Автор: Платонова Ирина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №4 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Раздел: дополнительное образование
Развитие графо-моторных навыков у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
Статья посвящена проблеме графо-моторных навыков у детей
дошкольного возраста. Рассмотрены особенности развития графо-моторных
навыков у детей с нарушениями речи.
Современная
система
образования
определила
новые
стандарты
обучения и воспитания. Вместе с тем в базовом компоненте дошкольного
образования отмечается, что одним из приоритетных направлений является
развитие личности ребёнка и подготовка его к обучению в школе.
Несмотря на то, что большинству детей с общим недоразвитием речи
(ОНР) оказывается коррекционная помощь в специализированных группах
дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Они испытывают
значительные трудности на этапе формирования предпосылок к развитию
письменной речи и, как следствие, находятся в группе риска по
возникновению стойких нарушений письма на момент начала обучения в
школе.
Многие исследователи – физиологи, психологи, невропатологи,
логопеды – в своих работах отмечают, что речедвигательная и моторная
функция находятся в тесной онтогенетической связи. Поэтому наличие
различной степени недостаточности общей, артикуляционной моторики и
тонких движений рук в симптоматике речевых нарушений отрицательно
влияют на формирование у детей с речевой патологией не только устной
речи, но и процесса письма.
Особое внимание педагоги и специалисты дошкольного образования
уделяют
формированию
графо-моторного
навыка,
который
оказывает
влияние на весь процесс письма в целом. Наличие затруднений в процессе
написания
букв
иногда
настолько
загружает
внимание
ребёнка,
что
затрудняет все предшествующие и последующие операции.
Высокий
уровень
развития
мелкой
моторики
говорит
о
функциональной
зрелости
коры
головного
мозга,
о
психологической
готовности
ребёнка
к
обучению.
Проблема
развития
графо-моторных
навыков у детей с нарушением речи имеет множество аспектов рассмотрения,
как в теоретическом, так и в практическом плане. На сегодняшний день
данный вопрос продолжает оставаться актуальным, так как с каждым годом
растёт
число
детей,
имеющих
речевую
патологию.
Многочисленные
исследования и опыт работы практиков с дошкольниками с нарушениями
речи показывает, какие трудности испытывают дети с нарушением речи,
когда
им
приходится
выполнять
действия,
требующие
точности
и
синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать,
лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные
функции
рук
и
отсутствие
оформленной
техники
д в и же н и й ,
скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные
трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей,
связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Старший
дошкольный
возраст
связан
с
активным
развитием
и
перестройкой умственной деятельности ребёнка. Расширяется двигательный
опыт.
Развиваются
крупные
мышцы
туловища
и
конечностей,
но
по-
прежнему слабыми, хрящевыми остаются части кистей рук и ступней ног. Не
сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не
позволяет ребёнку данного возраста легко и свободно выполнять мелкие и
точные
движения.
Но
дело
не
только
в
мышечном
ап п а р ат е .
Скоординированные
движения
рук
требуют
дифференцированной
работы
мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется
чётко
дифференцированными
и
взаимосвязанными
процессами
нервного
возбуждения
и
торможения.
Какие-то
клетки
коры
головного
мозга,
и
в
частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения,
другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозайка мозговой
деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и
выработанных
динамических
её
функций.
Даже
к
концу
дошкольного
возраста мозг ребёнка ещё не достигает такого уровня развития.
Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны,
и
очень
важно
предусматривать
их
смену,
ограничивать
длительность
и
нагрузку.
Специально
подобранные
игры-упражнения
учитывают
эти
особенности,
дают
детям
возможность
не
испытывать
усталости
и
не
снижают
интереса
к
занятиям
в
целом.
От
задействованных
мышц
–
сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг,
стимулируя
центральную
нервную
систему,
способствуя
её
развитию.
Повторяя игры-упражнения, происходит совершенствование и доведения до
автоматизма
умение
решать
те
или
иные
двигательные
задачи,
вырабатывается
двигательный
навык,
а
также
индивидуальный
стиль
движений как токовых, что очень важно как в игровой, так и в учебной
деятельности.