Автор: Важнецова Валентина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ с. Мошенское" Новгородской области
Населённый пункт: с. Мошенское, Новгородская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по предмету "Литература" 5 класс (домашнее обучение)
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с.Мошенское»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УВР Директор школы:____________(А.М.Анишина)
__________________(Л.Г.Лебедева)
«____________»______________2016 г. «__________» _______________2016г.
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Литература »
5 класс (домашнее обучение)
2016 – 2017 учебный год
Рассмотрено на заседании кафедры Составлено: учителем
учителей русского языка и литературы: Важнецовой В.А.
Протокол №________от _____________________2016г.
Руководитель кафедры:____________________________________
С.Мошенское – 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего
образования
и
Требований
к
результатам
основного
общего
образования,
представленных
в
Федеральном
государственном
стандарте
общего
образования
второго
поколения.
В
ней
также
учитываются
основные
идеи
и
положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,
преемственность с примерными программами начального общего образования.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование
духовно
развитой
личности,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением,
национальным
самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности;
• постижение
учащимися
вершинных
произведений
отечественной
и
мировой
литературы,
их
чтение
и
анализ,
основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной
формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать
художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом
речевом
высказывании),
и
создание
собственного
текста,
представление
своих
оценок
и
суждений
по
поводу
прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели
деятельности,
планировать
ее,
осуществлять
библиографический
поиск,
находить
и
обрабатывать
необходимую
информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной
деятельности, речевом самосовершенствовании.
Для реализации поставленных целей используются элементы следующих образовательных технологий:
- системно-деятельностный подход ;
-
проблемное обучение;
- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);
-
дифференцированное обучение;
-
игровые технологии.
Программа составлена для детей с домашним обучением и рассчитана на 34 ч. (1 час в неделю).
1 четверть- 9 часов, 2 четверть – 7 часов, 3 четверть – 10 часов, 4 четверть – 8 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному
Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари,
энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать
выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной
деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и
жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение
в
произведении
элементов
сюжета,
композиции,
изобразительно-выразительных
средств
языка,
понимание
их
роли
в
раскрытии
идейно-художественного
содержания
произведения
(элементы
филологического
анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-
нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка
и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние
творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений
литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в
создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Мифы – 2ч.
Литература
и
мифология.
Античный
миф
«Рождение
Зевса».
Представления
древних
греков
о
сотворении
Вселенной, богов и героев. Миф «Олимп».
Из устного народного творчества – 3ч.
Литература и фольклор. Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Загадка как метафора, вид словесной игры. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного
опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение.
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок: волшебные,
бытовые,
сказки
о
животных.
Чудесные
предметы
в
сказках.
Волшебная
сказка
«Царевна-лягушка».
Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Сказки
народов России. Сказка «Падчерица».
Древнерусская литература – 1ч.
Исторические
события,
факты
жизни
государства
и
от
дельных
князей
и
их
отражение
в
древнерусской
литературе. Летопись как жанр. Отрывок из «Повести временных лет» «Расселение славян». Нравственная позиция
автора в произведениях древнерусской литературы. «Кий, Щек, Хорив», «Дань хазарам», «Из похвалы князю Ярославу и
книгам».
Басни народов мира – 2ч.
Жанр басни, история его развития. Нравственные проблемы и поучительный характер басен. Эзоп. Басни «Ворон и
Лисица», «Лисица и виноград», «Жук и муравей».
Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII
– XVIII веков. Ж. Лафонтен. Басни «Лисица и
виноград», «Желудь и Тыква».
Г.Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных
свойств человека.
Русские басни. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков «Ворона и Лиса». Образы животных в баснях.
И. А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Осёл и Мужик», «Волк на псарне». Аллегория как
средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный
характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.
Русская басня в XX веке. С.В. Михалков «Грибы», «Зеркало».
Литература XIX в. – 10ч.
А. С. Пушкин. Стихотворения
«Няне»,
«Зимнее
утро»,
«Зимний
вечер»,
«Зимняя
дорога».
Единение
красоты
природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.
Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в
творчестве Пушкина.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной сказки. Добро и
зло в сказке Пушкина.
Тема природы в русской поэзии.
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..». Ф.И.
Тютчев «Люблю грозу в начале мая…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Чудная
картина…». Картины родной природы в изображении русских поэтов.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «И вижу я себя ребенком…», «Бородино». Историческая основа стихотворения.
Изображение
исторического
события.
Образ
рядового
участника
сражения.
Мастерство
Лермонтова
в
создании
батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья).
Герои
повести.
Кузнец
Вакула
и
его
невеста
Оксана.
Фольклорные
традиции
в
создании
образов.
Изображение
конфликта
темных
и
светлых
сил.
Реальное
и
фантастическое
в
произведении.
Сказочный
характер
фантастики.
Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.
