Автор: Федюкова Татьяна Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАОУ КШИ №12
Населённый пункт: город Искитим Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия
Раздел: дополнительное образование
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО
ВОСПРИЯТИЯ в 4 классе
Тема занятия.
1.
Дифференциация звуков С-З
2.
Работа над выразительностью речи.
3.
Речевой материал по теме «Дикие и домашние животные»
4.
Текст «Береза»
Цель занятия:
1.
Дифференциация звуков на речевом материале
учебных предметов и
материале разговорно-обиходного характера.
2.
Воспитание навыков самоконтроля за произношением.
3.
Работа над ритмико-интонационной стороной речи.
4.
Различение предъявляемого речевого материала.
5.
Обогащение словарного запаса.
ХОД ЗАНЯТИЯ
.
I.
Организационный момент.
Расскажи о себе.
Меня зовут …….
Я ученик(ца) 4 класса
Мне ….. лет
Сегодня будешь хорошо говорить звуки С,З.
Старайся говорить хорошо все звуки. Слушай меня и себя
внимательно.
II.
Формирование произношения.
1.
Артикуляционная гимнастика. (слайд 3)
(упражнения индивидуально
по выбору)
1. Покусать язык.( Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.)
2. «Наказать непослушный язык». (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами,
произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2))
3. «Лопаточка» (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10).
4. «Загнать мяч в ворота.»( «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно
загоняешь мяч в ворота)
5. дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
6. «Почистить зубки» (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком
языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.)
7. «Катушка» (Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы.
Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта)
2.
Упражнения по выработке слуховых дифференцировок.
Послушай слова. Услышишь звук «С» - хлопни. Услышишь звук «З» -
топни.
Э. ( санки, линейка, зебра, зубы, собака, зонт, мальчик, самолет, соль, заяц, кофта,
забор).
Молодец!
3.
Работа с профилями звуков.
Посмотри на профили ( слайд 4). Покажи, где звук «С», а где звук
«З». Чем они отличаются? (слайд 5,6)
4.
Навыки самоконтроля.
Посмотри на картинку (слайд 7). Как можно помочь себе произнести
свистящие звуки.
5.
Послушай, повтори. (слайд 8)
ЗА-СА ЗО-СО ЗУ-СУ
АЗ –АС УЗ-УС АЗЬ-АСЬ
6.
Посмотри на картинки назови их. Правильно говори звуки С,З.
Используй правила самоконтроля. (слайд 9, 10)
7.
Послушай, какие слоги говорит учитель. Назови слова с этими
слогами. Экран. (слайд 11-12)
8.
Составь предложения по схеме (Кто? + что делает? + что? (кого?))
и покажи картинку. (слайд 14)
9.
Составь предложения по картинкам. (слайд 15)
10. Прочитай на одном выдохе пословицы. Правильно ставь
ударения в словах. (слайд 16)
ИТОГ: Молодец!
III.
Развитие слухового восприятия
1.
Игра «Пропали звуки» (слайд 17)
Э. Послушай рассказ, вставь пропущенные буквы.
2.
Различение речевого материала разговорно-обиходного
характера по теме «Дикие и домашние животные»
Э. Назови диких и домашних животных. ( слайд 18-19)
3.
Закрепление «пестрого» речевого материала. (слайд 20)
Э. Скажи, который час?
4.
Различение фраз речевого этикета.
Дополни предложения словами выражающими просьбу. (слайд 21)
5.
Работа с текстом «Береза» (слайды 22-29)
Различение предложений по тексту.
Работа со словарем.
Работа с деформированным текстом.
6.
Восприятие шепотной речи.
ИТОГ урока: Какие звуки мы сегодня говорил? Что ты делал на
занятии? Молодец!