Напоминание

"Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и чтения.


Автор: Гусельникова Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Бердск, Но"восибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и чтения.
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и чтения.

В

школьном

уроке

выделяют

три

функции:

обучающую,

воспитательную и развивающую. Из этой группы часто выпадает четвёртая,

коммуникативная

функция,

имеющая

важное

значение.

Ведь

от

качества

общения зависит эффективность усвоения знаний, а от способа общения –

психологическое

состояние

ученика,

влияющее

и

на

конечный

результат

учебного процесса.

Я остановлюсь более подробно на уроках русского языка и чтения.

Урок русского языка редко бывает любимым

у детей, как в начальных

классах, так и в среднем звене. Основная функция языка – быть средством

человеческого общения. Значит, одна из моих целей в идеале состоит в том,

чтобы каждый ученик к концу 4класса мог свободно высказаться на любую

предложенную тему. И тут неизбежен поиск наиболее эффективных способов

достижения этой деятельности.

Каждый день в расписании стоит урок русского языка и если все они

будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно и для

меня, и для учеников. Моя задача не в том, чтобы «выдать «программный

материал,

а

в

том,

чтобы

на

его

основе

сформировать

у

учащихся

необходимые

речевые

умения

и

навыки.

Для

этого

я

использую

интерактивные методы обучения, которые начинают работать ещё до урока.

Учебный

день

начинается

с

настроя

на

работу

кругу,

песня,

сказать

хорошее слово, передать своё тепло соседу…). В тетрадях заполняется шкала

настроения, старания. В конце урока возвращаемся к этим шкалам.

Задания,

которые

дети

получают

на

уроке,

помогают

им

жить

в

атмосфере творческого поиска, постоянно развивает их речь:

- создать рекламу для открытия нового магазина;

- написать и оформить афишу к детскому спектаклю;

- написать объявление о предстоящем концерте.

Эти задания уже можно назвать проектной деятельностью.

Речевое

общение

на

уроке

вытекает

из

природы

поисковой,

исследовательской

деятельности,

при

которой

поиск

истины

в

одиночку

невозможен,

необходим

коллективный

поиск,

сопровождающийся

постоянным обменом мнениями. Всё начинается с организации работы в

парах

как

самой

простой,

затем

включается

единая

для

всех

групп,

и,

наконец,

дифференцированная.

В

результате

многолетних

наблюдений

пришла к выводу, что уроки развития речи более других помогают в решении

многих проблем, возникающих с детьми.

ПРАВИЛА ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ:

- не говорить всем сразу;

- смотреть на говорящего;

- реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен,

не согласен, не понял);

-возражая

или

соглашаясь

с

другими,

обращаться

к

говорящему

лично

–«Петя, ты не сказал, что …)

Групповая форма

работы позволяет поставить ученика в условия

необходимости говорения, способствует понижению уровня тревожности.

Интересные

находки

были

взяты

из

книги

Джанни

Родари

«Грамматика

фантазии».

Дети

с

удовольствием

выполняют

упражнения,

описанные

в

книге:

-перевирание сказок;

- необычное соседство слов;

- рассказы, «написанные» из заголовков газет.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

У

Л

И

Ц

А

У же

Лето

И

Цветут

Астры

Улицы

Лондона

Искрятся

Цветными

Афишами

Л

О

П

А

Т

А

Люба

Отнесла

Персики

Абрикосы

Тёте

Ане

Лакомый

Обед

Приготовила

Ася,

Такой

Аппетитный

Большая работа идёт по обучению диалогу и монологу. Если дети в

значительной степени овладевают диалогом в детском саду, то монологу их

обучает школа. Если диалог не вызывает у говорящих сомнений, то монолог

составляется без достаточной мотивировки (заставляет учитель). Поэтому

создаются

такие

ситуации,

которые

были

бы

интересны

детям:

«сочини

монолог ученика, который опоздал на урок, потому что не смог проснуться

вовремя» (монологи – оправдания, объяснения…)

Вот так можно построить диалог:

-Ты

директор

крупной

фирмы

в

Новосибирске,

к

тебе

пришёл

человек,

который

хочет

у

тебя

работать.

