Напоминание

«Роль художественного слова в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Саушкина Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/c
Населённый пункт: г. Балашова
Наименование материала: Доклад
Тема: «Роль художественного слова в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Ласточка»

города Балашова

ДОКЛАД

«

Роль

художественного

слова

в

развитии

речи

детей

старшего

дошкольного

возраста

»

Воспитатель

:

Саушкина

Л

.

Н

.

г

.

Балашов

Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие

произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить

о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие

произведений художественной литературы, устного народного творчества, в

том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки,

загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В

содержание

работы

по

развитию

художественно-речевой

деятельности

дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи.

Дошкольников

знакомят

с

разными

жанрами

литературных

произведений,

их

специфическими

особенностями,

ярким

и

образным

языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное

отношение

к

явлениям

природы

и

взаимоотношениям

людей.

Дети

дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения,

развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, раз-

нообразные средства художественной выразительности.

Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л.

Рубинштейн

считал

необходимым

условием

для

построения

контекста

новыми речевыми средствами. Он писал о том, что как ни существенна для

речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь

логической связанности (и точности); она включает проблему образности,...

так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его

пределы,

вводит

специфические

оттенки,

непередаваемые

в

отвлеченной

формулировке обобщенной мысли».

Так, всякая метафора выражает общую мысль, и в то же время она

вносит

новые

оттенки

в

эту

мысль

и

содержит

больше

того,

что

дает

формулировка.

Все

формы

образности

речи

метафоры,

аллегории,

сравнения — это специфические средства выражения различного смыслового

содержания.

Возможности

дошкольников

в

понимании

средств

художественной

выразительности и использовании этих средств в своей речи достаточно

велики.

Здесь,

конечно,

большое

значение

имеет

целенаправленное

руководство

взрослых.

Чтобы

эти

возможности

претворить

в

действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить

ребенка

способами

выражения

в

слове

определенного

художественного

содержания.

Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна

быть связной, точной и выразительной. Здесь мы говорим о выразительности

в активном, а не в пассивном смысле, т. е. основная задача — не только

научить

детей

понимать

выразительность

речи

при

восприятии

литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства

выразительности в своей речи.

Образная речь является важной составной частью воспитания культуры

речи

в

широком

смысле

этого

слова.

Под

культурой

речи

понимается

соблюдение

норм

литературного

языка,

умение

передавать

свои

мысли,

чувства, представления в соответствии с назначением и Целью высказывания

содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь стано-

вится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка

воспитывается

интерес

к

языковому

богатству,

развивается

умение

использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Высокий

уровень

речевой

культуры

включает

такие

признаки,

как

богатство,

точность

и

выразительность. Богатство речи

предполагает

большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и

словосочетаний, разнообразие используемых

языковых

средств. Точность

речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор

таких

слов,

которые

наилучшим

образом

передают

содержание

вы-

сказывания,

раскрывают

его

тему

и

главную

мысль

в

логической

последовательности. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор

языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

В

связи

с

этим

и

прослеживается

связь

каждой

речевой

задачи

с

развитием

образности

речи.

Так,

словарная

работа,

направленная

на

понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное

слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может

подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в

плане

образности

особое

значение

приобретает

владение

запасом

грамматических

средств,

способность

чувствовать

структурное

и

семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании.

Именно

здесь

выступает

развитое

«чувство

стиля»,

умение

использовать

разнообразные

грамматические

средства

(инверсия,

соотнесенность

синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.).

Подчеркнем здесь и роль синонимии грамматических форм и конструкций в

зависимости от их смысловых оттенков, их роль в построении связного

высказывания.

Синтаксический

строй

считается

основной

тканью

речевого

высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций

делает речь ребенка выразительной. Если же рассматривать звуковую сторону

речи,

то

от

нее

во

многом

зависит

и

интонационное

оформление

высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя.

На

связность

(плавность)

изложения

текста

влияют

и

такие-

характеристики

звуковой

культуры

речи,

как

сила

голоса

(громкость

и

правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

Все

лексические,

грамматические

и

интонационные

упражнения

проводятся

на

материале

фразеологизмов,

загадок,

пословиц,

которые

уточняют представления детей о разнообразии жанров и образности их и

углубляют художественное восприятие литературных произведение.

В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное

содержание

литературных

и

фольклорных

произведений,

что

влияет

на

построение

связных

высказываний

и

использование

образных

средств

в

сочинениях

детей.

Повышение

уровня

логического

и

наглядно-образного

мышления

детей

обусловлено

усвоением

переносного

значения

слов

и

словосочетаний, обобщений и аллегорий, заключенных во фразеологизмах,

загадках,

баснях.

Этому

способствует

и

параллельное

выполнение

разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение

использования

тех

или

иных

средств

художественной

выразительности,

рассуждения

о

том,

почему

в

загадке

используются

сравнения,

во

фразеологизме — различные словосочетания.

После чтения сказок дети, отвечая на вопросы, отмечают необычные

выражения и слова, различные по смысловым оттенкам {белка — белочка,

лиса — ли

сонька). В своих сказках, тема которых дается по аналогии

с

прочитанной, дети наделяют персонажей необычными качествами, используя

антонимы и другие средства противопоставления, в которых имеются слова с

разными смысловыми оттенками.

Задание на составление сказок на основе парного сопоставления (о елке

и елочке, о ветре и ветерке) ставит детей в такую творческую ситуацию, в

которой они задумываются над различными характеристиками сказочных

персонажей.

