Напоминание

"Коммуникативные навыки у детей с нарушением речи."


Автор: Лапина Лилия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 173"
Населённый пункт: г Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: лучшая учебно-дидактическая разработка
Тема: "Коммуникативные навыки у детей с нарушением речи."
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Творческая разработка

Выполнила:

Лапина Л.В.

Новокузнецк

2019

Содержание

Введение

I Особенности формирования коммуникативных навыков

у детей дошкольного возраста с нарушением речи

1.1.Особенности становления общения при нормальном речевом

развитии ребенка

1.2.Специфические особенности общения детей дошкольного возраста

с нарушением речи

II Формирование коммуникативных навыков у детей

дошкольного возраста с нарушением речи

Заключение

Список литературы

Введение

Ориентация

современной

логопедии

и

педагогики

на

гуманизацию

образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных

условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно

остро

эта

проблема

назрела

в

отношении

детей

с

нарушениями

речи,

а

именно

-

дошкольников

с

клиническим

диагнозом

«псевдобульбарная

дизартрия».

По

данным

психолого-педагогических

исследований,

процесс

личностного

развития

и

самоопределения

этих

детей

затруднен.

Принципиальный

подход

к

решению

данной

проблемы

представлен

в

трудах

Л.С.

Выготского,

который

рассматривал

общение

в

качестве главного условия личностного развития и устранения недостатков аномального

ребенка. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование

коммуникативных

навыков

детей

с

псевдобульбарной

дизартрией

является

одной

из

приоритетных задач специальных образовательных учреждений по коррекционной работе

с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит

от уровня коммуникативных навыков субъектов общения.

ФГОС

ДО

ориентирован

на

создание

ситуации

социальной

успешности

дошкольников, а для этого особое значение приобретает формирование у детей навыков

положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.

Цель разработки - выявление и создание педагогических условий организации процесса

формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи.

Задачи:

1.

Проанализировать современные подходы к решению проблемы формирования

коммуникативных навыков дошкольников с нарушением речи.

2.

Создать педагогические условия для формирования коммуникативных навыков

у дошкольников с нарушением речи.

3.

Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных

навыков дошкольников с нарушением речи.

I Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного

возраста с нарушением речи

1.1 Особенности становления общения при нормальном речевом развитии

ребенка

Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей.

Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в

отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти

свое место в мире.

По

мнению

Лисиной

М.И.,

общение

в

деятельности

педагогов,

родителей

выступает:

• как средство решения учебно-воспитательных задач;

• как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты, строить

взаимодействие с ребенком;

• как способ развития его коммуникативности со взрослыми и сверстниками;

• как необходимое условие его социально-личностного развития.[29]

Таким образом, общение - это сложный многоплановый процесс установления и

развития

контактов

между

людьми,

порождаемый

потребностями

совместной

деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии

взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

За короткий период раннего и дошкольного детства ребенок овладевает тремя

типами общения [30]:

1.

эмоциональное общение – первое полугодие жизни;

2.

общение на основе понимания – со второго полугодия жизни;

3.

общение на основе речи – с 1,5-2 лет.

Данное перечисление типов общения отражает последовательность их появления в

онтогенезе. Необходимо отметить, что возникновение каждого нового типа общения не

приводит

к

вытеснению

предыдущего;

некоторое

время

они

сосуществуют,

затем,

развиваясь, каждый из типов общения приобретает новые, более сложные формы.

У

детей

общение,

как

правило,

тесно

переплетено

с

игрой,

исследованием

предметов, рисованием и само может рассматриваться как особый вид деятельности. Для

маленького

ребенка

его

общение

с

другими

людьми

это

не

только

источник

разнообразных

переживаний,

но

и

главное

условие

формирования

его

личности,

его

человеческого

развития.

При

недостаточном

общении

ребенка

с

взрослыми

и

сверстниками темп развития его речи и других психических процессов замедляется.[8,29]

Влияние общения на психическое развитие детей происходит благодаря:

благоприятным

качествам

взрослого,

сочетающимся

с

его

свойствами

как

субъекта общения;

– обогащению взрослыми опыта детей;

– прямой постановке взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми

знаниями, умениями, способностями;

– подкрепляющему действию мнений и оценок взрослого;

– возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков

взрослых;

– благоприятным условиям для раскрытия детьми своего творческого начала при

общении друг с другом.

