Автор: Пряслихина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 49
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "ЛЕГО конструирование с детьми 5-7 лет"
Раздел: дошкольное образование
«ЛЕГО – конструирование»
Рабочая программа
для детей старшего дошкольного возраста 5 -7 лет.
Воспитатель: Пряслихина Татьяна Александровна
Пояснительная записка.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире,
который
предъявляет
серьезные
требования
к
ним. Как
добиться
того,
чтобы знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем
при
обучении
в
школе. Организация
деятельности
опирается
на
естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.
Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками
разного
возраста
и
по
разным
направлениям
(конструирование,
программирование, моделирование физических процессов и явлений).
Конструирование
теснейшим
образом
связано
с
чувственным
и
интеллектуальным
развитием
ребенка.
Особое
значение
оно
имеет
для
совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных
качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и
размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож
предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять
ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи
«на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в
различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное
расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта
воображения,
мелкой
моторики,
творческих
задатков,
развитие
диалогической
и
монологической
речи,
расширение
словарного
запаса. Особо е
внимание
уделяет ся
развитию
логиче ского
и
пространственного
мышления.
Дети
учатся
работать
с
предложенными
инструкциями,
формируются умения
сотрудничать
с
партнером,
работать в коллективе.
Различают
три
основных
вида
конструирования:
по
образцу,
по
условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая
модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При
конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия,
которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки
должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по
замыслу
предполагает,
что
ребенок
сам,
без
каких-либо
внешних
ограничений,
создаст
образ
будущего
сооружения
и
воплотит
его
в
материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования
лучше остальных развивает творческие способности.
1
В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который
преломляется
через
результат
деятельно сти
в о с п и т а н н и ко в .
Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути,
оно
предполагает
реальные
взаимосвязи
практически
со
всеми
образовательными областями.
Занятия по ЛЕГО конструированию главным образом направлены на
развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все
эти
направления
тесно
связаны,
и
один
вид
творчества
не
исключает
развитие
другого,
а
вносит
разнообразие
в
творческую
деятельность.
Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного
задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о
ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Цель: развитие
интеллектуально
-
творческого
потенциала
личности
ребёнка через совершенствование его конструкторских способностей.
Задачи:
1.
Развитие познавательных потребностей и творческих способностей;
2.
Развитие
конструкторских
умений
и
навыков
через
проектную
деятельность;
3.
Развитие пространственных представлений, логики, мышления;
4.
Развитие коммуникативной компетентности воспитанников на основе
организации совместной продуктивной деятельности (умения работать
н а д
п р о е к т о м
в
ко м а н д е ,
э ф ф е к т и в н о
р а с п р е д е л я т ь
обязанности, развитие
навыков
межличностного
общения
и
коллективного творчества)
5.
Создание условий для успешной социализации детей;
6.
Воспитание
целеустремленной,
творческой
и
всесторонне
развитой
личности, способностей к самостоятельному решению поисковых задач.
Актуальность: Современное
образование
ориентировано
на
усвоение
определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность
ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют
практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу
экспериментирования,
развивают
воображение
и
навыки
общения,
помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и
самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать
игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более
наборов
Лего,
можно
собрать
неограниченное
количество
вариантов
игрушек, задающих сюжеты игры.
Новизна программы
2
Программа « Лего – конструирование» разработана с учётом требований
ФГОС
и
предназначена
для
организации
конструктивно
–
модельной,
познавательной и проектной деятельности и обучения самостоятельному
созданию проектов из конструктора Лего для детей старшего дошкольного
возраста. Проектная деятельность интересна дошкольникам, так как даёт
возможность не просто сделать открытие, а придумать и создать что – то
новое: то, что можно потрогать, показать, описать и сконструировать. Дети
не
просто
изучают
–
они
создают.
В
этом
ценность
каждого
проекта.