И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ
Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму.
Смысл финала повести.
Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей», «Русский язык». Особенности идейно-эмоционального содержания
стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы ее выражения.
Н.А. Некрасов. Стихотворения «Крестьянские дети», «Тройка». Изображение жизни простого народа. Особенности
ритмической организации. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Роль диалогов.
Авторское отношение к героям.
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и
Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика
произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.
А.П. Чехов. Рассказы «Пересолил», Злоумышленник». Смешное и грустное в рассказах Чехова. Приемы создания
характеров
Литература XX в. – 8ч.
И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...». Особенности изображения природы. Образ оленя и
средства его создания. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта
Рассказы «В деревне». Слияние
с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные
средства создания образов.
Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни
главного героя рассказа. Приём антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия
Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче». Противопоставление мира гора и мира дачи в рассказе. Основная тематика и
проблематика рассказа.
А.И. Куприн. Рассказ «Золотой петух». Особенности создания образов.
А.А. Блок. Стихотворения «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» Умение чувствовать красоту природы
и сопереживать ей.
С.А. Есенин. Стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Малая и большая
родина. Олицетворение как основной художественный приём.
А.П. Платонов. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Основная тема и идейное содержание. Мир глазами ребёнка.
Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка.
Сказовое повествование
П.П. Бажов. Сказы «Каменный цветок», «Медной горы Хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования.
Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей в сказах русских писателей.
Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино
озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание
маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.
Е.И. Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти. Мир глазами ребёнка.
Родная природа в произведениях поэтов XX века. Стихотворения В.Ф. Бокова «Поклон», Н.М. Рубцова «В осеннем
лесу».
Литература народов России – 1ч.
Р.Г.
Гамзатов
Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Песня соловья». Тема
любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций.
Особенности художественной образности аварского поэта.
Родная природа в произведениях писателей XX века. В.И. Белов. Рассказ «Весенняя ночь». Отрывок из повести В.Г.
Распутина «Век живи – век люби». Тема любви к природе.
Зарубежная литература- 7ч.
Д. Д е ф о . Ром а н «Робинзон
Крузо» (фрагменты).
Жанровое
своеобразие
романа.
Образ
Робинзона
Крузо.
Изображение
мужества
человека
и
его
умения
противостоять
жизненным
невзгодам.
Преобразование
мира
как
жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.
Х.К. Андерсен. Литературная сказка «Снежная королева». Мастерство писателя в построении сюжета и создании
характеров. Герои сказки - Герда и Кай. Борьба добра и любви в сказке.
М.Твен. Слово о писателе. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Герои и события повести. Тема
дружбы и мечты. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.
Ж. Рони-Старший. Человек и природа в повести «Борьба за огонь».
Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов
Дж. Лондон. Рассказы «Сказании о Кише», «Белый Клык». Нравы и обычаи северных народов. Образ главного героя
А. Линдгрен. «Приключения Эмиля из Лннеберги» (фрагменты из романа). Сюжет и композиция произведения.
Планируемые результаты
Устное народное творчество
Ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,
обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных
ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств
(иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять
нравственную
проблематику
фольклорных
текстов
как
основу
для
развития
представлений
о
нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
• учитывая
жанрово-родовые
признаки
произведений
устного
народного
творчества,
выбирать
фольклорные
произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать
сказки,
чётко
выделяя
сюжетные
линии,
не
пропуская
значимых
композиционных
элементов,
используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность
сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями,
отгадывая или сочиняя загадку.
Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать
художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских
ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и
потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения
для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать
собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё
отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Программное и учебно-методическое обеспечение
1.
Программа по литературе для 5 – 11-х классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин,
В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы
Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
2.
Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,
2012.
3.
Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское
слово», 2012.
Электронные пособия:
a.
Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных
произведений русских и зарубежных композиторов;
b.
Библиотека
электронных
наглядных
пособий.
Литература
5-11-х
классов. М.:
ООО
«Дрофа»
2004,
ООО
«Физикон» 2004;
c.
Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.: «Айрис-
пресс» 2004, Magnamedia 2005;
d.
Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических
разборах «От Белинского до Лотмана»;
e.
1С Познавательная коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий;
f.
Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Календарно – тематическое планирование
№ п.п
Дата
Тема урока, тип
Основные виды
деятельности
Планируемые результаты
Стр. учебника
Д/з
1 четверть – 9 часов
1
Введение.
Литература
как
искусство словесного образа.
Книга
в
духовной
жизни
человека.
Мифы. Античный
миф. Олимп. Урок введения
нового знания.
Беседа,
лексическая
работа,
п од б о р
синонимов,
анкетирование,
о т в е т ы
н а
вопросы.
Осмыслять
и
мотивировать
собственную
читательскую
деятельность.
Исследовать
цели
и
задачи
читателя
и
писателя.
Создать
план-
программу для чтения на год.