Основное позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход

развития детей.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка

с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических

способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы,

воображения. Оно обеспечивает приобщение детей к общественно-историческому опыту

человечества, через его посредство происходит обмен знаниями, способами, результатами

деятельности, воплощенными в материальные и духовные культурные ценности. Кроме

того, первичное эмоциональное общение ребенка с взрослыми является первоисточником

развития речи. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей

ребенка, его характер, его будущее. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его

сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми.[32,47]

Однако не менее значимым является общение ребенка со сверстником. Именно в

связи со становлением общения со сверстниками и его развитием в дошкольном возрасте

обостряется необходимость дальнейшего овладения нормами взаимоотношений между

людьми. Положение ребенка в группе тесно связано с формированием качеств личности

детей,

но

этот

процесс

происходит

не

автоматически.

Основной

путь

улучшения

положения ребенка в группе сверстников - это выявление и развитие индивидуальных

потенциальных возможностей ребенка. Одно из основных условий благоприятного и

успешного

пребывания

дошкольника

в

детском

коллективе

-

это

положительная

эмоциональная атмосфера. Даже временное отсутствие этого условия резко сказывается на

снижении активности ребенка, снижает сферу его общения, вызывает в ней тревожность и

агрессивность.[27]

Общение ребенка со сверстниками имеет ряд отличительных особенностей. Так,

общение

с

детьми

проходит

значительно

более

эмоционально,

свободно,

раскованно,

оживленно, чем с взрослыми. И конечно, все эти особенности общения отражаются в речи

детей,

в

результате

чего

речь,

адресованная

сверстнику,

сильно

отличается

от

речи,

обращенной к взрослым. Отличительная особенность речи дошкольников, адресованной

сверстнику, заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В

контактах с ровесниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать

другого.

Опыт отношений с взрослыми и сверстниками обретает для ребенка личностный

смысл, так как его содержательную основу составляет процесс познания себя.

При нормальном развитии становление речи и формирование коммуникативного

поведения тесно взаимосвязаны. Так, у здорового ребенка, уже в конце первого года жизни

имеет место избирательное отношение к окружающим, общение с взрослым при помощи

звукосочетаний

и

отдельных

лепетных

слов,

подчинение

некоторым

словесным

инструкциям,

обращение

внимания

на

лицо

говорящего,

радость

при

общении

со

знакомыми и близкими для него людьми.

1.2 Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с нарушением

речи

Коммуникативная функция речи характеризуется наличием в речи сообщения и

побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои

мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них.

Формы речевого воздействия - вопрос, просьба, совет, предложение, убеждение,

приказ, инструкция, запрещение и др.

Наблюдаемые у детей с нарушениями речи трудности в организации собственного

речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими детьми.

Л.Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений

у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как

бедность и недифференнированость словарного запаса, явная недостаточность глагольного

словаря,

своеобразие

связанного

высказывания,

препятствуют

осуществлению

полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в

общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая

речь),

особенности

поведения;

незаинтересованность

в

контакте,

неумение

ориентироваться в ситуации общения, негативизм.[42]

В целом коммуникативные возможности детей с нарушением речи отличаются

ограниченностью

и

по

всем

параметрам

ниже

нормы.

Обращает

на

себя

внимание

невысокий

уровень

развития

игровой

деятельности

дошкольников:

бедность

сюжета,

процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей

характерна возбудимость и игры, не контролируемые воспитателем, иногда обретают

неорганизованные формы. Часто дети вообще не могут занять себя каким - либо делом,

что говорит о недостаточной сформированности у них навыком совместной деятельности.

Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый

ребенок стремиться сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с

ним.

