Автор: Баранова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-д/с №183" г. Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ФЛИКЕРЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«ФЛИКЕРЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ»
Введение
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую
тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по
роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а
особенно
ребенку,
начинающему
осваивать
азы
дорожной
азбуки.
Как
отмечают
сотрудники ГБДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. Это
происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми правил дорожного
движения,
недисциплинированности
на
дорогах,
спровоцированной
отрицательным
примером взрослых, пренебрегающих правилами.
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных
проблем современного общества. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в
ДТП, то наблюдается увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного
возраста. Увеличение интенсивности дорожного движения и огромное количество жертв
на дорогах вызывает всё большую тревогу. Растёт понимание того, что человеку следует
учиться ответственно вести себя там, где существует риск и опасность, то есть на дороге и
улице. Безопасность пешехода во многом зависит от соблюдения ими правил поведения на
улице.
Одним
из
аспектов
профилактики
аварийности,
который
наиболее
актуален
в
населенных пунктах, является то, что преобладающим видом дорожных происшествий
является наезд на пешехода. Пешеходы – это самая незащищённая категория участников
движения.
Каждый
тринадцатый
пострадавший
в
ДТП
–
это
по-прежнему
ребёнок.
Поэтому родителям следует позаботиться о дополнительных мерах безопасности. В этой
связи необходимо обратить внимание на данную проблему, тем более что в условиях
изменения погодных условий снижается продолжительность светлого времени суток и
возрастает количество атмосферных осадков. В данных условиях необходимо больше
внимания
уделять
безопасности
пешеходов.
Правила
дорожного
движения
в
части,
касающейся
обязанностей
пешеходов,
рекомендуют
использовать
достаточно
эффективный
прием
предупреждения
дорожно-транспортного
происшествия
-
использование пешеходом светоотражающих элементов.
СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ – ЭТО АКТУАЛЬНО!
Каждый год приносит все более ужасающую статистику по количеству дорожно-
транспортных происшествий. Особенно опасной ситуация становится в темное время
суток. Количество аварий, происходящих вечером и ночью в 3 раза выше, чем в дневное
время. По данным Всемирной Организации Здравоохранения из 1,2 млн. людей, ежегодно
погибающих на дорогах, более 1/3 получают смертельные травмы в результате ДТП в
темное
время
суток.
Интенсивность
движения
в
это
время
суток
ниже,
но
тяжесть
последствий аварий выше в 1,5-2 и более раз. В качестве причин ночных аварий водители
чаще всего называют плохую видимость. В темное время суток водителям достаточно
сложно
заметить
пешехода,
не
обозначенного
световозвращающими
элементами
и
переходящего проезжую часть, либо идущего по ее краю. Основная проблема заключается
в том, что зачастую пешеходы полагают, что водитель транспортного средства их видит, и
без необходимой осторожности ступают на проезжую часть. В то же время водитель
слишком поздно замечает пешехода, не обозначенного световозвращающими элементами
и поэтому сливающегося с темным фоном дороги, поскольку более яркими источниками
света являются фары встречных автомобилей.
Применение предметов со световозвращающими элементами позволяет обеспечить
водителям видимость пешеходов в свете фар транспортных средств, а значит, увеличивает
время реакции водителя на появление человека на дороге.
Исследование
показало,
что
использование
пешеходом
светоотражающих
элементов на своей одежде уменьшает риск наезда на пешехода в темное время суток на
85%. Значительное снижение риска аварийности совпадает с результатами исследования,
которое показало влияние использования светоотражающих элементов на видимость и
заметность пешехода в темноте. Несомненно, что водители автомобилей обнаруживают
пешехода,
имеющего
световозвращатели,
со
значительно
большего
расстояния
по
сравнению с пешеходом, не имеющим последних.
В
темноте
водитель
замечает
пешехода,
на
одежде
которого
отсутствуют
светоотражающие элементы, на расстоянии 30 метров. При этом автомобиль, движущийся
со скоростью 60 км/ч, проезжает за секунду 20 метров.
При
движении
с
дальним
светом
расстояние,
на
котором
обнаруживаются
пешеходы, имеющие световозвращающие элементы, составляет около 400 метров. Это
означает, что водитель имеет гораздо больше времени, чтобы отреагировать на ситуацию с
пешеходом. Исследования показали, что увеличение расстояния обнаружения пешехода,
использующего светоотражающие элементы, позволяет снизить потенциальный риск ДТП
на 70%. В городах особенно опасны сумерки, когда наружное электроосвещение уже
отключено утром, либо еще не включено вечером, а интенсивность движения транспорта и
пешеходов возрастает. Необходимо помнить, что в соответствии с Правилами дорожного
движения темное время суток – промежуток времени, который начинается после захода
солнца и заканчивается с восходом солнца. Для пешеходов одним из самых действенных
способов
обезопасить
себя
на
дороге
является
использование световозвращающих
элементов.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил дорожного движения «При переходе дороги
и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях
недостаточной
видимости
пешеходам
рекомендуется,
а
вне
населенных
пунктов
пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и
обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».