Какие

вопросы

ты

ему

задашь?

О

чём

спросишь?

Тема

должна

быть

интересна

ребёнку

и

при

этом

нести

в

себе

познавательный

заряд.

На

уроке

чтения,

при

изучении

стихотворения

Бальмонта «Росинка» дети в группах сочинили свои стихи про росинку.

Росинка, как дождинка,

Нежная, прозрачная,

Села на травинку.

Утром с неба упала,

А днём в тумане пропала.

Нежнее росинки нет ничего.

При изучении текста Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве», дети

выполняли следующие задаия в группах:

1группа – нарисовать иллюстрацию к тексту

2группа – изменить текст – описание на текст – рассуждение

3группа – восстановить деформированные предложения

4группа – прочитать текст с отрывом взгляда

5группа – придумать мелодию к стихотворению Бальмонта «Росинка»

Очень любят дети мини – сочинения «Каков я?», «Каков мой сосед?», «Что

такое любовь?», «Что такое счастье (доброта)»?

Счастье – это мир на Земле! Это хорошие, верные

друзья. Это

радость, веселье, хорошее настроение.

Счастье – это здоровье.

Счастье – это когда поют птицы, стрекочет кузнечик, воркуют голуби,

светит весёлое, тёплое солнышко.

Счастье – это когда рядом МАМОЧКА. (Синкин Глеб)

Пишем в классе без подготовки. На одном из уроков дети писали

письмо из будущего.

Здравствуйте, Галина Викторовна!

Пишет Вам ваша бывшая ученица. Я живу в Москве. Мне уже 30лет., а я вас помню

очень хорошо: помню ваш мягкий голос и нежные руки, помню тепло и доброту Вашей

души.

Я живу не одна. С мужем Алексеем и дочерью Светой – ей уже 8лет! Мы живём в 3-

этажном особняке. В 22года я закончила музыкальную консерваторию

и уже стала

знаменитой певицей. А кстати, муж у меня очень хороший. Мы уже живём с ним 9лет.

Как у вас дела? Как здоровье?

С нетерпением жду Вашего ответа.

Приезжайте в гости (адрес на конверте).

Ваша ученица Метенька Настя.

05.03.2023г.

Это позволяет выявить некоторые взгляды детей на основные ценности

жизни, анализировать уровень общения в классе.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 20лет

назад. Они быстро решают логические задачи, но они реже восхищаются,

удивляются

и

сопереживают.

Поэтому

хочется

видеть

своих

учеников

думающими и чувствующими, любящими и активными. Я думаю, что такие

задания в этом хорошо помогают. Наиболее эффективной формой работы

являются интегрированные уроки (русский язык + ИЗО, окружающий мир +

математика, чтение + музыка). Например, в 3классе проводим урок «Великим

быть желаю, люблю России честь…» (по творчеству А.С.Пушкина), «Наш

город вчера, сегодня, завтра», в 4классе – «У Есенина день рождения»,

«Игорь Тальков», «Марина Цветаева». На этих уроках выступают поэты и

певцы нашего города, а также родители учащихся. Один раз в четверть, после

уроков смотрим старые фильмы, такие как «Чук и Гек», «Серёжа», «Старик

Хоттабыч» и др. Обсуждение детских телефильмов включила в практику

уроков

по

развитию

речи.

Анализирую

вместе

с

детьми

не

только

нравственное

содержание

фильма,

но

и

обращаю

внимание

на

средства,

которые используются режиссёром, на игру актёров. Такая работа приучает

детей не просто сидеть у экрана, но воспринимать новую информацию,

осмысливать её, включать в систему сложившихся знаний.

Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Удивиться и

подумать – эти два процесса идут на моих уроках рядом.



В раздел образования