Предлагать
мероприятия
для
внеклассной деятельности по
п р е д м е т у .
В ы д е л я т ь
специфику
художественной
литературы
и
содержание.
Составлять
тезисы
статьи
учебника. Усвоить теоретико-
литературные понятия: тропы
( э п и т е т ,
м е т а ф о р а ,
олицетворение,
сравнение),
с ю ж е т .
О б ъ я с н я т ь
метафорическую
природу
художественного
образа,
его
обобщающее
значение
и
наличие оценочного значения
в словесном образе
С . 3 - 1 4 ,
з н а т ь
определения
2
Мифологическая
основа
а н т и ч н о й
л и т е р а т у р ы .
Приключения Одиссея и его
П р о в е р к а
д . з ,
о т в е т ы
н а
вопросы,
чтение
В о с п р и н и м а т ь
т е к с т
литературного
произведения.
В ы р а з и т е л ь н о
ч и т а т ь
С.14-22, правила,
о т в е т и т ь
н а
вопросы,
читать
спутников
в
поэме
Гомера
« О д и с с е я »
( ф р а г м е н т
«Одиссей
у
Циклопа»).
Комбинированный урок.
текста,
а н а л и з ,
словарная работа
эпизоды, выделять основную
и д е ю .
Н а х о д и т ь
отличительные черты мифа и
легенды.
Выявлять
роль
гиперболы (средство создания
о б р а з а ) .
Р и с о в а т ь
и л л ю с т р а ц и и
к
прочитанному.
Составлять
план текста. Читать по ролям
«Мифы
Древней
Греции».
3
У с т н о е
н а р о д н о е
творчество.
Литература
и
фольклор.
Истоки
устного
народного
творчества,
его
основные
виды.
Загадка,
п о с л о в и ц а ,
п о г о в о р к а .
Л и т е р а т у р н а я
и г р а
«Народная мудрость».
Ур о к
от к р ы т и я
н о в ы х
знаний.
Беседа,
чтение,
творческая работа,
лексическая
работа.
Знать
особенности
и
жанры
ф о л ь к л о р а ,
о т л и ч а т ь
произведения УНТ от прочих
п о
с т и л и с т и ч е с к и м
особенностям.
Приводить
п р и м е р ы
ф о л ь к л о р н ы х
произведений разных жанров.
Участвовать
в
диалоге
по
предложенным
вопро сам.
Знать
признаки
з а г а д к и .
Выделять
типы
и
циклы
загадок.
Понимать
роль
и
место загадки. Пословицы и
поговорки
в
фольклоре
и
современной
литературе,
связь
между
различными
жанрами фольклора.
С.23-33, картины
Билибина,
составить
загадки
4
С ка з ка
ка к
в ы р а ж е н и е
н а р о д н о й
м уд р о с т и
и
нравственных представлений
Чтение
и
анализ
с ка з к и ,
б е с е д а ,
составление плана,
Классифицировать
сказки.
Выделять
отличительные
особенности сказки и мифа..
С.34-48,
пересказ,
сочинить сказку.
н а р о д а .
В и д ы
с к а з о к :
волшебные, бытовые, сказки
о
ж и в о т н ы х .
С к а з к а
«Царевна-лягушка».
Т в о р ч е с к и й
у р о к -
исследование.
пересказ,
терминологический
диктант,
а н а л и з
картин Билибина.
У с в о и т ь
т е о р е т и к о -
л и т е р ат у р н ы е
п о н я т и я :
композиция,
эксп ози ц и я,
завязка,
развитие
действия,
кульминация, развязка, зачин,
к о н ц о в к а .
П о н и м а т ь
нравственную
в з ы с к а т е л ь н о с т ь
и
эстетическое
совершенство
русских
народных
сказок,
значение
сказок
в
жизни
народа.
Знать
особенности
в о л ш е б н о й
с к а з к и .
Выразительно
читать
и
сказывать волшебную сказку.
Составлять
план
сказки.
Характеризовать
г е р о е в
с к а з к и ,
д а в а т ь
и х
сравнительные
характеристики.
Выявлять
характерные
для
народных
с ка з о к
худ о ж е с т в е н н ы е
п р и ё м ы .
С о п о с т а в л я т ь
фольклорную
сказку
и
её
интерпретацию
средствами
д р у г и х
и с к у с с т в
(иллюстрация,
мультипликация,
художественный фильм)
5
Сказки
народов
Ро ссии.
« П а д ч е р и ц а » .
У р о к -
об об ще ние
и
п р о в е р к а
знаний по теме.
Чтение
по ролям,
анализ,
словарная
работа,
составление
таблицы «Народная
и
л и т е р а т у р н а я
сказка»
Р а б о т а т ь
с
р а з н ы м и
источниками
информации.
Выразительно
читать
сказку,
соблюдая
соответствующий
и н то н а ц и о н н ы й
р и с у н о к
у с т н о го
р а с с к а з ы в а н и я .