Распространено
мнение
о
том,
что
световозвращающие
элементы
нужно
использовать только в сельской местности. Световозвращающие элементы необходимо
носить
и
в
городе,
поскольку
в
соответствии
с
Правилами
дорожного
движения
использование световозвращающих элементов – обязанность каждого пешехода, который
идет
по
проезжей
части
дороги
в
темное
время
суток.
А
дорога
–
это
не
только
автомагистраль,
но
и
улица
города,
и
«прилегающая
территория»
-
территория,
непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения
транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому
подобное). Действительно, основные городские улицы тротуарами оборудованы, однако
большинство городских дорог, расположенных на дворовых территориях, не имеют не
только тротуара, но и обочины, и пешеходы вынуждены передвигаться по проезжей части.
В связи с этим требование об использовании световозвращающих элементов в темное
время суток распространяется на каждого пешехода, который идет по проезжей части
дороги, независимо от того – загородная это дорога, или городская дорога, расположенная
в частном секторе или на дворовой территории, а также освещенная это дорога или
дорога, не оборудованная наружным электроосвещением.
Каждый из нас должен позаботиться о своей безопасности и безопасности своих
близких, в первую очередь детей и пожилых людей, для этого нужно приобрести и
постоянно носить световозвращающие элементы.
К сожалению, мы практически не используем этот метод, который получил очень
широкое распространение во многих странах мира – одежду для детей со встроенными
световозвращающими
элементами
(молниями,
кантами,
полосками
и
т.д.),
делающие
ребенка хорошо видимым и узнаваемым на улице.
В настоящее время производители одежды, особенно, детской, начали активно
использовать нашивки из световозвращающей ткани. К сожалению, световозвращатели
присутствуют
далеко
не
на
всех
изделиях.
Значительная
часть
световозвращающей
продукции представлена световозвращающими нарукавными повязками, браслетами и
подвесками, то есть обособленными от одежды элементами.
Многие родители считают, что световозвращающие элементы должны носить их
дети, а им – не обязательно. Здесь очень важен личный пример взрослого, поведение
которого
копирует
ребенок,
необходимо
с
самого
детства
воспитать
чувство
с амо сохранения,
привить
элементы
культуры
бе зопасного
п о в е д е н и я .
Световозвращающие элементы должны быть размещены на одежде таким образом, чтобы
они не были закрыты при движении человека.
В
решении
проблемы
гибели
и
травматизма
на
дорогах
усилий
одной
лишь
Госавтоинспекции недостаточно – каждый человек должен осознать опасность, которую
таит дорога, и задуматься о своем поведении.
Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила
поведения
в
дорожно-транспортной
обстановке.
Зачастую
виновниками
дорожно-
транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят
улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из
них.
Вот
почему
с
самого
раннего
возраста
необходимо
учить
детей
безопасному
поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом
должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения. Обучение правилам
дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные
мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования.
Наш детский сад располагается в непосредственной близости от проезжей части,
где всегда интенсивное движение транспорта, особенно в утренние и вечерние часы. В
связи с этим все педагоги нашего детского сада уделяют большое внимание профилактике
безопасного поведения детей на улицах и дорогах города.
В
детском
саду
обучение
детей
правилам
безопасного
поведения
на
дорогах
строится в основном в игровой форме в специально созданной предметно-развивающей
среде.
Проводятся
тематические,
интегрированные
занятия,
музыкальные,
театрализованные инсценировки, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры.
С детьми проводятся экскурсии к проезжей части, к перекрестку, проводятся наблюдения
за движущимся транспортом, рассматривание знаков на дорогах.
Педагоги совместно с родителями и детьми сочиняют сказки, стихи по правилам
дорожного движения, шьют костюмы для выступления, проводят викторины и весёлые
соревнования.
Отдельно
хотелось
бы
остановиться
на
проблеме
обеспечения
безопасности
в
осенне-зимний период, темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
Стремясь
избежать
наезда,
водитель
не
только
должен
увидеть
пешехода,
но
и
предпринять все меры, чтобы избежать трагедии.
По статистике известно, что наезд на пешехода — самый распространённый вид
дорожно-транспортных происшествий. Основная доля наездов с тяжелыми последствиями
приходится на тёмное время суток, когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на
проезжую часть людей. Сопутствуют этому обычно неблагоприятные погодные условия
(дождь,
слякоть,
туман,
в
зимнее
время-гололёд)
и
отсутствие
какой-либо
защиты
у
пешеходов
в
виде
светоотражающих
элементов
на
верхней
одежде.
