Автор: Зырянова Ирина Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Культурные практики взаимодействия педагога с родителями по вопросам разностороннего развития дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Культурные практики взаимодействия педагога с родителями по вопросам
разностороннего развития дошкольников.
Педагоги практики на своем опыте знают, насколько сложно бывает
выстроить
доверительные партнерские взаимоотношения с родителями.
Поэтому в методическом пособии
раскрыты ряд причин, по которым могут
возникать препятствия во взаимодействии педагогических коллективов
с семьями
воспитанников.
Выделено
четыре
уровня
непонимания,
пути
их
преодоления,
для
педагогов
практиков даются советы, как общаться с рассерженными взрослыми, особенности
первой встречи педагога и родителей.
Стратегия и тактика построения партнерских отношений между ДОУ и семьей
представлена последовательными этапами.
Зная эти этапы, педагог сможет наиболее комфортно, эффективно установить
максимально теплые и доверительные отношения сотрудничества с родителями. При
этом этапы нельзя менять или искусственно ускорять.
На
всех
этапах
есть
определенные
цели,
которые
преследует
педагог.
Цели
внешние, которые демонстрирует педагог родителям, и цели внутренние, ради которых
педагог действует.
Первый этап
Трансляция родителям положительного образа ребенка.
Обратите внимание на экран, цели представлены на слайде
Благодаря
этому
этапу
с
самого
начала
между
педагогом
и
родителями
складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.
Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с
ребенком
родители
упускают
из
вида
положительные
черты
его
личности,
сосредоточиваясь
на
негативных
проявлениях.
Этот
эффект
«забвения»
может
усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду.
На данной модели мы видим, что на первом этапе ребенок находится в центре
внимания.
Представляя образ ребенка, педагоги обращают внимание родителей на
продукты
детского творчества, давая положительную оценку.
Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй этап
Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье.
То есть, демонстрация своей педагогической компетентности.
Обратите внимание, что ко второму этапу педагоги переходят в том случае, когда
родитель, забирая вечером ребенка из сада, не спешит уходить, а задерживается около
педагога, пытается вступить с ним в контакт, задает вопросы.
На модели мы видим, что в центре внимания педагог.
1
На вопросы родителей педагог ненавязчиво дает ответы с профессиональной точки
зрения, рекомендует литературу по данному вопросу.
Помимо
мероприятий,
отмеченных
на
слайде,
на втором
этапе
проводится
подготовка
к
первому
родительскому
собранию,
которое
педагоги
наших
групп
проводят в форме концерта и презентации. Как правило, это создает положительный
эмоциональный настрой и 100% посещаемость. Дальнейшее собрание проходит в
теплой и дружественной обстановке.
И еще немаловажным моментом на втором этапе является презентация себя, как
профессионального, компетентного педагога перед родителями. Обратите внимание
на экран.
Третий этап
Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителем, в котором последнему
принадлежит активная роль. Данный этап является именно третьим не случайно. Только
после
первых
двух
этапов
у
родителей
на
основе
доверительного
отношения
к
воспитателю, возникает потребность поделиться сведениями о ребенке, его интересах,
причем, не только положительных, но и отрицательных.
На
данном
этапе
в
центре
внимания
родитель.
Необходимо
подчеркнуть,
что
позиция педагога не судейская, а партнерская.
На третьем этапе идет знакомство с семьей ребенка, его успехами, а может быть и
проблемами. Только в этот период целесообразно предложить родителям анкету (но не в
начале учебного года!). На третьем этапе педагоги постепенно привлекают родителей
к активному участию в жизни дошкольного учреждения и группы.
Четвертый этап
Этап сотрудничества – совместное исследование и формирование личности
ребенка.
Девизом данного этапа общения может быть: «Давайте узнавать вместе!». На
данном
этапе
перед
педагогом
открываются
большие
возможности,
родитель
становится единомышленником в воспитании ребенка.
Результатом
правильного
содержательного
общения
должна
стать
активная
позиция
родителей,
их
готовность
осуществлять
коррекцию
даже
собственных
установок.
Следует
отметить,
что
в
методическом
пособии
представлены
культурные
практики,
являющиеся
формами
реализации
поставленных
задач
и
содержания
деятельности педагога с родителями на каждом этапе (обратите внимание на экран).
Таким
образом,
просвещение
педагогов
даёт
уникальную
возможность
использовать
опыт
данного
учреждения
для
создания
своих
благоприятных
партнерских взаимоотношений в своем учреждении при работе с родителями.
2
Методическое пособие отмечено дипломом и золотой медалью в конкурсе на
лучший
экспонат
XVIII
специализированной
выставки-ярмарки
«ОБРАЗОВАНИЕ.
КАРЬЕРА» (номинация «Мать и дитя») в 2016 году.
Опыт конкретного ДОУ по реализации культурных практик взаимодействия с
семьями
воспитанников
не
ограничивается
только
методическим
пособием.
Для
профессионального становления и овладения данными культурными практиками в
рамках
программ
повышения
квалификации
для
специалистов
дошкольного
образования
в
ИПК
с
2016
учебного
года
реализуется
модуль
«Психолого-
педагогическая поддержка семьи по вопросам разностороннего развития и здорового
питания детей».
Модуль
направлен
на
совершенствование
профессиональных
компетенций
педагогов, по вопросам:
помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка;
формирование у детей культуры здорового и безопасного образа жизни.
3