Напоминание

"Рабочая программа по предмету "Литература" 5 класс (домашнее обучение)


Автор: Важнецова Валентина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ с. Мошенское" Новгородской области
Населённый пункт: с. Мошенское, Новгородская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по предмету "Литература" 5 класс (домашнее обучение)
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с.Мошенское»

Согласовано: Утверждаю:

Зам.директора по УВР Директор школы:____________(А.М.Анишина)

__________________(Л.Г.Лебедева)

«____________»______________2016 г. «__________» _______________2016г.

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Литература »

5 класс (домашнее обучение)

2016 – 2017 учебный год

Рассмотрено на заседании кафедры Составлено: учителем

учителей русского языка и литературы: Важнецовой В.А.

Протокол №________от _____________________2016г.

Руководитель кафедры:____________________________________

С.Мошенское – 2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего

образования

и

Требований

к

результатам

основного

общего

образования,

представленных

в

Федеральном

государственном

стандарте

общего

образования

второго

поколения.

В

ней

также

учитываются

основные

идеи

и

положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,

преемственность с примерными программами начального общего образования.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование

духовно

развитой

личности,

обладающей

гуманистическим

мировоззрением,

национальным

самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и

самореализации личности;

• постижение

учащимися

вершинных

произведений

отечественной

и

мировой

литературы,

их

чтение

и

анализ,

основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной

формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать

художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом

речевом

высказывании),

и

создание

собственного

текста,

представление

своих

оценок

и

суждений

по

поводу

прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели

деятельности,

планировать

ее,

осуществлять

библиографический

поиск,

находить

и

обрабатывать

необходимую

информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной

деятельности, речевом самосовершенствовании.

Для реализации поставленных целей используются элементы следующих образовательных технологий:

- системно-деятельностный подход ;

-

проблемное обучение;

- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);

-

дифференцированное обучение;

-

игровые технологии.

Программа составлена для детей с домашним обучением и рассчитана на 34 ч. (1 час в неделю).

1 четверть- 9 часов, 2 четверть – 7 часов, 3 четверть – 10 часов, 4 четверть – 8 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари,

энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения

собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать

выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной

деятельности.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, русских

писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и

жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его

героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение

в

произведении

элементов

сюжета,

композиции,

изобразительно-выразительных

средств

языка,

понимание

их

роли

в

раскрытии

идейно-художественного

содержания

произведения

(элементы

филологического

анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-

нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка

и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические

высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние

творческие работы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений

литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в

создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета

Мифы – 2ч.

Литература

и

мифология.

Античный

миф

«Рождение

Зевса».

Представления

древних

греков

о

сотворении

Вселенной, богов и героев. Миф «Олимп».

Из устного народного творчества – 3ч.

Литература и фольклор. Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Загадка как метафора, вид словесной игры. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного

опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение.

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок: волшебные,

бытовые,

сказки

о

животных.

Чудесные

предметы

в

сказках.

Волшебная

сказка

«Царевна-лягушка».

Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Сказки

народов России. Сказка «Падчерица».

Древнерусская литература – 1ч.

Исторические

события,

факты

жизни

государства

и

от

дельных

князей

и

их

отражение

в

древнерусской

литературе. Летопись как жанр. Отрывок из «Повести временных лет» «Расселение славян». Нравственная позиция

автора в произведениях древнерусской литературы. «Кий, Щек, Хорив», «Дань хазарам», «Из похвалы князю Ярославу и

книгам».

Басни народов мира – 2ч.

Жанр басни, история его развития. Нравственные проблемы и поучительный характер басен. Эзоп. Басни «Ворон и

Лисица», «Лисица и виноград», «Жук и муравей».

Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII

– XVIII веков. Ж. Лафонтен. Басни «Лисица и

виноград», «Желудь и Тыква».

Г.Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных

свойств человека.

Русские басни. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков «Ворона и Лиса». Образы животных в баснях.

И. А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Осёл и Мужик», «Волк на псарне». Аллегория как

средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный

характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

Русская басня в XX веке. С.В. Михалков «Грибы», «Зеркало».

Литература XIX в. – 10ч.

А. С. Пушкин. Стихотворения

«Няне»,

«Зимнее

утро»,

«Зимний

вечер»,

«Зимняя

дорога».

Единение

красоты

природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в

творчестве Пушкина.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной сказки. Добро и

зло в сказке Пушкина.

Тема природы в русской поэзии.

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..». Ф.И.

Тютчев «Люблю грозу в начале мая…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Чудная

картина…». Картины родной природы в изображении русских поэтов.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «И вижу я себя ребенком…», «Бородино». Историческая основа стихотворения.

Изображение

исторического

события.

Образ

рядового

участника

сражения.

Мастерство

Лермонтова

в

создании

батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья).

Герои

повести.

Кузнец

Вакула

и

его

невеста

Оксана.