Наличие
светоотражающих
элементов
на
одежде
очень
важно
для
детей
любого
возраста.
Присутствие светоотражающих элементов на детской одежде может значительно снизить
детский травматизм на дороге. Такой элемент позволит лучше заметить ребёнка, если на
улице
темно,
что
актуально
для
зимнего
времени
года
и
просто
в
пасмурную
или
дождливую погоду. Все уже успели привыкнуть к световозвращающим полоскам на форме
полиции, ремонтных служб. А вот о фликерах, которые должны носить пешеходы, знают
далеко не все. Принцип действия их основан на том, что свет, попадая на ребристую
поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого
пучка.
Продолжается
и
наша
работа
по
предупреждению
детского
дорожного
транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, работа по пропаганде
использования
светоотражающих
элементов
на
одежде,
формированию
транспортной
культуры детей
В этом году педагоги нашего детского сада вместе с детьми организовали и провели
познавательно
-
интегрированное
развлечение -
«Фликер – мой ангел хранитель» с
участием
воспитанников
старшей
и
подготовительной
групп
нашего
сада.
Данное
мероприятие было организовано для детей младших групп. Сказочного героя Буратино
старшие дети знакомили с фликером, и с тем, как можно использовать его пешеходам.
Ребята
с
удовольствием
продемонстрировали
свою
верхнюю
одежду
с о
светоотражающими
элементами.
Дети
пели
частушки,
играли,
читали
стихи.
Методический
замысел
по
пропаганде
использования
детьми-пешеходами
световозвращающих элементов для детей младших групп был предложен детьми старших
групп. Педагоги и родители приняли участие в разработке этого методического замысла,
помогли
его
реализовать,
а
также
оформили
данный
материал. С познавательно-
интегрированного занятия дети вынесли определенный урок, который им запомнился и
очень надеемся, что он будет применен в конкретной ситуации, чтобы сохранить жизнь и
здоровье. Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому в нашем детском саду
вопросу здоровьесбережения и безопасности дошкольников на улицах и дорогах города
мы уделяем большое внимание.
Педагоги нашего детского сада немало потрудились, чтобы использовать творчески
разные
виды
детской
деятельности.
Причём
большая
часть
из
них
была
иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой.
Нам ничего не сделать в одиночку без привлечения к этой проблеме родителей
наших воспитанников. Мы проработали эту тему на групповых родительских собраниях,
дали разъяснительную информацию в виде памяток, консультаций, папок – раскладушек,
и т.д. Только общими усилиями мы добьемся положительных результатов и обезопасим
жизни наших детей.
Мы
надеемся,
что
такие
мероприятия
научат
детей
правильно
действовать
в
сложных ситуациях, возникающих на дороге. А это в свою очередь поможет сократить
число дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Сценарий
познавательно-интегрированного развлечения по ПДД
для детей старшего дошкольного возраста
«Фликер – мой ангел хранитель»
Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; формирование
осознания
необходимости
выполнять
требования
Правил
дорожного
движения;
популяризация
использования
световозвращающих
элементов
и
внедрение
практики
использования
детьми-пешеходами
светоотражающих
элементов
ка к
с р е д с т в ,
обеспечивающих безопасность в темное время суток, для снижения детского дорожно-
транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
обеспечить усвоение и закрепление норм безопасного поведения на дорогах;
раскрыть
роль
и
значение «фликера»
и
светоотражающих
элементов
в
обеспечении безопасности пешеходов в темное время суток;
развивать познавательную активность как участника дорожного движения.
Развивающие:
способствовать
формированию
основ
безопасного
поведения
на
улице
и
дороге;
формировать представление о типичных ошибках в поведении на дороге;
продолжить
формирование
умения
принимать
правильное
решение
в
различных ситуациях и делать выводы.
Воспитательные:
формировать у детей культуру поведения на дороге;
воспитывать
грамотных
пешеходов,
использующих
светоотражающие
элементы (фликеры) при передвижении в тёмное время суток;
воспитывать интерес к изучению ПДД, уверенность в своих возможностях,
осознание необходимости использовать светоотражатели на одежде, рюкзаках
воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность и
умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Предварительная работа:
Проведение дидактических
игр:
«Угадай
-
ка»,
«Светофорчик»,
«Красный,
Зеленый - запомни», «Дорожные знаки - самые главные», лото «Внимание, дорога»,
«Учим дорожные знаки».