Пересказывать
сказку, чётко
выделяя сюжетные линии, не
п р о п у с к а я
з н а ч и м ы х
композиционных
элементов,
и с п ользуя
в
с во е й
р е ч и
характерные
для
народных
с к а з о к
х уд о ж е с т в е н н ы е
п р и ё м ы .
О п р е д е л я т ь
ха р а кт е р н ы е
д л я
с к а з о к
обороты
речи,
сопоставлять
эпизоды
сказок,
сказочных
героев
с
их
изображением
в
живописи и графике
С.52-58, ответить
н а
в о п р о с ы ,
знать
правила,
заполнить
таблицу.
6
« И з
д р е в н е р у с с к о й
литературы». Летопись как
жанр. Отрывок из «Повести
временных лет» «Расселение
славян».
Урок
изучения
нового материала.
ч т е н и е
и
обсуждение статьи,
словарная
работа,
работа с Интернет-
р е с у р с а м и
и
иллюстрациями по
теме.
Выделять
главное
в
статье
учебника, составлять опорные
записи. Составлять
вопросы
п о
м а т е р и а л а м
с т а т ь и
учебника.
Усвоить
теоретико-
л и т е р а т у р н ы е
п о н я т и я :
древнерусская
литература,
л е т о п и с ь ,
л е т о п и с е ц .
Выразительно
читать
текст.
Г о т о в и т ь
с о о б щ е н и е ,
С.59-66, пересказ
отрывка,
объяснить
старинные слова.
презентовать
его.
Выражать
л и ч н о е
ч и т а т е л ь с к о е
отношение к прочитанному.
7
«Из
басен
народов
мира».
Жанр
басни,
история
его
развития.
Нравственные
проблемы
и
поучительный
характер басен. Эзоп. Басни
«Ворон и Лисица», «Лисица
и
в и н о г р а д » ,
« Жу к
и
муравей».
Урок
изучения
нового материала.
Чтение,
б е с е д а ,
р а б о т а
с
иллюстрациями,
исследовательская
работа
с
текстом,
лексическая
работа.
У с в о и т ь
т е о р е т и к о -
литературные понятия: басня,
п р и т ч а ,
э з о п о в
я з ы к ,
аллегория.
Давать
жанровую
характеристику
изучаемого
литературного
произведения.
Конструировать
вопросы
к
статье учебника. Выразительно
ч и т ат ь
( и н с ц е н и р о в а т ь )
легенды об Эзопе. Соотносить
содержание
литературных
произведений
с
принципами
и з о б р а ж е н и я
ж и з н и
и
человека,
характерными
для
определенной
литературной
эпохи, направления. Готовить
сообщение, презентовать его.
С.67-73,
прочитать
статьи,
ответить
на вопросы
8
Б а с н и
И . А . К р ы л о в а .
Сопоставительный
анализ
басен.
Б е с е д а
о
баснописце, ответы
н а
в о п р о с ы ,
чтение,
инсценирование,
сравнение басен.
Анализировать
мораль
басни.
Выразительно
читать басню
по
ролям.
В ы р а з и т е л ь н о
ч и т ат ь
б а с н и
н а и з у с т ь .
Задавать
вопросы
и
отвечать
на
вопросы
одноклассников.
Высказывать
свою
точ ку
зрения
и
обосновывать
её.
Делать
иллюстрации
к
С.77-88, выучить
одну басню.
произведениям
9
Русская басня в XX веке.
С.В.
Михалков
«Грибы»,
«Зеркало».
У р о к
-
К В Н .
С а т и р и ч е с к о е
и
нравоучительное в басне.
Фразеологизмы,
пословицы,
поговорки:
выписывание,
толкование, подбор
на
тему,
чтение
и
анализ,
работа
с
картинами.
Доказывать
принадлежность
произведения к жанру басни.
Выразительно читать басни по
ролям.
Находить
примеры
изобразительно-
выразительные
с р е д с т в а .
Высказывать
свою
точ ку
зрения
и
обосновывать
её.
С о з д а в а т ь
с л о в е с н ы е
иллюстрации
С.89-91,
инсценировать
басню.
2 четверть – 7 часов
10
«Из
русской
литературы
XIX
века».
А.С.
Пушкин.
Детство
поэта.
Книга
в
с у д ь б е
П у ш к и н а .
Стихотворение
« Н я н е » .
Лирика как род литературы.
Лириче ский
герой,
е го
чувства, мысли, настроения.
Р.Р. Словесный портрет няни
поэта.
Урок
–концерт
с
введением нового знания.
Бе с еда,
ч т е н и е ,
анализ,
словарная
работа,
работа
с
интернет-
ресурсами
и CD-
д и с к о м ,
с
иллюстрациями.
Знать факты биографии поэта
(детство,
близкие
люд и).