Фольклорные

традиции

в

создании

образов.

Изображение

конфликта

темных

и

светлых

сил.

Реальное

и

фантастическое

в

произведении.

Сказочный

характер

фантастики.

Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ

Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму.

Смысл финала повести.

Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей», «Русский язык». Особенности идейно-эмоционального содержания

стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы ее выражения.

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Крестьянские дети», «Тройка». Изображение жизни простого народа. Особенности

ритмической организации. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Роль диалогов.

Авторское отношение к героям.

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и

Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика

произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

А.П. Чехов. Рассказы «Пересолил», Злоумышленник». Смешное и грустное в рассказах Чехова. Приемы создания

характеров

Литература XX в. – 8ч.

И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...». Особенности изображения природы. Образ оленя и

средства его создания. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта

Рассказы «В деревне». Слияние

с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные

средства создания образов.

Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни

главного героя рассказа. Приём антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия

Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче». Противопоставление мира гора и мира дачи в рассказе. Основная тематика и

проблематика рассказа.

А.И. Куприн. Рассказ «Золотой петух». Особенности создания образов.

А.А. Блок. Стихотворения «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» Умение чувствовать красоту природы

и сопереживать ей.

С.А. Есенин. Стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Малая и большая

родина. Олицетворение как основной художественный приём.

А.П. Платонов. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Основная тема и идейное содержание. Мир глазами ребёнка.

Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка.

Сказовое повествование

П.П. Бажов. Сказы «Каменный цветок», «Медной горы Хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования.

Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей в сказах русских писателей.

Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино

озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание

маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

Е.И. Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти. Мир глазами ребёнка.

Родная природа в произведениях поэтов XX века. Стихотворения В.Ф. Бокова «Поклон», Н.М. Рубцова «В осеннем

лесу».

Литература народов России – 1ч.

Р.Г.

Гамзатов

Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Песня соловья». Тема

любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций.

Особенности художественной образности аварского поэта.

Родная природа в произведениях писателей XX века. В.И. Белов. Рассказ «Весенняя ночь». Отрывок из повести В.Г.

Распутина «Век живи – век люби». Тема любви к природе.

Зарубежная литература- 7ч.

Д. Д е ф о . Ром а н «Робинзон

Крузо» (фрагменты).

Жанровое

своеобразие

романа.

Образ

Робинзона

Крузо.

Изображение

мужества

человека

и

его

умения

противостоять

жизненным

невзгодам.

Преобразование

мира

как

жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.

Х.К. Андерсен. Литературная сказка «Снежная королева». Мастерство писателя в построении сюжета и создании

характеров. Герои сказки - Герда и Кай. Борьба добра и любви в сказке.

М.Твен. Слово о писателе. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Герои и события повести. Тема

дружбы и мечты. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.

Ж. Рони-Старший. Человек и природа в повести «Борьба за огонь».

Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов

Дж. Лондон. Рассказы «Сказании о Кише», «Белый Клык». Нравы и обычаи северных народов. Образ главного героя

А. Линдгрен. «Приключения Эмиля из Лннеберги» (фрагменты из романа). Сюжет и композиция произведения.

Планируемые результаты

Устное народное творчество

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,

обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных

ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств

(иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять

нравственную

проблематику

фольклорных

текстов

как

основу

для

развития

представлений

о

нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

• учитывая

жанрово-родовые

признаки

произведений

устного

народного

творчества,

выбирать

фольклорные

произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать

сказки,

чётко

выделяя

сюжетные

линии,

не

пропуская

значимых

композиционных

элементов,

используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность

сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями,

отгадывая или сочиняя загадку.

Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать

художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских

ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и

потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения

для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать

собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё

отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Программное и учебно-методическое обеспечение

1.

Программа по литературе для 5 – 11-х классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин,

В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы

Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

2.

Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,

2012.

3.

Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское

слово», 2012.

Электронные пособия:

a.

Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных

произведений русских и зарубежных композиторов;

b.

Библиотека

электронных

наглядных

пособий.

Литература

5-11-х

классов. М.:

ООО

«Дрофа»

2004,

ООО

«Физикон» 2004;

c.

Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.: «Айрис-

пресс» 2004, Magnamedia 2005;

d.

Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических

разборах «От Белинского до Лотмана»;

e.

1С Познавательная коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий;

f.

Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Календарно – тематическое планирование

№ п.п

Дата

Тема урока, тип

Основные виды

деятельности

Планируемые результаты

Стр. учебника

Д/з

1 четверть – 9 часов

1

Введение.

Литература

как

искусство словесного образа.

Книга

в

духовной

жизни

человека.

Мифы. Античный

миф. Олимп. Урок введения

нового знания.

Беседа,

лексическая

работа,

п од б о р

синонимов,

анкетирование,

о т в е т ы

н а

вопросы.