Овладевая конструкторскими навыками, воспитанники развивают мелкую
моторику,
пространственные
представления,
математические
и
дизайнерские
способности.
Представляя
и
защищая
свой
проект,
дети
совершенствуют коммуникативные умения и навыки, учатся отвечать на
вопросы, проходят успешную социализацию, развивают лидерские качества,
повышают
самооценку,
снимают
эмоциональное
напряжение.
Таким
образом,
проектная
деятельность
является
продуктивным
процессом,
направленным на развитие ключевых компетенций воспитанников.
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций О.В.
Мельниковой «Лего - Конструирование 5-10 лет». Режим занятий 2раза в
неделю по 25 минут.
Проектно- конструкторская деятельность воспитанников.
Набор
Лего
-
образовательный
продукт,
который
удовлетворяет
самым
высоким
требованиям,
так
как
является
прочным,
гигиеничным
и
долговечным. Это прекрасное наглядное пособие и развивающая игрушка,
побуждающая
работать
не
только
голову,
но
и
руки.
Дети
любят
конструировать, воплощая в жизнь новые технические идеи, реализуя свои
творческие
способности.
Делая
первые
шаги,
они
собирают
модели
по
инструкции: от простых к сложным, совершенствуя свои умения. Каждый
ребёнок
развивается
в
своём
собственном
темпе,
о вл а д е ва я
конструкторскими навыками, и, только после того как научится собирать
базовые модели различных форм и
конструкций, переходит к созданию
новых проектов. Дети учатся работать не только самостоятельно, но и в
паре, группе. Через общение со сверстниками у ребят развиваются навыки
коммуникации,
повышается
мотивация
к
обучению.
Конструктор
Лего
позволяет детям воплощать в жизнь самые смелые идеи и видеть конечный
результат. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
предполагает
использование
новых
педагогических технологий.
Деятельность – внешнее условие развития
познавательных
процессов,
а
значит,
чтобы
ребёнок
развивался,
нужно
правильно организовать его деятельность. Занятия с Лего способствуют
этому. Работая над созданием конструкторских проектов, дети обучаются с
3
удовольствием.
Происходит
стимулирование
процесса
познания,
самостоятельности и инициативности.
Ожидаемые результаты программы.
1.
Развитие умения работать в команде, группе, пара и самостоятельно.
2.
Развитие
навыков,
необходимых
для
публичных
выступлений,
презентации и защиты проектов.
3.
Снятие эмоционального напряжения, успешная социализация, развитие
воли и целеустремлённости.
4.
Развитие умения творчески подходить к решению задачи.
5.
Развитие умения классифицировать материал для создания модели.
6.
Развитие умения работать по предложенным инструкциям.
7.
Р а з в и т и е
у м е н и й
и з л а г ат ь
м ы с л и
в
ч ё т ко й
л о г и ч е с ко й
последовательности,
отстаивать
свою
точку
зрения,
анализировать
ситуацию
и
самостоятельно
находить
ответы
на
вопросы
путём
логических рассуждений.
8.
Развитие
умений
работать
над
проектом
в
команде,
эффективно
распределять обязанности.
Принципы организации работы кружка.
1.
Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету,
способы удержания их в руке или на столе.
2.
Информационно-рецептивный. Обследование деталей любого конструктора,
которое
предполагает
подключение
различных
анализаторов(зрительных,
тактильных)
для
знакомства
с
формой,
определение
пространственных
соотношений между ними(на, под, слева, справа). Совместная деятельность
педагога и ребенка.
3.
Репродуктивная. Воспроизводство знаний и способов деятельности(форма:
собирание
моделей
и
конструкций
по
образцу,
беседа,
упражнения
по
аналогу).
4.
Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.
5.
Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
6.
Проблемный.
Постановка
проблемы
и
поиск
решения.
Творческое
использование
готовых
заданий
(предметов),
самостоятельное
их
преобразование.
7.
Игровой.
Использование
сюжета
игры
для
организации
детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
8.
Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога
4
Календарно – тематический план.