Чтение стихов, рассказов русских писателей по теме дорожного движения:
Юрмин Г. «Ехала дорога», Маршак С. «Светофор», Савушкин С. «Я бегу через дорогу»,
Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Дружинина М. «Наш друг светофор», Книжка –
пазл: «Правила дорожного движения» и другие.
Беседа
о
правилах
дорожного
движения,
о
значении
светоотражающих
элементов в жизни каждого человека, об их видах.
Разучивание стихов и частушек о фликерах
Особенно интересным, познавательным и запоминающимся стал эксперимент
«Чудо-Светлячки»,
в
ходе,
которого
дети
узнали,
что
светоотражающие
фликеры
действительно светятся в темное время суток от света фар, зачем они нужны, от чего
защищают
Обыгрывание ситуаций на дороге по макету улицы.
Создание
агитационных
плакатов
«Будь
ярким
на
дороге!»,
«Засветись
в
темноте!».
Рисунки и поделки детей на тему: «Световозвращающие элементы на одежде –
наша безопасность на дороге».
Изготовление «Буклет своими руками» – обращение к родителям «Внимание,
родители – вы тоже водители!» - дети подготовительных к школе групп.
Подбор
атрибутики,
иллюстраций
по
правилам дорожного
движения.
-
Приобретение светоотражающих лент, фликеров (помощь родителей)
Умение крепить на одежду детей световозвращающие сигнальные элементы.
Изготовление палочек с лентами из световозвращающей пленки.
Участники: дети старшей и подготовительных групп; зрители - дети младшей
группы;
инспектор
ГБДД
(мальчик
подготовительной
группы);
Незнайка
(взрослый);
ведущий- воспитатель.
Оборудование:
мультимедийная
установка, музыкальное
сопровождение:
магнитофон с записью музыки А. Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля»; с
звукозаписью дорожного движения: шум улицы, сигналы машин; звукозапись мелодии
«Наша
служба
и опасна,
и т ру д н а » ; коврик
с
изображением
улиц,
домов;
макет светофора;
светоотражающие элементы (полоски, светящие в темноте);
знаки
на
световозвращающей
пленке;
фонарь
с
направленным
лучом
света.
Атрибуты
для
дефиле:
сумка,
часики,
браслет
и
бант;
верхняя
одежда
со
светоотражающими
элементами; жилеты,
рюкзаки,
куртки,
повязки;
свисток.;
книжка
для
Буратино.
Материал: агитационные плакаты на стене: «Будь ярким на дороге!», «Засветись в
темноте!», рисунки детей: «Световозвращающие элементы на одежде – наша безопасность
на
дороге».
Методы
и
приемы:
игровой
момент,
художественное
слово,
показ,
объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Работа
с
родителями:
помощь
в
подборе
стихов,
частушек
о фликерах
(светоотражающиж
элементох);
помощь
в
приобретении
значков
-
фликеров,
световозвращающих полосок.
Ход мероприятия.
Оформление
зала.
Музыкальный
зал
затемнен,
украшен
знаками
на
световозвращающей
пленке,
агитационными
плакатами
на
стене:
«Будь
ярким
на
дороге!», «Засветись в темноте!», рисунками детей: «Световозвращающие элементы на
одежде – наша безопасность на дороге». На центральной стене — панно «Вид улицы»,
под ним, на полу, изображен перекресток, обозначены пешеходные дорожки, островок
безопасности прикреплен фонарь с направленным лучом света.
Ведущий (воспитатель):
Дети входят в музыкальный зал. Их встречает ведущий.
Дети встают в 2 круга. (Круг – это возможность всем посмотреть друг на друга,
взяться за руки и почувствовать себя своим среди сверстников).
Мы рады видеть все друг друга,
Все, как один мы друг за друга,
И будем мы всегда дружить,
И дружбой нашей дорожить
- Эй, ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко!
Под музыку А. Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля» дети садятся на
стульчики.
Ведущий: - Какое у Вас хорошее настроение! У нас тоже, отличное! И мы хотим
поделиться
им
с
вами.
Мы
знаем,
что
вы
любите
играть,
смотреть
различные
представления. Итак, мы начинаем!… А сейчас, ребята, присаживайтесь на свои места.
- Садитесь поудобнее, места занимайте скорей, (Дети садятся на стульчики).
Город дорожной грамоты сегодня встречает гостей.
Город, в котором мы с вами живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбука улиц, проспектов, дорог,
Город дает нам все время урок.
Ведущий:
Тема нашего мероприятия
Актуальна и важна.
Избежать чтоб злого рока
Очень каждому нужна.
Мы начнём всё по порядку: отгадайте-ка загадку!
Загадка:
Тёмным вечером и ночью Защитить вас сможет точно. Ведь шофёру с сотни
метров Станет
сразу
вас
заметно.
Он
значок,
брелок
и
стикер.
Что
же
это?
