Автор: Саушкина Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/c
Населённый пункт: г. Балашова
Наименование материала: Доклад
Тема: «Роль художественного слова в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Ласточка»
города Балашова
ДОКЛАД
«
Роль
художественного
слова
в
развитии
речи
детей
старшего
дошкольного
возраста
»
Воспитатель
:
Саушкина
Л
.
Н
.
г
.
Балашов
Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие
произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить
о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие
произведений художественной литературы, устного народного творчества, в
том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки,
загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В
содержание
работы
по
развитию
художественно-речевой
деятельности
дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи.
Дошкольников
знакомят
с
разными
жанрами
литературных
произведений,
их
специфическими
особенностями,
ярким
и
образным
языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное
отношение
к
явлениям
природы
и
взаимоотношениям
людей.
Дети
дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения,
развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, раз-
нообразные средства художественной выразительности.
Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л.
Рубинштейн
считал
необходимым
условием
для
построения
контекста
новыми речевыми средствами. Он писал о том, что как ни существенна для
речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь
логической связанности (и точности); она включает проблему образности,...
так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его
пределы,
вводит
специфические
оттенки,
непередаваемые
в
отвлеченной
формулировке обобщенной мысли».
Так, всякая метафора выражает общую мысль, и в то же время она
вносит
новые
оттенки
в
эту
мысль
и
содержит
больше
того,
что
дает
формулировка.
Все
формы
образности
речи
—
метафоры,
аллегории,
сравнения — это специфические средства выражения различного смыслового
содержания.
Возможности
дошкольников
в
понимании
средств
художественной
выразительности и использовании этих средств в своей речи достаточно
велики.
Здесь,
конечно,
большое
значение
имеет
целенаправленное
руководство
взрослых.
Чтобы
эти
возможности
претворить
в
действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить
ребенка
способами
выражения
в
слове
определенного
художественного
содержания.
Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна
быть связной, точной и выразительной. Здесь мы говорим о выразительности
в активном, а не в пассивном смысле, т. е. основная задача — не только
научить
детей
понимать
выразительность
речи
при
восприятии
литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства
выразительности в своей речи.
Образная речь является важной составной частью воспитания культуры
речи
в
широком
смысле
этого
слова.
Под
культурой
речи
понимается
соблюдение
норм
литературного
языка,
умение
передавать
свои
мысли,
чувства, представления в соответствии с назначением и Целью высказывания
содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь стано-
вится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка
воспитывается
интерес
к
языковому
богатству,
развивается
умение
использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Высокий
уровень
речевой
культуры
включает
такие
признаки,
как
богатство,
точность
и
выразительность. Богатство речи
предполагает
большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и
словосочетаний, разнообразие используемых
языковых
средств. Точность
речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор
таких
слов,
которые
наилучшим
образом
передают
содержание
вы-
сказывания,
раскрывают
его
тему
и
главную
мысль
в
логической
последовательности. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор
языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
В
связи
с
этим
и
прослеживается
связь
каждой
речевой
задачи
с
развитием
образности
речи.
Так,
словарная
работа,
направленная
на
понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное
слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может
подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в
плане
образности
особое
значение
приобретает
владение
запасом
грамматических
средств,
способность
чувствовать
структурное
и
семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании.
Именно
здесь
выступает
развитое
«чувство
стиля»,
умение
использовать
разнообразные
грамматические
средства
(инверсия,
соотнесенность
синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.).
Подчеркнем здесь и роль синонимии грамматических форм и конструкций в
зависимости от их смысловых оттенков, их роль в построении связного
высказывания.
Синтаксический
строй
считается
основной
тканью
речевого
высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций
делает речь ребенка выразительной. Если же рассматривать звуковую сторону
речи,
то
от
нее
во
многом
зависит
и
интонационное
оформление
высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя.
На
связность
(плавность)
изложения
текста
влияют
и
такие-
характеристики
звуковой
культуры
речи,
как
сила
голоса
(громкость
и
правильность произношения), четкая дикция, темп речи.
Все
лексические,
грамматические
и
интонационные
упражнения
проводятся
на
материале
фразеологизмов,
загадок,
пословиц,
которые
уточняют представления детей о разнообразии жанров и образности их и
углубляют художественное восприятие литературных произведение.
В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное
содержание
литературных
и
фольклорных
произведений,
что
влияет
на
построение
связных
высказываний
и
использование
образных
средств
в
сочинениях
детей.
Повышение
уровня
логического
и
наглядно-образного
мышления
детей
обусловлено
усвоением
переносного
значения
слов
и
словосочетаний, обобщений и аллегорий, заключенных во фразеологизмах,
загадках,
баснях.
Этому
способствует
и
параллельное
выполнение
разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение
использования
тех
или
иных
средств
художественной
выразительности,
рассуждения
о
том,
почему
в
загадке
используются
сравнения,
во
фразеологизме — различные словосочетания.
После чтения сказок дети, отвечая на вопросы, отмечают необычные
выражения и слова, различные по смысловым оттенкам {белка — белочка,
лиса — ли
сонька). В своих сказках, тема которых дается по аналогии
с
прочитанной, дети наделяют персонажей необычными качествами, используя
антонимы и другие средства противопоставления, в которых имеются слова с
разными смысловыми оттенками.
Задание на составление сказок на основе парного сопоставления (о елке
и елочке, о ветре и ветерке) ставит детей в такую творческую ситуацию, в
которой они задумываются над различными характеристиками сказочных
персонажей.
