Напоминание

"Нетрадиционные приемы коррекционной работы дома"


Автор: Казакова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 81
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные приемы коррекционной работы дома"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практикум для родителей.

Тема: «Нетрадиционные приёмы коррекционной

логопедической работы в домашних условиях».

Цель:

1.

Познакомить родителей с нетрадиционными приемами коррекционной

логопедической работы;

2.

Рекомендовать эти приемы для коррекционной работы в домашних

условиях.

Оборудование:

вата, шарик с веревочкой, кольцо из резинки, прищепки,

веревка с разноцветными шнурками, чайная ложка, бинт, салфетки, чайные

ложки.

- Сегодня у нас в гостях ваши родители. Они очень хотели бы посмотреть,

какие

упражнения

можно

выполнять,

чтобы

научиться

правильно

произносить все звуки в словах. А мы устроим им сюрприз – покажем

такие упражнения, которые родители обязательно захотят выполнять дома

вместе с вами.

- Уважаемые родители! В дополнение к общепринятым артикуляционным

и пальчиковым упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения

носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Дыхательная гимнастика.

-

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу

(«Лопаточка») и плавно, со звуком Ф, сдуть ватку на противоположный

край стола (или «загнать в ворота»). Обращайте внимание, чтобы не

надувались щеки, чтобы ребенок произносил звук Ф, а не Х, т.е., чтобы

воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми:

приводить

дутьем

в

движение

плавающих

в

тазике

уток,

кораблики,

всевозможные

вертушки,

бумажные

колпачки

и

ватные

шарики,

подвешенные

на

натянутой

горизонтальной

нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков и пр.

надувать

надувные

игрушки

и

воздушные

шарики;

особенно

полезно

пускать

мыльные

пузыри

это

вырабатывает

очень

тонкое регулирование выдоха;

поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

-

Необходимо

отметить,

что

регулярное

выполнение

дыхательных

упражнений

является

также

профилактикой

острых

респираторных

заболеваний.

Упражнения, совершенствующие артикуляционную моторику.

Упражнение с шариком. (Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см,

веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)

- Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке

языком вправо – влево.

- Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

- Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать

шарик от щеки к щеке.

- Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание:

1.

Используются

пластмассовые

шарики

из

детских

погремушек

российского производства при наличие сертификата качества.

2.

Шарики, веревочки, ложки строго индивидуальны.

3.

Во

время

работы

взрослый

удерживает

веревку

в

руке.

Шарик

с

веревочкой

после

каждого

занятия

тщательно

промывается

теплой

водой с детским мылом и просушивается салфеткой.

Упражнения с ложкой

1.

Чайную ложку зажать в кулак и приставить к щеке, толкать языком в

вогнутую сторону ложки «Забей гол в ворота!»

2.

Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по

языку «Лепим лепёшку».

3.

Взять по чайной ложке в правую и левую руку и совершать легкие

похлопывающие движения по надутым щекам. Упражнение «Лопаем

пузыри».

Упражнения с бинтом.

-

Бинт

ко

всей

поверхности

верхней

губы

плотно

прижимает

язык,

поднятый вверх в форме широкого «ковша» или «блинчика». При этом

рот широко раскрыт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая

сопротивление.

Удерживать

данную

позицию

10-15

секунд.

Повторяется

до

10

раз.

Аналогично

упражнение

проводится

при

накладывании бинта на нижнюю губу.

Массажные упражнения.

- Массаж твёрдого нёба конфетой «Чупа-чупс».

- Упражнение «Расческа», «Жуём язычок».

Артикуляционные упражнения:

Упражнение

«Упрямая

улыбка».

Ребенок

растягивает

губы

в

улыбке

и

удерживает их в таком положении, а взрослый «мешает» ему улыбаться,

сжимая губы рукой в «Трубочку», преодолевая сопротивление мышц ребенка.

Выполняется 10-15 раз.

Упражнение «Упрямая трубочка». Ребенок вытягивает губы трубочкой и

удерживает их в таком положении несколько секунд, затем взрослый рукой

пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку.

Выполняется 10-15 раз.

Упражнение

«Не

расплескай

воду»

Язык

в

форме

глубокого

«ковша»

с

небольшим

количеством

воды

(вода

может

быть

заменена

соком,

чаем,

компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10-

15 секунд. Повторить 10-15 раз.

Упражнение «Киска» (слизывание варенья с чайного блюдца; с верхней

губы.

- Сказка «Весёлая лягушка» (показ и выполнение арт.упражнений)

«Лягушка»

«Лошадка»

«Месим тесто»

«Шарики»

«Часики»

Развитие тонкой моторики.

-

Кусок сшитой в колечко мягкой текстильной резинки длиной 4-5 см

поочередно надевать на кольцо из большого и указательного пальцев

(затем

большого

и

среднего,

безымянного,

мизинца).

Раздвигать

пальцы, растягивая резиновое колечко. Перемещать резиновое колечко

с кольца из большого и указательного пальца на следующее кольцо из

большого и среднего пальца, не помогая себе свободной рукой. (При

желании дать родителям возможность самим попробовать выполнить

это упражнение).

-

На перекладине или на горизонтально натянутой веревке на расстоянии

10-15

см

друг

от

друга

привязываются

шнурки

синего,

желтого,

зеленого и красного цвета (длина шнурков 60-70 см). Ребенок должен

выбрать

прищепку

и

поймать

ею

свободный

конец

шнурка

соответствующего цвета (т.е. прицепить прищепку не выше, чем в 10

см от конца шнурка).

Упражнения для развития внимания, фонематического восприятия,

общей координации движений.

А – хлопок в ладоши перед собой,

О – хлопок обеими руками по коленкам,

У – удар кулаком о кулак,

И – хлопок в ладоши над головой,

Ы – хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга,

Э – хлопок в ладоши за спиной.

После

того,

как

дети

достаточно

хорошо

усвоили

предыдущее

упражнение,

можно

перейти

к

обратной

инструкции

(подавать

инструкцию знаками, а дети озвучивают закодированный звукоряд).

Итог. Оценка практикума родителями (заполнение анкеты).

Все предложенные упражнения не только не исключают традиционных

артикуляционных

и

пальчиковых,

но,

наоборот,

являются

своеобразным

продолжением, закреплением и дополнением к ним. Важную роль играет

эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в

работе, способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха.

Мы

стремимся

к

тому,

чтобы

тренировочные

упражнения

были

эмоциональными,

динамичными,

разнообразными

и

неутомительными.

Педагоги

всегда

рады

сотрудничать

с

родителями.

Сообща

мы

быстрей

добьемся желаемых результатов по формированию речи наших детей.

АНКЕТА

Как вы считаете, нужны ли в детском саду практикумы для

родителей?

(нужное подчеркнуть)

1.

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

2.

Имеет ли практическую значимость данное мероприятие?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

2.

Получи ли вы что-то для себя полезное, посетив практикум?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

3.

Комфортно ли вы и ваш ребёнок чувствовали на практикуме?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

4.

Хотели бы вы ещё участвовать в подобном мероприятии?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

5.

Ваши пожелания, замечания по проведению практикума.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________



В раздел образования