Напоминание

Типы костров


Автор: Дрыгина Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБО ДО Станция туристов
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Типы костров
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий занятия «Типы костров»

Автор: Дрыгина Елена Николаевна

Образовательное учреждение: МБО ДО Станция туристов

Детское объединение: «Туристско-краеведческая деятельность обучающихся начальных классов».

Группа: 3 год обучения.

Тема: «Типы костров».

Роль и место данной темы в курсе: текущее занятие раздела «Туризм и элементы ориентирования».

Продолжительность занятия: 40 минут.

Цель: Формирование навыков выживания в условиях автономного существования.

Задачи:

- познакомить детей со способами разведения зимних костров;

- повторить полученные знания о типах костров, о правилах выбора места для разведения костра и

противопожарной безопасности;

- способствовать развитию внимания, абстрактного мышления и сообразительности;

- воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Учебно-методическое

обеспечение:

образовательная

программа

«Туристско-краеведческая

деятельность обучающихся начальных классов» - 3 год обучения, мультимедийная презентация

«Типы костров» (Приложение 3.)

Оборудование и ресурсы: столы, стулья, магнитная доска, магниты, конструктор «Лего»,

карандаши, пластилин, листы картона, влажные салфетки, стволы берёз, скамейки, костровая сетка,

костровой тросик с крючками, котелок, верхонки, дрова, зажигательная палочка, карточки –

задания «Типы костров», фотографии «Способы разведения костра на снегу», указка, две таблички

с названиями команд «Туристы» и «Знатоки»,

Средства обучения: технические средства (ПК, мультимедиапроектор, экран.)

План занятия:

Этапы занятия

Временная реализация

1.

Организационный этап

1 минута

2.

Повторение пройденного материала

20 минут

3.

Физкультминутка

1 минута

4.

Изучение нового материала

13 минут

5.

Подведение итогов

5 минут

Сценар

ий занятия:

(На экране слайд с названием темы занятия «Типы костров». Столы и стулья расположены так,

чтобы детей можно было легко разделить на две команды. На столе педагога лежат указка, карточки

– задания «Типы костров» (Приложение 2), две таблички с названиями команд «Туристы» и

«Знатоки», зажигательная палочка, две коробки с оборудованием для работы обучающихся на

занятии (на каждого - карандаши (6 штук.), небольшой кусок пластилина, лист картона, влажная

салфетка), конструктор «Лего», на каждой детали которого нанесены слова: «костровая сетка»,

«костровой тросик», «верхонки», «костёр «шалаш», «костёр «нодья», «костёр «таёжный», «костёр

«звёздный»,

«костёр

«колодец»,

«дрова»,

«растопка»,

«зажигательная

палочка»,

«котелок»,

«топор», «палатка», «компас», «рюкзак» (слова повторяются по два раза для двух команд). Детали

конструктора лежат так, чтобы слов не было видно. В кабинете создана эмитация леса, где

находится костровая сетка, костровой тросик с крючками, верхонки, котелок, скамейки, стволы

берёз, дрова. На магнитной доске висят две фотографии «Способы разведения костра на снегу»

(Приложение 1).

I этап. Организационный – 1 минута.

-

Здравствуйте,

ребята!

Сегодня

мы

с

вами

повторим

пройденный

материал

по

теме

«Типы

костров» и узнаем кое-что новое о работе на бивуаке. Сегодня мне будут помогать на занятии

дежурные Спадлова Вика и Спадлов Артём.

II этап. Повторение пройденного материала – 20 минут.

- Ребята, для чего служит костёр в походе? (Ответы детей). Хорошо. Молодцы. Посмотрите на

экран. Это действительно так. (Слайд «Назначение костра»). А теперь посмотрите на экран и

вспомните, что нужно учесть при выборе места для костра? (Слайд «Что нужно учесть при выборе

места для костра?»). (Ответы детей). Почему? (Дети – в целях противопожарной безопасности).

Хорошо! Ребята, а если рядом не окажется сточной воды, что нужно будет сделать перед тем, как

пить стоячую воду? (Ответы детей.) Вы, конечно, слышали, что этим летом было очень много

лесных пожаров, причиной многих из них было неправильное поведение туристов с огнем. Ребята,

а вы знаете в каких природных местах очень опасно разводить костры? (Ответы детей). Правильно,

пожары,

возникшие

в

таких

местах

потушить

очень

сложно.