Это… (фликер).
- Наш город, Магнитогорск, большой и светлый.
Для всех людей всегда приветлив,
Мы здесь живем, растем, играем,
По шумным улицам гуляем.
Ведущий:
В
нашем
городе
в
темное
время
суток
вероятность
дорожно-
транспортных происшествий резко увеличивается.
Именно о дорожной безопасности на городских улицах – наши рекомендации!
Ведущий:
Ко гд а
ул и ц ы
и
д в о р ы
п л о хо
о с в е щ е н ы ,
в е р о я т н о с т ь
возникновения дорожно-транспортного происшествия резко увеличивается. (Неожиданно
звучит звукозапись дорожного движения: шум улицы, сигналы машин). (Слышатся крики,
свист полицейского свистка. В зал вбегает Буратино с книжкой в руках (взрослый в
костюме Буратино).
Буратино: ОЙ – ОЙ – ОЙ! Помогите, спасите!
Ведущий: Что случилось, Буратино?
Буратино: Я очень торопился в школу, и опаздывал. А тут, как назло красный свет
на светофоре горит. Кругом темно. Ну, я посмотрел по сторонам, а машин рядом нет. Я и
побежал через дорогу. А полицейский как засвистит. Я убежал. Вместо школы попал к
Вам.
Воспитатель:
Буратино,
ты,
что
не
знаешь
правила дорожного
движения?
Буратино: Какие еще такие правила? В школе правила, здесь опять правила! Вот попал!
Воспитатель: Буратино, чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо
знать и выполнять правила дорожного движения. Давайте, ребята вспомним некоторые из
них.
Выходят в центр зала 2
ребенка (старшей группы) и читают стихотворение: 1.- В
Санкт-Петербурге по улицам, Чтоб не попасть впросак, И взрослые и дети, не ходят
просто так! 2. Они всегда внимательны, И помнят наперед - Свои имеют правила Шофер и
п
е
ш е
х
о
д
! Д е т и
( в м е с т е ) с т а р ш е й
г р у п п ы:
-
П е р е х о д и т ь
д о р о г у
м о ж н о
т о л ь к о
п о
п е ш е х о д н о м у
п е р е х о д у .
-
Д в и ж е н и е
н а ч и н а т ь
т о л ь к о
н а
з е л ё н ы й
с и г н а л
с в е т о ф о р а .
- На одежде каждого пешехода должны быть светоотражающие элементы - фликеры.
Ведущий: Буратино, а ты знаешь, как нужно переходить улицу?
Буратино: Знаю, но уже темно и меня всё равно не видно.
Ведущий: Ты прав, Буратино, в темноте водителям трудно разглядеть пешехода,
тем более такого маленького, как ты! Мы попробуем тебе помочь!
- Ребята, поможем Буратино?. (Ответы детей).
Ведущий:
Думать
о
безопасности
нужно
всем
маленьким
пешеходам
и
их
родителям.
- Сейчас и, ты, и ребята, узнают об одной волшебной полосочке, которая помогает и
взрослым и детям находится на улице в темное время суток.
Специально
для
детей
придумали
вот
такие светоотражающие
элементы
(полоски, светящие в темноте) . Они отражают свет автомобильных фар и защитят вас
в темноте на улице. Светоотражатели – это такая волшебная полоска, когда на неё падает
свет, она светится и участников дорожного движения видно издалека в тёмное время
суток. (Ведущий демонстрирует яркую полоску, светящую в темноте). Это нужный и
полезный для пешехода элемент. Водитель замечает ребенка со световозвращателем на
одежде со значительно большего расстояния, чем без него. А значит, выше шансы, что
трагедии
не
случится.
Световозвращающие
элементы
изготавливают
из
сверхъяркого
материала. В темноте они отражают свет фар и ярко-ярко светятся. Такой огонек делает
пешехода заметнее. А это – фликер! (педагог показывает Буратино и всем детям).
- Фликеры – это маленькие значки или наклейки, которые можно разместить на
рюкзаке, куртке, а также на руках в качестве браслета или на джинсах, а также на обуви.
Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее.
Воспитатель: Буратино, теперь, ты, понял, как от беды себя защитить, в тёмное
временя суток?
Буратино: Да, я узнал, что есть светоотражающие полоски, а вот фликер - это, это,
это… что это такое, я так и не понял… Ведущий: Ребята, объясним Буратино, что такое –
фликеры?
Поможем
разобраться
в
предназначении
световозвращающих
элементов?
(Ответы детей).
Ведущий:
Буратино,
послушай,
наши
ребята
тебе
расскажут
стихотворения
о
фликерах.
Продемонстрируют
показ
мод
верхней
одежды со светоотражающими
элементами и даже споют частушки о фликерах! Присоединяйся к нашим маленьким
друзьям
и
запоминай!
