Автор: Гусельникова Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Бердск, Но"восибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и чтения.
Раздел: начальное образование
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и чтения.
В
школьном
уроке
выделяют
три
функции:
обучающую,
воспитательную и развивающую. Из этой группы часто выпадает четвёртая,
коммуникативная
функция,
имеющая
важное
значение.
Ведь
от
качества
общения зависит эффективность усвоения знаний, а от способа общения –
психологическое
состояние
ученика,
влияющее
и
на
конечный
результат
учебного процесса.
Я остановлюсь более подробно на уроках русского языка и чтения.
Урок русского языка редко бывает любимым
у детей, как в начальных
классах, так и в среднем звене. Основная функция языка – быть средством
человеческого общения. Значит, одна из моих целей в идеале состоит в том,
чтобы каждый ученик к концу 4класса мог свободно высказаться на любую
предложенную тему. И тут неизбежен поиск наиболее эффективных способов
достижения этой деятельности.
Каждый день в расписании стоит урок русского языка и если все они
будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно и для
меня, и для учеников. Моя задача не в том, чтобы «выдать «программный
материал,
а
в
том,
чтобы
на
его
основе
сформировать
у
учащихся
необходимые
речевые
умения
и
навыки.
Для
этого
я
использую
интерактивные методы обучения, которые начинают работать ещё до урока.
Учебный
день
начинается
с
настроя
на
работу
(в
кругу,
песня,
сказать
хорошее слово, передать своё тепло соседу…). В тетрадях заполняется шкала
настроения, старания. В конце урока возвращаемся к этим шкалам.
Задания,
которые
дети
получают
на
уроке,
помогают
им
жить
в
атмосфере творческого поиска, постоянно развивает их речь:
- создать рекламу для открытия нового магазина;
- написать и оформить афишу к детскому спектаклю;
- написать объявление о предстоящем концерте.
Эти задания уже можно назвать проектной деятельностью.
Речевое
общение
на
уроке
вытекает
из
природы
поисковой,
исследовательской
деятельности,
при
которой
поиск
истины
в
одиночку
невозможен,
необходим
коллективный
поиск,
сопровождающийся
постоянным обменом мнениями. Всё начинается с организации работы в
парах
как
самой
простой,
затем
включается
единая
для
всех
групп,
и,
наконец,
дифференцированная.
В
результате
многолетних
наблюдений
пришла к выводу, что уроки развития речи более других помогают в решении
многих проблем, возникающих с детьми.
ПРАВИЛА ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ:
- не говорить всем сразу;
- смотреть на говорящего;
- реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен,
не согласен, не понял);
-возражая
или
соглашаясь
с
другими,
обращаться
к
говорящему
лично
–«Петя, ты не сказал, что …)
Групповая форма
работы позволяет поставить ученика в условия
необходимости говорения, способствует понижению уровня тревожности.
Интересные
находки
были
взяты
из
книги
Джанни
Родари
«Грамматика
фантазии».
Дети
с
удовольствием
выполняют
упражнения,
описанные
в
книге:
-перевирание сказок;
- необычное соседство слов;
- рассказы, «написанные» из заголовков газет.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
У
Л
И
Ц
А
У же
Лето
И
Цветут
Астры
Улицы
Лондона
Искрятся
Цветными
Афишами
Л
О
П
А
Т
А
Люба
Отнесла
Персики
Абрикосы
Тёте
Ане
Лакомый
Обед
Приготовила
Ася,
Такой
Аппетитный
Большая работа идёт по обучению диалогу и монологу. Если дети в
значительной степени овладевают диалогом в детском саду, то монологу их
обучает школа. Если диалог не вызывает у говорящих сомнений, то монолог
составляется без достаточной мотивировки (заставляет учитель). Поэтому
создаются
такие
ситуации,
которые
были
бы
интересны
детям:
«сочини
монолог ученика, который опоздал на урок, потому что не смог проснуться
вовремя» (монологи – оправдания, объяснения…)
Вот так можно построить диалог:
-Ты
директор
крупной
фирмы
в
Новосибирске,
к
тебе
пришёл
человек,
который
хочет
у
тебя
работать.