У с в о и т ь
т е о р е т и к о -
литературные понятия: лирика,
лирический
герой,
послание.
В ы р а з и т е л ь н о
ч и т ат ь
и
к о м м е н т и р о в а т ь
т е к с т
лирического
произведения.
Н а х о д и т ь
в
т е к с т е
изобразительно-
выразительные
средства
и
определять
их
роль.
Задавать
вопросы и отвечать на вопросы
одноклассников.
Высказывать
с в о ю
т о ч к у
з р е н и я
и
обосновывать её
С.92-103,
стих.
наизусть
11
А.С.
Пушкин
«Сказка
о
мертвой
царевне
и
о
семи
богатырях».
Литературная
сказка
и
ее
отличия
от
фольклорной
сказки.
Добро
и
зло
в
сказках
Пушкина.
Ур о к
н о в о го
з н а н и я
и
творчества.
Чтение
по
ролям,
беседа,
работа
с
т е к с т о м
и
картинами,
Интернет-
ресурсами.
У с в о и т ь
т е о р е т и к о -
л и т е р а т у р н о е
п о н я т и е
л и т е р а т у р н а я
с к а з к а .
Со ставлять
план
с к а з к и .
Характеризовать
героев
и
их
по ступки.
О с у щ е с т в л я т ь
выборочное чтение текста.
Характеризовать
героев
и
их
п о с т у п к и .
С т р о и т ь
монологическое высказывание
с
э л е м е н т а м и
а н а л и з а
художе ственного
т е к с т а .
Выражать личное читательское
отношение
к
прочитанному.
Писать отзыв о прочитанном
произведении
С.104-128.
о т в е т и т ь
н а
вопросы,
выучить отрывок
12
А.С. Пушкин поэма «Руслан
и
Людмила»
( от р ы в о к ) .
О б р а з ы ,
м о т и в ы ,
художественные
средства
русской
народной
поэзии
в
т в о р ч е с т в е
П у ш к и н а .
С т и х о т в о р е н и я
и
п р о з а и ч е с к а я
р е ч ь .
Комбинированный урок.
Выборочное
чтение,
словарная
р а б о т а ,
а н а л и з
прочитанного,
обсуждение
иллюстраций.
Понимать
связь
поэмы
с
фольклорными
произведениями.
Характеризовать
героев
и
их
п о с т у п к и .
С т р о и т ь
монологическое высказывание
с
э л е м е н т а м и
а н а л и з а
художе ственного
т е к с т а .
Сопоставлять
произведение
словесного
искусства
и
его
в о п л о щ е н и е
в
д р у г и х
искусствах.
Выражать
личное
читательское
отношение
к
С.129-137,
читать
выразительно,
отрывок
наизусть.
прочитанному
13
Рифма.
Тема
природы
в
русской
поэзии.
Урок
изучения нового материала.
Р а б о т а
н а д
понятиями
«рифма»,
«ритм»,
чтение
и
анализ
стихов,
беседа
по
вопросам.
У с в о и т ь
т е о р е т и к о -
литературное понятие пейзаж.
Ч и т а т ь
в ы р а з и т е л ь н о
с т и х о т в о р е н и я .
У м е т ь
характеризовать
и д е й н о -
эмоциональное
содержание
произведения.
Находить
в
т е к с т е
и з о б р а з и т е л ь н о -
выразительные
средства
и
определять их роль
С.138-150,
стих.наизусть по
выбору
14
М.Ю.Лермонтов.
« Б о р од и н о » . Историческая
о с н о ва
с т и хо т в о р е н и я .
Изображение
исторического
события. Урок-исследование.
Б е с е д а
о
творчестве
поэта,
выборочное
ч т е н и е ,
а н а л и з
произведения,
характеристика
героев,
словесное
рисование.
Понимать
патриотиче ский
пафос стихотворения. Строить
с о о б щ е н и е
н а
о с н о в е
цитатного плана, выразительно
читать. Оценивать мастерство
Л е р м о н т о в а
в
с о з д а н и и
б ат а л ь н ы х
с ц е н .
Д а в а т ь
характеристику
ге р о е в .
Н а х о д и т ь
в
т е к с т е
изобразительно-
выразительные
средства
и
о п р е д е л я т ь
и х
р о л ь .
Выразительно читать наизусть
отрывок из стихотворения
С.151-167,
стих.
наизусть.
15
Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь
п е р е д
Р о ж д е с т в о м » .
С к а з о ч н ы й
х а р а к т е р
фантастики.
Урок
изучения
Чтение,
б е с е д а ,
анализ
произведения,
словарная работа
Ознакомиться
с
фактами
биографии
писателя
(детство,
б л и з к и е
л ю д и ) .
Характеризовать
С.168-233,
прочитать,
о т в е т и т ь
н а
вопросы
нового материала.
повествовательную
манеру
писателя, определять реальное
и
фантастическое
в
сюжете.