Осмыслять

и

мотивировать

собственную

читательскую

деятельность.

Исследовать

цели

и

задачи

читателя

и

писателя.

Создать

план-

программу для чтения на год.

Предлагать

мероприятия

для

внеклассной деятельности по

п р е д м е т у .

В ы д е л я т ь

специфику

художественной

литературы

и

содержание.

Составлять

тезисы

статьи

учебника. Усвоить теоретико-

литературные понятия: тропы

( э п и т е т ,

м е т а ф о р а ,

олицетворение,

сравнение),

с ю ж е т .

О б ъ я с н я т ь

метафорическую

природу

художественного

образа,

его

обобщающее

значение

и

наличие оценочного значения

в словесном образе

С . 3 - 1 4 ,

з н а т ь

определения

2

Мифологическая

основа

а н т и ч н о й

л и т е р а т у р ы .

Приключения Одиссея и его

П р о в е р к а

д . з ,

о т в е т ы

н а

вопросы,

чтение

В о с п р и н и м а т ь

т е к с т

литературного

произведения.

В ы р а з и т е л ь н о

ч и т а т ь

С.14-22, правила,

о т в е т и т ь

н а

вопросы,

читать

спутников

в

поэме

Гомера

« О д и с с е я »

( ф р а г м е н т

«Одиссей

у

Циклопа»).

Комбинированный урок.

текста,

а н а л и з ,

словарная работа

эпизоды, выделять основную

и д е ю .

Н а х о д и т ь

отличительные черты мифа и

легенды.

Выявлять

роль

гиперболы (средство создания

о б р а з а ) .

Р и с о в а т ь

и л л ю с т р а ц и и

к

прочитанному.

Составлять

план текста. Читать по ролям

«Мифы

Древней

Греции».

3

У с т н о е

н а р о д н о е

творчество.

Литература

и

фольклор.

Истоки

устного

народного

творчества,

его

основные

виды.

Загадка,

п о с л о в и ц а ,

п о г о в о р к а .

Л и т е р а т у р н а я

и г р а

«Народная мудрость».

Ур о к

от к р ы т и я

н о в ы х

знаний.

Беседа,

чтение,

творческая работа,

лексическая

работа.

Знать

особенности

и

жанры

ф о л ь к л о р а ,

о т л и ч а т ь

произведения УНТ от прочих

п о

с т и л и с т и ч е с к и м

особенностям.

Приводить

п р и м е р ы

ф о л ь к л о р н ы х

произведений разных жанров.

Участвовать

в

диалоге

по

предложенным

вопро сам.

Знать

признаки

з а г а д к и .

Выделять

типы

и

циклы

загадок.

Понимать

роль

и

место загадки. Пословицы и

поговорки

в

фольклоре

и

современной

литературе,

связь

между

различными

жанрами фольклора.

С.23-33, картины

Билибина,

составить

загадки

4

С ка з ка

ка к

в ы р а ж е н и е

н а р о д н о й

м уд р о с т и

и

нравственных представлений

Чтение

и

анализ

с ка з к и ,

б е с е д а ,

составление плана,

Классифицировать

сказки.

Выделять

отличительные

особенности сказки и мифа..

С.34-48,

пересказ,

сочинить сказку.

н а р о д а .

В и д ы

с к а з о к :

волшебные, бытовые, сказки

о

ж и в о т н ы х .

С к а з к а

«Царевна-лягушка».

Т в о р ч е с к и й

у р о к -

исследование.

пересказ,

терминологический

диктант,

а н а л и з

картин Билибина.

У с в о и т ь

т е о р е т и к о -

л и т е р ат у р н ы е

п о н я т и я :

композиция,

эксп ози ц и я,

завязка,

развитие

действия,

кульминация, развязка, зачин,

к о н ц о в к а .

П о н и м а т ь

нравственную

в з ы с к а т е л ь н о с т ь

и

эстетическое

совершенство

русских

народных

сказок,

значение

сказок

в

жизни

народа.

Знать

особенности

в о л ш е б н о й

с к а з к и .

Выразительно

читать

и

сказывать волшебную сказку.

Составлять

план

сказки.

Характеризовать

г е р о е в

с к а з к и ,

д а в а т ь

и х

сравнительные

характеристики.

Выявлять

характерные

для

народных

с ка з о к

худ о ж е с т в е н н ы е

п р и ё м ы .

С о п о с т а в л я т ь

фольклорную

сказку

и

её

интерпретацию

средствами

д р у г и х

и с к у с с т в

(иллюстрация,

мультипликация,

художественный фильм)

5

Сказки

народов

Ро ссии.

« П а д ч е р и ц а » .

У р о к -

об об ще ние

и

п р о в е р к а

знаний по теме.

Чтение

по ролям,

анализ,

словарная

работа,

составление

таблицы «Народная

и

л и т е р а т у р н а я

сказка»

Р а б о т а т ь

с

р а з н ы м и

источниками

информации.

