Напоминание

Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия


Автор: Федюкова Татьяна Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАОУ КШИ №12
Населённый пункт: город Искитим Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО

ВОСПРИЯТИЯ в 4 классе

Тема занятия.

1.

Дифференциация звуков С-З

2.

Работа над выразительностью речи.

3.

Речевой материал по теме «Дикие и домашние животные»

4.

Текст «Береза»

Цель занятия:

1.

Дифференциация звуков на речевом материале

учебных предметов и

материале разговорно-обиходного характера.

2.

Воспитание навыков самоконтроля за произношением.

3.

Работа над ритмико-интонационной стороной речи.

4.

Различение предъявляемого речевого материала.

5.

Обогащение словарного запаса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

.

I.

Организационный момент.

Расскажи о себе.

Меня зовут …….

Я ученик(ца) 4 класса

Мне ….. лет

Сегодня будешь хорошо говорить звуки С,З.

Старайся говорить хорошо все звуки. Слушай меня и себя

внимательно.

II.

Формирование произношения.

1.

Артикуляционная гимнастика. (слайд 3)

(упражнения индивидуально

по выбору)

1. Покусать язык.( Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.)

2. «Наказать непослушный язык». (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить

широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами,

произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2))

3. «Лопаточка» (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10).

4. «Загнать мяч в ворота.»( «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно

загоняешь мяч в ворота)

5. дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

6. «Почистить зубки» (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком

языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.)

7. «Катушка» (Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы.

Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта)

2.

Упражнения по выработке слуховых дифференцировок.

Послушай слова. Услышишь звук «С» - хлопни. Услышишь звук «З» -

топни.

Э. ( санки, линейка, зебра, зубы, собака, зонт, мальчик, самолет, соль, заяц, кофта,

забор).

Молодец!

3.

Работа с профилями звуков.

Посмотри на профили ( слайд 4). Покажи, где звук «С», а где звук

«З». Чем они отличаются? (слайд 5,6)

4.

Навыки самоконтроля.

Посмотри на картинку (слайд 7). Как можно помочь себе произнести

свистящие звуки.

5.

Послушай, повтори. (слайд 8)

ЗА-СА ЗО-СО ЗУ-СУ

АЗ –АС УЗ-УС АЗЬ-АСЬ

6.

Посмотри на картинки назови их. Правильно говори звуки С,З.

Используй правила самоконтроля. (слайд 9, 10)

7.

Послушай, какие слоги говорит учитель. Назови слова с этими

слогами. Экран. (слайд 11-12)

8.

Составь предложения по схеме (Кто? + что делает? + что? (кого?))

и покажи картинку. (слайд 14)

9.

Составь предложения по картинкам. (слайд 15)

10. Прочитай на одном выдохе пословицы. Правильно ставь

ударения в словах. (слайд 16)

ИТОГ: Молодец!

III.

Развитие слухового восприятия

1.

Игра «Пропали звуки» (слайд 17)

Э. Послушай рассказ, вставь пропущенные буквы.

2.

Различение речевого материала разговорно-обиходного

характера по теме «Дикие и домашние животные»

Э. Назови диких и домашних животных. ( слайд 18-19)

3.

Закрепление «пестрого» речевого материала. (слайд 20)

Э. Скажи, который час?

4.

Различение фраз речевого этикета.

Дополни предложения словами выражающими просьбу. (слайд 21)

5.

Работа с текстом «Береза» (слайды 22-29)

Различение предложений по тексту.

Работа со словарем.

Работа с деформированным текстом.

6.

Восприятие шепотной речи.

ИТОГ урока: Какие звуки мы сегодня говорил? Что ты делал на

занятии? Молодец!



В раздел образования