Пересказывать
содержание
п р о и звед е н и я
п о д р о б н о ,
м а к с и м а л ь н о
и с п о л ь з у я
х а р а к т е р н ы е
д л я
с т и л я
писателя
слова,
выражения,
синтаксические
конструкции.
О п р е д е л я т ь
о с н о в н о й
конфликт повести
16
И.С.
Тургенев.
Пове сть
«Муму». Изображение быта
и нравов крепостной России.
Урок
комбинированный.
Проверка навыка чтения и
литературных терминов.
Выборочное
ч тение,
б е с е д а ,
составление плана,
контроль знаний.
Комментировать
х уд о ж е с т в е н н ы й
т е к с т .
Анализировать
поступки
ге р о е в
р а с с ка з а ,
д е л а т ь
в ы в о д ы ,
р а с с у ж д а т ь ,
ф о р м у л и р о в а т ь
с в о и
впечатления
от
р а с с ка з а .
Сопоставлять главного героя с
окружающими, составлять его
характеристику,
использовать
цитаты
из
текста
в
связном
ответе.
Роль
художественной
детали
в
раскрытии
образа
главного
героя.
Выборочно
п е р е с к а з ы в ат ь
э п и з о д ы ,
составлять
цитатный
план.
Устанавливать ассоциативные
связи
с
п р о и з в е д е н и я м и
С.234-248,
описывать
главного
героя,
о т в е т и т ь
и
подготовить
в о п р о с ы
к
рассказу.
живописи
3 четверть – 10 часов.
17
Н.А.Некрасов.
« К р е с т ь я н с к и е
д е т и » ,
« Т р о й к а » .
О б р а з ы
к р е с т ь я н с к и х
д е т е й
и
средства
их
создания.
Урок
поэзии и нового знания.
Беседа,
чтение
и
анализ,
словарная
работа,
работа
с
иллюстрациями.
У с в о и т ь
т е о р е т и к о -
литературные понятия: строфа,
риторическое
обращение.
Ч и т а т ь
в ы р а з и т е л ь н о
стихотворение.
Характеризовать
и д е й н о -
эмоциональное
содержание
произведения.
Находить
в
т е к с т е
и з о б р а з и т е л ь н о -
выразительные
средства
и
определять их роль. Выявлять
авторскую позицию. Создавать
словесные
иллюстрации
к
произведению
С.249-264,
стих.
наизусть
18
Л. Н. Толстой. Рассказ - быль
«Кавказский пленник». Урок
изучения нового материала.
Беседа,
выборочное
чтение,
составление плана,
работа с текстом.
У с в о и т ь
т е о р е т и к о -
литературные понятия: фабула
сюжет,
эпилог,
конфликт.
Определять
актуальность
произведения
для
читателей
разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями.
Совершенствовать
навыки
у с т н о го
и
п и с ь м е н н о г о
С.265-302,
о т в е т и т ь
н а
вопросы,
знать
термины,
краткий пересказ
эпизода.
высказывания.
Анализировать
прозаический
текст с точки
зрения
его
содержания
и
формы. Пересказывать текст от
лица героя. Развивать умение
давать устный и письменный
о т в е т
н а
в о п р о с .
Совершенствовать
речевые
навыки.
19
А . П . Ч е х о в .
Р а с с к а з
«Пересолил»,
«Злоумышленник».
Приемы
создания
характеров.
Урок
изучения нового знания.
Беседа,
работа
с
Интернет-
ресурсами,
чтение,
ответы на вопросы,
конспектирование.
Воспринимать художественный
текст;
выделять
смысловые
ч а с т и
р а с с к а з а , составлять
п
л
а
н прочитанного;
формулировать тему,
идею,
проблематику
произведения.
Пересказывать текст подробно.
Выявлять авторскую позицию,
анализировать
средства
её
выражения
С.303-320,
сделать записи в
тетради,
о т в е т и т ь
н а
вопросы.
20
«Литература
ХХ
века».
И . А . Бу н и н .
П е й з а ж н а я
лирика. Рассказ «В деревне».
Урок-концерт
с
введением
новых знаний.
Прослушивание
и
чтение
стихов,
их
анализ,
словарная
работа,
иллюстрирование
Ус в о и т ь
т е о р е т и к о -
л и т е р а т у р н ы е
п о н я т и я :
т р а д и ц и и
в
л и т е р а т у р е ,
с и м в о л ,
с т и х о т в о р е н и е -
размышление,
образ-пейзаж,
образы
животных
(развитие
представлений).
Анализировать
стихотворение
с точки зрения его содержания
и формы. Выразительно читать
Часть 2. С.4 – 27
Стих.
Наизусть.
Составить
цитатный план к
рассказу.
стихотворение.
Оценивать
собственный ответ. Выполнять
исследовательскую работу
21
О с н о в н а я
т е м а т и к а
и
проблематика рассказа Л.Н.
Андреева «Петька на даче».
