Автор: Горобец Татьяна Сергеевна
Должность: учитель-логпед
Учебное заведение: МКДОУ " Детский сад №97 "Сказка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования операций фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Раздел: дополнительное образование
Особенности формирования операций
фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
В статье отражены методы и подходы исследователей к пониманию
формирования
операций
фонематического
восприятия.
Так
же
рассмотрена проблема нарушений фонематического восприятия у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи тяжелое речевое расстройство, при котором
у
детей
с
первично
сохранным
интеллектом
и
нормальным
слухом
наблюдается
позднее
начало
формирование
речи,
обедненный
словарный
запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, так же
нарушены операции фонематического восприятия. Эти проявления в сумме
указывают
на
системное
расстройство
всех
компонентов
речевой
деятельности.
Дети
с
общим
недоразвитием
речи
имеют
особенности
формирования
психических
процессов:
для
них
характерны
снижение
вербальной
памяти,
неустойчивость
внимания
и
продуктивности
запоминания,
отставание
в
развитии
словесно-логического
мышления.
Указанные особенности приводят к неумению вовремя включиться в учебно-
игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Дети
отличаются
быстрой
утомляемостью,
отвлекаемостью,
повышенной
истощаемостью нервных процессов.
А. Н. Гвоздев
определил,
что
для
нормального
созревания
и
функционирования
центральной
нервной
системы,
которые
содействуют
возникновению общего недоразвития речи влияют неблагоприятные внешние
(экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы.
Анализ
трудов
Т. В. Волосовец
показал,
что
имеется
определенная
связь между временем патогенного воздействия на формирующийся организм
и клиническими явлениями.
Характеристику общего недоразвития речи Н. С. Жукова рассматривала
в
своей
работе
как
всевозможные,
сложные
речевые
расстройства,
при
которых
у
детей
нарушается
формирование
всех
компонентов
речевой
системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном
слухе и сохранном интеллекте.
Так
же
Н. С. Жукова
выделила
причины
возникновения
общего
недоразвития речи. К ним относятся инфекции или интоксикации в ранние
сроки или поздний токсикоз матери во время беременности, несовместимость
крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности,
патология
натального
родового
периода,
родовые
травмы
и
патологии
в
родах; заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
А вто р а м и
Е . М. Мастюковой,
Р. Е. Л е в и н о й ,
Т. Б. Филичевой
представлены разные подходы к определению уровней общего недоразвития
речи.
Е. М. Мастюкова, выделяет общее недоразвитие речи трёх типов:
•
Несложный дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи.
•
Общее недоразвитие речи в совокупности с рядом неврологических и
патопсихологических
нарушений,
сложный
вариант
общего
недоразвития
речи.
•
Общее
недоразвитие
речи
вследствие
моторной
алалии
речи
представляет собой главный дефект и при моторной алалии, и при дизартрии.
Р. Е. Левиной,
был
предложен
психолого-педагогический
метод
к
определению уровня речевого развития. Она предложила три уровня речевого
развития у детей с речевыми патологиями. В последние годы Т. Б. Филичева
представила четвертый уровень общего недоразвития речи.
Особенности операций фонематического восприятия у детей с общим
недоразвитием речи были описаны в работах Р. Е. Левиной. У детей первого
уровня
речевого
развития,
речевые
возможности
общения
весьма
ограничены. Фонематическое формирование находится на начальной стадии:
задания на выделение отдельных звуков для ребенка с таким развитием
речевой деятельности непонятна и невыполнима. Фонематическая сторона
второго уровня речевого развития можно характеризовать увеличившейся
речевой
активностью
ребенка.
Третий
уровень
речевого
развития,
характеризуется
наличием
развернутой
фразовой
речи
с
элементами
фонетико-фонематического
и
лексико-грамматического
недоразвития.
Характерным для этого уровня развития является недифференцированное
произнесение звуков (шипящие, свистящие, соноры и аффрикаты), ребенок
может одним звуком заменять одновременно два, или сразу несколько звуков
данной или близкой фонетической группы. Недоразвитие фонематического
восприятия отмечается при выполнении простых элементарных действий
звукового анализа: при узнавании звука, придумывании слова на нужный
звук.
К
четвертому
уровню
общего
недоразвития
речи
Т. Б. Филичева
относит детей со слабо выраженными остаточными проявлениями фонетико-
фонематического недоразвития речи.
Д. Б. Эльконин именовал действия по анализу звуковой структуры слов
операциями фонематического восприятия. Формирование фонематического
слуха
и
фонематического
восприятия
имеет
определенное
значение
для
осваения
навыка
чтения
и
письма.
Он
характеризует
операции
фонематического восприятия как «слышание отдельных звуков в слове, и
умение
производить
анализ
звуковой
формы
слов
при
внутреннем
их
проговаривании.
Фонематическое
восприятие
сформировывается
в
период
от
одного
года
до
четырех
лет.
Так
же
фонематическое
восприятие -
способность
различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно,
звуковой анализ - способность различить то же самое, что бы воспроизвести
звуки в письменной форме.
Е. Ф. Архипова сделала вывод, что овладение звуковой речью, которые
имеются
в
наличии
в
данном
языке,
происходит
на
основе
звукового
(акустического) различения фонем и нахождения тех фонематических связей.
Восприятие
этих
связей
является
необходимым
для
возникновения
надлежащего звукового фона и, следовательно, для формирования активной
речи и далее для полноценного овладения грамотой.
Т. Б. Ф и л и ч е в а
и
Г. В. Чиркина,
подчеркивали
признаки
о
недостаточном уровне формирования операций фонематического восприятия.
Т. А. Процко
выделил
два
этапа
формирования
фонематических
процессов:
первый
этап
подготовительный,
второй
–
основной.
В
подготовительный
этап
входит:
формирование
слухового
восприятия
и
формирование слуховой памяти. В основной этап входят: обучение простым
формам
фонематического
анализа;
обучение
сложным
формам
фонематического
анализа;
формирование
навыка
синтеза
звуков
и
формирование фонематических представлений.
Таким образом, развитие операций фонематического восприятия влияет
на формирование всей фонематической системы ребёнка, а впоследствии и
на процесс овладения устной и письменной речью.