А

вы

знаете,

как

правильно

подготовить место для костра, учитывая противопожарную безопасность и бережное отношение к

природе? (Ответы детей.) Все верно. Берегите природу и помните, что слой почвы в 1,5 м

формируется 150-300 лет. Что нужно сделать с костром и местом стоянки, собираясь уходить?

(Ответы детей.) Правильно. Дежурные, пожалуйста, возьмите коробки с оборудованием с моего

стола и раздайте каждому обучающемуся. А теперь ребята представьте, что мы в походе, уже

выбрали и подготовили место для костра. Осталось только выложить костер. У каждого из вас на

столе лежат карандаши по 6 штук, их можно использовать как поленья или брёвна, а пластилин как

крепежный материал, чтобы карандаши не распадались, работу выполняйте на листе картона,

чтобы не испачкать столы, влажные салфетки используйте для протирки рук. У меня в руках

карточки – задания «Типы костров». Каждый из вас должен самостоятельно выложить

модель

костра, которое указано в задании. Только не подглядывайте друг у друга. Пожалуйста, вытягивайте

по одному, читайте задание и выкладывайте модели костров. Выложили. Хорошо. Подвиньте на

противоположный край стола свои модели костров и положите рядом карточки – задания, чтобы я

проверила как вы справились с заданием. А теперь, скажите, какие типы костров вы знаете?

(Ответы детей.) Поднимите руки те, кому было задано выполнить тип костра «Таёжный». Скажите,

сколько разновидностей типа костра «Таёжный» вы знаете? (Дети – три.) Молодцы. Я увидела, у

вас сделаны все три разновидности типа костра «Таёжный». А чем хорош этот костёр? (Ответы

детей.) А ещё, какой тип костра вы выложили? (Дети - «шалаш».) Для чего он служит? (Ответы

детей.) А это какой тип костра? (Дети - «колодец».) Для чего используется он? (Ответы детей.) А

ещё, кто какой костёр выложил? (Дети - «звёздный».) Расскажите о нём. (Ответы детей.) А какой

ещё тип костра мы не рассмотрели? (Дети – «нодья».) Расскажите о нём. Из поленьев или из брёвен

он выкладывается? (Ответы детей.) Для чего служит? (Ответы детей.) Ребята, взгляните на экран.

Здесь изображены все типы костров, которые мы с вами повторили. А теперь скажите, чем

отличаются типы костров «таёжный», «нодья» от типов костров «звёздный», «шалаш», «колодец».

(Слайд – «Типы костров».) (Дети – типы костров «таёжный», «нодья» выкладываются из брёвен, а

«звёздный», «шалаш», «колодец» из поленьев.) А теперь скажите, можно ли разжечь ваши костры

при помощи спичек, если бы вы были в походе, но не из таких, а из крупных дров? (Дети – нет.) А

почему? (Дети – нет растопки.) Скажите, а какую растопку можно использовать для разведения

костра? (Ответы детей.) Ребята, также как растопку можно использовать «Зажигательные палочки»,

которые делают из сухих еловых веток с палец толщиной. Ножом вырезают несколько зарубок так,

чтобы ветка была похожа на щетку. Складывают «Зажигательные палочки» шатром, зажигают и

подкладывают

под

выложенной

пирамидкой

растопку.

Посмотрите

на

экран.

(Слайд

«Зажигательная палочка».) А теперь вы её можете увидеть сделанную из еловой ветки и потрогать.

Ребята, какие дрова лучше заготавливать для костра? (Ответы детей.) Хорошо. А теперь ребята

разберите модели костров, а дежурные соберите оборудование с рабочих мест в коробки.

Ш этап. Физкультминутка – 1 минута.

- А сейчас физкультминутка. Ребята, прошу вас выйти из - за столов, выстроиться полукругом

напротив меня. Все движения повторяйте за мной. Приготовились, начали! По дорожке шли, шли

(шагают на месте) много камешков нашли. Присели (садятся), собрали (встают), дальше пошли.