Месяц
Тема занятий
Задачи
сентябрь
История Лего. Кубики Лего.
Что такое проект?
Познакомить с историей появления
кубиков Лего и правилами их сортировки.
Рассмотреть основные виды кубиков
Лего.
сентябрь
Классификация кубиков Лего
и их группировка.
Этапы проектирования.
Развивать умения классифицировать
материал для создания модели.
Развивать умения творчески подходить к
решению задачи.
сентябрь
Дикие животные. «Крокодил»
« Лошадка»
Вспомнить диких животных. Показать
детям как из конструктора мы можем их
собрать. Можно вначале сделать по
образцу, а потом дать детям свободно по
экспериментировать с деталями
конструктора.
сентябрь
Домашние животные.
« Кот», « Пёс»
Вспомнить домашних животных.
Показать детям как из конструктора мы
можем их собрать. Можно вначале
сделать по образцу, а потом дать детям
октябрь
Как построить дом?
Из чего он состоит?
Познакомить с основными частями дома
и порядком постройки.
Рассмотреть виды домов, построенных из
кубиков Лего.
октябрь
Конструирование городского
многоэтажного дома по
замыслу ( работа в парах)
Познакомить с основными частями дома
и порядком постройки. Построить фасад
дома по образцу.
октябрь
Конструирование квартиры и
её комнат
Рассмотреть виды домов, построенных из
кубиков Лего. Моделирование квартиры
по образцу.
ноябрь
Конструирование предметов
мебели для квартиры
Развивать умения творчески подходить к
решению задачи.
ноябрь
Городской транспорт.
Модель « Грузовой
автомобиль»
Развивать умения работать по
предложенным инструкциям.
декабрь
Воздушный транспорт.
Модель « Вертолёт»
Формировать представлений детей о
машинах разных видов в процессе
практических действий.
5
декабрь
-январь
Мосты и их значение.
Модель « Мост».
Познакомить с основными видами
мостов.
Учить строить мост по образцу.
январь
Наша Вселенная. Модель
«Космический корабль» по
замыслу.
Развивать навыки работы в группе,
коммуникативные способности,
внимание, память.
январь-
февраль
Симметричность лего-
моделей. Моделирование
бабочки.
Раскрыть понятие « симметрия» через
постановку проблемы.
февраль
Устойчивость лего – моделей.
Постройка пирамид.
Закрепить понятие «симметрия».
Развивать конструкторские навыки.
февраль
Зоопарки мира. Модели
« Верблюд», «Слон»,
Закрепить понятие « симметрия» в
процессе моделирования и
конструирования.
февраль-
март
Доисторические животные.
Модель « Динозавр»
Развивать коммуникативные способности,
логическое мышление.
март
Наш двор. Моделирование
по замыслу « Детская
площадка»
Развивать навыки работы в группе,
внимание, память.
март
Безопасность на улице.
Моделирование по замыслу
Безопасная дорога. Модель
« Светофор».
Закрепить умения и навыки
конструирования, самостоятельного
творческого моделирования.
апрель
Животные в литературных
произведениях. Модель
« Утёнок».
Развивать умения классифицировать
материал для создания модели.
апрель
Роботы – помощники.
Модель « Перворобот».
Развивать умения работать по
предложенным инструкциям.
апрель
Создание собственных
моделей.
Развитие познавательных способностей,
коммуникативных навыков.
май
Представление и защита
проектов.
Научить представлению своей
собственной модели.
6
Методическое обеспечение:
Мельникова О.В.Волгоград. М: Издательство « Учитель»,2012г.
Лиштван З.В. «Конструирование: пособие для воспитателей детского
сада», М. Просвещение, 1981
Лусс
Т.В.
«Формирование
навыков
конструктивно-игровой
деятельности у детей с помощью LEGO» – Москва: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Л.Г.
Комарова
«Строим
из
LEGO
(моделирование
логических
отношений
и
объектов
реального
мира
средствами
конструктора
LEGO)» – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
7