Выразительно

читать

сказку,

соблюдая

соответствующий

и н то н а ц и о н н ы й

р и с у н о к

у с т н о го

р а с с к а з ы в а н и я .

Пересказывать

сказку, чётко

выделяя сюжетные линии, не

п р о п у с к а я

з н а ч и м ы х

композиционных

элементов,

и с п ользуя

в

с во е й

р е ч и

характерные

для

народных

с к а з о к

х уд о ж е с т в е н н ы е

п р и ё м ы .

О п р е д е л я т ь

ха р а кт е р н ы е

д л я

с к а з о к

обороты

речи,

сопоставлять

эпизоды

сказок,

сказочных

героев

с

их

изображением

в

живописи и графике

С.52-58, ответить

н а

в о п р о с ы ,

знать

правила,

заполнить

таблицу.

6

« И з

д р е в н е р у с с к о й

литературы». Летопись как

жанр. Отрывок из «Повести

временных лет» «Расселение

славян».

Урок

изучения

нового материала.

ч т е н и е

и

обсуждение статьи,

словарная

работа,

работа с Интернет-

р е с у р с а м и

и

иллюстрациями по

теме.

Выделять

главное

в

статье

учебника, составлять опорные

записи. Составлять

вопросы

п о

м а т е р и а л а м

с т а т ь и

учебника.

Усвоить

теоретико-

л и т е р а т у р н ы е

п о н я т и я :

древнерусская

литература,

л е т о п и с ь ,

л е т о п и с е ц .

Выразительно

читать

текст.

Г о т о в и т ь

с о о б щ е н и е ,

С.59-66, пересказ

отрывка,

объяснить

старинные слова.

презентовать

его.

Выражать

л и ч н о е

ч и т а т е л ь с к о е

отношение к прочитанному.

7

«Из

басен

народов

мира».

Жанр

басни,

история

его

развития.

Нравственные

проблемы

и

поучительный

характер басен. Эзоп. Басни

«Ворон и Лисица», «Лисица

и

в и н о г р а д » ,

« Жу к

и

муравей».

Урок

изучения

нового материала.

Чтение,

б е с е д а ,

р а б о т а

с

иллюстрациями,

исследовательская

работа

с

текстом,

лексическая

работа.

У с в о и т ь

т е о р е т и к о -

литературные понятия: басня,

п р и т ч а ,

э з о п о в

я з ы к ,

аллегория.

Давать

жанровую

характеристику

изучаемого

литературного

произведения.

Конструировать

вопросы

к

статье учебника. Выразительно

ч и т ат ь

( и н с ц е н и р о в а т ь )

легенды об Эзопе. Соотносить

содержание

литературных

произведений

с

принципами

и з о б р а ж е н и я

ж и з н и

и

человека,

характерными

для

определенной

литературной

эпохи, направления. Готовить

сообщение, презентовать его.

С.67-73,

прочитать

статьи,

ответить

на вопросы

8

Б а с н и

И . А . К р ы л о в а .

Сопоставительный

анализ

басен.

Б е с е д а

о

баснописце, ответы

н а

в о п р о с ы ,

чтение,

инсценирование,

сравнение басен.

Анализировать

мораль

басни.

Выразительно

читать басню

по

ролям.

В ы р а з и т е л ь н о

ч и т ат ь

б а с н и

н а и з у с т ь .

Задавать

вопросы

и

отвечать

на

вопросы

одноклассников.

Высказывать

свою

точ ку

зрения

и

обосновывать

её.

Делать

иллюстрации

к

С.77-88, выучить

одну басню.

произведениям

9

Русская басня в XX веке.

С.В.

Михалков

«Грибы»,

«Зеркало».

У р о к

-

К В Н .

С а т и р и ч е с к о е

и

нравоучительное в басне.

Фразеологизмы,

пословицы,

поговорки:

выписывание,

толкование, подбор

на

тему,

чтение

и

анализ,

работа

с

картинами.

Доказывать

принадлежность

произведения к жанру басни.

Выразительно читать басни по

ролям.

Находить

примеры

изобразительно-

выразительные

с р е д с т в а .

Высказывать

свою

точ ку

зрения

и

обосновывать

её.

С о з д а в а т ь

с л о в е с н ы е

иллюстрации

С.89-91,

инсценировать

басню.

2 четверть – 7 часов

10

«Из

русской

литературы

XIX

века».

А.С.

Пушкин.

Детство

поэта.

Книга

в

с у д ь б е

П у ш к и н а .

Стихотворение

« Н я н е » .

Лирика как род литературы.

Лириче ский

герой,

е го

чувства, мысли, настроения.

Р.Р. Словесный портрет няни

поэта.

Урок

–концерт

с

введением нового знания.

Бе с еда,

ч т е н и е ,

анализ,

словарная

работа,

работа

с

интернет-

ресурсами

и CD-

д и с к о м ,

с

иллюстрациями.

Знать факты биографии поэта

(детство,

близкие

люд и).