Какие
вопросы
ты
ему
задашь?
О
чём
спросишь?
Тема
должна
быть
интересна
ребёнку
и
при
этом
нести
в
себе
познавательный
заряд.
На
уроке
чтения,
при
изучении
стихотворения
Бальмонта «Росинка» дети в группах сочинили свои стихи про росинку.
Росинка, как дождинка,
Нежная, прозрачная,
Села на травинку.
Утром с неба упала,
А днём в тумане пропала.
Нежнее росинки нет ничего.
При изучении текста Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве», дети
выполняли следующие задаия в группах:
1группа – нарисовать иллюстрацию к тексту
2группа – изменить текст – описание на текст – рассуждение
3группа – восстановить деформированные предложения
4группа – прочитать текст с отрывом взгляда
5группа – придумать мелодию к стихотворению Бальмонта «Росинка»
Очень любят дети мини – сочинения «Каков я?», «Каков мой сосед?», «Что
такое любовь?», «Что такое счастье (доброта)»?
Счастье – это мир на Земле! Это хорошие, верные
друзья. Это
радость, веселье, хорошее настроение.
Счастье – это здоровье.
Счастье – это когда поют птицы, стрекочет кузнечик, воркуют голуби,
светит весёлое, тёплое солнышко.
Счастье – это когда рядом МАМОЧКА. (Синкин Глеб)
Пишем в классе без подготовки. На одном из уроков дети писали
письмо из будущего.
Здравствуйте, Галина Викторовна!
Пишет Вам ваша бывшая ученица. Я живу в Москве. Мне уже 30лет., а я вас помню
очень хорошо: помню ваш мягкий голос и нежные руки, помню тепло и доброту Вашей
души.
Я живу не одна. С мужем Алексеем и дочерью Светой – ей уже 8лет! Мы живём в 3-
этажном особняке. В 22года я закончила музыкальную консерваторию
и уже стала
знаменитой певицей. А кстати, муж у меня очень хороший. Мы уже живём с ним 9лет.
Как у вас дела? Как здоровье?
С нетерпением жду Вашего ответа.
Приезжайте в гости (адрес на конверте).
Ваша ученица Метенька Настя.
05.03.2023г.
Это позволяет выявить некоторые взгляды детей на основные ценности
жизни, анализировать уровень общения в классе.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 20лет
назад. Они быстро решают логические задачи, но они реже восхищаются,
удивляются
и
сопереживают.
Поэтому
хочется
видеть
своих
учеников
думающими и чувствующими, любящими и активными. Я думаю, что такие
задания в этом хорошо помогают. Наиболее эффективной формой работы
являются интегрированные уроки (русский язык + ИЗО, окружающий мир +
математика, чтение + музыка). Например, в 3классе проводим урок «Великим
быть желаю, люблю России честь…» (по творчеству А.С.Пушкина), «Наш
город вчера, сегодня, завтра», в 4классе – «У Есенина день рождения»,
«Игорь Тальков», «Марина Цветаева». На этих уроках выступают поэты и
певцы нашего города, а также родители учащихся. Один раз в четверть, после
уроков смотрим старые фильмы, такие как «Чук и Гек», «Серёжа», «Старик
Хоттабыч» и др. Обсуждение детских телефильмов включила в практику
уроков
по
развитию
речи.
Анализирую
вместе
с
детьми
не
только
нравственное
содержание
фильма,
но
и
обращаю
внимание
на
средства,
которые используются режиссёром, на игру актёров. Такая работа приучает
детей не просто сидеть у экрана, но воспринимать новую информацию,
осмысливать её, включать в систему сложившихся знаний.
Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Удивиться и
подумать – эти два процесса идут на моих уроках рядом.