Напоминание

Тьютор в дошкольном образовательном учреждении.


Автор: Бунькова Клара Марвановна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: Тюменская область, город Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: Тьютор в дошкольном образовательном учреждении.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тьютор в дошкольном образовательном учреждении.

Тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным

образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого

важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать

необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами

образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение

ребёнка.

Основными направлениями работы тьютора в ДОУ являются:

Первое – общеразвивающее. Поскольку основная задача тьютора –

поддержка инициативы и интересов детей, то в первую очередь педагог-

тьютор (или воспитатель с тьюторской компетентностью) будет подбирать

для детей такие виды деятельности, в которых ребёнок будет учиться

выбирать (делать простой выбор – из игрушек, своих занятий), осознавать

свои первые интересы, предпочтения. Он будет наблюдать за ребёнком,

предлагать различные пробы. На дошкольном этапе обучения тьютор

максимально тесно работает не только с ребёнком, но и с родителями и

другими воспитателями, психологами, логопедами. Целью этого

взаимодействия будет обсуждение с ними особенностей ребёнка, его

выявленных интересов, и как следствие, различных аспектов планирования

его образовательного движения. Именно тьютор соберёт воедино вместе с

родителями все элементы образования, которые есть на данный момент.

Например, он расскажет родителям, какие ресурсы есть в детском саду, на

что направлены те или иные занятия, он проанализирует с родителями,

какими ресурсами пользуется семья за рамками детского сада, он обсудит

ресурсы, которые могут появиться (ведь помимо детского сада, есть ещё

множество полезных способов и мест для развития ребёнка).

Сопровождение в отдельной предметной области, она — для школьных

учителей, но общий принцип может пригодиться для понимания этой

функции тьютора в ДОУ. Ключевая задача тьютора, если он работает в

узкой предметной области – подметить зарождающийся интерес у ребенка

и оттолкнуться от него. Интерес у дошкольников проявляется через

вопросы, эмоции, действия с предметами, заинтересовавшими ребенка.

Зафиксировав интерес, тьютор совместно с воспитателем (или без него)

создает условия для его развития в определенной области с помощью

сюжетно-ролевых игр, экскурсий, сказок и т.д. Сегодня в некоторых

детских садах существует практика сопровождения ребёнка и его

родителей в разработке собственного исследовательского проекта. Этот

непростой формат является сильным средством именно для тьютора. В ходе

сопровождения в проекте он может выявить интерес ребёнка в

определённой предметной области (например, интересно ребёнку, чем

кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки), а затем

организовать деятельность по его развитию (вместе с семьёй разработать

эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Поэтому

кстати, тьютор — это ещё и тот человек в организации, который

непосредственно связан с выявлением и сопровождением одарённых детей.

Сопровождение детей с ОВЗ. Тьютор – профессия средовая, поэтому

прежде чем работать с детьми (в том числе, с ОВЗ), он изучает среду

образовательной организации, после чего корректирует или видоизменяет

её, чтобы ребенок с особыми потребностями имел возможность

выстраивать своё образовательное движение. Важно понимать, что тьютор -

это не просто физически сопровождающий детей с ОВЗ (помогающий,

например, передвигаться, обслуживать себя), тьютор – педагог,

работающий с образовательным маршрутом ребенка, который включает

изучение его особенностей, подбор различных ресурсов, практик,

адаптированных под запросы конкретного ребёнка и родителей.

Также на начальном этапе поступления ребёнка в новое

образовательное учреждение направлением работы тьютора является

сопровождение адаптации к новому месту. Перед тем, как заниматься

адаптацией, тьютор максимально изучает информацию о ребенке, после

чего основываясь на интересах, старается включать ребенка в процесс.

Педагог наблюдает, как воспитанник чувствует себя в кругу других детей и

если требуется, то подключает других специалистов и родителей.

Функциями тьютора в ДОУ являются:

1.

Организация образовательной среды для дошкольников

это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной

образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори –

это самый близкий и удачный пример тьюторского хода);

повышение доступности образовательных ресурсов для освоения

детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;

проектирование специальной образовательной среды для

дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;

координация взаимодействия субъектов образования.

2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:

подбор методических средств для создания детьми индивидуальных

образовательных маршрутов, проектов;

методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в

целях индивидуализации образовательного процесса;

подбор и разработка методических средств для анализа результатов

тьюторского сопровождения.

3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных

маршрутов дошкольников:

выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей,

проблем, затруднений воспитанников;

вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных

маршрутов, проектов;

сопровождение детей в реализации маршрутов;

подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;

педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;

организация участия родителей в разработке индивидуальных

образовательных маршрутов, проектов ребенка.

Инструментами работы тьютора в ДОУ являются:

Беседа с родителями. При разговоре с родителями ребенка, происходит

обмен наблюдениями и фиксация важных деталей, которые могут помочь

при дальнейшей работе с ребенком.

Дневник наблюдений. В дневник наблюдений тьютор записывает

особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, его

самочувствие, реакции.

Диагностические карты, фиксирующие различные изменения в

развитии ребенка.

Погружение ребенка в проблемные ситуации, в том числе, включение в

разновозрастные группы.

Организация занятий для развития определённых качеств и навыков.

Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени

образования является становление субъектной позиции ребенка (согласно

возрастным особенностям). Эта позиция строится из трех составляющих:

рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами. Рефлексия в

детском саду состоит из понимания ребенком своих умений («я умею

вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), осознании

того, что он может делать сам, а что — с взрослыми, когда ребенок может

адекватно оценить свои возможности. Самоопределение — из умения

осознанно выбирать себе занятие, а также умения предоставить (на уровне

ребёнка – дошкольника) результат работы (понимание «а что должно

получиться в итоге?»). Умение пользоваться ресурсами включает в себя

общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь

ребенку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и

отвечать на вопросы.

Таким образом, главное, что необходимо понимать, что тьютор – это

специалист, который работает с индивидуальным образовательным

маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять

интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы

и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые

оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.



В раздел образования