Напоминание

Развитие графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Автор: Платонова Ирина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №4 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие графо-моторных навыков у детей дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена проблеме графо-моторных навыков у детей

дошкольного возраста. Рассмотрены особенности развития графо-моторных

навыков у детей с нарушениями речи.

Современная

система

образования

определила

новые

стандарты

обучения и воспитания. Вместе с тем в базовом компоненте дошкольного

образования отмечается, что одним из приоритетных направлений является

развитие личности ребёнка и подготовка его к обучению в школе.

Несмотря на то, что большинству детей с общим недоразвитием речи

(ОНР) оказывается коррекционная помощь в специализированных группах

дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Они испытывают

значительные трудности на этапе формирования предпосылок к развитию

письменной речи и, как следствие, находятся в группе риска по

возникновению стойких нарушений письма на момент начала обучения в

школе.

Многие исследователи – физиологи, психологи, невропатологи,

логопеды – в своих работах отмечают, что речедвигательная и моторная

функция находятся в тесной онтогенетической связи. Поэтому наличие

различной степени недостаточности общей, артикуляционной моторики и

тонких движений рук в симптоматике речевых нарушений отрицательно

влияют на формирование у детей с речевой патологией не только устной

речи, но и процесса письма.

Особое внимание педагоги и специалисты дошкольного образования

уделяют

формированию

графо-моторного

навыка,

который

оказывает

влияние на весь процесс письма в целом. Наличие затруднений в процессе

написания

букв

иногда

настолько

загружает

внимание

ребёнка,

что

затрудняет все предшествующие и последующие операции.

Высокий

уровень

развития

мелкой

моторики

говорит

о

функциональной

зрелости

коры

головного

мозга,

о

психологической

готовности

ребёнка

к

обучению.

Проблема

развития

графо-моторных

навыков у детей с нарушением речи имеет множество аспектов рассмотрения,

как в теоретическом, так и в практическом плане. На сегодняшний день

данный вопрос продолжает оставаться актуальным, так как с каждым годом

растёт

число

детей,

имеющих

речевую

патологию.

Многочисленные

исследования и опыт работы практиков с дошкольниками с нарушениями

речи показывает, какие трудности испытывают дети с нарушением речи,

когда

им

приходится

выполнять

действия,

требующие

точности

и

синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать,

лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные

функции

рук

и

отсутствие

оформленной

техники

д в и же н и й ,

скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные

трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей,

связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Старший

дошкольный

возраст

связан

с

активным

развитием

и

перестройкой умственной деятельности ребёнка. Расширяется двигательный

опыт.

Развиваются

крупные

мышцы

туловища

и

конечностей,

но

по-

прежнему слабыми, хрящевыми остаются части кистей рук и ступней ног. Не

сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не

позволяет ребёнку данного возраста легко и свободно выполнять мелкие и

точные

движения.

Но

дело

не

только

в

мышечном

ап п а р ат е .

Скоординированные

движения

рук

требуют

дифференцированной

работы

мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется

чётко

дифференцированными

и

взаимосвязанными

процессами

нервного

возбуждения

и

торможения.

Какие-то

клетки

коры

головного

мозга,

и

в

частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения,

другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозайка мозговой

деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и

выработанных

динамических

её

функций.

Даже

к

концу

дошкольного

возраста мозг ребёнка ещё не достигает такого уровня развития.

Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны,

и

очень

важно

предусматривать

их

смену,

ограничивать

длительность

и

нагрузку.

Специально

подобранные

игры-упражнения

учитывают

эти

особенности,

дают

детям

возможность

не

испытывать

усталости

и

не

снижают

интереса

к

занятиям

в

целом.

От

задействованных

мышц

сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг,

стимулируя

центральную

нервную

систему,

способствуя

её

развитию.

Повторяя игры-упражнения, происходит совершенствование и доведения до

автоматизма

умение

решать

те

или

иные

двигательные

задачи,

вырабатывается

двигательный

навык,

а

также

индивидуальный

стиль

движений как токовых, что очень важно как в игровой, так и в учебной

деятельности.



В раздел образования