Автор: Волосатова Ирина Петровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Населённый пункт: Михайловск, Ставропольский край
Наименование материала: Логопедический практикум для родителей
Тема: "Будем играть и учиться"
Раздел: дошкольное образование
Будем играть и учиться
Логопедический практикум
для родителей
Учитель-логопед
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«ЦРР- ДЕТСКИЙ САД №28»
Волосатова И.П.
ЛЕКСИКА
ГРАММАТИКА
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Сонорные
звуки
Артикуляция Р
:
-
Положение
губ
как
при
последующем
гласном
-
Зубы
разомкнуты
-
Кончик
языка
поднят
за
альвеолы
,
боковые
края
прижаты
к
верхним
резцам
.
Язык
в
форме
чашечки
-
Сильная
выдыхаемая
струя
воздуха
заставляет
язык
вибрировать
-
При
Рь
средняя
часть
спинки
языка
поднимается
к
твердому
небу
,
а
кончик
языка
находится
несколько
ниже
,
чем
при
Р
Нарушения
Р
:
ротацизм
корневая
часть
языка
сближена
с
мягким
небом
и
образует
с
ним
щель
.
Выдыхаемый
воздух
заставляет
вибрировать
мягкое
небо
или
«маленький
язычок»
Вместо
вибрации
переднего
края
языка
взрывается
смычка
между
его
боковым
краем
и
коренными
зубами
одноударное
Передний
край
языка
один
раз
прикасается
к
альвеолам
,
вибрация
отсутствует
.
Выгибается
спинка
языка
,
смыкается
с
твердым
небом
и
слышится
звук
Й
замены
на
звук
Л
,
ЛЬ
,
Д
,
В
горловое
боковое
йотированное
Артикуляция
Л
:
-
Положение
губ
как
при
последующем
гласном
-
Верхние
и
нижние
резцы
на
незначительном
расстоянии
-
Язык
упирается
кончиком
в
верхние
резцы
или
десны
-
По
бокам
остаются
проходы
для
выдыхаемого
воздуха
-
При
ЛЬ
смыкается
значительная
поверхность
передней
части
спинки
языка
губной
носовой
заднеязычный
йотированный
НАРУШЕНИЕ
Л
:
ЛАМБДАЦИЗМ
Звук
произносится
губами
,
похож
на
В
или
У
Смычка
спинкой
языка
,
звук
похож
на
Й
Смычка
с
мягким
небом
,
звук
похож
на
украинский
Г
Корень
языка
смыкается
с
мягким
небом
и
воздушная
струя
идет
в
нос
с
гнусавым
оттенком
Замены
:
на
Ль
,
В
,
на
одноударный
Р
и
т
.
д
.
Автоматизация
звука
–
это
закрепление
навыка
правильного
произношение
звука
в
специально
организованных
упражнениях
Закрепление
звука
происходит
поэтапно
:
1.
Закрепление
в
слогах
.
2.
Закрепление
в
словах
.
3.
Закрепление
во
фразах
,
предложениях
.
4.
Закрепление
в
повседневной
речи
ребёнка
.
Основные правила автоматизации звуков
•
Многократное
ежедневное
проговаривание
речевого
материала
•
Постепенное
повышение
темпа
речевых
упражнений
•
Подбор
материала
с
учетом
его
звуковой
наполняемости
•
От
повторения
слов
и
предложений
за
взрослым
к
самостоятельному
называнию
картинок
,
описанию
сюжетов
,
рассказыванию
стихов
и
скороговорок
•
Создание
положительной
мотивации
на
занятии
,
постоянное
применение
похвалы
•
Создание
игровых
ситуаций
.
Желателен
предварительный
подбор
речевого
и
картинного
материала
Роль
родителей
в
устранении
речевой
проблемы
ребенка
-
одна
из
ведущих
!
Автоматизация
изолированно
Автоматизация изолированного звука
«Улитка». Упражнение направлено на отработку длительного произнесения
звуков [с], [з], [ш], [ж], [р]. Понадобятся игровое поле и пять картинок-символов
звуков: для [с] на карточке нарисован воздушный шар, [з] – комар, [ш] – змея,
[ж] – жук, [р] – тигр.
