Автор: Сичинская Елена Зиновьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: сош МБОУ № 20
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: разработка урока
Тема: урок-композиция "Произведения писателей ХХ века о природе"
Раздел: среднее образование
Предмет:литература Класс: 5 Учебная программа Меркина Г.С.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Тип урока: урок-композиция
Место проведения: пришкольный парк
Познавательные УУД: Чтение, анализ художественного текста
Постановка и решение проблемы : Природа - великая книга. Надо ли учиться ее читать и понимать?
Регулятивные УУД :
Развивать умение высказывать своё мнение на основе прослушиваемых произведений
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД:
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
Развивать умение слушать и понимать других
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с произведениями русских писателей ХХ века о природе
Развивающая: развивать способность воспринимать художественные произведения на слух
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством русских писателей ХХ века. Эпиграфом к
нашему уроку я взяла слова К.Г. Паустовского : «Любовь к родной стране невозможна без любви к её
природе»
Вас не удивило, что урок мы начали не за партами, как привыкли, а здесь – в школьном дворе? Опишите,
что вы наблюдаете, какие предметы нас окружают, чем отличается обстановка от нашего класса?
(деревья, первые цветы на клумбе, ярко-зеленая трава, высокое голубое небо)
Какое время года? Время суток?
(примерный ответ : весенний день)
С чем у нас ассоциируется слово «весна»?
( пробуждение природы, пробуждение жизни, радость)
Ученик читает наизусть отрывок из лирической прозы В.Белова «Весенняя ночь
Утром
золотые
столбы
испарений
поднимаются
в
лесных
прогалинах
,
словно
добрые
призраки
,
они
безмолвно
и
быстро
меняют
свои
исполинские
контуры
.
На
березах
еле
слышно
оживают
размякшие
ветки
,
от
лопающихся
почек
они
тоже
меняются
.
На
восходе
легко
и
неторопливо
выпрастываются
из
почек
маленькие
,
в
детский
ноготок
,
листочки
.
Солнце
выходит
очень
быстро
.
Яростно
-
новое
,
с
неопределенными
очертаниями
,
оно
греет
еще
бледную
,
но
густеющую
с
каждой
минутой
зелень
березняка
.
Птицы
поют
взахлеб
,
земля
продолжает
сопеть
и
попискивать
,
все
поминутно
меняет
свой
образ
.
Везде
в
мире
жизнь
и
свобода
,
и
сердце
сопереживает
чувство
освобождения
:
да
не
будет
конца
свободе
и
радости
!
Учитель: Мы с вами тоже можем увидеть сейчас эти крохотные листочки, услышать взахлеб поющих птиц,
испытать радость свободы. Писатель помогает нам увидеть прекрасное в привычном, позволяет
сопереживать, то есть со-чувствовать.
Какой род литературы описывает чувства?
(лирика)
Мы услышали прозаический отрывок, но чаще всего лирические произведения мы воспринимаем в какой
форме?
(стихотворения)
Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
(ритмом, рифмой)
Кто напомнит нам значение этих терминов? Приведите примеры из произведений, изученных ранее.
(ответы детей)
Кроме этого, поэт использует в лирических произведений специальные языковые средства, помогающие
ему создать образ. Мы их так и называем: «изобразительно-выразительные средства» поэтического
языка. Давайте попробуем сегодня, слушая подготовленные вами стихотворения, со-чувствовать, со-
переживать, но одновременно и быть юными литературоведами : понять, каким образом автору удалось
создать у нас настроение, с помощью каких приемов он вызвал у нас чувство восторга, восхищения,
мимолетной грусти…А окружающая нас природа должна нам в этом помочь.
Ученик читает стихотворение Н.М.Рубцова «В осеннем лесу»
Беседа:
О чем мечтает герой стихотворения?
(Стать частью этого прекрасного мира, переродиться в будущем в мельчайшую частицу его и тем самым
жить вечно)
Давайте
еще
раз
прослушаем
это
стихотворение,
обращая
внимание
на
использованные
автором
сравнения. (читает другой ученик)
Сравнение-это сопоставление двух явлений.
Плывут, как мысли , облака…
….волнуется река,
Как чувство радости беспечной…
С какой целью автор использовал этот прием?
( природа помогает герою осознать, что он чувствует, понять, что он и мир вокруг – одно целое)
Об этом и стихотворение В.Ф.Бокова « Поклон»
(Ученик читает наизусть)
Что объединяет эти стихотворения?
(Герой выражает свою любовь к миру, ко всему , что его окружает)
Давайте ещё раз прослушаем это произведение, обращая внимание на действия лирического героя, и
попробуем объяснить, почему он совершает их. Вам поможет и название стихотворения «Поклон»
(читает стихотворение другой ученик)
Ответы детей: шлю поклон, кланяюсь, два поклона соловью.
Почему кланяется герой сосенкам, березкам – всей лесной стороне?
(приветствует, выражает уважение и любовь)
Давайте сделаем вывод: общее у двух стихотворений – любовь поэтов к Родине, к родной природе. А
случайно ли в этих стихотворениях и Виктор Фёдорович Боков, и Николай Михайлович Рубцов используют
прямую речь?
(нет, это тоже поэтический приём: автор вступает в диалог с читателем, используя риторические вопросы
и восклицания)
В
завершение
нашей
композиции
прослушаем
небольшое
стихотворение
аварского
поэта
Расула
Гамзатова «Песня соловья». Наша задача – определить тему и основную мысль этого произведения.
(ученик читает наизусть стихотворение)
И это стихотворение – о любви к Родине. Но почему свои мысли о любви автор вкладывает в песнь
соловья?
(когда человек переполнен чувствами, ему кажется что все вокруг испытывают такие же эмоции)
Как мы называем такой прием, когда природе приписывают чувства человека?
(олицетворение)
Молодцы. Вы сегодня прекрасно проявили себя в качестве литературоведов. А свои чувства от общения с
весенней
природой
выразите
в
домашнем
сочинении-миниатюре
«Весенний
день».
Попробуйте
использовать в нем те литературно-художественные приемы, о которых мы сегодня вспомнили