(Буратино
садится
на
стульчик
к
детям-зрителям
младшей
группы).
На
мотив
песни
«Наша
служба
и
опасна,
и
трудна»
выходит
в
центр
зала,
инспектор (ребенок, одетый в жилет со светоотражательными элементами) и поет:
— Наша служба и опасна, и трудна, Но, поверьте, очень всем она нужна. Чтоб движенье
безопасным для детей, Было… в городе всегда…! Будем юных пешеходов собирать. И о
фликерах хотим мы рассказать - Все, что знаем сами!...
Инспектор (ребенок): - Послушайте, ребята!
Фликер - английское слово, Мерцает
он словно солнце! (на фликер навести фонарь) Фликер бывает разный: желтый, белый и
красный,
И
все
они
очень
важные,
(табличка
с
солнцем)
Безопасность
сохраняют
гражданам!
Есть
такие
браслеты —
светоотражатели!
(обращает
внимание
на
браслет).
Мальчишки и девчонки, Одеть их не желаете? — Желаем! (раздает браслеты детям -
зрителям младшей группы).
Инспектор (ребенок): С ними прогулки куда безопасней! Понимать должны дети,
Что очень важны, фликеры эти.
Есть хорошее решенье -
Пешеходам впрок пойдет:
«Фликер» - светоотраженье,
Много места не займет.
В темноте луч отражает,
Многих от беды спасает,
Детей видят водители,
И узнают свое чадо родители.
Инспектор (ребенок): Специальный мой жилет, Отражает тоже свет. При свете фар
всегда заметен Ночью я в своём жилете.
Ведущий:
Ребята,
давайте
вместе
с
Буратино
немного
разомнемся.
(Ведущий
в м е с т е
с о
в с е м и
д е т ь м и ,
м л а д ш и х
и
с т а р ш и х
г р у п п ,
п р о в о д и т
физминутку
«Светофор»).
В светофор мы поиграем. (дети хлопают в ладоши). Раз. два, три, четыре, пять.
Предлагаю всем, вам встать! (дети встают, ходьба на месте маршируя). Красный свет
н а м «Стой»
кричит!
(дети
стоят
на
месте)
Ждать
зеленого
велит.
Руки,
ноги
разогреем…
Начинаем
детвора!
(приседания).
Вот
зеленый
загорелся,
(руки
поднять
вверх). Будь смелее пешеход!... (маршируют на месте). Можно проходить вперед! (все
дети в зале садятся на свои стульчики).
Под музыку, на мотив песни, «Дружба» из группы «Непоседы», выходят дети
старшей
группы
и
демонстрируют
показ
мод
верхней
одежды,
с
предметами
со светоотражающими
элементами:
жилетами,
рюкзаками,
куртками,
повязками.
Затем выстраиваются в линию и читают стихи:
Первый ребенок: Вечером тёмным и пасмурным днём
С фликером мы по дорожке идём!
Светится фликер, как жук- светлячок –
Видит водитель наш яркий значок! Если заметными будем всегда,
Путь безопасен будет тогда!
Второй ребенок: Что есть фликеры на свете. В темноте ты не робей, Обозначь
себя скорей.
Третий ребенок: Вот такие фликеры! Вот какие стикеры! Вот какие рюкзаки, А вот
какие здесь брелки.
Девочки (вместе): — Со светоотражателями будет видно нас прекрасно! — Значит,
будет безопасно! — Нам безопасность очень нужна! — Нам безопасность очень важна!
(дети старшей группы садятся на места).
Выходят
дети
старшей
группы
(на одежде
детей
-
световозвращающие
сигнальные элементы); встают полукругом и читают стихи:
1.В тёмное время суток Опасность на улицах ждёт Водителю быть надо зорче:
Заметен не так пешеход. Стремительно мчатся машины, А путь тормозной не всегда -
Сработает без промедленья, И может случиться беда!
2.Как положение исправить? Как аварийность устранить? Как ситуацию наладить?
Как здоровье и жизнь сохранить?
3.Ты весёлый, яркий смайлик - На одежду прикрепи. И в ночное время суток -
Будешь виден ты в пути. Правило простое это - Соблюдайте вы, друзья! Безопасность на
дороге Ночью тоже быть должна!
4.Фликер,
лента
и
полоски
Новый
нам
дают
эффект.
Для
осенней
непогоды
Замечательный комплект! Куртка, плащ или пальто Безопасным быть должно!
5.И если есть возможность Беду предотвратить, Тогда легко и просто Защищённым
быть!
6.Прикрепить его к одежде Быстро каждый сможет, Ты его не забывай: Он в пути
поможет.