Урок – исследование.
Бе с еда,
ч т е н и е ,
анализ,
составление
цитатного
плана,
исследовательская
работа с текстом.
Ус в о и т ь
т е о р е т и к о -
литературное понятие: финал.
Выборочно
пере сказывать
т е кс т. Формулировать
тему,
и д е ю ,
п р о блематику
произведения.
П и с ь м е н н о
о т в е ч а т ь
н а
в о п р о с .
Формулировать
собственное
монологическое высказывание
С.28-46
Выразительное
чтение
отрывка,
пересказ о даче.
22
А . И .
Ку п р и н .
Р а с с к а з
« З о л о т о й
п е т у х » .
О с о б е н н о с т и
с о з д а н и я
образов.
Комбинированный
урок.
Бе с еда,
ч т е н и е ,
лексическая
работа,
составление
отзыва.
Характеризовать
и д е й н о -
эмоциональное
содержание
произведения.
Находить
в
т е к с т е
и з о б р а з и т е л ь н о -
выразительные
средства
и
о п р е д е л я т ь
и х
р о л ь .
Пересказывать произведение с
и з м е н е н и е м
л и ц а .
Характеризовать
героев
и
их
поступки
С.47-55
О т в е т и т ь
н а
вопросы, рассказ
об удивительном
в природе.
23
А.А.Блок
и
С.Есенин.
Тема
родины
в
лирике
поэтов.
Урок поэзии.
Чтение и слушание
произведений,
их
анализ,
творческая
работа
В ы р а з и т е л ь н о
ч и т ат ь
и
к о м м е н т и р о в а т ь
т е к с т
лирического
произведения.
Н а х о д и т ь
в
т е к с т е
изобразительно-
выразительные
средства
и
определять
их
роль.
Задавать
С.56-78
Стих. наизусть
вопросы и отвечать на вопросы
одноклассников.
Высказывать
с в о ю
т о ч к у
з р е н и я
и
обосновывать её
24
А.П.
Платонов.
Краткие
сведения о писателе. Рассказ
«Никита».
Рассказ
«Цветок
на
земле».
Мир
глазами
ребёнка.
Урок
изучения
нового материала.
Чтение,
б е с е д а ,
работа с текстом.
Анализировать
прозаическое
произведение
с
точки
зрения
его
содержания
и
формы.
Сопоставлять героев рассказов
П л а т о н о в а
« Н и к и т а »
и
«Цветок на земле». Выявлять
авторскую позицию.
С.79-99
Исследование
текста, составить
таблицу
«описание
предметов»,
о т в е т и т ь
н а
вопросы.
25
П.П.Бажов. Человек труда в
сказе
«Каменный
цветок».
Ур о к
и зу ч е н и я
н о в о г о
материала.
Чтение,
лексическая
работа,
цитатный
план.
Ус в о и т ь
т е о р е т и к о -
литературные
понятия:
сказ,
повествователь. Выразительно
ч и т а т ь
с к а з
п о
р о л я м .
Характеризовать героев
и их
п о с т у п к и .
С о с т а в л я т ь
собственное
монологическое
высказывание
С.100-133
Читать,
сделать
записи в тетради.
26
Юмор и лирика в творчестве
Н . Н . Н о с о в а .
У р о к
–
открытие
нового
знания.
Проверка
навыка
работы
с
литературным
произведением.
Тестирование.
Беседа,
выборочное
чтение,
а н а л и з ,
проверка
знаний-
тестирование.
О п р е д е л я т ь
ж а н р
литературного
произведения.
С т р о и т ь
р а з в ё р н у т ы е
высказывания
на
о с н о в е
прочитанного.
Со ставлять
п л а н
р а с с к а з а .
Характеризовать
героев
и
их
поступки,
своеобразие
языка
писателя
С.134-142
Чтение по ролям,
д о к л а д
о
писателе,
анализ
картины
«Охотники
н а
привале».
4 четверть – 8 часов
27
Р о д н а я
п р и р о д а
в
произведениях писателей ХХ
века. Урок поэзии. Изучение
нового материала.
Чтение,
б е с е д а ,
анализ
произведений,
сравнение,
словарная работа.
Называть
поэтов XX
века,
которые
в
стихотворениях
воспевали
красоту
природы.
П о н и м а т ь
ч у в с т в а
и
н а с т р о е н и я
п о э т о в .
В ы р а з и т е л ь н о
ч и т ат ь
и
к о м м е н т и р о в а т ь
т е к с т
лирического
произведения.
Р а б о т а т ь
с
р а з н ы м и
источниками информации
С.142-202
Прочитать
рассказы,
о т в е т и т ь
н а
вопросы,
знать
значения слов.
28
«Зарубежная
литература».
Д.Дефо
«Робинзон
Крузо».
Образ
путешественника
в
литературе.
Урок
изучения
нового материала.
Беседа,
выборочное
чтение,
пересказ
отрывка,
ана лиз
героев.