На игровое поле выкладывается определенный символ. Педагог дает образец
выполнения задания. Ребенок должен добраться до центра спирали улитки,
произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении.
«Полянка». Упражнение направлено на отработку произнесения звуков [ц], [ч],
[ж]. Понадобится игровое поле с изображением цветов.
Ребенок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание – для
звука [ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием – для [ц] и [ч].
«Лабиринт». Упражнение направлено на отработку произнесения звука [р].
Понадобится игровое поле, представляющее собой лабиринт, в центре
которого находится гараж. Ребенок должен загнать машину в гараж, имитируя
звук мотора – [р-р].
«Самолет». Упражнение направлено на отработку произнесения звука [л].
Понадобится игровое поле с изображениями облаков и самолета.
Ребенок должен перелететь с облака на облако, правильно произнося звук –
[л-л].
Автоматизация
звука
в
слогах
При
автоматизации
звука
в
слогах
,
когда
ещё
нет
возможности
использовать
предметные
и
сюжетные
картинки
с
заданным
звуком
,
для
привлечения
интереса
детей
используются
следующие
приемы
и
упражнения
:
“
Волшебная
палочка
”
своим
огоньком
или
стуком
упражняет
детей
в
счёте
и
«просит»
повторить
слог
несколько
раз
.
Педагог
трижды
ударяет
палочкой
и
произносит
слоги
«СА
-
СА
-
СА»
.
Затем
передает
палочку
ребенку
–
он
также
ударяет
3
раза
по
столу
и
повторяет
слоги
.
“
Игра
на
пианино
”
имитируя
игру
на
пианино
,
ребёнок
ударяет
по
очереди
каждым
пальчиком
по
столу
и
проговаривает
заданный
слог
5
раз
:
РА
-
РА
-
РА
-
РА
-
РА
,
РО
-
РО
-
РО
-
РО
-
РО
РУ
-
РУ
-
РУ
-
РУ
-
РУ
РЭ
-
РЭ
-
РЭ
-
РЭ
-
РЭ
РЫ
-
РЫ
-
РЫ
-
РЫ
-
РЫ
А
затем
все
5 “
песенок
”-
слогов
ребенок
“
играет
на
пианино
”
вместе
:
РА
-
РО
-
РУ
-
РЭ
-
РЫ
.
“
Цветочек
” -
слоги
и
слова
проговариваются
с
разгибанием
и
загибанием
пальчиков
–
«лепестки
открываются
и
закрываются»
.
“
Проведи
слог
по
звуковой
дорожке
”
одна
дорожка
ровная
и
,
идя
по
ней
,
слоги
нужно
произносить
спокойным
,
негромким
голосом
,
другая
дорожка
ведёт
по
кочкам
и
слоги
произносятся
то
громко
,
то
тихо
,
а
вот
третья
дорожка
ведёт
в
гору
,
и
в
начале
пути
слог
произносится
очень
тихо
,
затем
всё
громче
и
громче
,
а
на
вершине
горы
–
очень
громко
.
«Пропевание
слога
под
музыку»
-
например
под
музыку
песни
«Вместе
весело
шагать»
проговаривать
слоги
(
СА
-
СА
-
СА
-
СА
и
т
.
д
.)
«Ступеньки»
.
Упражнение
направлено
на
автоматизацию
звуков
в
слогах
,
словах
.
Понадобятся
игровое
поле
и
четыре
маленькие
игрушки
(
лиса
,
слон
,
заяц
,
волк
).
На
поле
должны
быть
нарисованы
четыре
ступеньки
различных
цветов
.
Ребенок
должен
подняться
как
можно
выше
по
ступенькам
,
правильно
произнося
слоги
или
слова
.