7.Помнить все должны вокруг, Кто в дороге добрый друг. Фликер, без сомнения, —
ЗНАК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!
Дети старшей группы садятся на стульчики. В центр зала выходят дети-ведущие
подготовительной группы и начинают знакомить Буратино и детей младшей группы со
светоотражающими элементами (фликерами).
1-й
ведущий-ребенок
подготовительной
группы: Родителям
мы
предлагаем
Детишек своих защитить, Для темного времени суток Одежду детей изменить. Чтоб были
видны
на
дорогах,
И
чтоб
не
пришлось
им
страдать,
Решили
дизайном
заняться,
Коллекцию «Супер» создать!
2-й ведущий-ребенок подготовительной группы:
Нынче в нашем ателье объявляю дефиле!
1.В любое время дня и ночи, при ярком солнце и при свете фар
Браслеты ваши будет видно очень, таков браслетов этих дар!
(дети демонстрируют светоотражающие браслеты на руках).
2. Фликер на куртках, на брюках, пальто сразу заметит водитель авто! (Выходят
девочки-«модели»
и
демонстрируют
верхнюю
одежду
с
нашитыми
на
неё
светоотражающими полосками).
Буратино смотрит коллекцию костюмов.
2-й ведущий ребенок: Чтобы мода помогала Безопасность сохранить, Мы решили
непременно Отражатели внедрить. Современный наш дизайн, Ты, водитель, замечай. В
нашей форменной одежде На дороге пропускай!
Вдвоем 1-й и 2-й ведущие-дети: Чтобы красиво выглядеть, Изюминка нужна. В
представленной коллекции, Присутствует она.
Выходят 2 ребенка подготовительной группы:
Дошкольник-мальчик: В школу скоро мы пойдем, И поэтому берем Фликер мы
всегда с собой, Он помощник мой и твой. Дошкольница-девочка: Значок, подвеска на
шнурке На сумке, куртке, рюкзаке Мне элегантность придадут И от наезда сберегут.
Выходят две девочки подготовительной группы (со шляпками на голове):
1-я девочка: Мы - девчонки- хохотушки, Озорницы и вертушки. Наш гламурный
внешний вид Вам о многом говорит. Аппликации, нашивки, ленты Разной, отражающей
длины - На спине, на рукаве, кармане, В свете фар присутствовать должны.
2-я девочка (с сумкой): А чехол для телефона - «Писк» последнего сезона, Сумка
просто «экстра-класс», Полюбуйтесь все на нас! Шляпки - просто загляденье. И без
всякого сомненья Часики, браслет и бант - Оптимальный вариант.
Ведущий: А. сейчас, Буратино, дети тебе споют частушки и ты всё поймёшь!
ЧАСТУШКИ (выходят дети старшей и подготовительных групп и поют):
1 . Ставьте ушки на макушки, И сегодня вшестером Мы про фликер – огонечки
Вам частушки пропоем.
2 . Есть у нас значок такой, Фликер называется, Но значок он не простой -
Светоотражающий.
3. Фликер – это без сомнения, Знак дорожного движения, Что на месте не
стоит, А с тобой везде спешит.
4. Шили мы одежду с мамой, Под названьем «Светлячок» В темноте чтоб было
видно, Что шагает мужичок.
5. Пешеходы на дороге - Были бы в опасности, Но у них есть на одежде Фликер
безопасности!
6. Быть ребенком нелегко - Не видать нас далеко. А вот с фликером, друзья Видно
нас издалека.
Вместе поют все дети: Мы частушки вам пропекли - Всем для настроения. И,
конечно, повторили Правила движения.
Буратино: Ну, вот теперь мне все понятно! Я понял, световозвращающие элементы
помогают решить проблему аварийности на дорогах. Световозвращатель на одежде - это
реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге. Специальные
дорожные
знаки
и
форменная
одежда
инспектора,
предотвращают
ДТП
и
помогают
водителям своевременно предотвращать беду.
- Ах, как мне понравилась ваша одежда!
Теперь перейду я дорогу успешно!
Что может быть интересней и круче?
Жить стало мне безопасней и лучше!
Ведущий: Вот видишь, Буратино, вечером и ночью, когда улицы и дворы плохо
освещены, водители обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы,
со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них.
Буратино:
Мне
очень
понравились
частушки
и,
вообще.
Я
так
много
узнал
про фликер –
это
световозвращатель,
который
может
спасти
пешехода
или
ребенка
на дороге.
Обеспечивая
видимость
в
условиях
недостаточной
освещенности,
светоотражатель становится практически единственным способом обозначить себя на
проезжей части.
Воспитатель:
Б у р а т и н о
н а
п а м я т ь
о
н а ш е й
в с т р е ч е
м ы
д а р и м
тебе «волшебную» полоску - фликер. Вот возьми!