Подобные

факты

говорят

о

слабой

ориентации

дошкольников

с

речевыми

нарушениями

на

сверстников

в

ходе

совместной

деятельности,

о

низком

уровне

сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Изучение общения у детей с нарушениями речи показывает, что у большинства

дошкольников преобладаем ситуативно-деловая его форма, что характерно для нормально

развивающихся детей 2-4 - летнего возраста. Ю.Ф. Гаркуша отмечает, что у дошкольников

с нарушением речи процесс общения со взрослыми отличатся от нормы по всем основным

параметрам, что вызывает значительную задержку становления соответствующих возрасту

форм общения: внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.[5]

Таким образом, замедление речевого развития, трудности в овладении словарным

запасом

и

грамматическим

строем

в

совокупности

с

особенностями

восприятия

обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками,

препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.

II Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с

нарушением речи в ДОУ

Таким образом, у детей с нарушением речи имеются трудности формирования

коммуникативных

навыков.

Их

несовершенство

не

обеспечивает

процесс

общения,

а

значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности,

препятствует овладению знаниями. Большинство детей с трудом вступают в контакт со

сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

Коррекционно-логопедическая

работа

строилась

по

следующим

направлениям:

работа над речевой моторикой, направленная на коррекцию речевого дефекта; коррекция

недостатков в эмоционально-волевой сфере.

Для

вовлечения

детей

в

совместную

деятельность

была

создана

проблемная

ситуация (от жителей сказочной страны). В ходе беседы дети рассуждали, отвечали на

вопросы, описывали сказочные образы, проигрывали через драматизацию.

Работая

в

группах,

дети

продемонстрировали

умение

обсуждать

задание,

выслушивать друг, друга.

На протяжении всей совместной деятельности старалась управлять поведением

детей, выстраивая диалогическое общение между ними и сохраняя интерес в течение всей

деятельности. Поощряла за правильные ответы, за участие в речевых действиях.

Атмосфера в ходе совместной деятельности была доброжелательная. Считаю, что

предложенные задания соответствовали интересам детей. Дети с поставленными задачами

справились. В ходе выполнения заданий старалась поддерживать застенчивых детей.

Рекомендации для родителей

Стимуляция

речевого

развития

у

детей

в

семье

тесно

связана

с

развитием

предметно-манипулятивной

и

игровой

деятельности.

Ребенка

учат

умению

манипулировать предметами и игрушками, поскольку овладение действиями стимулирует

и предваряет усвоение значений слов. Игрушки оказывают большое влияние на развитие

ребенка. Они помогают и общению, и развитию действий, и психическому развитию, и

общему состоянию малыша. Взрослый показывает и кратко комментирует свои действия.

Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь,

выполнять

действия

в

соответствии

с

инструкцией

на

основе

усложняющегося

и

расширяющегося словарного запаса.

Заключение

Решающим

фактором

становления

общения

ребенка

психологи

считают

его

взаимодействие с взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими

уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком

на данном этапе развития. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки

отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы.

Особое воздействие на становление психической жизни ребенка оказывает успешность

развития его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система

формирования общения ребенка, формирования его личности.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и

развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Отсутствие умения общаться или

низкий

его

уровень

отрицательно

сказывается

на

характере

участия

в

совместной

деятельности, обусловливает непрочность отношений, конфликтность контактов между

детьми этого возраста.

В ходе исследования мы рассмотрели особенности коммуникативных навыков у

детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Так, мы определили, что у

детей данной категории прежде всего нарушен мотивационно-потребностной компонент

структуры

коммуникативных

навыков:

наличие

потребности

использовать

формы

общения, устанавливать эмоциональный контакт в процессе общения, наличие социально-

и личностно-позитивной мотивации вступления в контакт с окружающим миром.

Список литературы

1.

Бодалев, А.А. Психология общения: Избр. психол. труды [Текст] / А. А. Бодалев. –

М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 254 с.

2.

Бойко,

Д.И.

Общение

детей

с

проблемами

в

развитии:

коммуникативная

дифференциация личности [Текст]: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. –

275 с.

3.

Ветрова, В.В., Смирнова, Е.О. Ребенок учится говорить [Текст] / В. В. Ветрова, Е. О.

Смирнова. – М.: Знание, 1988. – 94 с.

4.

Выготский,

Л.С.

Избранные

психологические

исследования.

Мышление

и

речь.

Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во АН

РСФСР, 1956. – 350 с.

5.

Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией

[Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. – 1995. - №6. – с. 7-16.