У с в о и т ь

т е о р е т и к о -

литературные понятия: лирика,

лирический

герой,

послание.

В ы р а з и т е л ь н о

ч и т ат ь

и

к о м м е н т и р о в а т ь

т е к с т

лирического

произведения.

Н а х о д и т ь

в

т е к с т е

изобразительно-

выразительные

средства

и

определять

их

роль.

Задавать

вопросы и отвечать на вопросы

одноклассников.

Высказывать

с в о ю

т о ч к у

з р е н и я

и

обосновывать её

С.92-103,

стих.

наизусть

11

А.С.

Пушкин

«Сказка

о

мертвой

царевне

и

о

семи

богатырях».

Литературная

сказка

и

ее

отличия

от

фольклорной

сказки.

Добро

и

зло

в

сказках

Пушкина.

Ур о к

н о в о го

з н а н и я

и

творчества.

Чтение

по

ролям,

беседа,

работа

с

т е к с т о м

и

картинами,

Интернет-

ресурсами.

У с в о и т ь

т е о р е т и к о -

л и т е р а т у р н о е

п о н я т и е

л и т е р а т у р н а я

с к а з к а .

Со ставлять

план

с к а з к и .

Характеризовать

героев

и

их

по ступки.

О с у щ е с т в л я т ь

выборочное чтение текста.

Характеризовать

героев

и

их

п о с т у п к и .

С т р о и т ь

монологическое высказывание

с

э л е м е н т а м и

а н а л и з а

художе ственного

т е к с т а .

Выражать личное читательское

отношение

к

прочитанному.

Писать отзыв о прочитанном

произведении

С.104-128.

о т в е т и т ь

н а

вопросы,

выучить отрывок

12

А.С. Пушкин поэма «Руслан

и

Людмила»

( от р ы в о к ) .

О б р а з ы ,

м о т и в ы ,

художественные

средства

русской

народной

поэзии

в

т в о р ч е с т в е

П у ш к и н а .

С т и х о т в о р е н и я

и

п р о з а и ч е с к а я

р е ч ь .

Комбинированный урок.

Выборочное

чтение,

словарная

р а б о т а ,

а н а л и з

прочитанного,

обсуждение

иллюстраций.

Понимать

связь

поэмы

с

фольклорными

произведениями.

Характеризовать

героев

и

их

п о с т у п к и .

С т р о и т ь

монологическое высказывание

с

э л е м е н т а м и

а н а л и з а

художе ственного

т е к с т а .

Сопоставлять

произведение

словесного

искусства

и

его

в о п л о щ е н и е

в

д р у г и х

искусствах.

Выражать

личное

читательское

отношение

к

С.129-137,

читать

выразительно,

отрывок

наизусть.

прочитанному

13

Рифма.

Тема

природы

в

русской

поэзии.

Урок

изучения нового материала.

Р а б о т а

н а д

понятиями

«рифма»,

«ритм»,

чтение

и

анализ

стихов,

беседа

по

вопросам.

У с в о и т ь

т е о р е т и к о -

литературное понятие пейзаж.

Ч и т а т ь

в ы р а з и т е л ь н о

с т и х о т в о р е н и я .

У м е т ь

характеризовать

и д е й н о -

эмоциональное

содержание

произведения.

Находить

в

т е к с т е

и з о б р а з и т е л ь н о -

выразительные

средства

и

определять их роль

С.138-150,

стих.наизусть по

выбору

14

М.Ю.Лермонтов.

« Б о р од и н о » . Историческая

о с н о ва

с т и хо т в о р е н и я .

Изображение

исторического

события. Урок-исследование.

Б е с е д а

о

творчестве

поэта,

выборочное

ч т е н и е ,

а н а л и з

произведения,

характеристика

героев,

словесное

рисование.

Понимать

патриотиче ский

пафос стихотворения. Строить

с о о б щ е н и е

н а

о с н о в е

цитатного плана, выразительно

читать. Оценивать мастерство

Л е р м о н т о в а

в

с о з д а н и и

б ат а л ь н ы х

с ц е н .

Д а в а т ь

характеристику

ге р о е в .

Н а х о д и т ь

в

т е к с т е

изобразительно-

выразительные

средства

и

о п р е д е л я т ь

и х

р о л ь .

Выразительно читать наизусть

отрывок из стихотворения

С.151-167,

стих.

наизусть.

15

Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь

п е р е д

Р о ж д е с т в о м » .

С к а з о ч н ы й

х а р а к т е р

фантастики.

Урок

изучения

Чтение,

б е с е д а ,

анализ

произведения,

словарная работа

Ознакомиться

с

фактами

биографии

писателя

(детство,

б л и з к и е

л ю д и ) .

Характеризовать

С.168-233,

прочитать,

о т в е т и т ь

н а

вопросы

нового материала.

повествовательную

манеру

писателя, определять реальное

и

фантастическое

в

сюжете.

