Напоминание

Особенности формирования операций фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Автор: Горобец Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-логпед
Учебное заведение: МКДОУ " Детский сад №97 "Сказка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования операций фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности формирования операций

фонематического восприятия у детей дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи

В статье отражены методы и подходы исследователей к пониманию

формирования

операций

фонематического

восприятия.

Так

же

рассмотрена проблема нарушений фонематического восприятия у детей

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи тяжелое речевое расстройство, при котором

у

детей

с

первично

сохранным

интеллектом

и

нормальным

слухом

наблюдается

позднее

начало

формирование

речи,

обедненный

словарный

запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, так же

нарушены операции фонематического восприятия. Эти проявления в сумме

указывают

на

системное

расстройство

всех

компонентов

речевой

деятельности.

Дети

с

общим

недоразвитием

речи

имеют

особенности

формирования

психических

процессов:

для

них

характерны

снижение

вербальной

памяти,

неустойчивость

внимания

и

продуктивности

запоминания,

отставание

в

развитии

словесно-логического

мышления.

Указанные особенности приводят к неумению вовремя включиться в учебно-

игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Дети

отличаются

быстрой

утомляемостью,

отвлекаемостью,

повышенной

истощаемостью нервных процессов.

А. Н. Гвоздев

определил,

что

для

нормального

созревания

и

функционирования

центральной

нервной

системы,

которые

содействуют

возникновению общего недоразвития речи влияют неблагоприятные внешние

(экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы.

Анализ

трудов

Т. В. Волосовец

показал,

что

имеется

определенная

связь между временем патогенного воздействия на формирующийся организм

и клиническими явлениями.

Характеристику общего недоразвития речи Н. С. Жукова рассматривала

в

своей

работе

как

всевозможные,

сложные

речевые

расстройства,

при

которых

у

детей

нарушается

формирование

всех

компонентов

речевой

системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном

слухе и сохранном интеллекте.

Так

же

Н. С. Жукова

выделила

причины

возникновения

общего

недоразвития речи. К ним относятся инфекции или интоксикации в ранние

сроки или поздний токсикоз матери во время беременности, несовместимость

крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности,

патология

натального

родового

периода,

родовые

травмы

и

патологии

в

родах; заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

А вто р а м и

Е . М. Мастюковой,

Р. Е. Л е в и н о й ,

Т. Б. Филичевой

представлены разные подходы к определению уровней общего недоразвития

речи.

Е. М. Мастюкова, выделяет общее недоразвитие речи трёх типов:

Несложный дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи в совокупности с рядом неврологических и

патопсихологических

нарушений,

сложный

вариант

общего

недоразвития

речи.

Общее

недоразвитие

речи

вследствие

моторной

алалии

речи

представляет собой главный дефект и при моторной алалии, и при дизартрии.

Р. Е. Левиной,

был

предложен

психолого-педагогический

метод

к

определению уровня речевого развития. Она предложила три уровня речевого

развития у детей с речевыми патологиями. В последние годы Т. Б. Филичева

представила четвертый уровень общего недоразвития речи.

Особенности операций фонематического восприятия у детей с общим

недоразвитием речи были описаны в работах Р. Е. Левиной. У детей первого

уровня

речевого

развития,

речевые

возможности

общения

весьма

ограничены. Фонематическое формирование находится на начальной стадии:

задания на выделение отдельных звуков для ребенка с таким развитием

речевой деятельности непонятна и невыполнима. Фонематическая сторона

второго уровня речевого развития можно характеризовать увеличившейся

речевой

активностью

ребенка.

Третий

уровень

речевого

развития,

характеризуется

наличием

развернутой

фразовой

речи

с

элементами

фонетико-фонематического

и

лексико-грамматического

недоразвития.

Характерным для этого уровня развития является недифференцированное

произнесение звуков (шипящие, свистящие, соноры и аффрикаты), ребенок

может одним звуком заменять одновременно два, или сразу несколько звуков

данной или близкой фонетической группы. Недоразвитие фонематического

восприятия отмечается при выполнении простых элементарных действий

звукового анализа: при узнавании звука, придумывании слова на нужный

звук.

К

четвертому

уровню

общего

недоразвития

речи

Т. Б. Филичева

относит детей со слабо выраженными остаточными проявлениями фонетико-

фонематического недоразвития речи.

Д. Б. Эльконин именовал действия по анализу звуковой структуры слов

операциями фонематического восприятия. Формирование фонематического

слуха

и

фонематического

восприятия

имеет

определенное

значение

для

осваения

навыка

чтения

и

письма.

Он

характеризует

операции

фонематического восприятия как «слышание отдельных звуков в слове, и

умение

производить

анализ

звуковой

формы

слов

при

внутреннем

их

проговаривании.

Фонематическое

восприятие

сформировывается

в

период

от

одного

года

до

четырех

лет.

Так

же

фонематическое

восприятие -

способность

различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно,

звуковой анализ - способность различить то же самое, что бы воспроизвести

звуки в письменной форме.

Е. Ф. Архипова сделала вывод, что овладение звуковой речью, которые

имеются

в

наличии

в

данном

языке,

происходит

на

основе

звукового

(акустического) различения фонем и нахождения тех фонематических связей.

Восприятие

этих

связей

является

необходимым

для

возникновения

надлежащего звукового фона и, следовательно, для формирования активной

речи и далее для полноценного овладения грамотой.

Т. Б. Ф и л и ч е в а

и

Г. В. Чиркина,

подчеркивали

признаки

о

недостаточном уровне формирования операций фонематического восприятия.

Т. А. Процко

выделил

два

этапа

формирования

фонематических

процессов:

первый

этап

подготовительный,

второй

основной.

В

подготовительный

этап

входит:

формирование

слухового

восприятия

и

формирование слуховой памяти. В основной этап входят: обучение простым

формам

фонематического

анализа;

обучение

сложным

формам

фонематического

анализа;

формирование

навыка

синтеза

звуков

и

формирование фонематических представлений.

Таким образом, развитие операций фонематического восприятия влияет

на формирование всей фонематической системы ребёнка, а впоследствии и

на процесс овладения устной и письменной речью.



В раздел образования