(Шагают на месте). По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (поскакали на правой

ножке), и по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. (Поскакали на левой ножке). По тропинке

побежим, до лужайки добежим (бег на месте), на лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах). Стоп! Немного отдохнём и домой пешком пойдём. (Ходьба на

месте). Молодцы! Хорошо и как весело размялись! А теперь садитесь на свои места, пожалуйста.

4 этап. Изучение нового материала – 13 минут.

- Ребята, а как вы думаете, зимние костры отличаются от летних? (Дети - отличаются способом

разведения.) Ребята, давайте отправимся с вами в путешествие в зимний лес. Кругом много снега,

нам нужно развести костёр. Если костёр будем разжигать на снегу, что произойдёт? (Дети - снег

растает.) А что произойдёт с костром и с пищей, которая готовится? (Дети – костёр потухнет, пища

провалится.) Подумайте, что же можно сделать, чтобы не случилось такой беды? (Дети - выкопать

яму до земли, и на земле развести костёр.) А яму выкопать только для костра? (Дети – и для

туристов.) А если снег будет глубокий, а группа туристов большая, то что тогда? (Дети - нужно

будет вскопать большую яму.) Ребята посмотрите на фотографии «Способы разведения костра на

снегу». На первой фотографии изображён костёр в узкой снежной яме, на котором готовится пища.

Посмотрите как не удобно и не безопасно готовить на таком костре. Края у ямы могут подтаять и

человек,

подходящий

к

костру

может

провалиться

и

обжечься.

И

посмотрите

на

вторую

фотографию, где изображена большая выкопанная в снегу яма, где полностью у костра вошли все

туристы. Этот способ безопасный и более удобный, чем первый. А как вы думаете, процесс

создания этих способов трудоёмкий? (Дети – очень.) Тогда давайте подумаем, как ещё можно

подготовить место для зимнего костра, не роя ямы? (Дети – положить что-нибудь на снег, на чём

можно развести костёр.) Например, что можно у нас в лесу найти для этого? (Дети – брёвна.) А

какие? Сухие? Которые хорошо горят? (Дети - нет, сырые, гнилые.) Почему? (Дети - они плохо

горят.) Что мы из них сделаем? (Дети – настил, а на нём разведём костёр.) А где в лесу можно

найти большие сырые, гнилые брёвна? (Дети - под снегом.) Этот процесс занимает много времени?

(Дети – да.) Выходит, чтобы сделать яму и настил, нужно очень потрудиться. Поверите ли, если я

скажу, что костёр можно подвесить? (Дети – да (нет.) Подумайте, как? (Дети думают.) Давайте

ребята, пройдём в наш «лес» и сядем на скамеечки. А есть такое приспособление – «костровая

сетка».

Она

очень

легко

изготавливается:

берётся

кусок

сетки

и

подвешивается

на

тонкие

«тросики», которые наращиваются капроновым шнуром. Как вы думаете, куда её подвешивают?

(Дети

на

деревья).

Конечно.

«Костровую

сетку»

подвешивают

так,

чтобы

она

висела

на

небольшом расстоянии от поверхности снега, для того чтобы была тяга, и костёр хорошо горел.

При использовании «костровой сетки» нужно следить за безопасностью. Следить, чтобы сетка не

качалась, чтобы угли не перевернулись, хорошо её натянуть и привязать к деревьям. Давайте сейчас

вместе подвесим её. Но сначала вспомним, какие туристские узлы вы знаете. (Ответы детей.) А

какой из этих узлов подойдёт для прочного привязывания к дереву? (Дети – задвижной штык.)