При
автоматизации
звука
[
с
]
лиса
поднимается
по
ступенькам
со
слогом
са
-
са
-
са
,
слон
–
со
-
со
-
со
,
заяц
–
су
-
су
-
су
,
волк
сы
-
сы
-
сы
.
Учитывается
,
какая
игрушка
поднимется
выше
по
ступенькам
,
а
также
правильность
произнесения
слогов
или
слов
.
Яблоки
Буква
Л
хочет
угостить
тебя
вкусными
и
спелыми
яблоками
.
Но
на
яблоне
есть
спелые
и
неспелые
яблоки
.
Чтобы
ты
не
ошибся
,
собрал
только
спелые
яблоки
,
буква
Л
подписала
их
.
Читай
слоги
на
яблоках
.
Неспелые
яблоки
те
,
на
которых
написан
слог
АЛ
.
Их
обведи
зеленым
карандашом
и
пририсуй
к
ним
листики
,
пусть
они
дозревают
.
Обведи
желтым
карандашом
спелые
яблоки
(
с
остальными
слогами
)
и
нарисуй
от
них
стрелки
в
лукошко
.
Автоматизация
Звука Р и звука Л
в словах
«УГАДАЙ СЛОВО»
«УГАДАЙ СЛОВО»
Рассмотри
картинки
,
назови
то
,
что
на
них
нарисовано
.
А
теперь
выбери
те
картинки
,
в
названии
которых
слышится
звук
«Р»
Упражнение «Волшебная палочка»
Дотрагиваясь волшебной палочкой
до каждой картинки, измени их
названия по образцу. Образец: рукав
— рукава. Какие слова не
изменились?
Упражнение «Фотограф» («Угадай,
чего не стало») С помощью
волшебного фотоаппарата
«сфотографируй» (запомни) как
можно больше картинок. Я закрою
все картинки, а ты вспомни и назови
их.
Упражнение «Половинки» Я
загадаю слово и назову его
половинку (начало или окончание). А
ты добавь недостающую часть слова
и проговори его целиком. Образец:
го... — -ры, горы; -то — коры-,
корыто. Картинки помогут тебе
справиться с заданием.
Р
ИГРЫ С «ЛАБИРИНТАМИ»
Л
Упражнение «Эхо».
Послушай слова. (Взрослый
называет любые 2—
5картинок.) Запомни их и
повтори в том же порядке
вместе с игрушкой, выделяя
звук Л.
Упражнение «Загадки».
Я назову тебе слова-признаки, а
ты покажи соответствующую
картинку и назови слово.
Образец: резиновые, зелёные... —
ласты; мохнатая, собачья… −
лапа и т.д.
Упражнение «Хлопушки».
Следуя по лабиринту, назови
картинки по слогам, определяя
количество слогов хлопками.
ИГРЫ С «ЛАБИРИНТАМИ»
•
«ОДИН
—
МНОГО»
Гора — горы; нора — норы; дыра — дыры
Лопата — лопаты; лужа — лужи
•
«ПРЯТКИ», «МНОГО ЧЕГО?»
Нет горы, нет гор, много ракет;
Нет лошади, нет лошадей
•
«НАЗОВИ ЛАСКОВО», «БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»
Корова — коровка; коробка — коробочка;
Ладонь — ладошка; лошадь — лошадка; лопата —
лопаточка
«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА»
Игра заключается в том, что ведущий
дотрагивается до картинки или просто делает
взмах волшебной палочкой и слово меняется по
образцу
2
1
«ПОСЧИТАЙ»
•
«ЭХО»
Радио
—
радуга
—
ранец
Ракетка
—
ромашка
—
ракушка
—
ранетки
Лом
—
лоб
—
лось
•
«РИФМЫ»
—
игра
на
подбор
слов
,
близких
по
звучанию
Петрушка
—
ватрушка
—
старушка
—
игрушка
Мухомор
—
косогор
?
Гора
?
Помидор
?
Ковер
— …
Кефир
— …
Колобок
—
клубок
— …
Мыло
— …
Подскажи, какая
картинка лишняя в
каждом домике,
назови и обведи ее.