Читать текст и комментировать
п р о ч и т а н н о е .
В ы д е л я т ь
главное,
составлять
опорные
записи.
Вступать
в
речевое
общение. Определять
тему и
основную
мысль.
Готовить
в ы б о р о ч н ы й
п е р е с к а з
эпизодов.
С.205-222
Художественный
пересказ отрывка
29
Х.К.Андерсен. Литературная
сказка
«Снежная
королева».
Мастерство
писателя
в
п о с т р о е н и и
с ю ж е т а
и
создании
характеров.
Урок-
викторина.
Работа с таблицами
и
иллюстрациями,
чтение
по
ролям,
ответы на вопросы
Характеризовать
героев
и
их
по ступки.
П р о с л е ж и в ат ь
изменения
в
характере
и
поведении героев и объяснять
причины
этих
изменений.
В ы я с н я т ь
р о л ь
второстепенных персонажей в
развитии
сюжета.
Определять
С.223-237
Читать
сказки,
краткий пересказ
ф у н к ц и и
ф о л ь к л о р н ы х
мотивов
в
сказке.
Строить
развёрнутые высказывания на
основе прочитанного
30
М . Т в е н .
П о в е с т ь
«Приключения Тома Сойера»
(фрагменты). Мир детства и
м и р
в з р о с л ы х .
У р о к
изучения нового материала.
Изучение
биографии,
конспектирование,
беседа, выборочное
чтение,
а н а л и з ,
словарная работа.
Ус в о и т ь
т е о р е т и к о -
литературное понятие ирония.
Оценивать
и
анализировать
поступки
героев.
Создавать
с л о в е с н ы й
п о р т р е т
л и т е р а т у р н о г о
г е р о я .
С о с т а в л я т ь
с в я з н ы е
сообщения
по
сравнительной
х а р а к т е р и с т и к е
г е р о е в .
Определять
проблематику
произведения.
Выявлять
и
интерпретировать
авторскую
позицию, определяя своё к ней
отношение, и на этой основе
формировать
собственные
ценно стные
о р и е н т а ц и и .
Определять
актуальность
произведений
для
читателей
разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями.
С.238-270
Краткий
пересказ
отрывка,
заполнить
таблицу
31
Дж. Лондон. Нравы и обычаи
с е в е р н ы х
н а р о д о в
в
« С к а з а н и и
о
К и ш е » .
Комбинированный урок.
Беседа,
работа
с
Интернет-
ресурсами,
работа
с таблицей, чтение
и
анализ
текста,
Воспринимать
текст
рассказа,
пересказывать
его
сюжет.
О п р е д е л я т ь
ж а н р о в ы е
особенности
произведения.
Характеризовать
героев
и
их
С.271-289
О т в е т и т ь
н а
вопросы,
составить
цитатный
план
словарная работа.
поступки.
Находить
в
тексте
изобразительно-
выразительные
средства
и
определять их роль
рассказа.
32
Ж. Рони-Старший. Человек и
природа
в
повести
«Борьба
за
огонь».
Гуманистическое
и з о б р а ж е н и е
д р е в н е г о
человека.
Урок
изучения
нового материала.
Бе с еда,
ч т е н и е ,
анализ,
составление плана.
Знать
отдельные
эпизоды
ж и з н и
п и с ат е л я ,
д е л а т ь
сообщение на заданную тему,
выразительно
читать
текст
и
отвечать на вопросы по нему.
Выделять
главную
мысль,
работать
в
соответствии
с
п р е д л о ж е н н ы м
п л а н о м ,
выразительно читать
С.290-303
Прочитать
статью,
Художественный
пересказ.
33
А. Линдгрен. «Приключения
Эмиля
из
Л ё н н е б е р г и »
(фрагменты
из
романа).
Сюжет
и
композиция
произведения. Урок изучения
нового материала.
Бе с еда,
ч т е н и е ,
викторина,
инсценирование.
Анализировать произведение с
точки зрения его содержания и
формы, высказывать суждения.
С.304-309
Инсценировка
любого
произведения.
34
Л и т е р а т у р н а я
и г р а
«Дорогами
добра».
Урок
обобщения
и
ко н т р о л я
знаний.
Викторина,
инсценировка,
тестирование,
проверка
навыка
чтения.
Знать
авторов
и
названия
их
произведений,
принадлежность
текстов
к
о п р е д е л ё н н ы м
ж а н р а м ,
в л а д е т ь
л и т е р а т у р н ы м и
терминами,
узнавать
героев
произведений
по
описанию,
репликам.
Анализировать
и
истолковывать
произведения
разной
жанровой
природы,
Записать
книги
на лето
формулируя своё отношение к
прочитанному.
С о зд а ват ь
с о б с т в е н н ы й
т е к с т
а н а л и т и ч е с к о г о
и
интерпретирующего характера
в различных форматах.