Пересказывать

содержание

п р о и звед е н и я

п о д р о б н о ,

м а к с и м а л ь н о

и с п о л ь з у я

х а р а к т е р н ы е

д л я

с т и л я

писателя

слова,

выражения,

синтаксические

конструкции.

О п р е д е л я т ь

о с н о в н о й

конфликт повести

16

И.С.

Тургенев.

Пове сть

«Муму». Изображение быта

и нравов крепостной России.

Урок

комбинированный.

Проверка навыка чтения и

литературных терминов.

Выборочное

ч тение,

б е с е д а ,

составление плана,

контроль знаний.

Комментировать

х уд о ж е с т в е н н ы й

т е к с т .

Анализировать

поступки

ге р о е в

р а с с ка з а ,

д е л а т ь

в ы в о д ы ,

р а с с у ж д а т ь ,

ф о р м у л и р о в а т ь

с в о и

впечатления

от

р а с с ка з а .

Сопоставлять главного героя с

окружающими, составлять его

характеристику,

использовать

цитаты

из

текста

в

связном

ответе.

Роль

художественной

детали

в

раскрытии

образа

главного

героя.

Выборочно

п е р е с к а з ы в ат ь

э п и з о д ы ,

составлять

цитатный

план.

Устанавливать ассоциативные

связи

с

п р о и з в е д е н и я м и

С.234-248,

описывать

главного

героя,

о т в е т и т ь

и

подготовить

в о п р о с ы

к

рассказу.

живописи

3 четверть – 10 часов.

17

Н.А.Некрасов.

« К р е с т ь я н с к и е

д е т и » ,

« Т р о й к а » .

О б р а з ы

к р е с т ь я н с к и х

д е т е й

и

средства

их

создания.

Урок

поэзии и нового знания.

Беседа,

чтение

и

анализ,

словарная

работа,

работа

с

иллюстрациями.

У с в о и т ь

т е о р е т и к о -

литературные понятия: строфа,

риторическое

обращение.

Ч и т а т ь

в ы р а з и т е л ь н о

стихотворение.

Характеризовать

и д е й н о -

эмоциональное

содержание

произведения.

Находить

в

т е к с т е

и з о б р а з и т е л ь н о -

выразительные

средства

и

определять их роль. Выявлять

авторскую позицию. Создавать

словесные

иллюстрации

к

произведению

С.249-264,

стих.

наизусть

18

Л. Н. Толстой. Рассказ - быль

«Кавказский пленник». Урок

изучения нового материала.

Беседа,

выборочное

чтение,

составление плана,

работа с текстом.

У с в о и т ь

т е о р е т и к о -

литературные понятия: фабула

сюжет,

эпилог,

конфликт.

Определять

актуальность

произведения

для

читателей

разных поколений и вступать в

диалог с другими читателями.

Совершенствовать

навыки

у с т н о го

и

п и с ь м е н н о г о

С.265-302,

о т в е т и т ь

н а

вопросы,

знать

термины,

краткий пересказ

эпизода.

высказывания.

Анализировать

прозаический

текст с точки

зрения

его

содержания

и

формы. Пересказывать текст от

лица героя. Развивать умение

давать устный и письменный

о т в е т

н а

в о п р о с .

Совершенствовать

речевые

навыки.

19

А . П . Ч е х о в .

Р а с с к а з

«Пересолил»,

«Злоумышленник».

Приемы

создания

характеров.

Урок

изучения нового знания.

Беседа,

работа

с

Интернет-

ресурсами,

чтение,

ответы на вопросы,

конспектирование.

Воспринимать художественный

текст;

выделять

смысловые

ч а с т и

р а с с к а з а , составлять

п

л

а

н прочитанного;

формулировать тему,

идею,

проблематику

произведения.

Пересказывать текст подробно.

Выявлять авторскую позицию,

анализировать

средства

её

выражения

С.303-320,

сделать записи в

тетради,

о т в е т и т ь

н а

вопросы.

20

«Литература

ХХ

века».

И . А . Бу н и н .

П е й з а ж н а я

лирика. Рассказ «В деревне».

Урок-концерт

с

введением

новых знаний.

Прослушивание

и

чтение

стихов,

их

анализ,

словарная

работа,

иллюстрирование

Ус в о и т ь

т е о р е т и к о -

л и т е р а т у р н ы е

п о н я т и я :

т р а д и ц и и

в

л и т е р а т у р е ,

с и м в о л ,

с т и х о т в о р е н и е -

размышление,

образ-пейзаж,

образы

животных

(развитие

представлений).

Анализировать

стихотворение

с точки зрения его содержания

и формы. Выразительно читать

Часть 2. С.4 – 27

Стих.

Наизусть.

Составить

цитатный план к

рассказу.

стихотворение.

Оценивать

собственный ответ. Выполнять

исследовательскую работу

21

О с н о в н а я

т е м а т и к а

и

проблематика рассказа Л.Н.

