Автор: Казакова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 81
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные приемы коррекционной работы дома"
Раздел: дошкольное образование
Практикум для родителей.
Тема: «Нетрадиционные приёмы коррекционной
логопедической работы в домашних условиях».
Цель:
1.
Познакомить родителей с нетрадиционными приемами коррекционной
логопедической работы;
2.
Рекомендовать эти приемы для коррекционной работы в домашних
условиях.
Оборудование:
вата, шарик с веревочкой, кольцо из резинки, прищепки,
веревка с разноцветными шнурками, чайная ложка, бинт, салфетки, чайные
ложки.
- Сегодня у нас в гостях ваши родители. Они очень хотели бы посмотреть,
какие
упражнения
можно
выполнять,
чтобы
научиться
правильно
произносить все звуки в словах. А мы устроим им сюрприз – покажем
такие упражнения, которые родители обязательно захотят выполнять дома
вместе с вами.
- Уважаемые родители! В дополнение к общепринятым артикуляционным
и пальчиковым упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения
носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Дыхательная гимнастика.
-
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу
(«Лопаточка») и плавно, со звуком Ф, сдуть ватку на противоположный
край стола (или «загнать в ворота»). Обращайте внимание, чтобы не
надувались щеки, чтобы ребенок произносил звук Ф, а не Х, т.е., чтобы
воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми:
приводить
дутьем
в
движение
плавающих
в
тазике
уток,
кораблики,
всевозможные
вертушки,
бумажные
колпачки
и
ватные
шарики,
подвешенные
на
натянутой
горизонтальной
нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков и пр.
надувать
надувные
игрушки
и
воздушные
шарики;
особенно
полезно
пускать
мыльные
пузыри
–
это
вырабатывает
очень
тонкое регулирование выдоха;
поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.
-
Необходимо
отметить,
что
регулярное
выполнение
дыхательных
упражнений
является
также
профилактикой
острых
респираторных
заболеваний.
Упражнения, совершенствующие артикуляционную моторику.
Упражнение с шариком. (Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см,
веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)
- Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке
языком вправо – влево.
- Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
- Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать
шарик от щеки к щеке.
- Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание:
1.
Используются
пластмассовые
шарики
из
детских
погремушек
российского производства при наличие сертификата качества.
2.
Шарики, веревочки, ложки строго индивидуальны.
3.
Во
время
работы
взрослый
удерживает
веревку
в
руке.
Шарик
с
веревочкой
после
каждого
занятия
тщательно
промывается
теплой
водой с детским мылом и просушивается салфеткой.
Упражнения с ложкой
1.
Чайную ложку зажать в кулак и приставить к щеке, толкать языком в
вогнутую сторону ложки «Забей гол в ворота!»
2.
Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по
языку «Лепим лепёшку».
3.
Взять по чайной ложке в правую и левую руку и совершать легкие
похлопывающие движения по надутым щекам. Упражнение «Лопаем
пузыри».
Упражнения с бинтом.
-
Бинт
ко
всей
поверхности
верхней
губы
плотно
прижимает
язык,
поднятый вверх в форме широкого «ковша» или «блинчика». При этом
рот широко раскрыт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая
сопротивление.
Удерживать
данную
позицию
10-15
секунд.
Повторяется
до
10
раз.
Аналогично
упражнение
проводится
при
накладывании бинта на нижнюю губу.
Массажные упражнения.
- Массаж твёрдого нёба конфетой «Чупа-чупс».
- Упражнение «Расческа», «Жуём язычок».
Артикуляционные упражнения:
Упражнение
«Упрямая
улыбка».
Ребенок
растягивает
губы
в
улыбке
и
удерживает их в таком положении, а взрослый «мешает» ему улыбаться,
сжимая губы рукой в «Трубочку», преодолевая сопротивление мышц ребенка.
Выполняется 10-15 раз.
Упражнение «Упрямая трубочка». Ребенок вытягивает губы трубочкой и
удерживает их в таком положении несколько секунд, затем взрослый рукой
пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку.
Выполняется 10-15 раз.
Упражнение
«Не
расплескай
воду»
Язык
в
форме
глубокого
«ковша»
с
небольшим
количеством
воды
(вода
может
быть
заменена
соком,
чаем,
компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10-
15 секунд. Повторить 10-15 раз.
Упражнение «Киска» (слизывание варенья с чайного блюдца; с верхней
губы.
- Сказка «Весёлая лягушка» (показ и выполнение арт.упражнений)
«Лягушка»
«Лошадка»
«Месим тесто»
«Шарики»
«Часики»
Развитие тонкой моторики.
-
Кусок сшитой в колечко мягкой текстильной резинки длиной 4-5 см
поочередно надевать на кольцо из большого и указательного пальцев
(затем
большого
и
среднего,
безымянного,
мизинца).
Раздвигать
пальцы, растягивая резиновое колечко. Перемещать резиновое колечко
с кольца из большого и указательного пальца на следующее кольцо из
большого и среднего пальца, не помогая себе свободной рукой. (При
желании дать родителям возможность самим попробовать выполнить
это упражнение).
-
На перекладине или на горизонтально натянутой веревке на расстоянии
10-15
см
друг
от
друга
привязываются
шнурки
синего,
желтого,
зеленого и красного цвета (длина шнурков 60-70 см). Ребенок должен
выбрать
прищепку
и
поймать
ею
свободный
конец
шнурка
соответствующего цвета (т.е. прицепить прищепку не выше, чем в 10
см от конца шнурка).
Упражнения для развития внимания, фонематического восприятия,
общей координации движений.
А – хлопок в ладоши перед собой,
О – хлопок обеими руками по коленкам,
У – удар кулаком о кулак,
И – хлопок в ладоши над головой,
Ы – хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга,
Э – хлопок в ладоши за спиной.
После
того,
как
дети
достаточно
хорошо
усвоили
предыдущее
упражнение,
можно
перейти
к
обратной
инструкции
(подавать
инструкцию знаками, а дети озвучивают закодированный звукоряд).
Итог. Оценка практикума родителями (заполнение анкеты).
Все предложенные упражнения не только не исключают традиционных
артикуляционных
и
пальчиковых,
но,
наоборот,
являются
своеобразным
продолжением, закреплением и дополнением к ним. Важную роль играет
эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в
работе, способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха.
Мы
стремимся
к
тому,
чтобы
тренировочные
упражнения
были
эмоциональными,
динамичными,
разнообразными
и
неутомительными.
Педагоги
всегда
рады
сотрудничать
с
родителями.
Сообща
мы
быстрей
добьемся желаемых результатов по формированию речи наших детей.
АНКЕТА
Как вы считаете, нужны ли в детском саду практикумы для
родителей?
(нужное подчеркнуть)
1.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
2.
Имеет ли практическую значимость данное мероприятие?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
2.
Получи ли вы что-то для себя полезное, посетив практикум?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
3.
Комфортно ли вы и ваш ребёнок чувствовали на практикуме?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
4.
Хотели бы вы ещё участвовать в подобном мероприятии?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
5.
Ваши пожелания, замечания по проведению практикума.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________