Правильно. Дежурные, давайте вместе подвесим «костровую сетку» к стволам берёз, используя

этот узел. Молодцы. Садитесь на место. А что дальше? (Дети – нужно повесить котелок.) Кстати,

котелок вешается на «тросик» с крючьями, к концам которого привязываются крепкие капроновые

шнуры, с помощью которых «тросик» натягивается между деревьями. «Тросик» вешается на такой

высоте от «костровой сетки», чтобы котелок с пищей не оказался сильно низко над жарким

пламенем и натягивается так, чтобы капроновые шнуры не оказались над костром, иначе они

сгорят. А теперь, используя узел «задвижной штык», хорошо натяним и привяжем «тросик» с

крючьями к этим же стволам берёз. Утусиковы Вероника и Анна, помогите мне. Спасибо. Садитесь

на место. Что делаем потом? (Дети – на «костровой сетке» разводим костёр, а потом подвешиваем

котелок на крючок «тросика».) На «костровой сетке» разводим любой тип костра или нет? (Дети –

типы костров «шалаш» или «колодец», т.к. это небольшие костры из поленьев.) Следовательно, на

таком костре можно приготовить пищу. Вот вам верхонки, дрова, котелок. Покажите, как вы это

будете делать, но сначала скажи, какую безопасность обеспечивают нам верхонки при работе с

костром? (Ответы детей). Правильно. А теперь приступим к разведению костра. Пожалуйста,

Лапин Влад и Белоногова Ира. Молодцы. Садитесь на скамейку. «Костровая сетка» и «тросик» не

только

облегчают

организацию

бивуака

в

зимних

условиях,

но

и

способствуют

сохранению

природы. Идя в поход жёсткую «костровую сетку» можно поставить в рюкзак, а гибкую свернуть в

рулон и положить в боковой карман рюкзака. Дежурные, давайте всё снимем и уберём на место.

Хорошо. А теперь ребята, попрошу всех вас выйти из «леса» и пройти к своим рабочим местам, и

сесть.

5 этап. Подведение итогов – 5 минут.

- Ребята, что вы узнали нового для себя на этом занятии? (Ответы детей.) Сейчас мы с вами

устроим небольшое соревнование. Для этого разделимся на две команды. Одну команду назовём

«Туристы», а другую «Знатоки». Вот каждой команде на стол по табличке с названиями. Каждой

команде необходимо вспомнить, всё, о чём мы сегодня говорили на занятии: типы костров,

костровые приспособления, всё, что нужно для разжигания костра. Посмотрите, на моём столе

находится волшебный конструктор, на котором написаны слова. Слова повторяются по два раза для

двух команд. Вам необходимо из всех слов выбрать только те, которые связаны с темой нашего

занятия «Типы костров», а также обозначающие костровые приспособления. Из предложенных

слов каждая команда на своих столах должна составить пирамиду, устанавливая конструктор друг

на друга. Слова не должны повторяться. А потом посмотрим, у кого пирамида получится выше.

Начали! Собрали, теперь давайте проанализируем полученный результат и выявим победителя.

Сегодня все молодцы, активно поработали и показали хороший результат. Я думаю, что при любых

трудностях в походе и непредвиденной ситуации вы не растеряетесь и со всем справитесь. Берегите

природу, соблюдайте правила противопожарной безопасности. К следующему занятию предлагаю

вам сделать самостоятельно проекты на тему «Костровые приспособления». Можно пообщаться с

родными, может быть, они использовали в походе какие – то другие костровые приспособления.

Вам на альбомном листе нужно нарисовать одно из костровых приспособлений и сделать описание.

Всем спасибо, до встречи!

Приложение 1.

Две фотографии «Способы разведения костра на снегу»;

Приложение 2.

Карточки – задания «Типы костров»:

1. Выложи тип костра «таёжный»;

2. Выложи тип костра «нодья»;

3. Выложи тип костра «шалаш»;

4. Выложи тип костра «звёздный»;

5. Выложи тип костра «колодец».

Приложение 3.

Мультимедийная презентация «Типы костров».

Перечень слайдов:

1.

Слайд с темой занятия «Типы костров»;

2.

Слайд «Назначение костра»;

3. Слайд «Что нужно учесть при выборе места для костра?»;

4. Слайд «Типы костров»;

5. Слайд «Зажигательная палочка».

Список литературы:

1. Бардин, К.В. Азбука туризма: (О технике пешеходных путешествий). Пособие для учителей,

руководителей туристических походов со школьниками. – М.: Просвещение, 1981. – 205 с.

2. Курилова, В.И. Туризм [Текст] / В.И. Курилова. – М., 1988. – 88 с.

3. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений

/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 206 с.

4. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: Учебник [Текст] /

А.Т.

Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.



В раздел образования