Андреева «Петька на даче».

Урок – исследование.

Бе с еда,

ч т е н и е ,

анализ,

составление

цитатного

плана,

исследовательская

работа с текстом.

Ус в о и т ь

т е о р е т и к о -

литературное понятие: финал.

Выборочно

пере сказывать

т е кс т. Формулировать

тему,

и д е ю ,

п р о блематику

произведения.

П и с ь м е н н о

о т в е ч а т ь

н а

в о п р о с .

Формулировать

собственное

монологическое высказывание

С.28-46

Выразительное

чтение

отрывка,

пересказ о даче.

22

А . И .

Ку п р и н .

Р а с с к а з

« З о л о т о й

п е т у х » .

О с о б е н н о с т и

с о з д а н и я

образов.

Комбинированный

урок.

Бе с еда,

ч т е н и е ,

лексическая

работа,

составление

отзыва.

Характеризовать

и д е й н о -

эмоциональное

содержание

произведения.

Находить

в

т е к с т е

и з о б р а з и т е л ь н о -

выразительные

средства

и

о п р е д е л я т ь

и х

р о л ь .

Пересказывать произведение с

и з м е н е н и е м

л и ц а .

Характеризовать

героев

и

их

поступки

С.47-55

О т в е т и т ь

н а

вопросы, рассказ

об удивительном

в природе.

23

А.А.Блок

и

С.Есенин.

Тема

родины

в

лирике

поэтов.

Урок поэзии.

Чтение и слушание

произведений,

их

анализ,

творческая

работа

В ы р а з и т е л ь н о

ч и т ат ь

и

к о м м е н т и р о в а т ь

т е к с т

лирического

произведения.

Н а х о д и т ь

в

т е к с т е

изобразительно-

выразительные

средства

и

определять

их

роль.

Задавать

С.56-78

Стих. наизусть

вопросы и отвечать на вопросы

одноклассников.

Высказывать

с в о ю

т о ч к у

з р е н и я

и

обосновывать её

24

А.П.

Платонов.

Краткие

сведения о писателе. Рассказ

«Никита».

Рассказ

«Цветок

на

земле».

Мир

глазами

ребёнка.

Урок

изучения

нового материала.

Чтение,

б е с е д а ,

работа с текстом.

Анализировать

прозаическое

произведение

с

точки

зрения

его

содержания

и

формы.

Сопоставлять героев рассказов

П л а т о н о в а

« Н и к и т а »

и

«Цветок на земле». Выявлять

авторскую позицию.

С.79-99

Исследование

текста, составить

таблицу

«описание

предметов»,

о т в е т и т ь

н а

вопросы.

25

П.П.Бажов. Человек труда в

сказе

«Каменный

цветок».

Ур о к

и зу ч е н и я

н о в о г о

материала.

Чтение,

лексическая

работа,

цитатный

план.

Ус в о и т ь

т е о р е т и к о -

литературные

понятия:

сказ,

повествователь. Выразительно

ч и т а т ь

с к а з

п о

р о л я м .

Характеризовать героев

и их

п о с т у п к и .

С о с т а в л я т ь

собственное

монологическое

высказывание

С.100-133

Читать,

сделать

записи в тетради.

26

Юмор и лирика в творчестве

Н . Н . Н о с о в а .

У р о к

открытие

нового

знания.

Проверка

навыка

работы

с

литературным

произведением.

Тестирование.

Беседа,

выборочное

чтение,

а н а л и з ,

проверка

знаний-

тестирование.

О п р е д е л я т ь

ж а н р

литературного

произведения.

С т р о и т ь

р а з в ё р н у т ы е

высказывания

на

о с н о в е

прочитанного.

Со ставлять

п л а н

р а с с к а з а .

Характеризовать

героев

и

их

поступки,

своеобразие

языка

писателя

С.134-142

Чтение по ролям,

д о к л а д

о

писателе,

анализ

картины

«Охотники

н а

привале».

4 четверть – 8 часов

27

Р о д н а я

п р и р о д а

в

произведениях писателей ХХ

века. Урок поэзии. Изучение

нового материала.

Чтение,

б е с е д а ,

анализ

произведений,

сравнение,

словарная работа.

Называть

поэтов XX

века,

которые

в

стихотворениях

воспевали

красоту

природы.

П о н и м а т ь

ч у в с т в а

и

н а с т р о е н и я

п о э т о в .

В ы р а з и т е л ь н о

ч и т ат ь

и

к о м м е н т и р о в а т ь

т е к с т

лирического

произведения.

Р а б о т а т ь

с

р а з н ы м и

источниками информации

С.142-202

Прочитать

рассказы,

о т в е т и т ь

н а

вопросы,

знать

значения слов.

28

«Зарубежная

литература».

Д.Дефо

«Робинзон

Крузо».

Образ

путешественника

в

литературе.

Урок

изучения

нового материала.

Беседа,

выборочное

чтение,

пересказ

отрывка,

ана лиз

героев.

