Автор: Бунькова Клара Марвановна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: Тюменская область, город Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: Тьютор в дошкольном образовательном учреждении.
Раздел: дошкольное образование
Тьютор в дошкольном образовательном учреждении.
Тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным
образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого
важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать
необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами
образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение
ребёнка.
Основными направлениями работы тьютора в ДОУ являются:
Первое – общеразвивающее. Поскольку основная задача тьютора –
поддержка инициативы и интересов детей, то в первую очередь педагог-
тьютор (или воспитатель с тьюторской компетентностью) будет подбирать
для детей такие виды деятельности, в которых ребёнок будет учиться
выбирать (делать простой выбор – из игрушек, своих занятий), осознавать
свои первые интересы, предпочтения. Он будет наблюдать за ребёнком,
предлагать различные пробы. На дошкольном этапе обучения тьютор
максимально тесно работает не только с ребёнком, но и с родителями и
другими воспитателями, психологами, логопедами. Целью этого
взаимодействия будет обсуждение с ними особенностей ребёнка, его
выявленных интересов, и как следствие, различных аспектов планирования
его образовательного движения. Именно тьютор соберёт воедино вместе с
родителями все элементы образования, которые есть на данный момент.
Например, он расскажет родителям, какие ресурсы есть в детском саду, на
что направлены те или иные занятия, он проанализирует с родителями,
какими ресурсами пользуется семья за рамками детского сада, он обсудит
ресурсы, которые могут появиться (ведь помимо детского сада, есть ещё
множество полезных способов и мест для развития ребёнка).
Сопровождение в отдельной предметной области, она — для школьных
учителей, но общий принцип может пригодиться для понимания этой
функции тьютора в ДОУ. Ключевая задача тьютора, если он работает в
узкой предметной области – подметить зарождающийся интерес у ребенка
и оттолкнуться от него. Интерес у дошкольников проявляется через
вопросы, эмоции, действия с предметами, заинтересовавшими ребенка.
Зафиксировав интерес, тьютор совместно с воспитателем (или без него)
создает условия для его развития в определенной области с помощью
сюжетно-ролевых игр, экскурсий, сказок и т.д. Сегодня в некоторых
детских садах существует практика сопровождения ребёнка и его
родителей в разработке собственного исследовательского проекта. Этот
непростой формат является сильным средством именно для тьютора. В ходе
сопровождения в проекте он может выявить интерес ребёнка в
определённой предметной области (например, интересно ребёнку, чем
кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки), а затем
организовать деятельность по его развитию (вместе с семьёй разработать
эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Поэтому
кстати, тьютор — это ещё и тот человек в организации, который
непосредственно связан с выявлением и сопровождением одарённых детей.
Сопровождение детей с ОВЗ. Тьютор – профессия средовая, поэтому
прежде чем работать с детьми (в том числе, с ОВЗ), он изучает среду
образовательной организации, после чего корректирует или видоизменяет
её, чтобы ребенок с особыми потребностями имел возможность
выстраивать своё образовательное движение. Важно понимать, что тьютор -
это не просто физически сопровождающий детей с ОВЗ (помогающий,
например, передвигаться, обслуживать себя), тьютор – педагог,
работающий с образовательным маршрутом ребенка, который включает
изучение его особенностей, подбор различных ресурсов, практик,
адаптированных под запросы конкретного ребёнка и родителей.
Также на начальном этапе поступления ребёнка в новое
образовательное учреждение направлением работы тьютора является
сопровождение адаптации к новому месту. Перед тем, как заниматься
адаптацией, тьютор максимально изучает информацию о ребенке, после
чего основываясь на интересах, старается включать ребенка в процесс.
Педагог наблюдает, как воспитанник чувствует себя в кругу других детей и
если требуется, то подключает других специалистов и родителей.
Функциями тьютора в ДОУ являются:
1.
Организация образовательной среды для дошкольников
это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной
образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори –
это самый близкий и удачный пример тьюторского хода);
повышение доступности образовательных ресурсов для освоения
детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
проектирование специальной образовательной среды для
дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
координация взаимодействия субъектов образования.
2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:
подбор методических средств для создания детьми индивидуальных
образовательных маршрутов, проектов;
методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в
целях индивидуализации образовательного процесса;
подбор и разработка методических средств для анализа результатов
тьюторского сопровождения.
3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных
маршрутов дошкольников:
выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей,
проблем, затруднений воспитанников;
вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных
маршрутов, проектов;
сопровождение детей в реализации маршрутов;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
организация участия родителей в разработке индивидуальных
образовательных маршрутов, проектов ребенка.
Инструментами работы тьютора в ДОУ являются:
Беседа с родителями. При разговоре с родителями ребенка, происходит
обмен наблюдениями и фиксация важных деталей, которые могут помочь
при дальнейшей работе с ребенком.
Дневник наблюдений. В дневник наблюдений тьютор записывает
особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, его
самочувствие, реакции.
Диагностические карты, фиксирующие различные изменения в
развитии ребенка.
Погружение ребенка в проблемные ситуации, в том числе, включение в
разновозрастные группы.
Организация занятий для развития определённых качеств и навыков.
Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени
образования является становление субъектной позиции ребенка (согласно
возрастным особенностям). Эта позиция строится из трех составляющих:
рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами. Рефлексия в
детском саду состоит из понимания ребенком своих умений («я умею
вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), осознании
того, что он может делать сам, а что — с взрослыми, когда ребенок может
адекватно оценить свои возможности. Самоопределение — из умения
осознанно выбирать себе занятие, а также умения предоставить (на уровне
ребёнка – дошкольника) результат работы (понимание «а что должно
получиться в итоге?»). Умение пользоваться ресурсами включает в себя
общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь
ребенку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и
отвечать на вопросы.
Таким образом, главное, что необходимо понимать, что тьютор – это
специалист, который работает с индивидуальным образовательным
маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять
интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы
и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые
оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.