Буратино:
Спасибо,
ребята,
я
с
вашей
помощью
выучил
правила дорожного
движения, узнал, что такое светоотражатали и теперь мне не страшно будет возвращаться
домой вечером. Мне с вами было очень весело и интересно!
- У меня есть светоотражатель, Я его счастливый обладатель! Меня видит вовремя
машина, Значит, я не попаду под шину! - А у меня тут есть «вкусняшки» и я вас хочу
угостить. (Буратино угощает ребят). Я многому у вас научился, но мне уже давно пора в
школу! До свидания! (Буратино уходит).
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Завершая развлечение, Подведем
итог ученью. «Кто б ты не был стар или млад Знание правил - ценный клад!».
Подведение итогов (итог):
Выходят дети-ведущие, инспектор (ребенок) встают в линейку.
1 ребенок-ведущий:
Яркий свет далёких фар
Фликер отразит тот час.
И тем самым на дороге
Сделает заметней нас.
Прикрепить его к одежде
Быстро каждый сможет,
Ты его не забывай
Он тебе, поможет.
2 ребенок-ведущий:
Пусть фликер ярко всем сияет,
Вечерний город украшает,
Дорога станет безопасней,
И Петербург становится прекрасней.
Инспектор (ребенок):
Очень рад я, говорю: берегите жизнь свою!
Правил вы не нарушайте, постоянно выполняйте,
К светоотражателям будьте вы внимательны
И из дома не ходите, пока их не прикрепите.
-
Помни,
жизнь
всего
одна
-
Больше
всех
она
важна.
-
Безопасность —
в пожеланье, Все: И спасибо за внимание!
Включается музыка на мотив песни «Что такое доброта», на фоне тихой музыки
дети
с
целью пропаганды
использования
детьми-пешеходами
световозвращающих
элементов, читают стихи: (обращаясь к детям младшей группы).
Помнить все должны вокруг,
Кто в дороге добрый друг.
С собою фликер ты возьми
И в беду не попади!
Пешеходу фликер нужен
Чтоб заметным быть в пути.
Если будешь не заметен Дорогу сложно перейти.
Вам
подарок
мы
вручаем
ленточку светящую
Смело
можете
идти,
транспорт
станет на пути.
Будем помнить мы всегда - Правила движения. И не станем никогда, Делать
нарушения!
(Затем дети старших групп вместе с педагогами раздают детям младшей группы
световозвращающие значки в подарок).
Подведение итогов.
- Ведущий: - Молодцы ребята! Наше мероприятие прошло успешно.
Сегодня, ребята, и Буратино познакомились со световозвращающими элементами,
которые помогают взрослым и детям находится на улице в темное время суток. Вы,
узнали, что такое фликер, как и где его носить! А кто, мне скажет, почему же
светоотражатели являются важными помощниками для безопасности пешеходов
на дороге? (Высказывания детей).
- Верно! Надо сделать так, чтобы все пешеходы, которые движутся через дорогу,
были заметными. Мы познакомились сегодня с фликерами, много нового узнали про них,
а самое главное – что они помогают пешеходам стать заметнее на дороге. Фликер, без
сомнения, - знак дорожного движения. Но полагаться только лишь на фликеры не стоит.
Это всего лишь один из способов защиты пешехода. Необходимо помнить и соблюдать
правила дорожного движения. Эти правила самые важные. Путь домой будет не страшен
вам, если точно и без сомнения, соблюдать вы будете правила движения.
- Вот с каким интересным помощником дорожного движения мы сегодня с вами
познакомились. Пусть у каждого из вас будет светоотражатель, чтобы обеспечить вам
безопасность на дороге в тёмное время суток.
Рефлексия:
- Вам понравилось наше мероприятие? (Ответы детей). А, что не понравилось?
(Ответы детей). Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Что сегодня нового
вы узнали? (Ответы детей).
- Всем спасибо за внимание! И до скорого свидания! До новых встреч! (Звучит
песня ПДД– «Правила дорожного движения» и дети старших групп помогают детям
младшей группы выйти из зала).
Вывод:
Главный
результат
нашей
работы
по
профилактике
детского
дорожно-
транспортного
травматизма
в
том,
что
за
все
годы
не
было ни одного случая ДТП,
причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.
Используемая литература:
1.
1.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Учебно-методическое пособие по
ОБЖ детей старшего дошкольного возраста Детство-Пресс 2004 г.
2.
Добрая Дорога Детства. Методичка. Всероссийская газета. М.: Медиа-Пресса,
2006.
3.
Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено!». Познавательные
игры с дошколятами и школьниками. Новосибирск. Сиб. унив. изд-во, 2008.
4.
Николай Пунько «Фликер / Стихи.ру