Читать текст и комментировать

п р о ч и т а н н о е .

В ы д е л я т ь

главное,

составлять

опорные

записи.

Вступать

в

речевое

общение. Определять

тему и

основную

мысль.

Готовить

в ы б о р о ч н ы й

п е р е с к а з

эпизодов.

С.205-222

Художественный

пересказ отрывка

29

Х.К.Андерсен. Литературная

сказка

«Снежная

королева».

Мастерство

писателя

в

п о с т р о е н и и

с ю ж е т а

и

создании

характеров.

Урок-

викторина.

Работа с таблицами

и

иллюстрациями,

чтение

по

ролям,

ответы на вопросы

Характеризовать

героев

и

их

по ступки.

П р о с л е ж и в ат ь

изменения

в

характере

и

поведении героев и объяснять

причины

этих

изменений.

В ы я с н я т ь

р о л ь

второстепенных персонажей в

развитии

сюжета.

Определять

С.223-237

Читать

сказки,

краткий пересказ

ф у н к ц и и

ф о л ь к л о р н ы х

мотивов

в

сказке.

Строить

развёрнутые высказывания на

основе прочитанного

30

М . Т в е н .

П о в е с т ь

«Приключения Тома Сойера»

(фрагменты). Мир детства и

м и р

в з р о с л ы х .

У р о к

изучения нового материала.

Изучение

биографии,

конспектирование,

беседа, выборочное

чтение,

а н а л и з ,

словарная работа.

Ус в о и т ь

т е о р е т и к о -

литературное понятие ирония.

Оценивать

и

анализировать

поступки

героев.

Создавать

с л о в е с н ы й

п о р т р е т

л и т е р а т у р н о г о

г е р о я .

С о с т а в л я т ь

с в я з н ы е

сообщения

по

сравнительной

х а р а к т е р и с т и к е

г е р о е в .

Определять

проблематику

произведения.

Выявлять

и

интерпретировать

авторскую

позицию, определяя своё к ней

отношение, и на этой основе

формировать

собственные

ценно стные

о р и е н т а ц и и .

Определять

актуальность

произведений

для

читателей

разных поколений и вступать в

диалог с другими читателями.

С.238-270

Краткий

пересказ

отрывка,

заполнить

таблицу

31

Дж. Лондон. Нравы и обычаи

с е в е р н ы х

н а р о д о в

в

« С к а з а н и и

о

К и ш е » .

Комбинированный урок.

Беседа,

работа

с

Интернет-

ресурсами,

работа

с таблицей, чтение

и

анализ

текста,

Воспринимать

текст

рассказа,

пересказывать

его

сюжет.

О п р е д е л я т ь

ж а н р о в ы е

особенности

произведения.

Характеризовать

героев

и

их

С.271-289

О т в е т и т ь

н а

вопросы,

составить

цитатный

план

словарная работа.

поступки.

Находить

в

тексте

изобразительно-

выразительные

средства

и

определять их роль

рассказа.

32

Ж. Рони-Старший. Человек и

природа

в

повести

«Борьба

за

огонь».

Гуманистическое

и з о б р а ж е н и е

д р е в н е г о

человека.

Урок

изучения

нового материала.

Бе с еда,

ч т е н и е ,

анализ,

составление плана.

Знать

отдельные

эпизоды

ж и з н и

п и с ат е л я ,

д е л а т ь

сообщение на заданную тему,

выразительно

читать

текст

и

отвечать на вопросы по нему.

Выделять

главную

мысль,

работать

в

соответствии

с

п р е д л о ж е н н ы м

п л а н о м ,

выразительно читать

С.290-303

Прочитать

статью,

Художественный

пересказ.

33

А. Линдгрен. «Приключения

Эмиля

из

Л ё н н е б е р г и »

(фрагменты

из

романа).

Сюжет

и

композиция

произведения. Урок изучения

нового материала.

Бе с еда,

ч т е н и е ,

викторина,

инсценирование.

Анализировать произведение с

точки зрения его содержания и

формы, высказывать суждения.

С.304-309

Инсценировка

любого

произведения.

34

Л и т е р а т у р н а я

и г р а

«Дорогами

добра».

Урок

обобщения

и

ко н т р о л я

знаний.

Викторина,

инсценировка,

тестирование,

проверка

навыка

чтения.

Знать

авторов

и

названия

их

произведений,

принадлежность

текстов

к

о п р е д е л ё н н ы м

ж а н р а м ,

в л а д е т ь

л и т е р а т у р н ы м и

терминами,

узнавать

героев

произведений

по

описанию,

репликам.

Анализировать

и

истолковывать

произведения

разной

жанровой

природы,

Записать

книги

на лето

формулируя своё отношение к

прочитанному.

С о зд а ват ь

с о б с т в е н н ы й

т е к с т

а н а л и т и ч е с к о г о

и

интерпретирующего характера

в различных форматах.



В раздел образования