Объясни, почему ты
так сделал. Назови
остальные картинки в
каждом домике одним
словом.
Р
«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Р
Юла, пила, молоток, лопата
Халат, платье, тулуп, калоши
Мел, шоколад, калач, салат
Ласточка,волк, осел, лось
Шар, помидор, морковь, картофель
Носорог, жираф, кенгуру, морж
Рукавицы, рубашка, шорты, кружка
Пирожок, макароны, баранка, мухомор
Л
«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Автоматизация
звука и звука
в предложениях
Р
Л
У Р есть младшая сестренка. Она еще не умеет
выговаривать звук Р. Послушай, как у нее получается. Скажи
правильно и найди соответствующую картинку.
1. ...ома покупает ...озы.
2....ая пишет ...учкой.
3. 0...а иг...ает с ...акетой.
4. Ню...а ест а...буз.
5. ...омашки ...астут в
т...аве.
6. Ма...уся соби...ает
у...ожай.
Прочитайте ребенку предложения,
пропуская звук Р. Ребенок должен
найти подходящую картинку и
произнести предложение правильно.
Р
«ИСПРАВЬ МАЛЫШКУ»
Взрослый говорит неправильно, пропускает звук Л или Р,
меняет звук Л на У, В, Ль, Й, звук Р меняет на Л, Й или
искажает звук, а ребенок исправляет
На лужайке много
ландышей.
На лугу пасутся кони.
Луша покупает лото.
Лыжник бежит по
лыжне.
Лавина ломает дома.
Егор ест зефир.
Дровосеку нужен топор.
Шофер заводит мотор.
Повар моет помидор.
Самовар пускает пар.
Завтра надо купить сыр и
кефир.
«ИСПРАВЬ ВЗРОСЛОГО»
Автоматизация
звука Р и звука Л
в стихотворной и
связной
речи
АЛ – АЛ – АЛ – у нас будет бал,
ОЛ – ОЛ – ОЛ – в зале надо вымыть пол,
ОЛ – ОЛ – ОЛ – в зал поставили мы стол,
УЛ – УЛ – УЛ – у стола поставим стул.
АЛ – АЛ – АЛ – вот заходят гости в зал,
АЛ – АЛ – АЛ – ах, какой весёлый бал!
«ЧИСТОГОВОРКИ»
Ла-ла-ла – жужжит и мёд несёт ...
Ла-ла-ла – как у тебя идут ...?
Ло-ло-ло – зимой от снега всё ...
Ло-ло-ло – поля все снегом ...
Лу-лу-лу – все танцуют на ...
Лы-лы-лы – в кухне вымою ...
АР – АР – АР — в небе красный шар
OP – OP – OP — шар летит во двор
УР – УР – УР — Маруся кормит кур
ИР – ИР – ИР — мама ест зефир
АРКИ – АРКИ – АРКИ – Рая собирает марки
ОРКА – ОРКА – ОРКА – вот крутая горка
УРКА – УРКА – УРКА – это кошка Мурка
ЫРКА – ЫРКА – ЫРКА – у меня в кармане дырка
«ЧИСТОГОВОРКИ»
Егор, Егор, укажи свой двор!
— А вот мой двор, голубой забор.
Проворонила ворона вороненка
Шёл Егор через двор,
Рано утром два барана
Нёс топор чинить забор.
Барабанят в барабаны.
СКОРОГОВОРКИ И СТИХИ
Летели мимо галочки,
Присели на палочки.
У Луши на окошке
Стояло малины лукошко.
Глянула Луша на окошко —
А там без малины лукошко.
Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
— Я не бегал, я скакал.
СКОРОГОВОРКИ И СТИХИ
?
Сидит дед во сто шуб одет,
кто его раздевает – тот слезы проливает.
ЗАГАДКИ
100
РАССКАЗ ПО СЕРИИ КАРТИН
ПЕРЕСКАЗ
ПО
МНЕМОТАБЛИЦЕ
РАССКАЗ ПО «ЦЕПОЧКЕ»