Таким

образом,

для

развития

образности

речи

необходимо

вводить

детей в сказочную ситуацию и постоянно работать над пониманием прямого

и

переносного

значения

слова,

его

смысловых оттенков, что приведет к

уместному

и

точному

употреблению

образных

слов

и

выражений

в

сочинениях детей.

В обучение включается работа над смысловыми оттенками значений

знаменательных частей речи (домик — домище; играть — проиграть; умный

умнейший), пониманием смысловой близости и различия разнокоренных

синонимов, а также над пониманием словосочетаний в переносном значении

(лес дремлет; злая зима)

Специально

разработанные

игры

и

упражнения

на

образование

смысловых оттенков значений имен существительных (книга — книжка —

книжонка), глаголов (бежал

забежал), прилагательных ( ум н ы й —

умнейший), на подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и

словосочетаниям (по всем частям речи), на развитие понимания переносного

значения многозначного слова.

Для занятий по ознакомлению с художественной литературой надо

отобрать произведения разных жанров ( сказки, рассказы, стихотворения),

которые

соотносятся

тематически,

по

имени

разных

героев,

или

объединяются общими персонажами, но имеют разные сюжеты и различное

развитие действий (событий).

Каждое из занятий по литературе знакомит детей с содержанием и

художественной формой произведения, обращает их внимание на образные

слова

и

выражения,

характеристику,

настроение

и

диалоги

персонажей,

описание мимики и жестов героев, включает творческие задания. После

чтения

произведений

дети

отвечают

на

вопросы,

выясняющие,

как

они

поняли

содержание

произведения,

необычные

слова,

сказанные

персо-

нажами, насколько оценка героев совпадает с представлениями •самих детей.

Затем дети выполняют творческие задания, целью которых является:

-уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным

значение;

-

включение

в

диалог

персонажей

новых

действий

и

переда ча

импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;

- выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в

разных ситуациях;

- придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

- соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров;

- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа,

его настроение, состояние, действия и поступки;

- драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

- развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик

героев;

-

рисование

"обстановки

и

условий,

в

которых

действовали

герои

литературного произведения;

-соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения,

которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.

Основная задача развития образной речи — заложить в деталях любовь

к

художественному

слову,

уважение

к

книге;

познакомить

с

теми

произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать,

рассказать, заучить наизусть.

Важнейшими

источниками

развития

выразительности

детской

речи

являются

произведения

художественной

литературы

и

устного

народного

творчества,

в

том

числе

и

малые

фольклорные

формы

(пословицы,

поговорки,

загадки,

потешки,

считалки,

фразеологизмы).

Воспитательное,

познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он,

расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко

чувствовать

художественную

форму,

мелодику

и

ритм

родного

языка.

Художественная

система

русского

фольклора

своеобразна,

чрезвычайно

разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды,

песни, предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки,

пословицы,

поговорки,

язык

которых

точен

и

выразителен.

Среди

выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы,

использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и

образность.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся

задачи

формирования

эмоционально-образного

восприятия

произведений

разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм

развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения

воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает

конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они формулируются

для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения

проводится беседа. И выполняются разнообразные творческие задания. Цель

беседы - уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание

средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в

назидательное

толкование

смысла

произведения,

она

только

помогает

донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного.

Ребенок,

повторяя

образные

слова

и

выражения

из

сказки,

начинает

задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней

группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут

усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не

просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на

листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом

«все тропинки замело».

Старшие

дошкольники,

рисуя

сразу

после

чтения

литератур ного

произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в

своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение

творческих

заданий,

которые

проводятся

почти

на

каждом

занятии.

Под

творче скими

заданиями

понимается

выполнение

лексиче ских,

грамматических,

фонетических

упражнений

на

подбор

определений

(эпитетов), сравнений, синонимов И антонимов к заданному слову, подбор

рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изме-

нением силы голоса и интонационной выразительности.

Тексты

большинства

предлагаемых

для

чтения

литературных

произведений, а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов,

многие сказки и потешки можно найти в книге «Хрестоматия для маленьких»

(сост. Л.М. Елисеева, М., 1997, 1982 и другие издания), а также в книге O.G.

Ушаковой

и

Н.В.

Гавриш

«Знакомим

дошкольников

с

литературой»

(М.,

1999).

Если

в

дошкольном

учреждении

нет

репродукций

произведений

живописи, указанных нами, можно использовать те, которые имеются, а

беседу проводить аналогично той, которая предлагается в пособии. Главное,

чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не превратилась в

скучное перечисление изображенного на картине. Это замечание относится и

к подбору музыкальных произведений. , Если в начале занятия идет чтение,

то

затем

начинается

новое

задание.—

беседа,

упражнение,

рисунки,

сочинение

детьми

рассказов

и

сказок,

работа

над

структурой

текста

(выкладывание полосок, обозначающих начало, середину и конец произве-

дения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель может поместить в

альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного

ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки,

придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать

родители,

старшие

братья,

сестры.

В

конце

учебного

года

можно

ор-

ганизовать

выставку

детского

творчества,

провести

совмест ную

конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.

В

целом

развитие

всех

сторон

речи

в

вышеизложенном

аспекте

оказывает

большое

влияние

на

развитие

самостоятельного

словесного

творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных

жанрах — в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.



В раздел образования