6.

Грибова, О.Е. Что делать, если ребенок не говорит? [Текст] / О. Е. Грибова. - М.:

Айрис-пресс, 2004. – 143 с.

7.

Гуманизация образования и проблемы развития личности: Сб. науч. ст. Волгоград:

Перемена, 2000. – 182 с.

8.

Давидович,

Л.

Р.

Ребёнок

плохо

говорит?

Почему?

Что

делать?

[Текст]:

Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. – М.: Гном и Д., 2001. – 109

с.

9.

Дедюхина, Г.В. Формирование неречевых и речевых функций у дошкольников с

церебральным параличом в процессе педагогической коррекции [Текст]: Автореф. дис. на

соиск. учен. степ. кан. пед. наук. М., 2002. – 18 с.

10.

Детский церебральный паралич: Хрестоматия [Текст]: Учеб. пособ. / Сост.: Л.М.

Шипицына, И.И. Мамайчук. М.: Дидактика Плюс, 2003. – 519 с.

11.

Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности

[Текст] / Н.

Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – С. 20-21.

12.

Ермакова,

С.Д.

Ребенок,

родители

и

учитель:

как

избежать

проблем

во

взаимодействии? [Текст] / С. Д. Ермакова // Начальная школа: плюс До и После. – 2003. -

№4. – с. 72-77.

13.

Забровская, О.В. Формирование образа «Я» как условие становления целостной

личности дошкольника [Текст] / О. В. Забровская // Начальная школа: плюс До и После. –

2003. - №10. – с. 15-16.

14.

Иванов,

А.И.,

Заика,

Е.В.

Методика

исследования

коммуникативных

установок

личности [Текст] / А. И. Иванов, Е, В, Заика // Вопросы психологии. – 1991. - №5. - с. 162-

166.

15.

Икрянникова,

Т.Н.

Формирование

способности

к

ненасильственному

взаимодействию у детей 5-7 лет [Текст] / Т. Н. Икрянникова // Начальная школа: плюс До и

После. – 2003. - №10. – с. 17

16.

Капитовская, О.А., Плохотнюк, О.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми

нарушениями [Текст]/ О. А. Капитовская, О. Г, Плохотнюк. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 110

с.

17.

Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность

[Текст]/ Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

18.

Кобазева, Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его

роль в процессе формирования личности ребенка [Текст] // Психолог в детском саду. –

2003. - №3. – с. 73-88.

19.

Ковылова,

Е.В.

К

проблеме

общения

детей

с

тяжелыми

нарушениями

речи

со

сверстниками [Текст] // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании:

Сб. докл. межрегион. науч.- практ. конф.: В 2-х ч. Новосибирск: Изд-во НГИ, 2002. – 450 с.

20.

Ковылова, Е.В. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные

особенности) [Текст] / Е. В. Ковылова. – Минск: Фетра Системс, 2000. – 431 с.

21.

Коломинский, Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе

[Текст] / Я. Л.Коломинский.- Минск, 1969. – 238 с.

22.

Корепанова,

М.В.

Целостное

развитие

личности

ребенка:

взгляд

на

решение

проблемы [Текст] // Начальная школа: плюс До и После. – 2003. - №10. – с. 4-6.

23.

Корепанова,

М.В.,

Харламова,

Е.В.

Диагностика

развития

и

воспитания

дошкольников

в

Образовательной

системе

«Школа

2100».

Пособие

для

педагогов

и

родителей [Текст] / М. В. Корепанова, Е.В. Харламова. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. –

48 с.

24.

Корницкая, С.В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста

ко взрослым [Текст] // Вопросы психологии. – 1973. -№4. - с. 52-56.

25.

Левченко, И.Ю. Патопсихология: Теория и практика [Текст] / И. Ю. Левченко. – М.:

Академия, 2000. – 230 с.

26.

Левченко,

И.Ю.

Психологическое

изучение

детей

с

отклонениями

в

развитии

[Текст] / И. Ю. Левченко. - М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 118 с.

27.

Леонтьев, А.А. Деятельность и общение [Текст] // Вопросы философии. – 1979. - №2.

- с. 121-132.

28.

Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.,

Политиздат, 1975.-304с.



В раздел образования