Таким
образом,
для
развития
образности
речи
необходимо
вводить
детей в сказочную ситуацию и постоянно работать над пониманием прямого
и
переносного
значения
слова,
его
смысловых оттенков, что приведет к
уместному
и
точному
употреблению
образных
слов
и
выражений
в
сочинениях детей.
В обучение включается работа над смысловыми оттенками значений
знаменательных частей речи (домик — домище; играть — проиграть; умный
—
умнейший), пониманием смысловой близости и различия разнокоренных
синонимов, а также над пониманием словосочетаний в переносном значении
(лес дремлет; злая зима)
Специально
разработанные
игры
и
упражнения
на
образование
смысловых оттенков значений имен существительных (книга — книжка —
книжонка), глаголов (бежал
—
забежал), прилагательных ( ум н ы й —
умнейший), на подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и
словосочетаниям (по всем частям речи), на развитие понимания переносного
значения многозначного слова.
Для занятий по ознакомлению с художественной литературой надо
отобрать произведения разных жанров ( сказки, рассказы, стихотворения),
которые
соотносятся
тематически,
по
имени
разных
героев,
или
объединяются общими персонажами, но имеют разные сюжеты и различное
развитие действий (событий).
Каждое из занятий по литературе знакомит детей с содержанием и
художественной формой произведения, обращает их внимание на образные
слова
и
выражения,
характеристику,
настроение
и
диалоги
персонажей,
описание мимики и жестов героев, включает творческие задания. После
чтения
произведений
дети
отвечают
на
вопросы,
выясняющие,
как
они
поняли
содержание
произведения,
необычные
слова,
сказанные
персо-
нажами, насколько оценка героев совпадает с представлениями •самих детей.
Затем дети выполняют творческие задания, целью которых является:
-уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным
значение;
-
включение
в
диалог
персонажей
новых
действий
и
переда ча
импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;
- выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в
разных ситуациях;
- придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;
- соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров;
- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа,
его настроение, состояние, действия и поступки;
- драматизация наиболее интересных отрывков произведений;
- развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик
героев;
-
рисование
"обстановки
и
условий,
в
которых
действовали
герои
литературного произведения;
-соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения,
которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.
Основная задача развития образной речи — заложить в деталях любовь
к
художественному
слову,
уважение
к
книге;
познакомить
с
теми
произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать,
рассказать, заучить наизусть.
Важнейшими
источниками
развития
выразительности
детской
речи
являются
произведения
художественной
литературы
и
устного
народного
творчества,
в
том
числе
и
малые
фольклорные
формы
(пословицы,
поговорки,
загадки,
потешки,
считалки,
фразеологизмы).
Воспитательное,
познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он,
расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко
чувствовать
художественную
форму,
мелодику
и
ритм
родного
языка.
Художественная
система
русского
фольклора
своеобразна,
чрезвычайно
разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды,
песни, предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки,
пословицы,
поговорки,
язык
которых
точен
и
выразителен.
Среди
выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы,
использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и
образность.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся
задачи
формирования
эмоционально-образного
восприятия
произведений
разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм
развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения
воспроизводить эти средства в своем творчестве.
Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает
конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они формулируются
для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения
проводится беседа. И выполняются разнообразные творческие задания. Цель
беседы - уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание
средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в
назидательное
толкование
смысла
произведения,
она
только
помогает
донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного.
Ребенок,
повторяя
образные
слова
и
выражения
из
сказки,
начинает
задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней
группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут
усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не
просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на
листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом
«все тропинки замело».
Старшие
дошкольники,
рисуя
сразу
после
чтения
литератур ного
произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в
своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение
творческих
заданий,
которые
проводятся
почти
на
каждом
занятии.
Под
творче скими
заданиями
понимается
выполнение
лексиче ских,
грамматических,
фонетических
упражнений
на
подбор
определений
(эпитетов), сравнений, синонимов И антонимов к заданному слову, подбор
рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изме-
нением силы голоса и интонационной выразительности.
Тексты
большинства
предлагаемых
для
чтения
литературных
произведений, а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов,
многие сказки и потешки можно найти в книге «Хрестоматия для маленьких»
(сост. Л.М. Елисеева, М., 1997, 1982 и другие издания), а также в книге O.G.
Ушаковой
и
Н.В.
Гавриш
«Знакомим
дошкольников
с
литературой»
(М.,
1999).
Если
в
дошкольном
учреждении
нет
репродукций
произведений
живописи, указанных нами, можно использовать те, которые имеются, а
беседу проводить аналогично той, которая предлагается в пособии. Главное,
чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не превратилась в
скучное перечисление изображенного на картине. Это замечание относится и
к подбору музыкальных произведений. , Если в начале занятия идет чтение,
то
затем
начинается
новое
задание.—
беседа,
упражнение,
рисунки,
сочинение
детьми
рассказов
и
сказок,
работа
над
структурой
текста
(выкладывание полосок, обозначающих начало, середину и конец произве-
дения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель может поместить в
альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного
ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки,
придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать
родители,
старшие
братья,
сестры.
В
конце
учебного
года
можно
ор-
ганизовать
выставку
детского
творчества,
провести
совмест ную
конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.
В
целом
развитие
всех
сторон
речи
в
вышеизложенном
аспекте
оказывает
большое
влияние
на
развитие
самостоятельного
словесного
творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных
жанрах — в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.