.

Были разработаны и реализованы такие долгосрочные проекты «Посади

дерево»,

«Чтобы

деревья

стали

большими»,

«Интеллектуальные

игры»,

«Занимательные исследования природы»- это длительная сюжетно-ролевые

игры,

они

нацелены

на

создание

условий

для

реализации

активной

нравственно-экологической

позиции

ребенка,

упражнения

его

в

добротворчестве,

закрепления

позитивного

экологического

опыта

в

ситуациях успеха.

Кратковременные проекты «Зеленая елочка - живая иголочка», «Пусть

будет

зима

доброй

для

пернатых»,

«Чистое

утро»,

«Огород

на

окне»,

«Экологическая почта», «Жизнь муравьев».

Чтобы формировать у детей "экологически гуманное чувство" – чувство

сопричастности ко всему живому, привить детям этическую и моральную

ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или

животное – считаю эффективным методом - эко тренинг. Кроме того, он даёт

заметный

оздоровительный

эффект,

снимает

психологиче скую

напряженность

и

настраивает

на

доброжелательное

отношение

ко

всему

живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у

детей стрессы и агрессивность. Такие упражнения как: «Птицы», «Ароматная

сказка»,

«Лесной

карнавал»,

«Природный

оркестр»,

«Чудо

краски»,

«Разведчики природы» и т. д.

В современной жизни, мы часто слышим о таком развлечение, как квест.

Квест — это компьютерная игра. Но в детском саду педагоги нашли способ

использования квеста, как игру на местности. Так что же это такое? Квесты

(англ.

Quest

поиск)

игры,

в

которых

игроку

необходимо

искать

различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными

персонажами в игре, решать головоломки и т. д. В нашем учреждении прошла

экологическая

квест-игра

«Спасение

Земли».

Ребята

услышали

сигнал

бедствия «SOS» и на воздушном шаре отправились на поиски знаков, которые

помогут понять, что нужно делать для сбережения нашей Земли. В пути они

столкнулись

с

различными

препятствиями,

которые

с

достоинством

преодолели:

лесной

пожар

и

мусорная

свалка.

Ребята

совершили

вынужденную посадку, чтоб спасти Землю от этих бед. В итоге они собрали

все

необходимые

эко

знаки

и

солнышко,

грустное

в

начале

игры,

заулыбалось. В конце своего путешествия юные эколята решили принести

экологическую пользу своему детскому саду и посадили цветы для того, чтоб

они радовали всех, кто их видит. Как объяснить ребенку, что такое воздух?

Ребенок его не видит, не может потрогать его руками. Но на примерах можно

показать ему, что воздух — нечто реальное, его свойства легко увидеть и

использовать. Юные исследователи искали воздух в окружающих предметах,

взвешивали

его,

заполняли

им

воздушные

шары

и

мыльные

пузыри

в

лаборатории. Проведение опыта в лаборатории. Больше всего ребят поразило

открытие, которое они сделали самостоятельно: без воздуха не могут жить не

только человек и животные, но даже огонь без него гаснет. В нашем детском

саду педагоги стараются так обучать детей, чтобы решение пришло через

совместный поиск. Ведь наукой доказано, что " Самое лучшее открытие —

то, которое ребенок делает сам» (Ральф У.Эмерсон). В нашем детском саду

создано

детское

объединение

в

старшей

логопедической

группе

«Юный

эколог». Чтобы научить детей наблюдать за изменениями погоды, определять

погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для

этого специальные приборы, прививать любовь и бережное отношение к

природе педагоги детского сада приняли решение создать свою, детскую

метеоплощадку

в

детском

саду

это

комплекс

различных

приборов,

измеряющие погодные условия и с помощью которых возможно предсказать

погоду

на

ближайшее

время

(сутки,

неделю,

месяц).

Вместе

с

детьми

снимаем данные с приборов и заносим их в дневник наблюдений. Так же

метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний

времен года, природных явлений. С помощью флюгера и его вращающейся

стрелки по опорной оси нам удастся наблюдать за направлением ветра. А

благодаря указателю сторон света, мы узнаем, в каком направлении дует

ветер. Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий

определенную емкость с измерительной шкалой, дети измеряют количество

осадков. Ветряной рукав помогает ребятам разобраться и точно определять

стороны

света,

благодаря

дуновению

ветра.

Компас

помогает

освоить

ориентировке на местности и также определить, где находятся север, юг,

запад и восток. Самый важный и нужный измеритель погодных условий —

термометр. Именно с помощью этого прибора дети определяют температуру

воздуха в окружающей среде. С ребятами вместе мастерим всевозможные

вертушки для определения направления ветра и его силы, что увеличивает

познавательный интерес и интерес к исследовательской деятельности.

Главное все приборы разместить в определённой последовательности

и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в

детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день

в садик, чтобы снимать показания с приборов. Воплощение данного проекта

в жизнь — вопрос трудоемкий. Работы по нему начаты и ведутся силами

сотрудников

детского

сада.

Площадка

постепенно

пополняется

новыми

приборами.

В старшей логопедической группе вместе с ребятами изготавливаем

кормушки для птиц, наблюдаем за пернатыми. Именно поэтому необходимо

обеспечить ребенка своевременной и дозированной информацией, которая

развивает

его

наблюдательность,

любознательность.

Таким

образом,

важнейшим

условием

успешной

работы

по

экологическому

воспитанию

является

реализация

комплексного

подхода,

создание

среды,

в

которой

воспитатели личным примером демонстрируют детям правильное отношение

к

природе

и

активно

вместе

с

детьми

участвуют

в

природоохранной

деятельности.

Литература:

Дыбина О. В, Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты

и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. -2-е изд., испр.

-М.: ТЦ Сфера, 2016. — 192 с. (Ребенок в мире поиска)

Епремидзе Г. И. Экологическое воспитание дошкольников в старших группах

в ДОУ в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы) // Вопросы

дошкольной педагогики. — 2018. — №7. — С. 1-4.



В раздел образования